· В истории Западной Европы эпохой Просвещения называется период между двумя революциями – английской и французской, т.е. между 1688 и 1789 гг. Философия эпохи Просвещения является составной частью философии Нового времени. Главные идеологи Просвещения – французский мыслители Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо,
Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри. В Англии видными просветителями являлись Дж. Толанд, Дж. Коллинз, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Д.Пристли, а в Германии – Г.Лессинг, а также молодые И. Кант и И. Фихте.
· Характеристики:
· Вера в человеческий разум, свободный от морально-нравственных предрассудков, религиозных догм. суеверий и ложных авторитетов. С помощью научных знаний просветители надеялись изменить
человеческие представления, пересмотреть интеллектуальные ценности, сделать разум мерилосм того, что существует. Основные направления философской мысли: рационализм, материализм, атеизм.
· Основная идея Просвещения как идеологического движения: только человеческий разум, а не религиозная вера, способен обеспечить человечеству достойное существование путём научного и технического прогресса. Цель жизни людей – благосостояние.
· Разум понимается как движущая сила, порождающая духовное богатство и ведущая к раскрытия истины. Он должен, опираясь на физику и математику, устанавливать связи одного факта с другими.
· Основная форма философско-религиозной веры – деизм. (от лат. deus – «бог») – рациональная или естественная религия, признающая существование Бога, который является творцом мира, но не участвует в
жизни природы и общества. Деисты считали, что Бог – это безличное разумное начало, вечное и высшее, он является истиной разума, а не религиозной веры. При этом деизм признавал возможность будущей жизни, в которой каждому воздастся за добро и зло. Вольтер рассматривал такую религию как совокупность нравственных принципов, таких как терпимость и свобода, котрые являются общими для всего человечества, но независимы от Божественного откровения.
2.Естественное право и Декларация прав человека. Под
естественным правом понималось рациональное право, отражающее объективные законы природы. Законы юстиции являются такими же объективными и неизменными, как и законы математики. На основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, воплощённая в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 г. Учредительным собранием во время Французской революции. В кратком виде она провозглашает свободу. Всеобщее равенство в правах, право на собственность, безопасность и сопростивление угнетению. Закон одинаков для всех и устанавливает точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Закон есть выражение общей воли народа, выработан при непосредственном участии всех граждан. Право собственности – священное и неотчуждаемое. Принципы естественного права легли в основу конституционного устройства демократических государств западного типа.
Задания.
1.В эпоху Просвещения человеческий разум стал рассматриваться как «мера» всего существующего. С идеями каких античных философов пересекается данная позиция?
Натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Пифагор.
Софисты (Горгий, Фрасимах, Протагор). Сократ
Платон
Аристотель.
2. Согласны ли вы с тезисом просветителей: «Борьба каждого за его личный интерес должна способствовать его личному благосостоянию?
Может ли личный эгоизм быть двигателем общественного прогресса?
3. Можно ли путём просвещения людей решить все моральные проблемы общества?
4.Какие общественные проблемы решаются с помощью революций?
Расцвет философии эпохи Просвещения приходится на XVIII столетие. Её идейным центром становится предреволюционная Франция. Французское просвещение выступило за свободу научной и философской мысли против основ феодальной идеологии. Источником идей французских просветителей были учения английского просвещения.
Крупнейшим представителем философии эпохи Просвещения был
Вольтер (1694–1778). Основные его произведения: «Философские
письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.
Вольтер – деист, т.е., признавая детерминированность естественных и общественных явлений, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движения и развития является Божественной.
Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под
которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.
Социально-политические взгляды Вольтера имеют, в основном, антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья.
Ж.-Ж. Руссо. Демократическое крыло французского просвещения возглавлял Жан-Жак Руссо (1712–1778). Основные его произведения:
«Общественный договор», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и др.
Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуализме и деизме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «Верховного разума». Материя, по его мнению, пассивна, движение осуществляется нематериальной субстанцией.
В познании Руссо был сторонником сенсуализма, абсолютизировал роль чувств и принижал роль теоретического мышления. Он полагал, что чувства представляют собой более ценную сферу духовной жизни людей, чем разум, так как развитие форм разума разрушило в человеке
первоначальную гармонию и ослабило его естественную мощь.
В своих философских работах Жан-Жак Руссо (1712–1778)
обосновал, что причины неравенства среди людей коренятся в
возникновении частной собственности при переходе от
«естестественного состояния» к гражданскому обществу. Вместе с тем философ признавал правомерность существования мелкой трудовой собственности. Богатство, особенно чрезмерное, по его мнению,
порождает праздность и развращает нравы.
