Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ригийский €зык как пра€зык




ћ.». Ѕорисова

ќренбургский государственный университет

Ќаучный руководитель: Ћ.≈. »льина, кандидат педагогических наук, доцент

 

ƒл€ будущих переводчиков и преподавателей французского €зыка особый интерес представл€ют древние €зыки. ¬ данной статье мы попытаемс€ вы€снить, какой же €зык €вл€етс€ родоначальником всех €зыков.

Ћюди привыкли использовать €зык, не задумыва€сь насколько он важен, насколько значим дл€ их сознани€ и культуры. Ќо при изучении иностранного €зыка мы знакомимс€ с нравами, традици€ми и образом жизни жителей соответствующей страны, которые мы узнаем с помощью письменных источников.

язык Ц это главное досто€ние человека, то, что позвол€ет ему не только воспринимать окружающую действительность, реагировать на нее, но и передавать эту реакцию окружающим, а также анализировать полученную информацию. ”глубл€€сь в изучение иностранных €зыков, мы видим сходство между ними и задаемс€ вопросом: Ђј какой же €зык €вл€етс€ родоначальником всех €зыков мира?ї.   сожалению, и лингвистами, и антропологами, и другими специалистами, провод€щими различные исследовани€ и выстраивающими схемы родства между €зыками, до сих пор не найдено точного ответа на столь распространенный вопрос.

¬ы€сн€ть, какой же из €зыков €вл€етс€ пра€зыком, начали еще в далеком прошлом. Ќапример, древние египт€не и греки отправл€ли подальше от своих городов в леса и пустыни несколько немых кормилец с маленькими детьми, которые, по их мнению, начали бы говорить именно на пра€зыке. ƒет€м, которые не слышали человеческой речи, не удавалось научитьс€ говорить, и они начинали изъ€сн€тьс€ жестами. “ак египт€не и греки не получили ответа на вопрос о пра€зыке.

—уществует веро€тность, что €зык зародилс€ в ÷ентральной јфрике. ќбъ€сн€етс€ это тем, что в јфрике существует группа койсанских €зыков, которые имеют щелкающие согласные Ц кликсы. Ћингвисты считают, что кликсы гораздо проще утратить в процессе развити€ €зыков, чем приобрести, таким образом, лингвисты утверждают, что койсанские €зыки могут оказатьс€ одними из первых Ц или родственными первому €зыку.

ѕриверженцы ономатопоэтической (изобразительной) теории считают, что €зык возник в то врем€, когда люди начали подражать звукам природы. ¬ ономатопоэтической теории (теори€ Ўтейнтал€ Ц ѕотебни) реконструкци€ пра€зыка опираетс€ на дедуктивные выводы из заранее сформулированных принципов, которые вместе составл€ют модель становлени€ системы €зыка. “акже существует теори€ общественного договора, согласно которой, в один прекрасный момент, люди договорились между собой и дали предметам названи€.

Ѕибли€ указывает, что самый первый €зык на «емле Ц древнееврейский. » раньше люди говорили именно на нем и прекрасно друг друга понимали. Ќо из-за решени€ людей построить ¬авилонскую Ѕашню, чтобы дот€нутьс€ до небес, Ѕог ниспослал на них кару. » однажды утром люди не смогли продолжить работу из-за того, что каждый из них теперь говорил на своем собственном €зыке [1].

√еродот приводит историю об египетском фараоне ѕсамметихе. ќднажды этот великий правитель решил вы€снить, какой €зык €вл€етс€ древнейшим на свете. ќн поставил опыт: по его приказу отдали двоих новорожденных на воспитание пастухам-козопасам. ¬оспитател€м запретили разговаривать с детьми и прин€лись ждать результат. —пуст€ некоторое врем€ дети произнесли первое слово: Ђбекосї. ѕодданные фараона проверили, в каком из €зыков присутствует это слово. ќказалось Ц слово это означало Ђхлебї на фригийском. ”ченые фараона посчитали опыт удачным, а древнейшим €зыком сочли фригийский.

‘ригийский €зык €вл€етс€ одним из индоевропейских €зыков, наиболее близким к древнегреческому и древнемакедонскому €зыкам. ќн €вл€етс€ €зыком индоевропейских племЄн фригийцев, насел€вших в древности северо-западную часть ћалой јзии и переселившихс€ туда из ≈вропы во втором Ц начале первого тыс. до н. э. ‘ригийский €зык представлен надпис€ми из ћалой јзии и глоссами у греческих и римских авторов. јнализ надписей показывает, что фригийский €зык сохран€л архаическую индоевропейскую структуру [1].

