Возрождением называют переходной период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий с XIV по XVI в., когда средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй ещё не утвердился.
Философию Возрождения в соответствии с развитием идей можно разделить на такие периоды:
1) раннее Возрождение (Данте, Петрарка, Боккаччо);
2) высокое Возрождение (Кузанский, Пико дела Мирандола, Помпонацци);
3) позднее или модифицированное Возрождение (Телезио, Патрицци, Бруно и др.).
Эпоха Возрождения имеет следующие характеристики:
- становление простого товарного производства, основанного на денежном обращении;
- возрастание социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, торговля, банковское дело;
- возникновение городской светской культуры, деятели которой подвергали существенному пересмотру традиционные религиозные,
нравственные, эстетические взгляды средневековья, полностью не порывая с ними;
- обращение к ценностям античной культуры как источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики;
- антропоцентризм, в котором утверждается представление о человеке как о свободной, сильной личности, отстаивающей свою индивидуальность и независимость;
- утверждение гуманизма не только как мировоззрения, но и как социально-политического движения, социальной практики;
- антиклерикализм, тесно связанный с гуманизмом и антропоцентризмом, направленный против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.
Натурфилософские и социально – политические учения эпохи
Возрождения
На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).
Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Можно назвать следующие характерные особенности их натурфилософских учений.
1. Пантеизм, который, прямо не отрицая Бога, отождествлял его с природой. Наиболее глубоко, с применением диалектического метода разработал эти идеи Николай Кузанский в учении о Боге как о бесконечности в пространстве – «абсолютном максимуме»;
2. Познание Бога-Вселенной проходит через: а) чувственное восприятие; б) рассудок, разделяющий противоположности; в) разум, их составляющий; г) интуицию. Чувственное и рациональное при этом сливаются, становятся единым в познании окружающей природы.
Согласно учениям натурфилософов, Земля – лишь одна из планет Солнечной системы (Бруно), которая, в свою очередь, включается в бесчисленное множество подобных систем во Вселенной. Тем самым была опровергнута теологическая концепция творения мира Богом.
Натурфилософия Возрождения отрицала откровение как метод познания и настаивала на выработке научного метода, тесно связанного с практикой. При этом она ориентировалась на привлечение естественных наук для познания мира и человека. Первыми предложили подобного рода технические средства освоения действительности Леонардо да Винчи и Галилео Галилей.
Социально-политические учения эпохи Возрождения
представлены такими философами, как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Основы их учений составляют идеи утопического социализма:
1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности;
2) утверждали необходимость ликвидации частной собственности как условия становления будущего коммунистического общества;
3) коммунистическое общество представлялось им как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать
эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд станет обязательным для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;
4) общество обязано взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставить им все средства для всестороннего гармоничного развития. Обществу также вменялось в обязанность регламентировать семейно-брачные отношения;
5) общество будущего должно быть бесклассовым, основанным на общественной собственности, на принципах равенства и справедливости, что обусловливало необходимость борьбы;
6) Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.