Наиболее зримо предстает «вторая природа» человека, его техногенный мир. Он – воплощенная способность человекобога к творению и вместе с тем утрата его человекотворческого смысла.
Уже в середине прошлого века власть имущие в развитых капиталистических странах поняли, что «дикая» форма сверхэксплуатации не только экономически перестала быть рентабельной, но и социально стала взрывоопасной.
Современная «революция менеджеров» означает практически полный переход управленческих функций к наемным работникам, вооруженным последними достижениями «всеобщего интеллекта» – науки, включая менеджмент. Это придало отмеченной тенденции классическую зрелость.
Произошло радикальное отделение предпринимательства, как организационно-экономического условия прогресса материальных, социальных и духовных производительных сил, от бизнеса, который заставляет двигаться «задом наперед» результаты предпринимательской деятельности, утилизируя их в своих эгоцентрических интересах.
Тем не менее отцы и стратеги плутократии давно поняли, что вызывающая пропасть между сверхбогатством и сверхнищетой не только экономически нерентабельна, сдерживая процесс воспроизводства сложной, высококвалифицированной рабочей силы и рост потребительского рынка, но и социально взрывоопасна. Отсюда – дальновидная и гибкая стратегия на формирование такого социального стабилизатора, как средний класс. Однако последствия и проблемы его становления и развития для культуры далеко не однозначны.
Поскольку США были колумбами «среднего класса» и превратили его в свою социально-охранительную «надежду и опору».
Уже приведенных оценок достаточно для определения в целом негативной роли среднего класса в современном динамичном обществе, которое не способно развиваться, ограничиваясь охранительством и конформизмом.
В индустриальном обществе культура подразделяется по меньшей мере на три уровня качества, которые устанавливаются с помощью эстетических, интеллектуальных и моральных критериев. Это так называемая «высшая» или «изысканная», «средняя» или «посредственная», и «низшая» или «вульгарная» культуры.
Отличительным признаком «высшей» культуры является серьезность избираемой темы и затрагиваемых проблем, глубокое проникновение в сущность явлений, цельность, утонченность и богатство выраженных чувств.
К этой культуре принадлежат лучшие образцы литературы и искусства, философия, научные теории и исследования естественного, технического и социального характера. Такая культура не связана с социальным статусом, и ее содержание определяется не общественным положением ее создателей, а лишь совершенством их творений. В отличие от «высшей», «средняя» культура менее оригинальна и более репродуктивна, хотя внешне оперирует теми же жанрами и формами, к которым прибегает «высшая» культура. На третьем уровне находится «низшая» культура, которую отличают поверхностность и вульгарность, крайнее обеднение символического содержания и форм.
Человек-масса – продукт нашей, индустриально-демократической цивилизации, и в своем логическом завершении он тоталитарен и катастрофен не только для культуры, но и цивилизации. Он – современный варвар.
В таком контексте видение культуры как некоего триединства «высшей», «средней» и «низшей» культур представляется социологизаторским упрощением и заинтересованной мимикрией реального господства цивилизационных и постоянно срывающихся в варварство, смысложизненных ориентаций не только среднего класса, но прежде всего среднего, посредственного «человека-массы», независимо от его социального положения. Их закодированное и странное в своем словосочетании т.н. «массовая культура», или масскульт.
В этом смысле все, что производит индустрия «масскульта», имеет рыночную цену. Но вопрос в ином все, что является продуктом не производства, а творчества, имеет не относительную конъюнктуре цену, а абсолютную, бессмертную ценность. В этом пропасть между «масскультом» и культурой.
Культура ХХ века
XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники – новый стиль в искусстве, названный модернизмом.
Модернизм и постмодернизм
Суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. Однако в 80-е годы XX века появился новый термин – постмодернизм. Им начали обозначать те тенденции в современной культуре, которые характеризуют развитые капиталистические общества во второй половине XX столетия, а точнее на рубеже 70 – 80-х годов, когда эти страны вступили в стадию постиндустриального общества. Таким образом, модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства», а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине и в конце XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др. Постмодернизм возник в 70-е годы и представляет собой полную противоположность модернизму с его требованиями функциональности как всего объекта, так и его частей.
Постмодернизм – исторически новый тип культуры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм. В науке это проявляется в применении конкурирующих примеров, низвержении иерархии методов научного познания, признании их принципиальной плюралистичности, в установке на взаимодополняемость прикладного, рационально-спекулятивного и религиозно-мифологического знания.
В истолковании природы общества постмодернистское мышление устанавливает (взамен господствовавшей структурно-функциональной модели) модель анархо-синдикалистской множественности «самоотнесенных» сознаний и общественных организмов. Формируется новый «персоноцентристский» этнос, отстаивающий принципиальную равноправность (и равноценность) индивида, социальной группы, общества в целом. В художественной культуре происходит отказ от канонизации единого эстетического стандарта, устанавливается плюрализм эстетических ценностей, художественных методов и стилей.
Модернизм. «Модерн»
Рассмотрим культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко – в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII – XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм – таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.
В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne – новейший, современный, ар нуво, югендстиль) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Р.Макинтош в Шотландии, Ф.О.Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании – стилем «модерн», в Испании – модернизмом, в Бельгии – стилем Велде, в Австрии – сецессионом, в Германии – югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговля.
Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) – собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн». У этого термина, в отличие от модернизма, одно значение.
Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т.е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.