Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Литературный вечер в школе




Основа литературного вечера — до­клад, но читать его не следует: он должен иметь форму живого расска­за. Лучше, если докладчиков несколь­ко. Один может говорить от имени современников писателя, другой — передавать мнения позднейших лите­ратурных критиков, третий -- высту­пать от лица наших современников, четвертый — связывать все это в еди­ное целое и давать необходимые комментарии. Ведущие могут общать-: ся между собой, а их выступления

принимать характер спора. Хорошо, 1 если рассказ сопровождают короткие • инсценировки, романсы и песни на стихи данного автора, кинофрагмен­ты, диапозитивы, любимые музы­кальные произведения писателя, ко­торому посвящен вечер, или музы­кальные отрывки, по настроению и тематике подходящие к тексту до­клада.

Можно устроить литературный ве­чер-маскарад, посвященный, напри­мер, творчеству Н. В. Гоголя. В нем

будут участвовать и персонажи «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (здесь вполне уместными окажутся украинские песни и танцы), и герои «Тараса Бульбы»; частью такого ве­чера могут стать сцены из «Ревизо­ра» и инсценировки «Мертвых душ».

В программу литературных вече­ров можно включить как самостоя­тельную часть викторину — угады­вание героев но их репликам, кратким характеристикам, которые этим геро­ям дают другие персонажи про­изведения.

Вечера, посвященные историче­ской или военно-патриотической те­матике, можно строить как литера­турные монтажи, сценарии которых нужно тщательно продумывать. Важ­но, чтобы песни, стихи, сценки и прозаические отрывки, биографии или воспоминания о поэтах, если ве­чер посвящен, например, поэзии воен­ных лет, чередовались равномерно. Готовые сценарии нередко публикуют­ся в журнале «Литература в школе».

Повтор

вых душах» («Повесть о капитане Копей-кине»).

В повестях И. С. Тургенева 40—50-х гг. XIX в. воплощены типы «лишнего» человека и нравственно сильной и духовно прекрасной героини. Образы, темы, сюжеты, идеи повес­тей И. С. Тургенева находят окончательное воплощение в его романах 1850—1860-х гг.: «Руднне», «Дворянском гнезде», «Накану­не», «Отцах и детях», «Дыме». Это же свой­ство повести как своего рода творческой ла­боратории романа проявляется в ряде слу­чаев у крупнейших мастеров критического реализма (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин) и социалистического реализма (М. Горький, А. Н. Толстой, М. О. Ауэзов, Ю. В. Бондарев, Ч. Т. Айтматов).

ПОВТОР

Повтор — повторение слов или словосочета­ний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усили­вает его эмоциональное воздействие, под­черкивает важнейшие мысли.

Повторы могут широко употребляться в прозе: рассказе, повести, романе. Это чаще всего смысловые повторы. Например, у Ф. М. Достоевского настойчиво тревожащий со" знание Раскольникова на протяжении всего романа образ колокольчика вызывает у чи­тателя различные чувства и мысли, способст­вует более глубокому пониманию произведен ния. К повторению характерных деталей не­редко прибегает А. П. Чехов: неизменный ри­туал приема гостей в доме Туркиных («Ионыч»), «футлярные» детали в описаниях Беликова («Человек в футляре»)

Но особенно велика роль повтора в сти­хах. Стихи строятся на четком чередовании соизмеримых ритмических величин — слогов, ударений, строк, строф. Рифма и другие зву­ковые соответствия образуют звуковые повторы. Особым видом словесного повтора в стихах является рефрен (припев).

Наиболее распространенный вид повто­ра — параллелизм.

Элементы, повторяющиеся всякий раз на равном расстоянии друг от друга, в заранее ожидаемом месте (например, припев в песне), образуют повтор упорядоченный (регуляр­ный) в отличие от нерегулярного (так не­регулярно повторяются в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...»

строки «Шуми, шуми, послушное ветрило, //Волнуйся подо мной, угрюмый океан»).

Фольклору присуще троекратное повторе­ние, причем последний повтор противопо­ставляется двум первым. Так, первые две попытки действия героя волшебной сказки обычно неудачны, и только третья приносит успех. В сказках же с так называемой це­почной композицией («Колобок», «Теремок», «Репка») повторяющихся эпизодов обычно больше. В литературном произведении эле­менты, имеющие особо важное значение, могут повторяться много раз. По сходству с музыкальными такие повторы, выступающие носителями основных идей произведения, при­нято называть лейтмотивами.

