Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


язык сарматов и споры о его св€зи с €зыком скифов




 

ј.Ћ. —еменова

ќренбургский государственный университет

Ќаучный руководитель: Ћ.≈. »льина, кандидат педагогических наук, доцент

 

“радиционный школьный и университетский курс истории охватывает период двух тыс€челетий нашей эры. “о, что происходило на территории современной –оссии до нашей эры, изучаетс€ очень кратко. „то же касаетс€ истории отдельно вз€той области или республики, их изучение ведетс€ очень кратко. Ќо ведь каждый человек должен знать историю той местности, где он живет. ћы, жители ќренбургской области, должны знать о таком народе, как сарматы, жившем в оренбургских степ€х в первом тыс€челетии до нашей эры.

»стори€ ќренбуржь€ достаточно богата. ѕервые люди, располагавшиес€ на территории нашего кра€, жили в ледниковой эпохе, примерно 30-15 тыс€ч лет назад. Ёто были кочевники, пришедшие в наш край с юга  азахстана и из —редней јзии. —пуст€ тыс€чи лет изменилс€ климат, многие животные навсегда исчезли с лица «емли, образовалс€ близкий к современному растительный и животный мир степи. ѕроизошло изменение общественного устройства, зан€тий кочевников, которые перешли на оседлый образ жизни, а также по€вились железные оруди€.

¬ первом тыс€челетии до нашей эры на территории нашей –одины произошли важные событи€. ¬ «акавказье и —редней јзии образовались первые рабовладельческие государства Ц ”рарту и ’орезм. ¬ ѕричерноморье основались греческие города-государства Ц ѕантикапей, ќливью, ’ерсонес и другие. ¬ то врем€ в причерноморских степ€х жили скифские племена, а в южных степ€х  азахстана и средней јзии кочевали скотоводы саки и массагеты (восточные ветви скифских народов). ќбширные степи ёжного ”рала и степи возле  аспийского мор€ насел€ли кочевники-скотоводы Ц потомки оседлых племен бронзового века. ƒревнегреческие историки (√еродот и другие) называли их савроматами (древнее название) и сарматами (более позднее название). ѕервое упоминание о них в литературе принадлежит √еродоту: «а рекой “анаисом (река ƒон) Ц уже не скифска€ земл€, но первые земельные владени€ там принадлежат савроматамЕ

Е—авроматские женщины сохран€ют свои стародавние обычаи: вместе с мужь€ми и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и нос€т одинаковую одежду с мужчинами.

—авроматы говор€т по скифски, но исстари неправильно. „то касаетс€ брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Ќекоторые умирают старухами, так и не выйд€ замуж, потому что не в состо€нии выполнить обычайЕ [3].

—арматы Ц это восточные соседи скифов. “ерритори€, которую занимали сарматы, начиналась у ƒона и уходила на восток. —тепи ёжного ”рала были частью данной территории. «десь сарматские племена кочевали больше одного тыс€челети€, с VII века до нашей эры и по IV век нашей эры. ќни были родственны со скифами, а €зык их был похож на скифский.

—арматы, в основном, занимались кочевым скотоводством. ќни разводили животных, занимались кузнечным ремеслом, сельским хоз€йством, умели изготавливать издели€ из металла и знали литейное дело.

¬о главе родов и племен сто€ли вожди, эксплуатировалс€ труд военнопленных, произошел рост имущественного неравенства, а родова€ община была на последней стадии своего развити€ [4].

—арматские племена общались с соседними племенами, а через них Ц с греческими городами-государствами ѕричерноморь€, со —редней јзией, с »раном и ≈гиптом. ќб этом рассказывают найденные в курганах вещи. ¬ 1911 г. в кургане у села ѕрохоровки (Ўарлыкский район) были найдены две серебр€ные чаши работы древнеиранских мастеров конца IV Ц начала III в. до нашей эры. Ќа одной из них есть надпись, означающа€ в переводе Ђчаша јтромитраї (јтромитр Ц собственное древнеиранское им€).

„то касаетс€ €зыка, сарматы имели свой €зык, который ученые называют скифо-сарматским из-за их сходства. ¬ начале был скифский €зык, который выделилс€ из иранской €зыковой общности в первом тыс€челетии до нашей эры. —кифы мигрировали в ¬осточную ≈вропу с ¬остока, с ёжного ”рала и территории  азахстана, на севере земель возле „ерного мор€ были вытеснены киммерийцы, так скифы зан€ли территории современных ёжной –оссии, ”краины, частично ћолдавии и ƒобруджи.

