Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постановления ЦК КПСС по вопросам литературы




После завоевания власти пролетариатом, после Великого Октября перед партией встала большая и сложная задача руковод­ства труднейшим процессом формирования новой культуры, нового искусства социали­стического общества. Надо было решить важнейший вопрос — как быть с художе­ственными ценностями, созданными в недрах старого, эксплуататорского общества, необ­ходимо было определить пути формирования новой культуры. Остро стоял и вопрос о чуж­дых и враждебных воздействиях на моло­дую культуру нашей страны.

Эти задачи партия решала в соответствии с историческими особенностями и потребно­стями различных этапов исторического раз­вития. В. И. Ленин исходил из того, что Коммунистическая партия, поставившая пе­ред собой грандиозную задачу построения нового мира, не может остаться в стороне от огромной области художественного твор­чества, которое играет важнейшую роль в воспитании нового человека социалистиче­ской эпохи.

«Каждый художник и всякий, кто себя таковым считает, — отмечал В. И. Ленин, — претендует на право творить свободно, согласно своему идеалу, будь этот идеал на что-нибудь годен или нет. Отсюда перед вами брожение, экспериментирование, хао­тичность.

L по вопросам литературы

— Но, конечно, мы — коммунисты. Мы не вправе сидеть сложа руки и позволять хаосу распространяться, как ему угодно. Мы должны стремиться к тому, чтобы с ясным сознанием руководить также и этим развитием, чтобы формировать и опреде­лять его результаты» (Из воспоминаний К. Цеткин // Ленин В. И. О литературе и искусстве. М„ 1979. С. 656—657).

В первые годы революции с наибольшей остротой стоял вопрос об отношении к старой культуре и о чуждых влияниях в ис­кусстве. В. И. Ленин и партия со всей ре­шительностью отвергли всякого рода тео­рии, которые упрощенно трактовали эту тему. Партия подчеркивала, что одним из замечательных завоеваний революции явля­ется то, что только теперь возникла возмож­ность сделать великие ценности культуры прошлого достоянием широких народных масс.

В первые годы Советской власти получи­ла известное распространение теория так называемого Пролеткульта, организации, члены которой считали, что старая культура должна быть разрушена и отброшена и со­здано новое, чисто пролетарское искусство. Поэт В. Кириллов писал в 1917 г.:

Во имя грядущего завтра — сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Против подобного рода теорий очень резко выступил В. И. Ленин, заявив: «...марк­сизм отнюдь не отбросил ценнейших завоева­ний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человече­ской мысли и культуры» (Полн. собр. соч. Т. 41. С. 337).

Только на этой основе и в этом направле­нии В. И. Ленин видел развитие новой, социалистической культуры. В 1920 г. было опубликовано письмо ЦК партии о пролет­культах, осуждавшее их теории.

К середине 20-х гг. определились первые заметные успехи молодой советской лите­ратуры. Сформировались писательские груп­пировки. Среди них наибольшее значение име­ли Российская ассоциация пролетарских писателей и литературные группы так на­зываемых попутчиков. Так именовали в ту пору литераторов, выходцев из старой интел­лигенции, которые принимали революцию и стремились сотрудничать с нею, хотя и прояв­ляли некоторые колебания. Были и писатели, враждебно относившиеся к советской дей­ствительности. В этих условиях была приня­та резолюция Центрального Комитета от 18 июня 1925 г. ^0 политике партии в обла-

220 Энциклопедический слов

сти художественной литературы».

Резолюция сыграла важную роль и во многом сохранила свое значение и в настоя­щее время. Главные положения резолюции отражали ленинскую постановку вопроса о партийности литературы. Резолюция исхо­дила из того, что в нашей стране уже созда­ется новая, пролетарская литература, и выдвигала перед литераторами основную задачу: переход на рельсы социалистиче­ской идеологии. Резолюция отвергала вен' кое проявление чванства, самодовольства, преувеличенияянаших успехов в области куль­туры.

Партия призывала бороться с любыми проявлениями буржуазной идеологии, но вместе с тем подчеркивала, что к попут­чикам, к некоторым колеблющимся писа­телям следует относиться бережно и тактич­но. В резолюции нашла свое яркое выраже­ние ленинская мысль о том, что литературное дело не может быть шаблонно отождествляе­мо с другими областями партийной деятель­ности. В литературе необходимо обеспечить большой простор личной инициативе, ин­дивидуальным склонностям, мысли и фанта­зии. Резолюция ЦК 1925 г. содействовала дальнейшему объединению сил советской литературы и создавала условия для ее расцвета.