Повторяющиеся элементы могут находить­ся рядом и следовать один за другим (кон­стантный повтор), а могут быть разделены другими элементами текста (дистантный пов­тор). Особый вид константного повтора — удвоение понятия (тавтология), более все­го распространенное в фольклоре: «рано-ра-нешенько»; у Пушкина в наброске одной из «Песен западных славян»: «Разломали тес­ную темницу»; у М. И. Цветаевой: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, //И все — равно, и все — едино...»

Существенно также, какую позицию зани­мают повторяющиеся элементы в строке, строфе, абзаце. Если они стоят в начале построения — это анафора: «Когда умира­ют кони — дышат, //Когда умирают травы — сохнут, // Когда умирают солнца — они гаснут, // Когда умирают люди — поют песни» (В. Хлебников). Повторение в конце фрагментов называется эпифорой. Эпифора, стоящая в конце строки после рифмы (ре-диф), характерна для поэзии Востока. У рус­ских поэтов чаще встречается анафора.

Слова, стоящие в конце одной строки и составляющие начало последующей, назы­ваются стыком или подхватом — построе­ние, особенно любимое фольклором: «Бочки накатали с лютым зельем. //С лютым зельем, с черным порохом». Этим приемом широко пользуются и поэты: «О, весна без конца и без краю — // Без конца и без краю мечта!» (А. А. Блок). Подхват особенно наглядно демонстрирует роль повтора как средства для достижения связности худо­жественного текста.

Бывает, что в одном повторе совмещаются различные его виды. Так, строка «Ну что тебе надо еще от меня?» начинает и завершает стихотворение А. А. Вознесенского «Испо­ведь» (кольцо). Эта же строка стоит в конце нескольких строф стихотворения (эпифора). Повтор может быть точным (повтор-

210 ^пи.нклоисдичсский с.тр.

копия) и неточным (понтер-эхо). Не точность может проявляться н изменении последовательности элементов или же в изме­няемости самих элементов. Сравним начало и конец стихотворения Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека... - Ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь». Изме­нились и последовательность элементов, и их число. Повтор, при котором элементы (строки или слова) следуют в обратном порядке, называется зеркальным.

Неточность повтора может вызываться сжатием нерноначального текста (редук­ция) или его растяжением (амплификация), как в только что приведенном примере.

Особую группу составляют межтекстовые повторы. В фольклоре, а также в средне­вековой литературе наиболее важные худо­жественные образы переходили из одного произведения в другое (постоянные эпитеты, зачины и концовки сказок, картины сраже­ний в древнерусских летописях и повестях по этой причине их не следует принимать за точное описание какого-либо конкретного сражения). В литературе средних веков одно произведение служило как бы отзвуком, эхом другого. Так, в «Задонщине» — повести о победе на Куликовом поле — много элемен­тов, соотнесенных со «Словом о полку Иго-реве».

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

У пословиц и поговорок нет автора. Мы ни­когда не узнаем точного времени их появле­ния, места их создания. Но без них не об­ходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десят­ков поколений. Им свойственна афористиче­ская сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни человека. Неда­ром они стали бесценным материалом для ис-следова ни и не тол ько филологов, но и историков, этнографов, писателей, филосо­фов. Передаваясь из уст в уста. пословицы и поговорки шлифовались, совершенство­вались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность. У каждого наро­да свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Пословицы и поговорки — это жанры на­родного творчества, восходящие, по мне-

нию ученых, к временам первобытнообщин­ного строя. Столетия отделяют их от пер­вых литературных памятников. Они орга нически вошли в эпос Древнего Востока, Библию, Коран, великую книгу индусов «Панчатантра». Монахи-летонисцы на полях своих сочинений оставили записи услышан­ных ими в миру или от прихожан изуми­тельных по своей философской глубине из­речений. Великий собиратель народною творчества В. И. Даль в предисловии к сборнику «Пословицы русского народа» писал: <{.... мы должны согласиться, 410 она (пословица) не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно меж-дометье».

Кто из нас с детства не знает: «Век жи­ви, век учись», «ученье - свет, а не­ученье -- тьма», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Язык мой враг мой». А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и М. Горький постоянно вслушивались в на­родную речь, изучали русские пословицы и поговорки, служившие им и школой ма­стерства, и источником вдохновения. Пуш­кин восторженно восклицал: «А что за рос­кошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Читая сборник пословиц, Толстой заметил: «Вот как хороню сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много».

Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнооб­разии. Они рождались в процессе осмысле­ния народного опыта, с исключительной пол­нотой отражали мышление трудящегося человека. Мы явственно видим, что земле­делец завещал потомкам: «Глубже пахать — больше хлеба жевать», «В пашне огрехи — в кафтане прорехи». За наковальней в де­ревенской кузнице возник афоризм: «Не кует железа молот, кует кузнеца голод», под стук плотницких топоров родилась по­словица: «Плотник стукать охотник». Повсед­невно сталкиваясь с неправдой, несправед­ливостью, воплотившихся в неправедных судьях, подьячих, приказных, потерпевшие горько и зло говорили: «Тяжба не i ля, суд • виселица», «В суд ногой -— н карман рукой», «Судье полезно, что в карман полез­ло». Видя в церковниках не защитников, а вымогателей и лицемеров, русский человек говорит об иконе: «Годится — молиться, не годится - горшки покрывать» (В. Г. Белин ский «Письмо к Гоголю»), говорит о попе: «Дерет коза лозу, а волк козу, а мужик

Пословицы и поговорки

волка, а мужика поп».

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. В. И. Даль отмечал, что «пословица — коротенькая притча». Конкретное явление приобретает в ней обобщающий смысл, а частный факт при­меняется к общему явлению. «Каково по­сеешь, таково и пожнешь», - исстари гово рили на Руси, имея в виду не только каче­ство сева, но и результат любого дела, поступ­ка. Заметим, что синтаксически пословица чаще всего двучленна: «Беда беду родит — третья сама бежит», причем во иторой части нередко содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл. Для многих пословиц характерна ритмичность, мерность: «Обед не в обед, как хозяюшки нет», «Много хо­чешь знать, мало будешь спать». В посло­вицах норой звучит ирония, насмешка, из­девка: «Ходите почаще, без вас веселей», «Свету видал: со свиньями корни едал». Читая сборники пословиц и поговорок, по­ражаешься, сколько на Руси было поэтов, создавших поистине вечные образы, выра-

зительные, живописные, свежие: «Девица красна а хороводе, как маков цвет в огоро­де», «Яблочко на яблоньке — то ты у меня; перстень на руке -- то я у тебя». А вот целая поэма, и поэма трагическая, а в ней всего два слова: «Бесприданница — безответница».

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смыс­ла. В. И. Даль писал: «Поговорка, по народ­ному определению, цветочек, а пословица — ягодка; и это верно». И далее он опреде­лял: «это одна первая половина послови­цы». Поговорка -- это всегда меткий, выра­зительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафорич­ность: «Убил двух зайцев», «Семь пятниц на неделе». Многие поговорки строятся на ги­перболе: «Заблудился в трех соснах». Неко­торые исследователи, основываясь на прису­щих многим поговоркам ритмических особен­ностях, утверждают, что поговорки как бы осколки забытых, неизвестных нам стихотво­рений: «После дождика в четверг» (хорей), «Хвалилась синица море зажечь» (дактиль).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ

В разнообразные литературные иг­ры можно играть и дома, и в школе па переменах, и на школьных вече­рах. Вот описание нескольких игр, известных с давних времен.

1. Буриме (от французского bouls rimes рифмованные концы). Эта игра известна с XVII в. Предлага­ются рифмы (например: ядом — рядом, платы — латы). Строчки с этими рифмами должны придумать Biii сами. Менять рифмы нельзя. У бу­риме существуют разные варианты. Иногда рифмы нельзя переставлять местами; иногда пишут одну стихо творну ю строчку, закрывают ее, оставляя лишь последнее слово, а партнер продолжает стихи, придумав свою строчку, рифмующуюся с преды­дущей.

2. Эта игра заставнг вас вспомнить стихи. Один из играюпшх пишет или читает стихи. Партнер должен вспомнить четверостишие, которое начинается на ту букву, которой оканчивается предыдущее. Один начи­нает:

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;

второй продолжает: Мчатся тучи, вьются тучи... и т. д. Ксли слово кон-ч.к-тся на «ы» или чь», ги партнер начинает с предыдущей буквы, буква

3- Акростих -- это стихотворение. в котором начальные букны строк составляют какое-либо слово. Напи­шите по вертикали выбранное слово. Затем каждый из играющих пишет по строчке или же свой акростих. Это была любимая игра в России XIX в.