ѕозднее, уже в ≈вропе скифов вытесн€ли другие народы, либо происходило их истребление, либо ассимил€ци€ сарматами и готами, а в јзии Ц тохарами, эфталитами и тюрками. —арматов, в свою очередь, также вытесн€ли или происходила их ассимил€ци€ с тюрками и слав€нами [2].

Ќо, тем не менее, на  авказе сарматский €зык сохранилс€ в форме осетинского €зыка. “акже заметное число иранизмов существует в слав€нских €зыках, это говорит о том, что между сарматами и слав€нами была определенна€ св€зь.

—уществует множество споров по поводу родства скифского и сарматского €зыков. “ак, например, российский известный лингвист ƒ.». Ёдельман (родилась в 1930 г.), утверждает наличие генетического единства скифского и сарматского €зыков, а также утверждает, что есть возможность использовать пон€тие Ђскифо-осетинские €зыкиї [8]. —тоит упом€нуть, что не все лингвисты придерживаютс€ одной и той же научной позиции. »звестный €зыковед и лексикограф ћ. ‘асмер (1886-1962) считал, что скифский Ц это древний €зык, а сарматский Ц его продолжение. [6] ј чешский учЄный Ћ. «густа (1924-2007) считал их диалектами одного €зыка [9].

≈сть и друга€ научна€ точка зрени€ историка —. “охтасьева (родилс€ в 1957 г.), котора€ отрицает существование скифо-сармато-осетинского €зыкового континуума, но утверждает, что сарматский и скифский €зыки разделились еще на древнейшей стадии развити€ восточно-иранских €зыков. —кифский относитс€ к южной подгруппе восточноиранских €зыков, тогда как сарматский Ц к северной подгруппе.

“акже —. “охтасьев утверждает наличие заимствований в Ђпраосетинскомї из скифского. Ёто и объ€сн€ет наличие в осетинском €зыке слов, которых никогда не было в сарматском. »сторик критикует мнение других ученых-лингвистов, утвержда€, что в —кифии были разные диалекты, близкие к северо-восточной подгруппе иранских €зыков и не обладающие традиционным признаком скифского €зыка. »менно это, как считает “охтасьев, подтверждает слова √еродота о делении скифов на несколько племен и позвол€ет думать об отсутствии между ними ближайшего родства [5].

¬.‘. ћиллер (1848-1913), известный российский €зыковед и этнограф, первым выделил генетическую св€зь осетинского €зыка с теми наречи€ми, на которых говорили сарматские племена, обитавшие в степ€х ёга –оссии. ќн объ€снил достаточно большую часть негреческих имен из античных эпиграфических надписей —еверного ѕричерноморь€. ¬ 1887 году были опубликованы его работы под названием "ќсетинские этюды", после которых пришло осознание того, что осетинский €зык Ц это инструмент, с помощью которого могут быть решены многие проблемы исторической лингвистики, св€занные с жизнью древних иранских племен на ёге –оссии [7].

≈сли говорить о письменности, то традиционно скифо-сарматский €зык считаетс€ бесписьменным, но в 1965 году, во врем€ раскопок »ссыкского кургана (јлматинска€ область,  азахстан), в захоронении знатного сака была найдена чаша с письменными знаками. ѕозднее данна€ находка была сопоставлена с другими надпис€ми, найденными в ѕамирском регионе (÷ентральна€ јзи€). Ќо до насто€щего момента эта письменность не расшифрована.

Ќесмотр€ на то, что €зык бесписьменный, составл€ть словари данного €зыка, безусловно, было можно, и это доказал в 1979 году советский €зыковед-иранист ¬.». јбаев (1900-2001), опубликовав очерк Ђ—кифо-сарматские наречи€ї, в который входит Ђ—ловарь скифских словї, содержащий более двух сотен лексем, которые воссоздал автор с помощью сохранившегос€ Ђскифо-сарматскогої лексического материала [1].

“аким образом, изучив множество источников и рассмотрев точки зрени€ ученых, можно сказать, что родство между скифским и сарматским €зыками есть. »х нельз€ назвать одним и тем же, так как в сарматском €зыке есть свои диалекты, а также есть много отличий от скифского. »з всех исследований еще можно увидеть, что у сарматского €зыка есть свой потомок Ц осетинский €зык. —ам €зык сарматов считаетс€ мертвым, но пам€ть о сарматском народе, благодар€ результатам многочисленных раскопок и упоминаний в литературе, должна оставатьс€.

