Исторические типы культуры – система оснований, по которым наука, типологизируя культуры, развивалась с глубокой древности. В принципе сложилось четыре подобных типа оснований:
а) по духовно-культурным чертам;
б) по природно-географическим условиям их существования;
в) по художественно-стилевым признакам;
г) по стадиям исторического развития.
Теория неравномерности исторического развития разных народов сформировалась ко времени Просвещения, будучи подкрепленной Великими географическими открытиями, начавшейся колонизацией и антропологическим изучением туземцев и их культур. К середине XIX в. в европейской и американской науке сложилась методология «эволюционизма», объединившая теории географического детерминизма (как условия ускоренного или отсталого развития) и неравномерности собственно социокультурного развития по причине более или менее благоприятных обстоятельств бытия того или иного народа.
За минувшие полтора века было создано несколько десятков теорий и концепций, объяснявших неравномерность исторического развития народов и типологизировавших их культуры по разным основаниям.
Ренессанс, Реформация, Просвещение и, наконец, буржуазные революции привели к наступлению новой эпохи. Каждое из этих событий имело свои причины, но общим для всех было то, что европейское общество начало «задыхаться в тисках» экстенсивного экономического и социально-культурного развития. Новая идеология созревала на протяжении нескольких веков и более или менее выкристаллизовалась в теориях эпохи Просвещения. Первое, к чему привела соответствующая интенсификация технологий социального устроения, стало рождение буржуазных наций – социальных общностей, построенных уже не на дифференцированно-сословной основе, а на идеях тотальной национальной интеграции, жизненной целью которых стало не воспроизводство традиции, а построение более совершенного общества с помощью тотально грамотных и заинтересованных людей, мотивацией – политическое единение людей под знаменем национальной идеи т.п.
Эта эпоха породила и тип высоко автономной личности – свободного производителя, конкурентоспособного индивида, открыто продающего свой труд и талант на рынке с едиными для всех правилами. В этом основной принцип культуры индустриального типа.
Конкретно-исторический тип культуры – это форма существования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. В современном культурологическом знании выделяют следующие исторические типы европейской культуры (подробнее см. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001. – с. 78 – 81):
– природно-символический тип культуры – ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях;
– антропокосмогонический тип культуры – античные формы культуры, выражающие единство природнокосмического и человеческого начал;
– христианско-религиозный тип культуры – культура средневековья, основанная на христианской доктрине;
– универсально-гармонический тип культуры – культура эпохи Возрождения, утверждающая идеалы гуманизма, титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности, органично воспринявшая и преобразовавшая духовные ценности древнегреческой античности;
– протестантско-реформистский тип культуры – культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-реформаторского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма. Протестантизм демократизировал церковные традиции, Реформация заложила основы свободомыслия и правового государства;
– рационально-нормативный тип культуры – культура, строго подчиняющаяся и регламентируемая господствующей идеологией абсолютизма, преимущественно рациональная и нормативная;
– критико-просветительский тип культуры – культура, провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские, демократические идеалы;
– романтически-утопический тип культуры – система мировосприятия, возникшая в результате разочарования итогами буржуазных революций в Европе, не оправдавшими просветительских идей совершенствования человека и общества;
– индивидуально-прагматический тип культуры – система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений (вторая пол. ХІХ в.), когда доминирующими становятся институт частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и целеустремленность в приумножении материальных благ;
– демократически-технотронный тип культуры – современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники: позитивно-демократическим и негативным. Научно-технический прогресс содействует расширению социокультурного поля, приобщению к ценностям культуры широкой аудитории благодаря совершенствованию коммуникационных средств. Вместе с тем развитие этого процесса усиливается диктатом техники над духовным, порождая стереотипы восприятия и оценок, способствуя омассовлению культуры;
– тоталитарно-бюрократический тип культуры – преимущественно официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии. Изначальный принцип самостийно-органичного развития культуры окончательно вытесняется административно-бюрократической формой ее организации и управления, вследствие чего ущемляется и нивелируется личностное начало;
– гуманистический тип культуры.