4. Сходство различие. Каждый из играющих записывает два предмета, несходных между собой, например: бык — роза. Записки кладутся в центре стола, по очереди вынима­ются. Играющим предлагается в сти­хотворной, а можно и в прозаиче­ской форме объяснить, в чем сходны и чем различаются названные пред­меты. Это была любимая игра В. Л. Жуковского.

5. Сочини сказку. Играющим пред­лагаются слова, связанные знакомым сюжетом, и одно постороннее слово. Например: девочка, лес, цветы, волк. бабушка, вертолет. Каждому из играющих но жребию достается слово, с которым он должен приду­мать фразу; фразы произносятся по очереди, складываются в единый сюжет. Получается, как правили, смешной рассказ.

Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам немецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испы­тывает такое же наслаждение от спободного обнаружения сноих спо­собностей, какие художник испыты­вает во время творчества».

21 8 Энциклопедический словарь юного литературоведа

Фламандские пословицы. Ху­дожник П. Брейгель Младший.

Большая группа поговорок строится на об­разном сравнении: «Ободрал как липку», «Зарделась как маков цвет». Для народной речи свойственна тавтология (повторение), и эту особенность многие поговорки отрази­ли: «С тобой мука мученическая».

Еще в глубокой древности начался про­цесс собирания сокровищ народной мудро­сти. Первые записи поговорок принадлежат Аристотелю. Известно, что в 1500 г. Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII в. начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало научному изу­чению этого пласта народного творчества положил М. В. Ломоносов. Исключительная роль в собирании народных изречений при­надлежит В. И. Далю, записавшему среди крестьян, ремесленников, солдат 25 тыс. пословиц и поговорок. Этот подвижничес­кий труд был опубликован в 1861—1862 гг., но это собрание не вместило всего запи­санного В. И. Далем. В знаменитый «Тол­ковый словарь живого великорусского языка» вошло еще много тысяч пословиц и поговорок, не попавших в сборник. Не сле­дует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изрече­ния. Новое время породило и новые послови-

цы. Они возникали и в послереволюционные годы, во время Великой Отечественной вой­ны сражались в окопах и партизанских от­рядах, появляятся и сегодня. Увлекатель-нейшим делом собирания образцов народ­ной речи заняты ученые-фольклористы, сту­денты-филологи и любители. Это особенно важно в наши дни, когда тенденции к «усреднению» языка, засорению его канце­ляяизмами и арготизмами явственно ощу­щаются и в разговорной речи, и в лите­ратурной.

Народное слово оказало огромное влияние на русскую литературу. Трудно назвать писателя, в язык которого не вошли бы органично заимствования из народной речи. Сколько своих пьес озаглавил А. Н. Остров­ский народными поговорками и пословица­ми: «Не все коту масленица», «Светит, да не греет», «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье». С какой злой иронией гово­рил М. Е. Салтыков-Щедрин в «Сказках» о поговорках, рожденных рабской российской действительностью: «Выше лба уши не ра­стут», «Плетью обуха не перешибешь», «Знай, сверчок, свой шесток»! А сколько шедевров, рожденных крестьянской средой, рассыпано в речи Платона Каратаева, в на­родных сказках Л. Н. Толстого! В романе

21 9 Постановления ЦК КПО

М. Горького «Мать» в уста Рыбина вложе­ны пословицы, бытовавшие в народной сре­де начала XX в.: «Одни народ доят, другие за рога держат», «Коль мужик сыт — барин ночь не спит».

С другой стороны, литература обогатила разговорную речь афоризмами, вошедшими в наш язык на правах народных. Вспомним басни И. А. Крылова: «Хоть видит око, да зуб неймет», «А Васька слушает да ест», <сА вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». У каждого в актив­ном словаре знаменитое изречение Митро-фана, героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Не хочу учиться — хочу жениться». Многие строки гениальной ко­медии А. С. Грибоедова «Горе от ума» стали народными: «Подписано, так с плеч долой», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Что за комиссия, создатель. Быть взрослой дочери отцом!», «Дистанция огромного раз­мера». Недаром наша память сохранила из­речение: «Без пословицы не проживешь».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1189 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2331 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.