—писок использованной литературы

1. јбаев, ¬.». —кифо-европейские изоглоссы. Ќа стыке ¬остока и «апада. Ц 168 с. Ц ISBN: 978-5-458-55556-2

2. Ѕалабанова, ћ.ј. ’оз€йственно-культурный уклад и образа жизни сарматских племен по данным античных письменных источников. // ¬естник ¬олгоградского государственного университета. —ер. 4, »стори€, 2011, є 1.

3. √еродот. »стори€ / ѕер. с др.-греч. ‘.√. ћищенко. Ц ћ.: јкадемический проект, 2014. Ц 599 с. Ц (»сторические технологии). Ц ISBN 978-5-8291-1626-2

4. “адеуш —улимирский. —арматы. ƒревний народ юга –оссии. Ц ћ., 2008.

5. “охтасьев —.–. ѕроблема скифского €зыка в современной науке // 2005. —. 59-108.

6. ‘асмер, ћакс ЂЂ—мешение €зыков и заимствование в €зыкеї.

7. ћиллер, ¬.‘. ќсетинские этюды. Ц ћ.: типографи€ ≈.√. ѕотапова. 2011. Ц 224 с. Ц ISBN 978-5-4241-9392-7

8. Ёдельман, ƒ. ». —равнительна€ грамматика восточноиранских €зыков: Ћексика. Ц ћ.: ¬осточна€ литература, 2009. Ц 280 с. Ц (ѕродолж. кн. Ђ—равнительна€ грамматика восточноиранских €зыков: фонологи€ї (ћ., 1986) и Ђ—равнительна€ грамматика восточноиранских €зыков: морфологи€. Ёлементы синтаксисаї (ћ., 1990)). Ц 800 экз. Ц ISBN 978-5-02-036396-0

9. http://kladina.narod.ru/dremin/dremin.htm#8

 ќћ≈ƒ»» ѕЋј¬“ј

ё.–. —азонова, ј.Ќ. “олешев

ќренбургский государственный университет

Ќаучный руководитель: Ћ.≈. »льина, кандидат педагогических наук, доцент

 

“ит ћакций ѕлавт Ц один из самых выдающихс€ римских комедиографов, как и большинство римских поэтов, он не €вл€лс€ ни коренным римл€нином, ни даже латин€нином. ќн родилс€ в ”мбрии, в —арсине (середина III в. Ц 184 г. до н.э.). ¬ родном городе ѕлавта сохранилс€ особенный уклад жизни, неотъемлемой частью которой €вл€лс€ представлени€ народного театра, разыгрываемые на площад€х. — этим театром и была св€зана вс€ молодость ѕлавта. ≈го им€ ћакций Ц обозначало одну из масок народной италийской комедии Ђателланыї, маску шута, обжоры и дурака. ¬торое же им€ ѕлавт Ц имело значение Ђплоскостопныйї, что может ассоциироватьс€ с пл€суном-мимом. “о, как подробно описываетс€ жизнь бедн€ков в произведени€х комедиографа, говорит о том, что он был хорошо осведомлЄн о образе жизни простого народа.

ѕлавту приписывали около 130 комедий, но позднее (I в. до н.э.) известный римский ученый и знаток литературы “еренций ¬аррон определил из этого количества лишь 21 комедию, счита€ их подлинно плавтовскими. »менно эти комедии дошли до нашего времени, 17 цельных произведений (с отдельными пропусками), три Ц с большими утратами текста и одна пьеса в фрагментарном состо€нии. —амыми знаменитыми из них можно назвать Ђ ладї (или Ђ√оршокї), Ђ уркулионї (или Ђѕроделки параситаї), Ђћенехмыї (или ЂЅлизнецыї), Ђ’вастливый воинї, Ђѕсевдолї (или Ђ–аб-обманщикї), Ђѕленникиї и Ђјмфитрионї. “очно назвать даты издани€ комедий ѕлавта невозможно, так как никаких данных относительно датировани€ не сохранилось. “ворчество ѕлавта тесно св€зано с традици€ми народного италийского театра, с его исконными излюбленными жанрами Ц ателланой, фесценнинами, мимами [1].

ѕлавт избегал шуток на политические темы. ” него не было вельможных покровителей, а –им, цензура которого очень строго определ€ла рамки острословам, при военном положении, естественно, ещЄ более ужесточил правила цензуры. “очно так же не приветствовалось выведение богов в качестве персонажей комедий.

