Изменения в культуре определяют такие важнейшие факторы, как:
инновации – новые элементы культуры или новые их комбинации;
трансмиссия – передача культурного наследия новым поколениям;
диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимопроникновения культурных черт разных сообществ;
аккультурация – целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим;
трансферт – заимствование внешних образцов одной культуры у другой без глубокого их освоения;
синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходных компонентов и имеющее качественное своеобразие;
симбиоз – соединение разнородных элементов разных культур без превращения его в качественную целостность;
конфликт – противоречие или столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами.
Инновация (лат. innovatio – обновление, innovare – обновлять) – появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры; модернизация; реформа. Инновация может быть результатом внутри культурного изобретения или межкультурного заимствования. К категории инноваций относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире либо обеспечивают новые способы взаимодействия с ним посредством новых технологий. Инновации определяются опытом, накопленным людьми, и творческой его переработкой применительно к конкретно-историческим условиям их существования.
Под культурной инноватикой как одним из явлений культурогенеза, как правило, принято понимать новации, порожденные внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов, если и связанных с каким-либо социальным заказом, то совершенно опосредованным образом.
Хотя визуально нам кажется, что практически мы живем главным образом в мире вещей, процессов их производства и распределения, а также организованных территорий, составляющих материальную основу нашей культуры и цивилизации, на самом деле мы живем преимущественно в мире идей, социальных порядков, взаимодействий и договоренностей, детерминирующих специфичность и эффективность нашей культуры существенно больше, чем материальные ценности. Поэтому порождение новаций социально-интеллектуального плана (новых правил общежития и взаимодействия) часто являются гораздо более значимыми событиями культурогенеза, нежели научно-технические изобретения.
Любая новация в культуре возможна лишь при сохранении преемственности развития. Это требует передачи от поколения к поколению базисных элементов культуры, допуская возможность видоизменения второстепенных. В культуре есть сфера, где наследие живет вечной жизнью. Это ее опредмеченная сфера – памятники, рукописи, картины, здания, изобретения, то есть все то, что может быть собрано и сохранено. Однако наследие недостаточно только сохранить, его необходимо освоить, сделать его смысл доступным новым поколениям, снабдить его актуальными интерпретациями.
Таким образом, процесс трансмиссии (от лат. transmissio – пересылка, передача) осуществляется путем научения и предполагает живой контакт обучающихся сторон. Новое поколение не только учится на опыте прошлого, но и добавляет к его богатству свои знания.
Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентируется, на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Будучи крайне радикальной формой трансмиссии, фундаментализм проявляет себя как реакция на ускоренный распад традиционных ценностей в тех странах, где модернизация наталкивается на активное сопротивление со стороны общественного сознания.
О диффузии говорят в случае стихийного взаимопроникновения культур, способствующего их обоюдному обогащению. Диффузия (от лат. diffusio – распространение) определяется степенью интенсивности и условиями осуществления контакта, а также состоянием и степенью дифференциации общества. Как правило, частое взаимодействие способствует быстрому усвоению, а насильственное навязывание порождает реакцию отторжения. Разная степень готовности к усвоению чужого опыта зависит от присутствия в обществе лиц, носителей подобной ориентации и состояния общественного сознания. Письма стали манифестом влиятельного течения русской общественной мысли, ориентировавшего сограждан на европейские стандарты развития, в том числе и на революционное неповиновение властям.
Если процесс распространения культурных элементов приобретает форму целенаправленного заимствования, его называют аккультурацией. Она может осуществляться прямым образом через конкретных носителей, попавших в новую социальную среду, или иметь косвенный характер, опосредоваться притоком товаров, воздействием моды, средств информации.
Когда заимствование принимает форму механического копирования чужих образцов, его обозначают термином трансферт.
Если же общество стремится не просто слепо заимствовать, а избирательно относиться к переносу ценностей, говорят о селективности культуры и выделяют следующие ее причины: незрелость культуры для заимствования каких-либо образцов; опасность, которая грозит обществу в случае заимствования; идеологические запреты; общественная самооценка нового как бесполезного.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) как фактор культурного взаимодействия возникает благодаря близости или сходству базисных элементов соприкасающихся культур.
