Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еликий врач јнтичности √иппократ как гуманист и идеолог просветительской де€тельности




 

ј.». Ѕондаренко, ƒ.ј.  орнельзен

ќренбургский государственный медицинский университет

Ќаучный руководитель: ».ј.  оровина, кандидат педагогических
наук, доцент

Omnium atrium medicina nobilissima est.

ћедицина Ц благороднейша€ из всех наук.

√иппократ

Medicus enim philosophus est deo aequalis.

ѕоистине подобен богу врач-философ.

√иппократ

 

√иппократ Ц выдающа€с€ личность јнтичных времЄн, имеюща€ основополагающее значение в становлении научной медицины как систематического определени€ методики исцелени€ больных, а также в развитии гуманистического подхода к врачебной де€тельности как к важнейшей об€занности уважени€ и почитани€ жизни человеческой, поддержани€ оптимального состо€ни€ человека. √иппократ признаЄт жизнь высшей ценностью, и гуманистический аспект идеологии учЄного, врача и философа пронизывает всю совокупность его трудов и афоризмов [4].

—огласно высказыванию самого √иппократа, ЂMedicus philosophus est; non enim multa est inter sapientiam et medicinam differentiaї (Ђ¬рач Ц это философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медицинойї). јнализиру€ данный афоризм, нельз€ не отметить глубину мысли лица врачебной профессии, обозначаемую √иппократом как элемент профессионализма и даже как факт apriori. ћудрость творческа€, мудрость профессиональна€, мудрость в общечеловеческом понимании слова €вл€етс€ неотъемлемой частью мировоззрени€ врача. ¬еликий врач јнтичности ратовал за проведение консилиумов и совместное решение затруднительных случаев диагностики и лечени€ заболеваний, ведь, помимо всего прочего, подобное действие означало бы дл€ врача про€вить предусмотрительность и мудрость, что впоследствии было бы способно привести к благопри€тным последстви€м Ц излечению пациента Ц что и €вл€етс€ конечной целью де€тельности врача.

“акже √иппократу принадлежит известна€ фраза ЂSublata causa, tollitur morbusї (Ђ”страните причину, тогда исчезнет и болезньї), семантическое содержание которой и в насто€щий момент ассоциируетс€ с наиболее превентивным и подход€щим способом предотвращени€ факторов, детерминирующих развитие заболевани€.

≈два ли не центральным творением жизни великого гуманиста јнтичности €вилась известнейша€ Ђ л€тва √иппократаї Ц основа деонтологии медицинской профессии, и по сей день определ€юща€ передовые традиции в развитии медицинской этики. ЂNoli nocereї (ЂЌе навредиї) Ц €рчайший пример лапидарного выражени€ сущности роли врача, предписанной ему обществом и высшим правилом Ц уважением к жизни человека, которое, как уже было сказано, красной нитью проходит через всю научно-просветительскую и гуманистическую де€тельность √иппократа.

√иппократ выдел€ет дев€ть деонтологических принципов, дев€ть морально-этических норм лица медицинской профессии, служащих дл€ него эталоном соответстви€ призванию и необходимому статусу, характеризующим врача как целостную личность, ориентированную в научном и гуманистическом ключе [1].

Ђ л€тва √иппократаї раскрывает такие стороны рассмотрени€ проблематики вопроса профессии врача, как ответственность перед учителем Ц источником и доверителем знани€ особого статуса, знани€ о человеке и нормальном функционировании этой сложной системы Ц Ђчеловекї, а также принцип непричинени€ вреда как невозможности дл€ лица медицинской профессии отступить от своих нравственных и профессиональных ориентиров отказом от оказани€ помощи больному, принцип врачебной тайны, изолирующий основные аспекты интимной стороны жизни и де€тельности человека от возможной транспортировки вербально определ€емыми средствами врачом и т.д. »нтересно недвусмысленное решение √иппократа по невозможности и отрицанию целесообразности таких процедур, как осуществление абортов и эвтаназии (Ђя не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессари€ї) [2], проведение которых противоречит одному из главнейших принципов, необходимых дл€ рассмотрени€ и всестороннего прин€ти€ врачом Ц принципа необходимости сохранени€ жизни и придани€ функционированию организма оптимального характера.