«ато ѕлавт нередко обильно использовал в своих стихах военные метафоры: Ђбаллисты хитростейї, Ђколбасные когортыї, Ђтараны судьбыї и Ђлегионы несчастийї. “ак же пожелани€ быть всегда смелыми, на страх врагам Ц типичные плавтовские манеры подхалимства, по смыслу, всЄ равно, что выпрашивание у зрител€ аплодисментов в конце каждой пьесы.

¬о врем€ государственной идеологии в римской культуре, происходит ещЄ один немаловажный процесс Ц ускоренное освоение греческой культуры. ѕосле того как –им столкнулс€ с высокой эллинской культурой, по€вилось желание показать римскую культуру не как варварскую, а как не уступающую семье цивилизованных народов. ¬ –име существовали как сторонники греческой культуры Ц Ђгрекоманыї, так и противники, презиравшие стремление римл€н походить на греков. √лавной идеей движени€ против Ђгрекомановї было стремление доказать, что –им ни в чЄм не должен уступать √реции. –им должен иметь собственную культуру, и прежде всего Ц литературу.

√реческие жанры по€вились в –име в III в. до н. э., усвоение началось с самым попул€рных, составл€ющих славу Ёллады жанров Ц эпоса, трагедии и комедии. Ёти самые жанры и послужили началом дл€ органического развити€ самобытной и великой римской литературы. —реди них, на прот€жении первого века, безусловно, попул€рностью пользовались драматические жанры. Ёто обусловлено тем, что сцена €вл€лась инструментом приобщени€ малограмотных римл€н к литературе и культуре в целом. ќднако на прот€жении долгого времени воспринимали театр как иноземную, греческую выдумку, котора€ искажала истину и не приносила никакой нравственной пользы. –имские массы же искали в театре развлечени€; низкие в своем развитии люди не понимали скрытого смысла трагедий и комедий. ƒаже те постановки, которые основывались на римских сюжетах, не пользовались попул€рностью среди зрителей. Ѕольший интерес вызывали сцены драк и побоищ. »менно такими были вкусы публики того времени, дл€ которой писал ѕлавт.

¬ сохранившихс€ пиллиатах ѕлавта сохранены греческие имена, названи€ городов, где происход€т действи€, костюмы. ѕлавт нередко даже сообщал публике имена греческих драматургов, у которых он заимствовал свои пьесы.

ѕлавт перен€л из греческих комедий быт эллинистических городов и повседневную жизнь р€дового горожанина. Ќо поскольку греческий образ жизни значительно отличалс€ от римского, ѕлавт максимально приблизил картину жизни к римским представлени€м, привычкам и нравам, вплоть до мельчайших деталей и подробностей.

ѕлавт создаЄт большое разнообразие комических образов. —амым резким и сатирическим образом у ѕлавта €вл€етс€ сводник. —водник обладает отвратительными качествами: жадностью, жестокостью, коварством, вероломством, беззаконием. ќбраз сводника вызывает у публики крайнее отвращение, а поступки Ц негодование [8].

Ќе менее зло высмеиваютс€ в комеди€х воины. ќбразы воинов в изображении ѕлавта всегда противоречивы. ѕодлинна€ же сущность воина про€вл€етс€ лишь тогда, когда он оказываете вт€нутым в любовные интриги и в конфликты с другими молодыми людьми. ¬от тогда показываетс€ наружу вс€ его глупость, грубость и тщеславие. ј после того как он терпит поражение на Ђлюбовном поприщеї, став€тс€ под сомнение и его воинские заслуги и доблесть. „ерез образы сводников и хвастливых воинов ѕлавт показывает своЄ призрение к представител€м этого класса. „ерез образ хвастливого война ѕлавт про€вл€ет свой протест против войны, поддержива€ стремление народных масс.

≈щЄ один неотъемлемый образ комедий ѕлавта Ц образа парасита. Ётот образ скорее используетс€ дл€ того чтобы развлекать публику. ѕараситы ѕлавта имеют различные характеры, но есть одна схожа€ характерна€ черта: обжорство и неутолима€ страсть к еде. »з-за этой страсти параситы идут на всЄ: на предательство и доносы, унижени€ и месть. Ѕолее того, параситы сами говор€т о своЄм обжорстве и готовности принести любые жертвы ради удовлетворени€ этой потребности. ѕараситы, нар€ду с рабами, €вл€ютс€ носител€ми комизма и самыми динамичными персонажами в произведени€х ѕлавта [3].

—амыми же комичными персонажами всЄ же €вл€ютс€ рабы-интриганы. Ќаблюдательность, острый ум и жизненный опыт Ц вот определЄнные черты образа раба. ѕод конец комедии чаще всего раба отпускают на волю.

