Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


По примеру Алексея Мересьева




Немногие герои литературных про­изведений по силе своего воздейст­вия на жизнь читателей могут срав­ниться с героем «Повести о настоя­щем человеке» Б. Н. Полевого Алек­сеем Мересьевым. Он стал образ­ном выдержки, мужества, стойкости для тех, кому казалось, что жизнь кончена. Он помог им нравственно и физически возродиться, преодолеть немыслимые трудности и вновь стать в строй боццов к тружеников.

Вот надпись на титульном листе издания «Повести...» на испанском языке, подаренного Б. Полевому мо­лодым мексиканцем Леонардом По-миресом, тяжело раненным в шею: «Врачам удалось спасти мне жизнь. Но надо мной нависла опасность — паралич обеих рук. Я совсем пал ду­хом. Тогда моя мать купила эту, незабываемую теперь книгу и начала читать мне главу за главой. Это чтение вернуло мне присутствие ду­ха... В конце концов мне удалось преодолеть болезнь... Я всегда буду хранить в памяти мужественную, суровую личность Алексея Мересье-ва».

Другой факт. «Когда со мной слу­чилось несчастье в феврале 1956 г. (потерял обе ноги, покалечил ру­ки), — пишет в редакцию «Юности» читатель, подписавшийся «Володя»,— я несколько раз перечитывал «По­весть о настоящем человеке». Она дала мне уверенность — надо рабо­тать и быть полезным людям, а не иждивенцем. С октября 1957 г. по сей день (1976) работаю на стройке экономистом-оператором: кручу ариф-

мометр «Феликс», считаю на счетах, печатаю на пишущей машинке... Я жи­ву, тружусь, недавно меня приняли в ряды КПСС».

А вот о каком случае рассказал сам Б. Н. Полевой: «Однажды в поч­те «Юности» обнаружили солидных размеров тетрадь-рукопись, написан­ную неровным, прыгающим почерком. Взялся читать ее и читал до утра. Это оказалась прекрасная проза: профессиональная, искренняя, напи­санная отличным живым языком. В ней рассказывалось о труде совет­ских шахтеров, о катастрофе на шах­те, где вспыхнул пожар, грозивший взрывом и гибелью сотен людей. Трагедию предотвратил один из рабо­чих, бросившись на рубильник вы­сокого напряжения. Фамилия ав­тора никому ничего не говорила. Повесть решили напечатать. А потом в редакцию зашел и сам автор. Крепко сбитый, ладный молодой па­рень. Протягиваю ему руку, чтобы познакомиться, а он мне руки не по­дает. Оказывается, нет у него обеих рук, ампутированы по локоть. Тогда я и узнал историю горного мастера, комсомольца Владислава Титова, ав­тора той биографической повести, которую сегодня знает весь мир...»

Титов писал свою повесть зубами: прикрепив карандаш к резинке, зажа­той во рту, и мучительно трудно выводя каждое слово на листе бумаги, закрепленной на грифельной доске.

«— Что дало силы? спрашиваю. Отвечает: — Алексей Мересьев...»

Василий Теркин. В другом случае автор, соз­давая образ, отталкивается от прототипа — конкретного лица, реально существующего или существовавшего в жизни.

В 1709 г. сенсационное сообщение обле­тело всю Англию. Корабль привез в Лондон полудикого человека, одетого в шкуру какого-то животного. Этим человеком оказался мо­ряк Александр Селькирк, оставленный экипа­жем корабля на необитаемом острове и про­живший там четыре года. Его приключе­ния были полны драматизма. Борьба с оди­ночеством, борьба за существование, за жизнь стали предметом внимания не только английских обывателей, газетчиков, но и уче­ных. История моряка произвела огромное впечатление и на писателя Д. Дефо. Через некоторое время появился роман «Робинзон Крузо», который вот уже в течение многих веков волнует не одно поколение читателей.

Так моряк стал литературным прототипом.

А кто не знает замечательное произве­дение Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»?! Герой повести Мересьев взят автором в буквальном смысле из жизни. Воен­ному летчику А. П. Маресьеву ампутируют обе ноги, но он мужественно и настойчиво добивается своей цели: освоив протезы, снова садится за штурвал самолета, чтобы сра­жаться с фашистами, а после победы жить полнокровной жизнью советского человека. А- П. Маресьев — прототип полюбившего­ся читателям героя произведения Б. Н. По­левого.

Своих прототипов имеют некоторые герои романов Л. Н. Толстого «Война и мир», М. Горького «Мать», Н. А. Островского «Как закалялась сталь», А. Я. Яшина «Воло­годская свадьба». Иногда писатель изобра­жает реальных людей под их истинными име-

243 Псевдоним

нами: Чапаев у Д. А. Фурманова, моло-гвардейцы у А. А. Фадеева, герои Брестской крепости у С. С. Смирнова. Можно ли сказать в подобных случаях, что писатель представляет нам копии реально живших людей? Нет, конечно. Анализ и сопоставле­ние художественных образов и их прототи­пов свидетельствуют о том, что автор, осно­вываясь на фактическом материале, созда­ет художественный образ, обладающий си­лой обобщения и несущий в себе автор­скую оценку. Писатель может, создавая ху­дожественный образ, опираться и на черты нескольких прототипов.

Смысл и значение литературного героя — образа человека — неизмеримо шире и глуб­же любого непосредственного «материала», использованного художником. Именно по­этому высокохудожественное произведение воздействует на читателя особенно сильно. Происходит как бы обратный процесс: те­перь уже литературный герой рождает своих двойников в жизни. Книги советских авторов дают множество ярких примеров «отражения жизни» и «обратных связей» с действитель­ностью. Роман Н. Островского «Как закаля­лась сталь» обошел весь мир и оказал огромное влияние на умонастроения мо­лодежи.

Сегодняшним ребятам полюбился герой по­вести А. Н. Рыбакова — Крош. И вот в Ново-житаровской средней школе Краснодарско­го края уже много лет действует «Комсо­мольский рабочий отряд школьников», сокра­щенно -— КРОШ. Герой рыбаковского про­изведения дал имя молодому коллективу, на счету у которого много замечательных трудовых дел.

Существующая связь прототип — литера­турный герой наглядно убеждает нас в том, что писатель зорко всматривается в жизнь, отражая ее наиболее важные закономер­ности, а читатель также внимательно всмат­ривается в книгу, учась у нее жить.

ПСЕВДОНИМ

Псевдоним (от греч. pseudos — ложь и опу-та — имя) — ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписыва­ет свое произведение; всякая подпись под про­изведением, не соответствующая действи­тельной фамилии автора.

Первое применение ложных имен встреча­ется уже в V—IV вв. до н. э. Аристофан ста­вил на сцене свои пьесы под именами своих современников — комических поэтов Фило-

нида и Каллистрата, хотя публика знала. что автором является Аристофан.

Под псевдонимами нам известны некото­рые деятели Возрождения.

Многие писатели в начале своего творче-ского пути скрывали под псевдонимом свое имя или выступали анонимно из-за неуве­ренности в своих силах. В.Скотт в 1814 г. дебютировал романом «Уэверли, или 60 лет назад». С. Ричардсон в 1740 г. анонимно издал роман «Памела, или Вознагражденная добродетель». Под псевдонимами публиковал свои первые романы О. де Бальзак. Псевдо­нимы, ставшие литературными именами, бы­ли у Анри Мари Бейля (Стендаль), А. М. Пешкова (М. Горький), М. Е. Сал­тыкова (Н. Щедрин), Анатоля Франсуа Тибо (Анатоль Франс), А. С. Попова (А. Сера­фимович) и других.

В обширной литературе о псевдонимах они подразделяются на следующие группы.

Аллонимы— псевдонимы, которые яв­ляются действительными фамилиями других авторов.

Национальные псевдонимы (псевдонимы-нарицания) — подписи, ука­зывающие на национальность автора или местность его жительства. Например: Моск­витянин — В. Я. Брюсов.

Титлонимы— подписи, в которых ав­торы указывают на принадлежность им J других, ранее напечатанных произведений. ^ Например: «Автор Д...и» (т. е. автор «Ду­шеньки») — И. Ф. Богданович.

Криптонимы— подписи в виде ини­циалов и разнообразных сокращений: Ал. П.—А. С. Пушкин; Б-ов ~ К. Н. Ба­тюшков; Ч. б. с.—А. П. Чехов (Ч. б. с. — сокращенная форма псевдонима «Человек без селезенки»); Лайбов — Н. А. Добролю­бов (преобразование конечных слогов имени и фамилии: николай ДобролюБОВ).

Астронимы (или астеронимы) — под­писи, состоящие из одной или нескольких звездочек: *—Е. А. Баратынский; ** — Н. А. Некрасов; *** — Ф. И. Тютчев.

Псевдандронимы— подписи, имею­щие форму мужского имени, под которым пишут женщины: Марко Вовчок — Ма­рия Вилинская-Маркович; Жорж Санд — Аврора Дюпен.

Псевдогинимы— псевдонимы в форме женских имен, которыми подписыва­ются мужчины: Мадам де Курдюкова — И. П. Мятлев; Оммель де Гелль, Адель — Петр Андреевич Вяземский.

Анаграммы— псевдонимы, составлен­ные посредством перестановки букв: Харитон Макентин — подпись Антиоха Кантемира.

244 Энциклопедический слова

Коллективный псевдоним — псевдоним, под которым совместно пишут несколько авторов: Козьма Прутков (А. К. Толстой, А. В. и А. М. Жемчужнико-вы), Братья Тур.

Аноним— псевдоним из букв собствен­ного имени, читающийся в обратном по­рядке: Нави Волырк — Иван Крылов.

