Единой картины происхождения человека и общества на сегодняшний день не существует. Религиозная концепция о сущности и происхождении общества требует признания своей мифологии за действительность. Идеалистическая концепция не имеет чёткого научного обоснования в силу своей спекулятивности. Материализм не имеет достаточно научной аргументации.
Попытки научного определения общества
1.Марксистская орудийно-трудовая теория, согласно с которой труд и трудовая деятельность создали человека.
2.З. Фрейд предложил рассматривать в качестве источника происхождения человека обладание им совестью.
3.Й. Хёйзинга фундаментальный принцип культуры видит в игре и игровой деятельности, которая формирует человека.
4.Э. Кассирер выдвинул символическую концепцию происхождения человека и его культуры.
Возникновение общества совпадает с возникновением человека. Можно предположить, что важнейшим фактором превращения
животного стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать в знаково-символической системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Такой способностью не обладает ни один вид животных. Система запретов и ограничений получила своё выражение не только в невербальных, но и в постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Общение позволяло закреплять трудовые навыки, упрорядочивать поиск
и обработку пищи, согласовывать свои коллективные действия. Этнографические данные показывают огромное значение игры как формы передачи опыта и формирования навыков совместной деятельности.
Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нём нормы повседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельности человека и создают предпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бы
трансформацию ни переживало общество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы, возникшие вместе с человеческим родом.
Общество как система
Общество – такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство – длящийся во времени и циклически повторяющийся процесс (воспроизводство). В то же время оно включает в себя изменчивость, определённую социальную динамику. Социальная динамика, развитие общества обеспечивается сохранением и совершенствованием способов передачи последующим поколениям накопленного опыта как в производстве, так и в управлении поведением людей.
В широком смысле общественное производство – многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые
общественной жизни. В него входят: воспроизводство самих людей как общественных индивидов; материальное производство, т.е. создание материальных условий сохранения и поддержания их жизни, духовное производство, т.е. производство идей, знаний, духовных ценностей, производство социальных связей и отношений, обеспечивающее согласованность человеческой деятельности, целостность и организованность общества.
Общественное производство – коллективный процесс, он включает в себя систему отношений, специфичных для каждого элемента общственной жизни. Основные из них – семейно-бытовые, производственные, социальные, духовные (идеологические), политические. Усложнение общественной жизни сопровождается усилением дифференциации общества и разделения труда. В результате складываются важнейшие относительно самостоятельные специфические подсистемы общества, каждая из которых выполняет необходимые для всего социального организма функции.