Ключевым основанием для понимания американской культуры является тот факт, что англосаксы, в отличие от испанцев и французов, ехали в Америку с твердым пониманием того обстоятельства, что их ждет не волшебное Эльдорадо, а тяжелый труд в суровой стране. Этика протестантов с наивысшей силой сказалась в дневниковой записи основателя первой североамериканской колонии Англии (Вирджинии) — капитана Смита: «Ничего нельзя здесь ожидать кроме того, что может быть добыто с помощью труда». Это упование на тяжелый труд подкреплялось (и отягощалось) кальвинистским представлением о неизбежной трагедии жизни, о жизненном пути как юдоли страданий и о спасительности упорного труда. Атмосфера первых поселений пуритан угнетает даже своим описанием: мрачные люди молча и безостановочно пробивают дороги, очищают поля, без радости и песен встречают рождения детей, без славословия провожают усопших.
Но воздух свободы от полуфеодальных пут Европы стал сказываться тоже. В колониях не было дисциплины, требуемой англиканскими епископами, пуритане обрели невиданную свободу не только для культовых отправлений, но и для определения базовых принципов своей жизни. В каждом поселении североамериканских колоний была своя независимая религиозная община, проблема духовной свободы была сведена к собственному определению своих верований, пристрастий, вкусов.
Культура североамериканских колоний с самого начала носила черты их западноевропейской прародины — Англии с ее высокими достижениями елизаветинской и революционной эпох, с ее сумрачным бытом пуритан. Удивительным обстоятельством, отчасти объясняющим дальнейшую оригинальность и рост американской культуры, явилось наличие во всех колониях — новоанглийских, срединных и южных — довольно богатых домашних библиотек, бережно собранных не только в Англии, но и в других европейских странах. Уже вскоре после освоения побережья в тринадцати колониях атлантического побережья начинается печатание и распространение памфлетов, альманахов, периодической печати, а затем и книг. В становление американской культуры внесла свою лепту не только доминирующая англосаксонская струя, но и множество других источников — шотландских, ирландских, гол-
ландских, уэлльских, шведских. Но при этом английское влияние доминировало все полтора века жизни колоний: большинство поселенцев были англичанами, классовая структура носила ярко выраженный английский характер, законы строились по английской матрице, теология шла от англиканской церкви и английских сект, формы образования имитировали английские образцы, что можно также сказать о формах искусства, стиле жизни, характере развлечений, преобладающей моде, языке суда, церкви и прессы. Главные связи с миром пролегали для Северной Америки через
Лондон.
Важнейшая отличительная черта становящейся собственно американской культуры заключалась в том, что, осваивая новые территории, удаляясь от побережья вглубь, новая страна не знала самых существенных основ того, что определяло государственность и культуру Европы — феодализма. Америка не знала титулованной аристократии, наследственных привилегий, строгой клерикальной иерархии, господства высших слоев во вкусах, привычках, зарождающихся традициях. Ворота на вершину социальной лестницы в Америке с первых дней были открыты шире, чем в феодальной Европе.
Сказанное не означает, что в Новом Свете сразу же воцарились республиканские свободы. В колонии Нью-Йорк, как и в старой доброй Англии, богатые землевладельцы были представлены в провинциальной ассамблее своими заместителями. Подобно замкам, стояли огромные дома вверх по Гудзону — с вооруженными неграми, маленькими армиями, имеющими собственные договорные отношения с индейцами. В университетах Гарварда и Йеля дома студентов говорили о степени достатка их семей. В церквях, как в англиканских, так и в протестантских, отдельные группы верующих размещались в соответствии с общественным положением. Старые вирджинские семьи заставляли простолюдинов ждать, пока они разместятся на собственных скамейках храма.
Образовалась своеобразная социальная стратификация, на вершине которой располагались крупные землевладельцы. За ними следовали свободные фермеры в глубине побережья — они составляли основу населения в Новой Англии и в срединных колониях. Фермеры все более продвигались на запад в колонии южнее Вирджинии. Эти свободные владельцы земель были часто неграмотными, но именно их битва за жизнь составляла неповторимость американской культуры, складывающейся на границе освоенного и неосвоенного природного мира. Здесь, в особой пограничной обстановке демократических идеалов и вкусов (неизбежных при постоянной взаимовыручке), складывался дух американских пионеров, который влиял на формирование новой культурной традиции.
Третий слой американского населения составляли свободные ремесленники и рабочие городов. Их численность росла медленнее,
чем у фермеров, неукротимо устремившихся на Запад. К четвертому слою принадлежали несвободные рабочие, используемые в сельском хозяйстве, делающие трудную ручную работу. Часть из них находилась в своем состоянии временно (ожидая выхода в третью группу), другая часть работала на полях безысходно. На Юге это были рабы, навечно принадлежавшие своим хозяевам.
