Эпоху средневековья сменяет новый период истории, получивший название Нового времени. Этот период отличается следующими характеристиками:
1) падает авторитет церкви и растет авторитет науки;
2) в культуре светские элементы начинают преобладать над религиозными;
3) авторитарные политичекие режимы постепенно сменяются демократическими.
Философия Нового времени представлена двумя основными направлениями – эмпиризмом и рационализмом.
Философия Ф.Бэкона
Френсис Бэкон (1561–1626) известен как родоначальник эмпиризма. Наиболее значительной считается его работа «О достоинстве и приращении наук». Ему принадлежит высказывание: «Знание – сила».
Ф.Бэкон был сторонником «двойственной истины», суть которой в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины.
- Философу принадлежит заслуга разработки индуктивного метода познания. Он включает в себя:
- наблюдение фактов;
- их систематизацию и классификацию;
- отсечение ненужных фактов;
- разложение явления на составные части и проверку фактов на
опыте;
- обобщение.
Ценность такого метода Ф.Бэкон видел в том, что он позволял
классифицировать факты, на которые опирается наука. Люди, считал он, не должны уподобляться паукам, которые ткут нить из самих себя,
муравьям, которые просто собирают. Они должны быть подобны пчелам, которые и собирают, и упорядочивают.
Критикуя рационализм, Ф.Бэкон предостерегал человечество от пяти «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это – «идолы рода», т.е. ориентации, свойственные человеческому роду, в частности, на больший порядок, чем существующий в реальности. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум. «Идолы театра» – те, что связаны с общепринятыми системами мышления, например, религиозные.
«Идолы приверженности к старым школам», – когда некое слепое правило, например, силлогизм, способно заменить рассудительность в исследовании.
Философия Т.Гоббса
Томас Гоббс (1586–1679) – одна из главных фигур философской школы, которая позднее в политической теории получила название школы социального контракта. Глубоко потрясенный социальным хаосом английской гражданской войны (1640–1660) и убежденный в необходимости сильного авторитарного централизованного правления как единственной защиты против естественных наклонностей человека к разрушению, Т.Гоббс в своей самой знаменитой книге «Левиафан» высказывался за установление государства, основанного на согласии между всеми людьми пожертвовать своей естественной свободой и подчиниться приказам суверена. Т.Гоббс был материалистом: он верил в то, что физические атомы, находящиеся в движении, являются единственными реальными вещами. Он объединил эту метафизическую теорию с психологической теорией, согласно которой всякое человеческое существо всегда действует в направлении удовлетворения своих желаний и усиления своей власти. В
«Левиафане» он попытался вывести свою теорию социального контракта из этих двух фундаментальных положений. Гоббс был одновременно тонким наблюдателем человеческого поведения и изящным стилистом. «Левиафан» – одно из наиболее сильных произведений английской политической философии. Основным предметом философии и науки Гоббс считал природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить. Основными философскими положениями Гоббса можно
считать следующие:
1. Онтологические. Мир, по Гоббсу, – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из
отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек. Таким образом, материя представляет собой нечто однородное, лишенное качественных различий, а различия проявляются лишь в количественных отношениях.
Механистический подход обнаружился у Гоббса также и в толковании движения материи, которое он понимает лишь в механической форме как перемещение тела из одного пространства в другое. Познать движение как самодвижение Т.Гоббс не мог в силу исторических условий развития научных знаний.
2. Гносеологические. Т.Гоббс признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме. Первоначально
возникающие идеи в дальнейшем перерабатываются двумя способами активной деятельности разума: сравнением, сочетанием и разделением идей. Философию Т.Гоббс определял как рациональное познание связей вещей. В обосновании научного познания он преувеличивал роль разума и недооценивал роль чувств. Всю деятельность познания Т.Гоббс пытался свести к простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию. В теории познания Т.Гоббс пытался обосновать материалистическое понимание истины. Истиной он считал правильное суждение, верно отражающее причины связи. Однако в толковании истины он порой допускал субъективизм: истина и заблуждение зависели у него от правильного и неправильного расположения слов в суждениях.
В учении о человеке как гражданине Т.Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство представляет собой «искусственное тело», возникающее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех. Создание государства означает создание гарантий безопасности каждого гражданина.
Философия Р. Декарта.
Рене Декарт (1596–1650) обычно считается основателем современной философии. Для понимания его философских взглядов наиболее важна два произведения мыслителя: «Рассуждения о методе» и «Метафизические рассуждения», в которых обосновывается метод
«картезианского сомнения», т.е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования.
Выражение «Мыслю, следовательно, существую» отражает сущность теории познания Р.Декарта, которая может характеризоваться как крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).
Из этого тезиса следовал ещё один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.
Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.
Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Р.Декарта. Строго говоря, по Декарту, субстанцией является только Бог. При этом Р.Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым относится прежде всего идея Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется Декартом с природой,
главным свойством которой является протяженность.
Врожденные научные идеи – это ещё не готовые истины, а предрасположение разума, вместе с тем, разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет ориентироваться из достоверный метод (дедукцию), который включает в себя:
-ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений;
-разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;
-осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.
Абсолютизировав роль разума в познании, Р.Декарт полагал, что с
помощью дедуктивного знания можно вывести все истинные знания о мире.
На протяжении всей своей жизни Р.Декарт прежде всего интересовался проблемами методологии, в частности, проблемами очевидности и достоверности. Его первая работа называется «Правила для руководства ума». В ней речь идет о процедурах, с помощью которых можно исследовать какую-нибудь проблему, избегая ошибок и путаницы. Его знаменитая работа «Размышление о первой философии» стала вызовом всей общепризнанной на то время философской науке и послужила поводом для научных дискуссий. Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарта – размышляющий субъект. Если в философии средних веков главным был принцип абсолютной личности, то в
философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего.