Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Литературоведческие издания




Это научные издания, которые отражают достижения литературоведения. Одновре­менно они служат базой для его дальнейшего развития: библиографические и другие вспомогательные издания, выверенные и прокомментированные тексты художествен­ных произведений используются в работе литературоведов. Но в первую очередь под литературоведческими изданиями по­нимают, конечно, научные труды по истории и теории литературы, литературно-критиче­ские работы. Литературовед должен быть знаком с трудами и по смежным наукам эстетике, философии, искусствознанию, пси­хологии и др. Именно в научных трудах отражен достигнутый уровень знания, фор­мулируются научные предположения (гипо­тезы) и проводятся их доказательства, раз­вертывается полемика ученых, выдвигаются новые теории, уточняются, систематизи­руются и обобщаются факты.

На первоначальном этапе знакомства с литературоведческой литературой желатель­но обращаться к научно-популярным изда­ниям и лишь впоследствии приступать к изучению более сложных трудов ученых по общим н частным проблемам истории и теории литературы. Широко известны книги Д. С. Лихачева «Земля родная» и др., С. С. Наровчатова «Необычное литературо­ведение», ^Живая река. Литературоведение и критика», популярны также книги Н. Г. Долининой «По страницам «Войны и мира». «Заметки о романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Печорин и наше время», которые учат внимательному чтению и осмыслению текстов художественных произ­ведений, без чего невозможно никакое ли­тературоведение. Доступны для юного ли­тературоведа многие статьи, помещаемые в «Литературной газете» и журналах «Ли­тературное обозрение», «Литературная учеба», «Литература в школе», «Детская

Литературоведческие издания

литература», «Вопросы литературы», «Рус­ская литература».

Знакомство с работами критиков и лите­ратуроведов можно начать с хрестоматий для вузов: В. И. Кулешов «Русская критика XVIII, XIX вв. Хрестоматия. Учебное по­собие для студентов педагогических инсти­тутов» (1978); А. Г. Соколов, М. В. Михай­лова «Русская литературная критика конца XIX — начала XX в. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов» (1982); «Рус­ская советская литературная критика. Хре­стоматия для филологических факульте­тов педагогических институтов» в трех книгах (кн. 1-я, включающая статьи совет­ских критиков за период 1917—1934 гг., вышла в свет в 1981 г.; кн. 2-я — за период 1935—1955 гг.—вышла в свет в 1983 г.; кн. 3-я -~ за период 1956—1982 гг.— вышла в свет в 1983 г.).

Изучая литературоведческую и крити­ческую литературу, необходимо все время работать со словарями) начиная с «Крат­кого словаря литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева и Н. Венгрова. Затем можно обратиться к «Словарю литературоведче­ских терминов» Л. И. Тимофеева и С. В. Ту-раева, предназначенному для преподавате­лей литературы средней школы. Наиболее подробные и сложные статьи содержатся в энциклопедиях — Литературном энцикло­педическом словаре и Большой советской эн­циклопедии (см. Справочная литература). Только на основе приобретенных знаний

по истории и теории литературы можно по­степенно переходить к чтению специальной литературоведческой литературы.

Основополагающее значение для развития литературоведческой науки имеют издания трудов классиков марксизма-ленинизма: они позволяют разрабатывать методологию литературоведения, правильно решать с позиций диалектического и исторического материализма принципиально важные проб­лемы — отражение действительности в ли­тературе, социальная роль художника, осо­бенности творческого процесса и др. Ис­пользуя специально издаваемые системати­зированные сборники произведений и от­рывков из произведений классиков марк­сизма-ленинизма («К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве»; «В. И. Ленин о литературе и искусстве»; «В. И. Ленин о культуре»), следует обращаться к сочинениям К. Маркса

и Ф. Энгельса, В. И. Ленина, так как отрыв- ^^ ^•й") ки и выдержки из произведении не всегда ^^j

могут быть правильно и во всей полноте по­няты вне текста, из которого они извлечены. Освоить марксистско-ленинское наследие позволяют труды ученых, посвященные ис­следованию взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина на литературу и искусство (работы М. А. Лифшица, Г. М. Фридленде-ра, В. Р. Щербины, Б. С. Рюрикова, Б. С. Мейлаха, А. Н. Иезуитова и других). Литературовед изучает постановления партии и правительства по вопросам литера­туры, искусства, культуры, по вопросам по­литическим, идеологическим. Большую по-

В каждом литературном кабинете есть перечень собранных в нем материалов. Эти материалы разнообразны: крити­ческая, методическая, учебная лите­ратура, иллюстративный материал по творчеству изучаемых писателей, художественные альбомы, фонохре-стоматии, различные грампластинки и магнитофонные записи исполнения актерами литературных произведе­ний, диапозитивы, кинофрагменты. В литературном кабинете хранятся творческие работы учеников, списки рекомендованной литературы, мате­риалы для проведения литературных вечеров, викторин и т. д. Есть здесь проигрыватель, магнитофон, диапро­ектор, киноаппарат и т. л.

Но главное богатство кабинета — его книги. Ребята могут собирать литературно-художественную перио­дику, произведения, изучаемые школь­ной программой, книги современных авторов и классиков, отдельные статьи из журналов и газет... Клас­сифицирует все это специальный ла-

борант из учащихся. Отвечает за библиотеку ученик, ведущий учет принимаемых и выдаваемых ребятам книг.

Поскольку в кабинете литературы занимаются разные классы, надо иметь витрину, стенд или даже стенды (можно переносные), где представлен материал к уроку. Эти стенды постоян­но обновляются.

Если литературный кабинет в школе один, в нем, четко разграничив перио­ды, надо представить материалы по творчеству классиков русской и совет­ской литературы, меняя материал в за­висимости от того, что изучается в данный период.

В литературном кабинете можно проводить литературные вечера, слу­шать лекции, устраивать дискуссии, словом, сделать кабинет постоянно функционирующим центром, где и после уроков ведется разнообразная работа: организуются выставки, заня­тия литературного кружка или кружка художественного слова.

мощь в этом случае могут оказать система­тизированные сборники, такие, как «Об идео­логической работе КПСС. Сборник докумен­тов» (1983) и др.

Следует обращаться к статьям о лите­ратуре выдающихся деятелей Коммунисти­ческой партии и Советского государства — Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луна­чарского и других.

В арсенал современного литературоведе­ния вошли научные и литературно-критиче­ские работы В. Г. Белинского, Н. Г. Черны­шевского, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеха­нова, В. В. Воровского и других. С этими работами можно познакомиться не только в собраниях сочинений, но и в специальных тематических сборниках. Высказывания писа­телей о литературе и их статьи также издают­ся в специальных сборниках, каждый из которых посвящен взглядам какого-то одно­го писателя («А. П. Чехов о литературе», 1955; «Л. Н. Толстой. Об искусстве и литера­туре», т. 1—2. 1958).

Важнейшими литературоведческими изда­ниями являются наиболее общие и широко-охватывающие труды исторического и теоре­тического плана, создаваемые большими коллективами ученых. В этих трудах систе­матизированы исторические явления, разъяснены основные закономерности лите­ратурного процесса, решаются важнейшие проблемы теории. Таковы «История рус­ской литературы» (т. 1—4, 1980—1983), «История русской советской литературы» (т. 1 —4, 1967—1971), «История советской многонациональной литературы» (т. 1—6, 1970—1974), «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (кн. 1— 3, 1962, 1965 гг.), «Проблемы художествен­ной формы социалистического реализма» (т. 1—2, 1971) и др.

Литературоведческие издания могут вклю­чать результаты исследований по одной проблеме, по творчеству одного писателя, по конкретному кругу вопросов: «История русского романа» (т. 1—2, 1962—1964), «История русского советского романа» (кн. 1—2, 1965), «История русской поэзии» (т. 1--2, 1968—1969), «Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра» (1973). Систематически с 1931 г. выпускаются объемные тома «Литературного наследства», в которых публикуются научные статьи, вновь открытые произведений, письма. Тома посвящаются какому-либо одному писателю (А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонто­ву, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, Ф. М. Достоевскому, М. Е. Салтыкову-Щедрину) или какой-

го определенной теме («Советские писатели на фронтах Отечественной войны» и др.).

Основную массу литературоведческих из­даний составляют труды, посвященные ис­следованию творчества одного писателя, одного или нескольких его произведений, связанных с его творчеством проблем. Именно эти углубленные исследования конкретных вопросов позволяют накопить материал для правильного решения общих проблем теории и истории литературы. Для разыскания работ по творчеству писателя и по отдельным вопросам следует обращаться к библиографическим изданиям.

Подготовка и печатание капитальных из­даний — дело многих лет, а следить за хо­дом развития и состоянием на настоящий день литературоведения позволяет повседнев­ное изучение статей и сообщений, которые помещаются в научных журналах, а также в систематически выпускаемых научными и высшими учебными заведениями стра­ны ученых записках, вестниках и т. д.