При симбиозе (от греч. simbiosis – сожительство) собственные и заимствованные элементы остаются обособленными, что порождает их взаимное недоверие и приводит к конфликтам. Симбиотические культурные конгломераты чаще всего возникают стихийно в ходе завоеваний одного народа другим. Они рождают синкретический (от греч. synkretismos – соединение) тип культур, для которых характерно сочетание разнородных взглядов, стилей, направлений при отсутствии их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.
Различия в культуре могут приводить к столкновениям и конфликтам. Один из наиболее опасных таких видов – аномия – определяется как распад системы нравственных ценностей, следствием чего становится нарушение единства культуры общества. Ситуация аномии возникает в результате быстрой смены общественного строя, разрушения привычных стереотипов реагирования.
Тоталитаризм и культура
После октября 1917 года под прямым влиянием идеологии и практики большевизма начала формироваться новая форма авторитарной государственной власти – тоталитаризм (лат. totalis – законченный, полный, абсолютный), т.е. форма государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.
Тоталитаризм как превосходная степень диктатуры ведет к абсолютному подавлению личности и пронизывает и контролирует все сферы жизни.
Характерные проявления тоталитаризма в духовной сфере:
– монополизация и стандартизация системы образования и воспитания; запрет на отдельные, нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук (генетика, фрейдизм, кибернетика);
– монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием методом жестокой цензуры и путем гипертрофии пропагандистской функции СМИ в ущерб их информационному назначению;
– преследование критически мыслящей интеллигенции («диссидентов») – общественного слоя, не признающего монополии государственной власти на духовное самоопределение народов. Антиинтеллектуализм – неотъемлемая черта любого тоталитарного режима, т.к. справедливо заметил А.И.Солженицын, что власть боится не тех, кто против нее и не тех, кто с нею, она боится тех, кто выше нее.
Культура и контркультура
Маргинальная культура (от позднелат. marginalis – находящийся на краю, margo – край, граница) – понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры.
Термин введен в науку американским социологом Р.Парком, считавшим, что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.
Первоначально этот термин использовался для обозначения социально-психологических последствий неполной адаптации мигрантов из сельских районов к требованиям городского образа жизни. Впоследствии термин приобрел более широкое значение, и к маргинальной культуре стали относить «культурные гибриды», оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших «бывшие социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию. Культурная маргинальность возникает в результате изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов. Маргинальная личность возникает тогда, когда человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему социальные роли, образ жизни, культурные ценности. Все это накладывает определенный отпечаток на психику человека.
Контркультура (от греч. contra – против) – направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 60-х – начале 70-х гг.
Термин «контркультура» создал Теодор Рожак во время студенческой революции 60-х гг. в США.
Контркультура знаменует собой открытый отказ от сложившихся социальных ценностей, моральные норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежат установки на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие.
Отказ, как правило, выражался в негативизме по отношению к культурным достижениям человечества и экстравагантной манере мышления, чувствования, общения. Культ разума и науки заменялся культом бессознательного проявления природных страстей, пуританская мораль – открытостью интимных связей, труд – массовыми оргиями, наркоманией и т.п. Протест против «массового общества» и массовой культуры получил практическое завершение в организации различных коммун, в которых должно было осуществляться проявление истинно гуманного отношения человека к миру, другим людям и к самому себе.
Единственный положительный лозунг той революции – «Создание контркультуры» – предполагал три основных момента:
– воспитание нового типа личности с новыми формами сознания и действия;
– формирование новых отношений между людьми;
– формирование и принятие новых ценностей, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев.
Одним из способов создания и отработки положений контркультуры было коммунитаристское движение (создание коммун). Составные элементы контркультуры – наркокультура и сексуальная революция.
Контркультура объединяет концепции, представлявшие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, вульгаризированного марксизма, руссоизма, анархизма, цинизма, восточной философии и религии.
В настоящее время под контркультурой, кроме формы выражения духовного протеста против современной буржуазной культуры, получившей распространение среди части молодежи Запада в 60 – 70-х гг., стали понимать любые культурные формы отклоняющегося поведения.