 

 
 

 

–исунок 1 Ц ‘ригийский алфавит

 

Ѕыли установлены достаточно близкие св€зи с арм€нским, греческим и индоиранскими €зыками, а также с албанским €зыком, слав€нскими и балтийскими €зыками. —амые древние фригийские надписи на культовых пам€тниках и керамике составлены с помощью буквенного алфавита, близкого архаическому греческому; новофригийские тексты написаны греческим письмом. ¬ составе фригийского €зыка некоторые учЄные выдел€ют старофригийский и новофригийский €зыки. ƒругие считают их периодами в развитии одного €зыка.

‘онетическа€ система €зыка была близка к греческой и состо€ла из 5 гласных фонем, 16 согласных и дифтонгов ai, au, ei, oi. ƒревние ē, ō дали i, u, древние задне€зычные переход€т в задненЄбные z, s в части позиций.

¬ системе имени выдел€лось 3 рода (мужской, женский, средний), 7 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, инструментальный, местный, звательный). “ипы спр€жени€ сходны с греческими. ¬ системе глагола представлены времена Ц презенс, аорист, имперфект и футурум; залоги Ц актив, медиопассив; наклонени€ Ц индикатив, оптатив (желательное наклонение), императив. ќсобенностью фригийской морфологии €вл€ютс€ медиальные формы глагола на - r, сигматический аорист и дезидератив, причасти€ и прилагательные на - ro, -to-,-no-, -menos и - un, -an, постпозитивные объектно-прит€жательные личные местоимени€. —амосто€тельных личных местоимений тексты почти не сохранили. ¬ синтаксисе свободный пор€док слов, есть главные и придаточные предложени€, из словар€ известно около 50 глосс, около 200 слов из старофригийских надписей, столько же из новофригийских и несколько сотен имЄн собственных, главным образом из греческих надписей ћалой јзии [2].

—обиранием и попытками интерпретаций надписей на фригийском €зыке занимались многие учЄные, начина€ с XIX века. —истематические публикации принадлежат ”. –амсею, ”.ћ.  олдеру, ». ‘ридриху. ¬о второй половине XX века новые надписи публиковались –. янгом,  . Ѕриксом и ћ. ЋежЄном; лингвистической интерпретацией текстов занимались –. √усмани и ќ. ’аас.

Ќеоценимый вклад в изучение фригийского €зыка внесла работа ќ. ’ааса Ђѕам€тники фригийского €зыкаї 1966 года. ¬ 1984 году был издан крупный корпус фригийских текстов  . Ѕрикса и ћ. ЋежЄна.

—оветскими и российскими учеными осуществлена реинтерпретаци€ корпуса фригийских €зыковых пам€тников, включающа€ пересмотр и предварительный перевод большинства текстов, дано первое систематическое описание структуры фригийского €зыка (».ћ. ƒь€конов, ¬.ѕ. Ќерознак, Ћ.—. Ѕаюн, ¬.Ё. ќрЄл). ѕо одной из существующих версий, фригийских €зык €вилс€ основой дл€ по€влени€ арм€нского €зыка.

“аким образом, мы увидели, что установить, какой €зык €вл€етс€ самым древним, достаточно сложно. ‘ригийский €зык Ц один из древних €зыков, интересен своей легендой как о пра€зыке. Ѕольшое значение имеют фригийские корни, присутствующие в арм€нском, греческом, индоиранском, албанском, слав€нском и балтийском €зыках. »де€ восстановлени€ пра€зыка всегда волновала умы ученых. —уществует множество предполагаемых Ђпра€зыковї, изучение которых будет актуально еще долгие годы.

—писок используемой литературы

1. Ѕаюн, Ћ.—. ‘ригийско-анатолийские €зыковые отношени€ /Ћ.—. Ѕаюн, ¬.Ё. ќрел // ѕалеобалканистика и античность. Ц ћ.: Ќаука, 1989.

2. √ерценберг, Ћ.√.  раткое введение в индоевропеистику / Ћ.√. √ерценберг. Ц —ѕб.: Ќестор-»стори€, 2010.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 787 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

687 - | 609 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.