Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепция исторических культурных типов




Маркс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, философ и историк. Разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии – в конструировании некоторых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. Так, античность, феодализм, капитализм для Вебера не объективно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных типов направлена против идеи объективной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованием плюрализма (лат. pluralis – множественный) как принципа исследовательской деятельности.

Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому (греч. – милость, благодать, божественный дар) способам организации общественных отношений и наиболее ярко проявляется в экономике, политике, этике и музыке.

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – русско-американский социолог, философ, культуролог. В 1923 г., высланный из Советской России, поселился в США. Исторический процесс рассматривал как циклическую флуктуацию (лат. fluctuatio – колебание, случайное отклонение) основных типов культур, в основе которых лежит интегрированная сфера ценностей, символов. Занимался культурными мировоззренческими суперсистемами, социокультурной динамикой.

Культура, по Сорокину, – совокупность всего сотворенного или признанного определенным обществом на той или иной стадии его развития, в ходе которого общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, правовые и т.д., главным свойством которых является тенденция к объединению в систему высших рангов. В результате развития образуются культурные суперсистемы, каждая из которых «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и должного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, и, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением».

Эти культурные суперсистемы представляют собой единство, в основе которого фундаментальный принцип, пронизывающий все его составные части и выражающий основную, главную ценность, которая составляет основу, фундамент всякой культуры, проявляющуюся в мировосприятии, мироощущении, мировоззрении.

В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три социокультурные суперсистемы, из которых две (идеациональная и чувственная) являются основными, а третья (идеалистическая) – переходной и представляют типы культуры:

– идеациональный, т.е. способный к формированию и восприятию идей;

– чувственный, в котором главное внимание большинства носителей культуры обращено на осязаемые чувствами предметы; для него характерны материализм, прагматизм;

Плюс 2 переходных типа:

– идеалистический – который характеризуется гармоничным сочетанием 2 основных типов (синтез);

– смешанный (эклектический) – характеризуется негармоничным сочетанием 2 основных типов.

Основа идеациональной культуры – Абсолют, принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности (европейская культура средневековья; культура Брахманской Индии, буддийская и лаоистская культуры, греческая культура с VIII по конец VI в. до н.э.).

Основа чувственного типа культуры – принцип, согласно которому объективная реальность и смысл ее чувственны. Она стремится освободиться от ценностей идеациональной культуры (религии, морали и т.п.). Ценности ее сосредоточены вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Тип начал формироваться в XVI в., достиг кульминации к середине XX в. Согласно Сорокину, сейчас мы живем в период этого типа культуры. Но он обречен на закат, поскольку повинен в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2154 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.