С 1958 г. в Ленинграде издается журнал «Русская литература», в котором публи­куются статьи по теории и особенно по истории русской и советской литературы, обзоры, рецензии, архивные материалы. С 1957 г. в Москве выходит журнал «Вопро­сы литературы», который освещает пробле­мы литературы, помещает литературно-критические и обзорные статьи, рецензии. В журнале «Литература в школе» для учителя печатаются не только статьи по ме­тодике преподавания литературы, но к статьи литературоведческого характера. Статьи о детской литературе помешаются в журнале «Детская литература». В журнале «Литературная учеба» в популярных статьях освещаются вопросы истории и теории ли­тературы. Журнал «Литературное обозре­ние» характеризует ход современного лите­ратурного процесса и широко публикует выступления советских критиков. Изучая специализированные журналы, литературо­вед, конечно, всегда опирается в своей рабо­те на статьи и материалы, публикуемые в газетах и журналах.

Существуют и труды о самой литературо­ведческой науке, ее особенностях, задачах, методах, и те издания, которые вводят в лабораторию научного исследования: Н. П. Берков «Введение в технику литера­туроведческого исследования. Источникове­дение, библиография, разыскания» (1955), Н. Ф. Бельчиков «Пути и навыки литерату­роведческого труда» (1965), А. Н. Богданов, Л. Г. Юдкевич «Методика литературоведче­ского анализа» (1969).

МАНИФЕСТЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

В эпоху Возрождения, когда французский поэт ЖоашенДю Белле (1522—1560) опубли­ковал свой трактат «Защита и прославление французского языка» (1549), в истории лите­ратуры возник новый полемический жанр — литературный манифест, ставивший своей целью подвести определенный итог в разви­тии литературы, выдвинуть новые творческие задачи перед писателями, поэтами, драматур­гами. Трактат Дю Белле, в частности, явился эстетической платформой группы поэтов «Плеяды», в которую входили наряду с Дю Белле П. де Ронсар, Ж. А. Баиф и другие. Они выступили против господе гва латыни, призывая к созданию высокохудожественных произведений на французском языке.

Обобщением пройденного французской ли­тературой пути явился в XVII в. трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) — манифест классицизма, написанный в сти­хах.

С декларациями, лозунгами и манифеста­ми выступали просветители Вольтер, Д. Дид­ро, Ж.-Ж. Руссо (во Франции), И. Ф. Шиллер и И. В. Гёте (в Германии).

Литературным манифестом французских романтиков стало предисловие В. Гюго к дра­ме «Кромвель». Трактат Стендаля «Расин и Шекспир»

Издания литвратурньи мани­фестов в книжной серии «Уни­верситетская библиотоквп.

(1823—-1825), в котором Стендаль выступал от имени романтиков, но во многом выдви­гал новые, реалистические требования к лите­ратуре, также был новаторским документом.

В Европе 30—40-х гг. XIX в. складывалось реалистическое направление в литературе и искусстве. Появились романы Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, У. М. Теккерея. В «Предисловии к «Человеческой комедии» (1848) Бальзак сформулировал основные принципы критического реализма.

В России литературным манифестом эпохи романтизма явилась статья В. К. Кюхельбе-кера «О направлении нашей поэзии, осо­бенно лирической, в последнее десятилетие» (1824).

С конца прошлого века и до наших дней фактически каждая новая школа в литературе и искусстве заявляла о себе в многочисленных манифестах.

В литературном движении 20-х гг. с мани­фестами (платформами) выступали много­численные, резко полемизирующие между со­бой группы, объединившие писателей и кри­тиков («Пролеткульт», «Кузница», «Ок­тябрь», «ЛЕФ», «Серапионовы братья», кон­структивисты, «Перевал», «Литфронт», РАПП и др.). Наряду с верными литератур­но-эстетическими и социально-политичес­кими положениями в этих манифестах под­час встречались резкие выпады писателей друг против друга, вульгарный подход к со­циально-историческим явлениям и другие отрицательные черты. Большую роль по пре­одолению этих негативных явлений в развитии литературного процесса 20-х — начала 30-х гг. сыграли резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художествен­ной литературы» от 18 июня 1925 г. и поста­новление ЦК ВКП(б) «О перестройке литера­турно-художественных организаций» от 23 ап­реля 1932 г.

Эти два документа явились литературными манифестами Коммунистической партии, ло­гическим продолжением ленинского учения о партийности литературы, обоснованным В. И. Лениным в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная литература». Эти манифесты позволили собрать в одну органи­зацию всех писателей и критиков, поддержи­вающих Советскую власть, в единый Союз советских писателей.

В 1934 г. был принят устав Союза совет­ских писателей, который в своей теоретиче­ской части является манифестом социалисти­ческого реализма.

Для историков и теоретиков литературы литературные манифесты являются важными документами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1102 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2277 - | 2015 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.