(V – VIвв.
Разработал:
- иерархию духовного мира.
- новый тип теологии – апофатический (отрицательный)
- исихазм – аскетическая традиция христианства.
Ориген –создал многие положения, которые легли в основу
христианского вероучения. Считал, что истолкование Священного
Писания есть основа христианской веры.
Латинская патристика
Августин Блаженный – создатель богословской системы
Основные идеи
Проблема веры и разума
Объединил неоплатонизм и христианскую веру.
Единое (Плотин) было интерпретировано в качестве христианского
Бога.
Откровение (через жизнь Христа и Библию) является для людей историческим провозглашением сущности Бога и Его плана. Через христианское откровение и веру христиане приобщаются к Богу, а, значит, и ко всей жизни Вселенной, сотворённой по божественному
замыслу. Таким образом, вера в своём наивысшем значении обладает эпистемологическим превосходством над земной мудростью и одновременно освещает земную мудрость. Вот в чём состоит смысл слов: «Верую, чтобы понимать».
Понимание Бога как личности делает возможным познание Его человеком (сотворённым по образу и подобию божию, т.е. тоже личностью) через веру.
Проблема знания и воли.
Воля рассматривается как решающий фактор нашей духовной жизни. Конечно, разум и знание также играют свою роль, например, при выборе альтернатив, но воля обладает приоритетом над разумом.(экзистенциальная, а не интеллектуальная концепция веры).
Греки разделяли интеллектуальную концепцию человека: разум обладает приоритетом над волей.
Доказательство бытия Бога
«Если я в чём-то сомневаюсь, это означает, что я обладаю какой-то истиной. Если я уверенно говорю, что это не истина, значит я знаю, что есть истина».
Антропология
Такие понятия как творение, личность, воля, любовь, грех, спасение предстают в философии Августина фундаментальными метафизическими понятиями. Космологически важным оказываются не природа и не чистые идеи, но скорее персонифицированная взаимосвязь между Богом и человеческими созданиями. Люди не только существуют во Вселенной как более или менее высшие создания. По
большому счёту, Вселенная сотворена Им для человека, для его жизни и деяний в соответствии с замыслами создателя и Его законами. В принципе это относится ко всем людям как созданным по образу и
подобию Божьему. Воля и вера, грех и любовь, наказание и спасение оказываются основными для этой изменившейся взаимосвязи людей с Богом.
Проблема отношения христианства к истории
Августин как христианин связывает откровение с историей. Именно в истории укоренено событие рождения Христа, событие распространения Его учения. Таким образом, единство в вере человека с Богом оказывается исторически определённым. Это же относится и к творению Богом Вселенной: она имеет начало и придёт к своему завершению. Жизнь Вселенной подчиняется божественным законам, есть выражение Божественной Воли, постичь которую человек может только частично через откровение Божьего слова и веру в Христа и Библию.
Таким образом, духовная жизнь человека выдвигается на первое место
Проблема зла в мире
В соответствии с неоплатонистским мировоззрением, зло является небытием.
Августин – не согласен. Он рассматривает зло как неправильное использование воли, т.е. несогласие с добром.
Теория познания
Провиденциализм.
«Не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать»
Это значит, что познание является, в основном, корректировкой знания, которое априори уже было в человеке.
Бог – личность. Если так, то его можно познавать по аналогии с человеческой душой. Человек внутренний есть образ и подобие Бога и Святой Троицы, в человеческой душе отражается сам Бог, поэтому настоящая проблема человека не окружающий мир, космос, а он сам.
Углубляясь в свою собственную душу, мы находим Бога.
Этическая проблема
Как Августин в связи с вышеизложенным, характеризует отношения между людьми? Центральными являются чувства и воля, грех и наказание.
Отношения между мужчиной и женщиной являются одним из источников напряжённости: духовное выше телесного, поэтому духовная любовь между мужчиной и женщиной является благородной, тогда как плотская любовь между ними является чем-то низшим.