ѕримечательным €вл€етс€ €зык ѕлавта Ц совмещение различных стилей разговора, игра слов и звуков, необыкновенные словосочетани€. Ќапример: Vaniloquidorus (ѕустобрехоподатель), Nugiepiloquides („епухоречивовещатель). ¬ этих словах латинские существительные и глаголы перемешаны с греческими повседневными словами, которые были знакомы всем римл€нам Ц современникам ѕлавта.

 омеди€ Ђ’вастливый воинї Ц одна из самых острых комедий ѕлавта. √лавный ее герой Ц ѕиргополиник, хвастливый военачальник, который хвастаетс€ своими подвигами на поле брани и победами над женщинами, хот€ на самом деле он труслив в сражени€х, а женщины его презирают. ѕиргополиник обманом увез к себе в Ёфес афинскую девушку ‘илокомасию, сделал ее своей любовницей.

¬ комедии изображен и осме€н типичный греческий военачальник, но римские зрители наверн€ка ассоциировали этот образ со своей современностью, то есть с теми солдатами ѕунических войн, которые не столько воевали, сколько скрывались от боевых действий, а в мирной обстановке хвастались своими победами и в бо€х, и в любви.

ќбразы в комедии живые и развивающиес€: умный, энергичный раб, преданный своему молодому хоз€ину; хвастливый военачальник, наказанный за свои Ђподвигиї [2].

ѕлавт писал дл€ народа, щедро прибегал к каламбурам, двусмысленност€м и шуткам любого сорта.  омедии ѕлавта многократно переводились, переделывались и служили образцом дл€ подражани€ многим драматургам »талии, »спании, ‘ранции и јнглии. »зучив произведени€ данных авторов, мы можем сделать вывод, что эти произведени€ пользуютс€ большим спросом и попул€рностью и став€тс€ на сценах ведущих театров мира. “ак многие из этих произведений были экранизированы.

Ђ—обака на сенеї по пьесе Ћопе де ¬ега была поставлена в »спании в 1618 году театром Ёстрено. ѕервую в –оссии постановку пьесы Ђ—обака на сенеї осуществил в 1891 году јлександринский театр; через два года к комедии Ћопе де ¬еги обратилс€ ћалый театр. ¬ последующие дес€тилети€ Ђ—обака на сенеї входила в репертуар многих российских театров. “еатроведы отдельно выдел€ли постановку Ћенинградского театра комедии в 1936 году, а также спектакль на сцене ћосковского театра революции.

Ђ—купойї по пьесе ћольера Ц перва€ постановка состо€лась во ‘ранции в 1668 году в театре ѕале-–о€ль, и роль √арпагона сыграл сам ћольер. 16 окт€бр€ 1757 пьеса впервые была поставлена в ѕетербургском придворном ќперном театре, а одна из последних постановок в –оссии Ц постановка 2013 года ”ль€новского драматического театра имени ».ј. √ончарова.

ЂЅезумна€ свадьба ‘игарої по пьесе Ѕомарше. ¬о ‘ранции премьера спектакл€ прошла 27 апрел€ 1784 г. с триумфальным успехом. ¬ –оссии первый спектакль по пьесе Ѕомарше был поставлен в 1785 году ћихайловским театром, это была постановка петербургской французской труппы, котора€ в дальнейшем неоднократно возобновл€лась, одна их последних простановок была в 2004 году Ц постановка –усского драматического театра Ћитвы (¬ильнюс).

Ђ—луга двух господї Ц комеди€ √ольдони Ц была написана дл€ труппы ћедебака, котора€ представила комедию в ћилане в 1749 году. ќгромный успех имела постановка труппы »мера в ¬енеции в 1754 году с јнтонио —акки в роли “руффальдино. ќбраз “руффальдино хорошо известен в –оссии благодар€ фильму Ђ“руффальдино из Ѕергамої (1976).

ѕерсонажи ѕлавта Ц это устойчивые типы, унаследованные от греческой комедии (отец, сын, раб, жена, сводник, хвастливый воин, парасит), однако внутри каждого типа наблюдаетс€ немало оттенков: одни гетеры искренне преданы своим поклонникам, другие Ц нет; одни рабы верны и надежны, другие лукавы и лживы.

–абота может быть продолжена, интерес с позиций изучени€ €зыка и культуры представл€ет анализ театральных постановок и экранизаций пьес названных авторов, осуществленных в разные годы в одной стране или в разных станах.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1676 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

498 - | 513 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.