В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре.
В своей основе культура XIX века базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура Нового времени. Это – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.
Однако новизна исторической ситуации потребовала и новых подходов к решению старого, как мир, фундаментального вопроса всякой культуры: как существует мир, в котором мы живем, и каково место человека в этом мире?
Новизна ситуации – следствие трех эпохальных для судеб европейской культуры событий: промышленного переворота в Англии, войны за независимость Североамериканских колоний и Великой французской буржуазной революции.
Машинный переворот обеспечил беспрецедентный рост производительной силы общественного труда и привел к образованию класса наемных рабочих – пролетариев. «Европа надевает рабочее платье» (Й.Хейзинга). Машинный переворот свел к минимуму гуманистический фактор в труде, усилив отчуждение предмета, процесса и продукта труда от работника. Дегуманизированное материальное производство, основанное на принципах пользы и чистогана, противостоящее миру идеалов и ценностей, оказалось обратной стороной технического прогресса.
Капиталистическая индустриализация к середине XIX века – свершившийся факт в большинстве стран Европы и Северной Америки. Явились закономерным результатом господства рационализма и утилитаризма, промышленный переворот обеспечивает новый скачек в развитии науки и техники. Идет вперед развитие инженерной мысли, опережаемое научными открытиями, толкающими еще дальше развитие промышленности. Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа, эпоха интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии и химии... Как показали подсчеты П.Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно – 8.527, вследствие чего техническое господство над пространством, временем и материей выросло беспредельно. Происходит небывалый пространственно-временной рост мира: в духовный мир человека вошли новые территории, планеты, древние цивилизации. Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Но, одновременно, возникли и новые способы преодоления времени и пространства: новая техника, с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что человек смог вместить больше космического времени в меньший отрезок времени житейского, приблизить к себе любую точку планеты. Вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми. Мир качественно преобразился.
Сходные процессы происходят в социально-политической жизни. Война за независимость Североамериканских колоний (1774 – 1776) и образование Североамериканских Штатов демонстрируют возросшие возможности освободительной борьбы угнетенных народов, кризис политики, основанной на европоцентризме, перспективы ускоренного их движения по пути капиталистического развития, минуя феодализм. Капитализм преодолевает пределы Европы, обнаруживая тенденцию превращения в мировую систему. Именно эта тенденция и становится определяющей в XIX веке, когда складывается мировая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок и история становится подлинно всемирной историей. Одновременно формируется мировая культура как целое, как единство многообразия национальных культур, художественных школ и т.д., выдвигая на повестку дня проблему диалога культур.
Серьезные изменения происходят и во внутриполитической жизни буржуазных государств.
XIX век проводит в жизнь практику государственного строительства, в деятельность либеральных партий – сформулированные в XVII в. Дж.Локком основные принципы либеральной доктрины, впоследствии развитые французскими просветителями; складывание буржуазной государственности сопровождается образованием политических партий, формированием многопартийной системы, дальнейшей разработкой либеральных принципов. Так, выдвинутая либералами в борьбе с феодализмом идея революции была подхвачена иными социальными силами – радикальными демократами, бланкистами, коммунистами и т.д. Опираясь на опыт якобинства, марксизм в качестве центрального звена своей доктрины и непосредственной практической задачи выдвигает идею насильственного изменения мира и установления в результате революции диктатуры пролетариата.
Казалось бы, либеральная идеология выработала действенные механизмы, ограничивающие сферу влияния естественного права – права силы (в политике это принцип разделения властей, признание равенства в правах и свободах, необходимости контроля общественности за их соблюдением, свободных выборов всех институтов власти и т. д. В экономике – защита нрава частной собственности, свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, идеи невмешательства государства в экономику и др., в социальной сфере – принцип «равенства возможностей» отстаивание самоценности индивида и его личной ответственности за принимаемые решения).
Но право силы пробивает себе дорогу в иных формах: конкуренцию побивает монополия, демократия вырождается в «гипердемократию», диктатуру «большинства». Демократические государства, исповедующие либеральный символ веры, ведут захватнические войны, осуществляют передел мира, запрещают оппозиционные движения, т.е. выступают с позиции силы. Вся политическая практика XIX в. показывает тупики естественноправовой теории и неспособность либеральной демократии найти из них выход в рамках прежней доктрины.
Третье событие – Великая французская буржуазная революция 1789 – 1793 гг. – классический политический переворот буржуазного типа. Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами французских просветителей, лишь французская революция, воплотившая, казалось бы, в жизнь их принципы, обозначила кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Принятая 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», среди которых в качестве неотъемлемых фигурировали «собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
Однако обещанное просветителями «царство разума» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась в свободу самой беспощадной – капиталистической – эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад.
Изменения в социальной расстановке сил нашли свое отражение в морали и этикете. Этикет становится не только более прагматичным, но и более утилитарным. Вырабатываются этикетные формы регулирования дистанции между свободными партнерами купли-продажи. Тот факт, что продавец товара полностью зависит от покупателя, а не наоборот, находит отражение в необходимости однонаправленного соблюдения этикетных норм на рынке товаров, включая сюда и живой товар, – рабочую силу.