»нтересен вопрос об отношении √иппократа к вознаграждению врачу за исцеление больного, в котором особый интерес может иметь следующа€ фраза: Ђј иногда лечил бы и даром, счита€ благодарную пам€ть выше минутной славыї [3]. ¬рач, труд€щийс€ ради благодарности пациента, реализует про€влени€ особой гуманистической направленности, предоставл€€ право больному быть сопричастным труду лица врачебной профессии пам€тью и благодарностью.

Ќо не только гуманистическими красками можно расписать основные аспекты личности великого врача јнтичности. Ќеобходимо уточнить роль √иппократа в развитии медицины, в развитии методов, примен€емых в медицинской профессии, в развитии представлений о медицине как о строгой научной отрасли, имеющей под собой рациональную основу и обладающей собственной методикой, котора€ способна позволить разрешить проблемы диагностики и лечени€. ѕричЄм подобные вопросы в јнтичный период обладали смыслообразующим характером, противодействующим господствовавшему в тот период представлению о болезн€х как о воле богов и т.п. √иппократ оказалс€ первым врачом и учЄным, кто за€вил, что врач должен не заниматьс€ формально приписываемой ему ролью Ђизгнани€ злых духовї, а определ€ть направлени€ диагностики заболеваний и их терапии, причЄм применительно к индивидуальным особенност€м организма каждого человека.

Ќаиболее ранними работами √иппократа считаютс€ Ђјфоризмыї. ќсновой этой книги €вл€ютс€ личные наблюдени€ автора, но в них использованы также некоторые положени€ и основани€ жреческой медицины ≈гипта; кроме того, Ђјфоризмыї представлены в виде восточных мудростей. Ђјфоризмыї (от греч. aphorismos Ц Ђзаконченна€ мысльї) €вили собой произведение, затрагивающее и анализирующее не только медицинскую, но и общечеловеческие темы философского характера наиболее обобщЄнной направленности, достигающие плана познани€ свойств и структуры естественных особенностей через их результирующие формы взаимодействи€ с человеком как с саморегулирующейс€ системой, сущностью общего принципа быти€. ¬ Ђјфоризмахї проведена работа по систематизации знани€ о многих известных заболевани€х различных функциональных систем организма, а также отдельных симптомах, характеризующихс€ наиболее высокой частотностью и ценностью понимани€.

–абота √иппократа как мыслител€ и как реформатора и личности, совершенствующей понимание сути медицинской профессии, может быть подытожена следующими известнейшими афоризмами: ЂContraria contrariis curanturї (Ђѕротивоположное излечиваетс€ противоположнымї) и ЂQuae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanatї (Ђ„то не излечивают лекарства, излечивает железо; что не излечивает железо, излечивает огоньї). ¬се данные о болезни и лечении великий врач јнтичности брал из эмпирического опыта, но достижени€ его методики могут быть рассмотрены только в свете обобщени€ данных и придани€ их совокупности характер определЄнной закономерности, что позвол€ло учЄному более глубоко понимать детали развити€ болезни и методики лечени€, причЄм на крайне высоком дл€ того периода исторического времени уровне.

ѕодвод€ итог де€тельности √иппократа, следует ответить на вопрос, какое значение имела вс€ гуманистическа€ и просветительска€ де€тельность выдающейс€ личности јнтичности в культурном, социальном, лингвистическом развитии ƒревней √реции. » здесь необходимо отметить, что традиции древнегреческого врачевани€ прочно закрепились как символ начала развити€ медицины, как символ эпохи зарождени€ научного медицинского знани€, а также как своего рода символ клинической терминологии, котора€, следует отметить, имеет своим источником именно слова древнегреческого происхождени€. ќ роли √иппократа в подобных €влени€х следует отметить особо.

