Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Переход от индустриального к постиндустриальному обществу




Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес.

Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали «белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых – «компьютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации.

С завидным постоянством Запад (Вестерн – от англ. western – западный) практически осваивает самые дерзкие, «сумасшедшие» идеи, впервые возникшие на Востоке, – от пороха до освоения космоса. Протестантская этика освящает деловитость как выполнение божественного предназначения человека на земле.

Таким образом, первая и вторая половина XX века – две качественно различающиеся социокультурные эпохи.

«Запад» – «Восток»

Культурно-цивилизационные комплексы Запада и Востока достаточно многое разъединяет и соединяет:

1. На рубеже ХХ – ХХI столетий обнаружился неадекватный характер представлений об основном противоречии современной эпохи как «Противостоянии капитализма и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального общества, ипостасями извечного противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются как «Запад» и «Восток».

Традиционно «Запад» и «Восток» характеризуются как жизнеустроительные полярности. Запад – это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток – духовность, созерцательность, коллективизм и тоталитаризм.

Однако и традиционный западный материализм – далеко не всегда добродетель, и нередко представляет собою убогую самодостаточность гедонизма, равнодушие к «горнему» миру человеческих ценностей и смыслов. Действительно плодотворным является материализм, освященный высоким духовным смыслом, и такой смысл всегда вырастал как из самой западной действительности, так и является следствием освоения «восточных» влияний, которые ассимилировались Западом.

2. Западный практицизм, воплощенный в фаустовском духе неограниченного активизма, – также реальность. Парадокс в том, что неограниченный активизм обнаруживает и свои негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное в этом негативе – утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, т.е. уничтожение самоценности и уникальности личности. Вместе с тем такая тенденция с ее противоречивыми последствиями – не единственная в западном способе жизнедеятельности. Ему всегда была присуща и созерцательность.

3. Самооценка «Запада» как колыбели, бастиона и «вечного двигателя» свободы личности и демократии во многом объясняется потребностями идеологического обеспечения вестернизации современного мира. В такой рефлексии есть реальное основание – зарождение и развитие демократии, ее сравнительно поздний и отнюдь не идиллический симбиоз с индивидуализмом и либерализмом – все это именно «Запад». Иное дело – их реальный и конкретно-исторический смысл и контекст. Индивидуализм никогда не выступал как самодостаточный и тем более доминирующий субстрат общества. Но «Запад» – это не только более или менее авторитаризм, но и периодически настигающий его «командор» тоталитаризма.

4. Эволюция «восточного» культурно-цивилизационного комплекса не только во многом совпадает с чертами, характерными для «западного», но и нередко по времени и глубине воздействия опережает его и объясняет генезис ряда «западных» феноменов. Фундаментальный источник таких обобщений и оценок – наследие древнейших восточных цивилизаций. Их современная динамика вызвана способностью воспринимать общецивилизационные достижения в контексте собственных культур, мудростью такого созерцания, которое согласуется с законами внутреннего и внешнего мира человека данной культуры.

5. Современность впервые ставит человечество перед дилеммой: конвергенция или дивергенция культурно-цивилизационных комплексов «Запад» и «Восток».

На пороге 70-х годов нашего столетия П.Сорокин считал, что «господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капитализм и не социализм, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный... Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа». Дж.Гелбрейт впервые обозначил этот процесс термином «конвергенция», которая интерпретировалась им уже не в социокультурных, а в экономических понятиях. Выбор одной из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций – к глобализации, интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия.

6. Конструктивный подход – в синтезе культурно-цивилизационных комплексов как органическом единстве человеческого рода, вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.

Если цивилизация – это ставшая, кристаллизованная деятельность, совокупность ее опредмеченных результатов, а культура – вечно становящаяся деятельность, реализация всегда личностной способности творить неповторимый мир, то становится ясным, что вектор эволюции современного общества – к цивилизационному единству в культурном многообразии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1035 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.