На арену исторической жизни выходит новый буржуа, который в отличие от старого буржуа, носителя франклианской морали, эталона бережливости и умеренности, не отказывает себе ни в чем и живет в роскоши. Он маниакально поглощен предприятием и приносимыми им прибылями, мало озабочен качеством производимого товара. Теперь в жестокой конкуренции все средства хороши – от рекламы до прямого подлога. Традиционные буржуазные добродетели как бы объективизируются и с отдельного человека переносятся на предприятие. Теперь фирма должна быть солидной, кредитоспособной и др.
Великая французская революция повлияла не на одну только мораль. Она привела к кардинальным изменениям во всей культуре. Отныне проблема соотношения идеала и действительности волнует общественное сознание не меньше, чем поиск исторической закономерности в происходящем. В логическом аспекте именно это противоречие – идеала и действительности – становится движущим мотивом социокультурного развития в XIX веке.
Так, в революционные годы и первое десятилетие столетия, когда конфликт идеала и действительности еще не обозначился и не был в достаточной степени осознан, господствовал (во Франции) классицизм, с его антифеодальным духом и пафосом республиканской гражданственности. Острое неприятие наступившей реакции, воцарившейся прозы жизни, породило в 20-е годы XIX века романтический бунт молодого поколения.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX века; противопоставившее себя классицизму и основывающееся на воображении, эмоциональности и творческой одухотворенности художника.
Впервые этот термин как обозначение литературного направления был употреблен в конце XVIII в. в Германии. Там же была разработана теория романтизма школой «йенских романтиков» – братьев Шлегелей, Новалиса, Тика, Ваккенродера и др., оказавших влияние на все течения европейского романтизма. В качестве истоков появления романтического направления сами романтики называли события 1793 и 1814 гг. – французской революции, сломавшей эволюционный ход развития и вовлекшей массу людей в исторический процесс, и наполеоновских войн, заставивших пересмотреть старые ценности. Романтики поставили вопрос о человеке в эмоционально-трагическом ключе как следствие тяжелых раздумий над казавшимися неразрешимыми проблемами бытия. Романтик находился в постоянном конфликте, как с собой, так и с буржуазным обществом, которое являлось для него олицетворением пошлости, обыденности и повседневности. Это привело к абсолютному отрицанию действительности, к потере всякой веры в доводы разума. Действительности романтики противопоставили мечту. Весь романтизм строится на контрастах: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное. Социальные конфликты времени разрастаются в произведениях романтиков во вселенские картины космических катастроф, различные жизненные явления приобретают крайние формы, выступают как символы.
Отличительной особенностью романтического искусства является наличие в нем ценностей лежащих за пределами реальной действительности: экзотической природы, исторического прошлого, религиозной мистики, безграничной свободы, патриархальной жизни нецивилизованных народов. Главной ценностью являлась личность творца поэта, художника, музыканта. Ярко выраженное авторское начало сообщает романтическим произведениям особую эмоциональную энергию и выразительность.
Романтизм – это не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления: от философии и политической экономии – до моды на прически и костюмы. Но всех их объединяет одно: конфликт с действительностью, которая отвергается с позиций высшего идеала.
Наряду с романтизмом в 40-е годы XIX века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Термин реализм был предложен французским литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX века и быстро получил распространение в различных видах искусств и национальных культурах. Связанный корнями с романтизмом, реализм был направлением и методом в художественном творчестве, основывающемся на объективном, правдивом и натуралистическом изображении действительности. Реализм основан на художественном отражении жизни, на правде видимого, через которую художник проникает в сущность окружающего мира.
Основой реализма XIX века было резко критическое отношение к буржуазной действительности. Отсюда характерной чертой этого направления стало отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, целенаправленное стремление давать оценку явлениям общественной жизни.
На рубеже XIX – XX вв. реализм в живописи вытесняется импрессионизмом, а в литературе – натурализмом.
Натурализм (лат. natura – природа) – направление в литературе и искустве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному и бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, и исходившее из предпосылки, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями независимо от их воли. Натурализм зародился во французской литературе под влиянием достижений естественных наук и философии позитивизма. Теоретиком этого направления является Э.Золя, выразивший кредо натурализма и сборниках «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др.
Представители натурализма воспроизводили в своих произведениях жизнь такой «как она есть», что приводило их к увлеченную частным, случайным в противовес общему, к отказу от рассмотрения жизненных явлений в их целости и противоречивости, к обилию фактов и детальных описаний, призванных передать «аромат эпохи». Однако при всей ограниченности творческого метода и отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества натурализм способствовал прогрессу ее художественного отражения и становлению критическогореализма XIX в. Этот прогресс выразился во введении в искусство новых тем, в целенаправленном интересе к изображению «социального дна», взаимодействия личности и толпы и др.
Расцвет натурализма приходится на 70 – 80-е гг. XIX в., а его наиболее яркими представителями кроме Золя были Э. и Ж.Гонкуры. Г.Гаунтман (Германия), Д.Гиссинг, Д.Мур, Н.Моррисон (Англия). В русской культуре натурализм заметного развития не получил.
КУЛЬТУРА XX века