Эти подразделения псевдонимов не исчер­пывают их разнообразия. Известно, что у А. С. Пушкина помимо упомянутого псевдонима имелись и другие: Сверчок — по «Арзамасу». «Св....ч.к», «Арз.» (т. е. Арзамасец) и др.

ПУБЛИЦИСТИКА

Публицистика (от лат. publicus — общест­венный) — это статьи, заметки, обзоры, ре­цензии, интервью, корреспонденции, очерки и другие газетно-журнальные жанры, ко' торые освещают вопросы и показывают яв­ления общественной жизни. В период рус­ской революции 1905 г. В. И. Ленин ука­зывал: «Мы должны делать постоянное дело публицистов — писать историю совре­менности и стараться писать ее так, чтобы наше бытописание приносило посильную по­мощь непосредственным участникам движе­ния и героям-пролетариям там, на месте действий, — писать так, чтобы способство­вать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные резуль­таты» (Полн. собр. соч. Т. 9. С. 208). В этих словах содержится указание на две важ­нейшие особенности публицистики: ее содер­жание тесно связано с фактами и пробле­мами современной жизни, а ее функция состоит в том, чтобы непосредственно влиять на практику общественно-политической борьбы.

Публицистика открыто тенденциозна, она всегда выражает и пропагандирует точку зрения определенного класса, партии. Пуб­лицисты уделяют много внимания политике, а обращаясь к другим (экономическим, философским, литературным и т. п.) явле­ниям и проблемам, обязательно вскрывают их общественно-политическое значение. На­пример, литературно-критические статьи «Выбранные места из переписки с друзья­ми Николая Гоголя» В. Г. Белинского, «Русский человек на rendez-vous» Н. Г. Чер­нышевского, «Когда же придет настоящий день?» Н. А. Добролюбова, «Реалисты»

рь юного литературоведа

Д. И. Писарева представляют собой заме­чательные образцы публицистики.

Публицист не просто констатирует факты и информирует о современных проблемах, он разъясняет и убеждает, полемизирует и обличает, призывает к действию, агити­рует и пропагандирует. В публицистических произведениях сочетаются лексико-стилисти-ческие особенности научного сочинения и ораторской речи, непринужденная живость разговорной речи и четкая упорядоченность литературного языка.

Статьи Герцена, Белинского, Добролюбо­ва, Чернышевского, Писарева насыщены об­разными зарисовками, метафорами, сравне­ниями, образными выражениями из речи народов — пословицами, поговорками и т. д. Публицисты постоянно обращаются к обра­зам из произведений художественной лите­ратуры. Это характерно для публицистики К. Маркса и Ф. Энгельса. В. И. Ленин часто ссылался в своих статьях и книгах на образы из произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, И. С. Тургенева. Статьи В. И. Ленина отличаются ясностью, яркостью, образностью стиля. В них блестяще решались не только научно-исследовательские, но и аги­тационно-пропагандистские задачи публи­цистики.

Художественные образы в публицистике не; внешнее украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Например, размышление Герцена о кратковременной революцион­ности буржуазии, сменившейся крайне реак­ционной политикой, основывается на уподоб­лении буржуазии герою комедии П. Бомар-ше — Фигаро: «Во время Бомарше Фигаро был вне закона, в наше время Фигаро — за­конодатель; тогда он был беден, унижен, стягивал понемногу с барского стола и от­того сочувствовал голоду, и в смехе его скрывалось много злобы; теперь его бог благословил всеми дарами земными, он об­рюзг, отяжелел, ненавидит голодных и не верит в бедность, называя ее ленью и бродяжничеством».

Вымысел в публицистике тесно соединен с фактами, а художественные образы со­седствуют с размышлениями автора. В при­веденном отрывке Герцен вводит образ Фигаро, а затем, опираясь на этот образ, развивает свои мысли о паразитической, от­рицательной сущности буржуазии и истори­ческой бесперспективности этого класса.

Наибольшее значение приобретают худо­жественные образы в так называемых ху­дожественно - публицистических жанрах (очерк, фельетон и памфлет), где они уже

Публицистика

Четырехтомное издание «Рас­сказы о пйртиип.

не появляются на мгновение в обширном потоке авторских размышлений и фактов, а составляют необходимую часть произведе­ний. Являясь произведениями искусства, они, подобно творениям архитектуры, выпол­няют в то же время практическое назна­чение. Так, произведения В. В. Овечкина, Г. Н. Троепольского, Е. Я. Дороша, И. А. Ва­сильева, Ю. Д. Черниченко, Г. Г. Радова, Ю. Н. Куранова, В. И. Пальмана и других

советских очеркистов сыграли важную роль в решении сложных проблем сельского хо­зяйства, публицистически остро подняли во­просы жизни деревни.

В художественно-публицистических про­изведениях ведущая роль принадлежит по­вествующему лицу, которое рассказывает, рассуждает, ведет читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализиру­ет и разъясняет явления или проблемы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2329 - | 2084 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.