¬ыдающийс€ врач јнтичности, Ђотец медициныї, просветитель и гуманист в области медицинской де€тельности Ц достижени€ √иппократа как учЄного, де€тел€ научно-культурного плана широко известны. –оль √иппократа в становлении современной медицины неоспорима. ќна признана как исток, как начало в рациональном мышлении сути профессии врача. »сследовани€ работ √иппократа учЄными и в насто€щий момент способны раскрыть особо значимые и интересные аспекты де€тельности врача, а в лингвистическом плане подобные исследовани€ способны раскрыть многие аспекты формировани€ клинической терминологии, ведь у истоков создани€ методики лечени€ больных сто€ли древнегреческие учЄные. », разумеетс€, в первую очередь, √иппократ.

 

—писок использованной литературы

 

1. √иппократ.  л€тва. «акон о враче. Ќаставлени€. / ѕер. с греч. ¬.». –уднева. ћ.: —овременный литератор, 1998. 832 с.

2. √иппократ.  л€тва // Ётика и обща€ медицина. —ѕб.: јзбука, 2001. —. 45-46.

3. √иппократ. Ќаставлени€ 6. // Ётика и обща€ медицина. —ѕб.: јзбука, 2001. —. 81.

4.  отельников ¬.ѕ. ќт √иппократа до наших дней. ћ.: «нание, 1987. 112 с.

 

Ћј“џЌ№ ¬ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќћ ћ»–≈

 

Ё.Ћ. «ианбетова, —.—. ћумбаева

ќренбургский государственный университет

Ќаучный руководитель: Ћ.≈. »льина, кандидат педагогических наук, доцент

 

Ћатынь продолжает оставатьс€ важным культурным €влением современного мира. —фера применени€ латыни весьма широка и отличаетс€ значительным разнообразием. Ћатынь используют биологи, медики, юристы, химики и другие. Ћатинский €зык дал начало €зыкам романской группы Ц испанскому, французскому, италь€нскому и другим. јнтична€ культура в целом повли€ла на развитие европейской цивилизации.

»зучение латинского €зыка, поддержание высокого уровн€ знаний в этой области €вл€етс€ насущной задачей современного образовани€. ¬ «ападной ≈вропе, исторически больше св€занной с –имом, латинский €зык преподаетс€ в средних школах и в наше врем€, что обеспечивает общий высокий уровень гуманитарного образовани€. ѕервые университеты, по€вившиес€ в ≈вропе в начале XIII века, имели в своем составе три факультета: богословский, юридический и медицинский. »менно в этих област€х знани€ латынь не потер€ла своего значени€ до наших дней [2].

¬ –име уже более дес€ти лет работает институт по изучению латинского €зыка Ц Accademia Vivarium Novum, в котором и студенты, и преподаватели общаютс€ только на латыни. ¬ 2013 в нем обучались 140 студентов. ¬ 2014 их число выросло до 250, а в 2015 студентов было около 400.

¬о многих странах в насто€щее врем€ выпускаютс€ журналы на латинском €зыке. ∆урнал LATINITAS издаетс€ в ¬атикане с 1963 года. Ќаписанное полностью на латыни издание выходит четыре раза в год. ¬се материалы в нем Ц на классической латыни, в основном на темы древнегреческой и латинской филологии. ¬атикан проводит ежегодный конкурс на лучшее новое произведение, написанное на латыни. ѕроизведени€ (стихи и проза), представленные на конкурс, печатаютс€ в журнале.

¬ каждом номере LATINITAS есть обзор новейших событий DIARIVM LATINVM (латинский дневник), статьи которого интересны современным читател€м: вот некоторые его темы:

-AFRICA ACERRIMVS BELLIS LANIATVR (јфрика жестоко страдает от войн);

-IN EVROPAE CIVITATIBUS ARBORES PEREVNT (¬ городах ≈вропы гибнут деревь€);

-OVIDII VILLA INVENITVR (Ќайдена вилла ќвиди€);

-PVELLA TERRARVM OMNIVM PVLCHERRIMA (—ама€ красива€ девушка).

∆урнал VOX LATINA выходит в —аарбрюккене (‘–√) (по-латыни Ц Saraviponti, начина€ с 1974 года и публикует как новые, так и средневековые сочинени€ на латыни, например: DE VRBE MONACO (ќ городе ћюнхен), из книги —IVITATES ORBIS TERRARUM (√орода мира), изданной в 1618 году. ≈сть платна€ услуга: поиск друзей по переписке на латыни.