Разрешение противоречий существующей цивилизации Жан-Жак Руссо усматривал, главным образом, в применении новых методов обучения. Он разработал утопические рекомендации, направленные на то, чтобы изолировать детей от общества и воспитывать их на лоне природы, учитывая естественные способности и интересы воспитания.
Сенсуализм в теории познания дополнялся у Ж.-Ж. Руссо сентиментализмом в эстетике и литературном творчестве. Сентиментализм выражался в идеализации простой жизни обыкновенного среднего человека на лоне природы, в культе чувственности, в отрицании сословных преград и предрассудков.
Ж.Ж.Руссо – одна из наиболее парадоксальных фигур в современной европейской литературе. Его произведения можно
разделить на две группы, которые содержат противоречащие друг другу положения. Его автобиографическое произведение «Исповедь», романы
«Эмиль» и «Юлия, или Новая Элоиза», его «Рассуждения о науках и искусствах» глубоко пронизаны сентиментальной идеей о том, что наша природа по сути своей хороша, а цивилизация есть великий развратитель, что руководствоваться можно лишь чувствами, а не разумом, что люди только тогда станут по-настоящему нравственными, когда будут устранены препятствия для реализации культурной основы жизни. Однако в своей важнейшей работе «Об общественном договоре» Руссо приводит строго логические доказательства того, что справедливое государство и нравственность сами по себе возникают благодаря нашим рациональным способностям. Это произведение
явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX В.) Философия И.Канта
Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается, в основном, проблемами естествознания, и критический, в котором исследует возможности познающего разума. Наиболее важными произведениями И.Канта критического периода являются: «Критика чистого разума», «Критика
практического разума» и «Критика способности суждения». В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В
ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.
Гносеологическая позиция И.Канта базируется на анализе трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» И.Кант
утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание познающему разуму остается недоступным. Так на первой ступени познания возникает понятие «вещи-в-себе».
Вторую ступень познания И.Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он высказывает мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов. Следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.
Третья ступень познания рассмаривается в работе «Критика чистого
разума». В ней И.Кант анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия философ называет «антиномиями», которые содержат взаимоисключающие суждения. При этом каждое из них может быть доказано как истинное. И.Кант приводит четыре примера таких антиномий, каждая из которых содержит тезис и антитезис.
Первая антиномия: «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис).
Вторая антиномия: каждая сложная субстанция и состоит, и не
состоит из простых частей.
Третья антиномия: существуют два рода причинности – одна соответствует законам природы, другая – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис).
Четвертая антиномия: существует и не существует абсолютно необходимое существо.
В историко-философской литературе гносеологическую позицию
Канта часто называют агностицизмом.
Теория познания Канта основана на признании доопытного, априорного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим
«вещам-в-себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него – к разуму. Рассудок, переходящий свои границы,
т.е. границы опыта, - это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других
познавательных способностей человека. Способность к
сверхчувственному познанию он называл трансцендентальной апперцепцией. Это значит, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и во времени. Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания.
Философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere – переступать) называются доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.
На этапе познания мира через практический разум человек, по
Канту, использует знания, полученные с помощью «чистого» или теоретическог разума. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта являются «автономная воля» и правила или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Самым существенным регулятором
поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту, категорический императив. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:
1.Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2.В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность.
3.Все поступки должны совершаться на благо обществу.
Только общество, по мнению И.Канта, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант сформулировал моральный закон – категорический императив так: «Поступай так, чтобы твое поведение
могло стать всеобщим правилом».
Диалектика Гегеля.
Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831) Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории» и др.
Г.В.Ф.Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а Абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная
идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир
– природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат её развития.
«Абсолютная идея в своём движении проходит три ступени:
1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»;
2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в
материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в
«Философии природы»;
3) развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенными им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Г.В.Ф.Гегелем в «Философии духа».
Задача философии, считает Гегель, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития:
-закон единства и борьбы противоположностей;
-закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;
-закон отрицания отрицания.
В сфере социально-философских концепций Гегель высказал ряд
ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что человек познает своё тождество с Абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом).
Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод, стали называться младогегельянцами. Они желали изменения
государственного строя, государственных реформ. Сторонники сохранения старых форм жизни – старогегельянцы – оправдывали
разумностью действительность феодально-сословного государства.
Заслуга немецкой классической философии заключается в том, что она сделала мышление историческим, максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все. Во второй половине XIX в. выделились два направления немецкой классической философии.
1) Критика с позиций материалистической философии.
2) Критика со стороны неклассической идеалистической философии. Для критики «гегелианства» использовались как
материалистические подходы, так и подходы, отвергающие логические связи в природе, восприятие мира как целостной закономерной системы, критикующие диалектику Гегеля и саму идею развития. Критику
немецкой классической философии с позиций материализма в начале
ХХ в. осуществила марксистская философия.