Существенные перемены в жизни и лите­ратуре произошли в начале 30-х гг. Со­циализм побеждал во всех областях. Гран­диозные победы социалистического строи­тельства определили поворот к социализму старой интеллигенции, укрепили морально-политическое единство нашего народа. Вы­росли и окрепли силы советской литерату­ры. Существовавшие ранее многочислен­ные литературные группировки, и в особен­ности РАПП (Российская ассоциация про­летарских писателей), не отвечали новым условиям исторического развития. Они стали тормозить дальнейший рост нашего искус­ства. Необходимо было осуществить корен­ной поворот в самой организации художе­ственного творчества в стране. Этот крутой поворот был осуществлен историческим по­становлением Центрального Комитета ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».

ЦК прежде всего отметил, что за последние годы на основе успехов социалистического строительства достигнут большой рост ли­тературы и искусства. Решительно измени­лась обстановка в самой литературе. Если ранее, несколько лет тому назад, заметно было сильное влияние чуждых элементов, а силы пролетарской литературы были еще

арь [оного литературоведа

слабы, то теперь успели вырасти новые писательские кадры, рамки существующих литературно-художественных организаций становятся узкими, разъединяют писателей и, таким образом, тормозят дальнейший расцвет советского художественного твор­чества. Создается реальная угроза отрыва литературы от политических задач совре­менности. Исходя из этого, ЦК постановил ликвидировать Ассоциацию пролетарских писателей и объединить всех писателей, поддерживавших платформу Советской вла­сти и стремившихся участвовать в социали­стическом строительстве, в единый Союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем. Постановление открывало новые перспективы для расцвета советского искусства на основе метода социалистиче­ского реализма.

В годы Великой Отечественной войны пар­тия призвала деятелей советского искус­ства отдать все силы завоеванию победы; и писатели с честью выполнили свой священ­ный долг перед Родиной.

По мере движения нашего общества впе­ред роль литературы и искусства возрастает в огромной степени. Это объясняется тем, что партия все большее внимание уделяет фор­мированию нового человека, воспитанию гармонической личности нового мира. А роль искусства в этом трудном и сложном процес­се исключительно велика.

Об этом неоднократно говорилось на пар­тийных съездах. Центральным Комитетом КПСС были приняты важные постановления, направленные на повышение уровня лите-ратурно-идеологической работы: «О лите­ратурно-художественной критике» (1972 г.), «О творческих связях литературно-художе­ственных журналов с практикой коммуни­стического строительства» (1982 г.).

Серьезный разговор о задачах и путях развития литературы и искусства шел на XXVII съезде КПСС. «...Наша литература, — сказал М. С. Горбачев в Политическом докла­де ЦК КПСС съезду, — отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участво­вала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Тем самым она верно выбрала свое место, свою роль в общенародном деле. Но это и критерий, с ко­торым народ, партия подходят к оценке ра­боты писателя, художника да и сама лите­ратура, советское искусство — к обществен­ным задачам».

На съезде были отмечены недостатки и трудности современного литературного раз­вития, указаны пути к их преодолению:

Позчия и проза

«Ни партия, ни народ не нуждаются в парад­ном многописании и мелком бытокопатель-стве, в конъюнктурщице и делячестве. Об­щество ждет от писателя художественных открытий, правды жизни, которая всегда была сутью настоящего искусства», — гово­рится в Политическом докладе Центрально­го Комитета КПСС XXVII съезду Комму­нистической партии Советского Союза (Ма­териалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 90). В принятой съездом резолюции сказано: «Съезд призывает мастеров лите­ратуры и искусства создавать произведе­ния, достойные величия новаторских дел партии и народа, правдиво, на высоком художественном уровне отображать жизнь советских людей в ее многогранности и развитии» (Материалы XXVII съезда Ком­мунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 119).

Партия на всех этапах нашей революции выдвигала перед искусством и литературой новые задачи в соответствии с потребно­стями времени. Она всегда исходила из ле­нинских мыслей о том, что эпоха социализ­ма вызовет к жизни великое искусство, выражающее самые светлые и благород­ные идеалы человечества. Это новое искус­ство должно опираться на все самое пере­довое, что было создано мировой культу­рой прошлых эпох; партия резко критиковала всякого рода попытки отрицать значение и ценность культурного наследия. Партия счи­тала всегда одним из главных, определяю­щих принципов нашего искусства его орга­ническую связь с интересами народа. Пар­тия неизменно подчеркивала, что искус­ство выполнит свою роль только в том случае, если оно будет неразделимо слито с борьбой за построение коммунизма.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

Поэзия — особая, насыщенная смыслом и специфически организованная речь, реали­зующая поэтическую функцию языка. Исто­рически поэзия сложилась следующим об­разом. Существуют два типа сообщений: те, что обслуживают потребности сиюминут­ной информации, и те, которые сохраняются как память культуры. Последние вырезаются на камне, записываются на пергаменте, печа­таются в книгах. В дописьменный период таким общественным хранилищем была коллективная память, поэтому наиболее важным текстам придавалась форма, спо-

собствовавшая запоминанию. Так возникли стихи как особый вид речи.