∆урналы детских комиксов на латыни ADULESCENS и JUVENIS выход€т в »талии с 1982 года.

∆урнал HEBDOMADA AENIGMATUM (≈женедельные загадки) по€вилс€ в 2014 году. ∆урнал пока выходит только в сети. —егодн€ проект имеет 3 тыс€чи подписчиков. » не только в »талии, но и в других странах.  роме кроссвордов, в HEBDOMADA AENIGMATUM можно найти судоку и другие загадки и ребусы с римскими цифрами, а также материалы о современных политиках, музыкантах, актерах.

— 2000 по 2008 годы в —анкт-ѕетербургской классической гимназии є 610 издавалс€ журнал ΑΒΑΡΙΣ, в котором печатались статьи, доклады, стихи, переводы, рассказы о летних поездках, рисунки учеников, выпускников, учителей школы и ученых-антиковедов. ћатериалы каждого выпуска журнала были посв€щены определенной теме Ц путешестви€м в древнем мире, отдельным античным авторам, диковинным животным и т. д.

»нтересен опыт ‘инл€ндии. ¬первые новости на латыни NUNTII LATINI вышли в эфир на финском радио в но€бре 1988 года. “еперь они очень попул€рны в мире, у них огромна€ аудитори€: финский €зык понимают всего 5 миллионов человек, а новости, передаваемые на латыни, только в ≈вропе слушают около 20 миллионов! –аз в неделю передает п€тиминутную подборку новостей на классической латыни. –аз в несколько лет их издают в виде очередного тома книги: текст новостей на латыни и краткие резюме на английском и финском.

ѕродвижению древних €зыков способствует де€тельность ћеждународной ассоциации преподавателей древних €зыков EUROCLASSICA, котора€ построена по принципу федерации и объедин€ющей национальные ассоциации разных стран «ападной и ¬осточной ≈вропы. ÷ель ассоциации состоит в поддержке классического образовани€ в ≈вропе и сохранении античного наследи€ в европейской культуре. «адача ежегодных научных форумов EUROCLASSICA, которые проход€т в разных странах ≈вропы, Ц изучение проблем преподавани€ древних €зыков, в особенности в стране-организаторе очередной конференции, обмен опытом, представление новых программ, методик, учебных пособий и проектов. ќдним из проектов ≈¬–ќ Ћј——» » €вл€ютс€ летние школы дл€ гимназистов старших классов и студентов: в течение 10 лет школьники из разных стран ≈вропы в сент€бре приезжали в јфины дл€ участи€ в программах разнообразных образовательных программах.

— 2009 года в селе –ождество ‘ирсовского района “верской области проводитс€ Ћетн€€ школа по латинскому €зыку и античной культуре. ќрганизаторы Ћетней школы Ц ¬сероссийска€ ассоциаци€ школьных преподавателей древних €зыков под эгидой –усского фонда содействи€ образованию и науке. ¬ Ћетней школе по латинскому €зыку и античной культуре принимают участие школьники из ћосквы, ѕетербурга и других городов –оссии Ц это или призеры олимпиады по латинскому €зыку и античной культуре, или ученики, рекомендованные учител€ми за особые успехи в изучении латинского €зыка. –егламент школы включает 3 лекции (об€зательные часовые зан€ти€) и 2 семинара (зан€ти€ по выбору), а также многочисленные проекты (например, имитаци€ археологических раскопок).

»нтерес к истории античности подтверждают исторические реставрации, например, в июне 2015 года в музее-заповеднике Ђ оломенскоеї состо€лс€ п€тый международный исторический фестиваль Ђ¬ремена и эпохиї. “емой реконструкторского праздника был ƒревний –им и эпоха јнтичности, охватывающа€ период с V века до нашей эры по V век нашей эры. ¬ программе фестивал€ были: “риумфальное шествие, ¬осстание Ѕоудикки, гладиаторские бои, эпизоды военных сражений, демонстраци€ военной тактики римл€н.

