Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Доказательства существования Бога.




Большинство схоластов считало, что можно рационально обосновать существование Бога. Соответствующие аргументы часто называются «доказательствами существования Бога».

 

 

Доказательства Фомы Аквинского.

Космологический аргумент.

Каждое изменение в существующем явлении указывает на нечто вне этого отдельного явления. Оно указывает на то, что является источником изменения.

Идея доказательства - изменение не может одновременно быть своей собственной причиной. Следовательно, должна существовать первая причина, которая сама ничем не обусловлена, но является источником всех изменений и всех движений. Эта первопричина

является «Перводвигателем» и, согласно Фоме, мы называем её Богом.

Каузальный аргумент.

Существует связь причина-следствие. Любое следствие указывает на свою причину и т.д. Следовательно, должна существовать первая причина, которую «мы называем Богом»

Аргумент, основывающийся на необходимости.

Любая вещь на Земле является принципиально случайной в том смысле, что её существование не является необходимым. Однако немыслимо, чтобы всё было случайным. Должно быть нечто необходимое. («мы называем его Богом»).

Аргумент, основывающийся на степенях совершенства и бытия.

Мы видим, что всё существующее является более или менее

совершенным и обладает большим или меньшим бытием. Следовательно, мы можем вообразить градацию бытия в совершенстве. Этот иерархический порядок указывает на нечто, находящееся за

 


земным миром и являющееся совершенным. Это нечто является

Абсолютным Бытием, которое, по Фоме «мы называем Богом»

Телеологический (физико-телеологический) аргумент

Мы воспринимаем порядок в природе и в результате за всем обнаруживаем цель. Вселенная предстаёт перед нами хорошо

упорядоченной и превосходно организованной. Порядок в мире и его

многие таинственные взаимосвязи свидетельствуют о его исключительно продуманном и хорошем плане, и это снова указывает на рациональный Дух, который породил этот план и который актуализировал его во Вселенной. Этот планирующий Дух «мы называем Богом».

 

 

Проблема зла

Часть того, что мы называем злом, является необходимым следствием того. что мы и вещи конечны. Вещи и люди не длятся вечно. Эти ограничения пространством и временем необходимы даже в самом совершенном мире, поэтому зло необходимо даже в самом

совершенном мире. В силу своей конечности они не могут быть приписаны воле Бога.

Многое из того, что люди трактуют как зло, кажется нам злом из за конечности нашей позиции. Если его рассматривать с более высокой перспективы, то это кажущееся зло исчезло бы.

Некоторое зло всё же остаётся реальным и порождённым Богом. Это то зло, которое является результатом Божьего наказания за грехи. Но его порождает не Бог, а человеческий грех. Человеческий грех не от Бога, а от свободных действий человека. Но не Бог является причиной неправильного использования свободы воли. Плохих действий, поскольку такое зло является злом именно в смысле небытия как отсутствия Бога и добра. Это небытие не существует, и, следовательно,

не имеет причины, Тем более, такой причины, как Бога.

Фома Аквинский - крупнейшая фигура зрелой схоластики, главный философ Римско-католической церкви, который гармонически синтезировал аристотелизм и христианство, за что получил титул

«ангельского доктора». Номинализм и реализм в истории

средневековья. Отличительной чертой средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом, растянувшаяся

на несколько столетий в выяснении вопроса о том, обладают ли общие

понятия реальным содержанием.

Представители реализма считают, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия – универсалии. Отсюда и название этого направления, не совпадающее с современным смыслом понятия «реализм». Изначально, уверяли они, существует

«дом вообще» как своего рода идея дома. Нетрудно заметить здесь влияние учения об идеях Платона. К сторонникам реализма относят Ансельма Кентерберийского, Фому Аквинского и др.

 


Другое враждебное реализму направление средневековой схоластики – номинализм – настаивал на реальности единичных вещей, считая универсалии простыми копиями или именами, которые люди присваивают вещам. Нет «дома вообще», есть конкретный дом или их сумма, а название дано людьми для того, чтобы отличать один предмет от другого. К сторонникам номинализма относят Расцелина, Оккама и др.

За этим спором скрывалась очень важная философская проблема, что чему предшествует: объективно существующие, чувственно воспринимаемые вещи общим идеям (номинализм) или, наоборот, идеи

– вещам (реализм); движется ли наше познание от ощущений к понятиям или от понятий к вещам. В Новое время этот спор продолжился в борьбе эмпиризма с рационализмом.

 

 

Ответьте на вопросы:

 

 

• 1.Можно ли, рационально, опираясь на логику, действительно доказать существование Бога?

• 2.Возможно ли доказать логически отсутствие Божественного бытия?

• 3.Можно ли доказывать то, что предполагает веру и верить в то, что невозможно доказать?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2400 - | 2277 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.