Из всех текстов лишь стихи пелись, испол­нялись речитативом под музыку, сопро­вождались ритмическими телодвижениями или танцами. Однако главным образом стихи выделялись дополнительной речевой организацией: упорядоченностью, правиль­ными повторяемостями, необязательными с точки зрения языка (ритм). Могут правильно повторяться определенные фонемы, морфо­логические единицы, число слогов или уда­рений, интонационные фигуры, синтаксиче­ские конструкции или фразеологизмы. Но чаще всего в стихах присутствуют многие системы упорядоченностей, и некоторые из них начинают играть доминирующую роль, становясь отличительным признаком стиха. Так, повторяемость анафорических (распо­ложенных в начале слов) фонем образует аллитерационный стих, характерный для древнегерманской, скандинавской, старо­эстонской поэтических традиций; упорядо­ченность долгих и кратких гласных была ха­рактерна для античного стиха; повторяе­мость отрезков с одинаковым числом слогов образует силлабический стих (французский, польский, итальянский), одинаковое число ударений — тонический стих (например, стих В. В. Маяковского); чередование ударных и безударных стихов -" силлабо-тонический; упорядоченность интонаций характерна для китайского стиха. Повторяемость морфологи­ческих элементов привела к появлению риф­мы.

Победа внутритекстовых упорядоченностей над внешними (музыкальными и др.) свя­зана с развитием письменности и книго­печатания, усилением роли творческой ин­дивидуальности. Однако важнейшую роль сыграло превращение не связанных непо­средственно в языке со смысловыми значе­ниями элементов в организованные, нагру­женные смыслом, что резко повысило ин­формативность текста. Возникло порази­тельное явление: поэтический текст, состав­ленный из тех же языковых элементов, что и непоэтический, оказывался носителем большего содержания. Структура стихов может не только хранить определенную ин­формацию, но и вырабатывать новую. Поэто­му, реализуя поэтическую функцию языка, стих не отмер после появления письменности, а сделался важным элементом словесного искусства.

Поэтическая функция языка присутствует в любом речевом акте, структура стиха ее выявляет и делает фактом читательского восприятия. Поэтому в культурах с разви-

Энциклопедический словарь юного литературоведа

той и устойчивой поэтической традицией для того, чтобы тот или иной текст мог вы­полнить поэтическую функцию, достаточно какого-либо сигнала, позволяющего ауди­тории воспринимать его как стихи. Так, например, графика, расположение текста строками, «рифм сигнальные звоночки» (А. А. Ахматова) могут служить таким сигналом.

Термин «проза» употребляется в двух значениях: во-первых, как обыденная речь, противостоящая всем видам художественного слова; во-вторых, как прозаическая худо­жественная речь, противостоящая поэтиче­ской. В первом случае проза означает речь, упорядоченную лишь по нормам языка. Во втором — подразумевается речь художествен­но организованная, но по иным законам, чем стихи. В этом случае поэзия и проза выступают как две соотносительные сферы речи, организующие друг друга.

Художественная проза имитирует черты бытовой прозы, перенимая от нее индиви­дуальную неправильность и характерность

повествования («речевая маска», сказ), разговорность, ориентацию на устные формы («Роман требует болтовни» — А. С. Пушкин). В периоды сближения этих двух областей художественной речи художественная проза может воспринимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность, ин­тонационную упорядоченность и т. д. (по­вести Н. М. Карамзина, А. Белого, проза М. А. Кузмина).

Под знаком такого сближения может воз­никать конверсия (превращение) жанров («Евгений Онегин» — роман в стихах; «Медный всадник» -- петербургская по­весть, по определению автора; «Мертвые души» — поэма; стихотворения в прозе И. С. Тургенева). Одновременно возможна «прозаизация» стиха (Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский), введение в стихи эле­ментов, воспринимаемых читателем как свойственные именно прозе. Соотношение поэзии и прозы отражает значительное раз­нообразие концепций отношения искусства и жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 761 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2310 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.