¬ фестивале прин€ли участие лучшие клубы исторической реконструкции –оссии, ближнего и дальнего зарубежь€, были привлечены дес€тки обученных лошадей и других животных, выстроены походные лагер€, около 20 макетов средневековой осадной техники, подготовлены сотни образцов военного снар€жени€ и оружи€. ќсобый интерес дл€ ценителей Ђживой историиї представл€ли жилые походные лагер€ с аутентичным средневековым бытом.  аждый лагерь представл€л определенную эпоху и регион, с их характерными особенност€ми [3].

ѕосетител€м фестивал€ предложены мастер-классы по старинным ремеслам, по обучению владению средневековым оружием, стрельбе из лука, изготовление доспехов, одежды, обуви, украшений, посуды и игрушек.

Ќемногие знают, в 1935 году немецким композитором  арлом ќрфом была написана сценическа€ кантата CARMINA BURANA (мюзикл в современном понимании), дл€ которой он использовал 24 стихотворени€ из одноименного сборника средневековых манускриптов. —борник (CODEX BURANUS) был найден в 1803 году в бенедиктинском монастыре Ѕойерн (Ѕенедиктбойерн, Ѕавари€) [1, c. 421]. Ћибретто сценической кантаты включает стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком €зыках. ќно охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше врем€: непосто€нство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращени€ весны и удовольствие от пь€нства, обжорства, азартных игр. —ценическа€ кантата CARMINA BURANA начина€ с 1937 года посто€нно ставитс€ разными театрами.

¬ €понской футуристической манге Ћинна ќкамото ЂЁльфийска€ песньї звучит песн€ ЂLiliumї, основанна€ на отрывках из Ѕиблии и григорианских песнопений ЂAve mundi spes Mariaї и ЂΚύριε ελέησονї. ѕесн€ имеет две версии и исполн€етс€ на латыни.

ћного современных фольк-групп пишут и исполн€ют песни на латинском €зыке. Drolls Ц ансамбль ранней музыки из ѕетрозавдска, основанный в 1991 году, симфоник-метал-группа из √ермании Krypteria, основанна€ в 2001 году. ¬окалисткой в группе Krypteria выступает германо-корейска€ певица ƒжи »н „о. Ёстонский ансамбль Rondellus исполн€ет италь€нскую музыку эпохи “ициана, “ромбончино,  ара, лютневую музыку.

јвтор серии книг о маге √арри ѕоттере Ц ƒж. –оулинг Ц хорошо знала латынь, эзотерику, мировые религии, она прочла в оригинале древние трактаты и рукописи. ¬се имена и заклинани€ в книге написаны на латыни. Ќапример, c помощью заклинани€ AVIS (avis Ц птица) герои книги могли создавать птиц. Ќазвание метлы Nimbus происходит от латинского Ќимбус Ц метла.  роме того, все книги о √арри ѕоттере переведены на латинский €зык.

“аким образом, приведенные примеры €вл€ютс€ небольшой частью доказательств, подтверждающих то, что латынь активно используетс€ в современном мире. Ћатынь нельз€ называть мертвой.

Ћатинский €зык Ц это €зык культуры, а, следовательно, без него невозможно изучение пам€тников литературы, истории, культурного наследи€. Ќужно отметить, что повсеместное преподавание и распространение латинского €зыка может послужить огромным толчком к повышению уровн€ культуры в мире и более легкому воспри€тию всего богатства научных знаний.

 

—писок использованной литературы

1. √аспаров, ћ.Ћ. ѕоэзи€ вагантов / ћ.Ћ. √аспаров //ѕоэзи€ вагантов. Ц ћ.: Ќаука, 1975. Ц —. 421-514.

2. »льина, Ћ.≈. ¬озвращение к классическому образованию // ќбщество.  ультура. Ћичность. јктуальные проблемы социально-гуманитарного знани€. —борник материалов III международной научно-практической конференции. Ц ѕрага: Vědecko Vydavatelské Centrum ЂSociosféra-CZї, 2013. Ц —. 188-190.

3. ћирова€ истори€: ћеждународный фестиваль исторической реконструкции Ђ¬ремена и Ёпохиї в  оломенском http://www.prlib.ru/news/Pages/Item.aspx?itemid=7437

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1289 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1117 - | 750 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.