Вот в такой социальной обстановке происходило становление американской культуры — аристократической наверху, демократической в своем среднем составе, рабской внизу.
Но более удобным ключом, открывающим картину культурного развития американских колоний до завоевания ими независимости, было бы выделение трех, отчетливо обозначивших себя регионов — пуританской Новой Англии, торговых срединных колоний и принадлежавшего лендлордам Юга. В каждом их этих регионов культурное развитие имело безусловную ярко выраженную специфику.
Пуританизм главенствовал в культуре северных колоний — так называемой Новой Англии. Поколение Кромвеля проявило себя здесь с той же жестокостью, с какой оно и в Англии отвергло «легкомысленный» блеск предшествующей елизаветинской эпохи, времени британского Ренессанса. По праздничным дням никто не смел приложить пальца к полезной работе — вся община дружно слушала Библию. Никто не посмел бы в том XVII в. открыть поблизости от Бостона театр. Пьянство и адюльтер приравнивались к смертным грехам. Послабления наступили после 1691 г., когда, после прибытия в Америку преследуемых в Европе пресвитериан1 и гугенотов1, в правящей хартии появилась статья, согласно которой наличие собственности, а не принадлежность к церкви пуритан стало условием получения права голоса. Лишь постепенно — к XVII в. — волна католиков-шотландцев и ирландцев ослабила «дисциплину субботы», открыла возможности для продажи рома.
Южные семьи с богатыми родословными и материальным достатком жили в абсолютно иной атмосфере. Радостное восприятие жизни, неукротимое стремление не отстать в моде, стиле жизни и идеях от Лондона делало крупные родовые гнезда лендлордов очагами европейской культуры, в основном светско-гуманистической и далекой от религиозного фанатизма. Здесь процветала охота на лис, танцы, питейные соревнования, скачки, петушиные бои, азартные игры. Различие двух регионов молодой Америки объяс-
1 Пресвитериане — последователи протестанского вероучения, возникшего в
Англии в XVI в.; выступали за независимую от господства «дешевую церковь»,
отвергают власть епископа и признают лишь пресвитера.
2 Гугеноты — сторонники кальвинизма во Франции в XVI — XVII вв.; борьба
гугенотов с католиками вылилась в XVI в. в так называемые религиозные (или
гугенотские) войны.
нимо. На Юге высокая культура базировалась на дешевом труде рабов, на Севере тяжелый труд ради выживания представлял все жизненные вопросы в более трагическом освещении.
Мы можем взять буквально любого из южан, прославивших себя в битвах грядущей войны за независимость, и увидим, что они любили лучшее в одежде, рифленые рубашки, золотые украшения, прекрасную кожу, серебряные безделушки. «Пришли мне все, что в моде», — пишет своему приятелю в Лондон молодой Джордж Вашингтон. Его обычай пить пять полных рюмок мадеры за обеденным столом был достаточно хорошо известен. Будущий первый президент обожал конские скачки и игру в карты. Его влекли также театр, цирк, петушиные бои, танцы и охота на лис. В течение 1768 г. он двадцать девять раз приглашал гостей и семь раз был приглашен сам.
Южная столица — Чарльстон — привлекала музыкантов и лекторов. Английские пьесы ставились наряду с местными сочинениями.
Третий тип культурного приспособления создали срединные колонии, растущие вокруг Филадельфии и Нью-Йорка. Квакеры задали здесь эталон простоты, но они верили больше в возможности совершенствования, чем (как на Севере) в безусловное наказание греха, в веление внутреннего света, а не в суровые конституированные ограничения. Они избегали танцев и музыкальных фестивалей, но не осуждали за них своих южных соседей или колонистов в собственных растущих городах. Их идеалом было равенство, но в своем простом обращении к богу они не походили на истовых пуритан Новой Англии, равно как и на поглощенных модными идеями вирджинцев. Проповедуемая ими терпимость многое значила для культурного основания американской цивилизации. Филадельфия стала центром терпимости и благоразумия. Здесь была создана первая в Америке библиотека, первый юридический журнал, первая медицинская школа и госпиталь. Филадельфия явилась научным центром североамериканских колоний в изучении естественной истории, астрономии, математики, физики. И бежавший из Новой Англии Бенджамин Франклин по справедливости избрал в качестве места своего проживания «город братской любви» — Филадельфию. Тогда этот город стал и философской столицей североамериканского мира.
К началу XVIII в. жизнь колоний была колоритным смешением высокого и низкого, софистичного и примитивного — таковым было мнение путешественников, навещавших североамериканские владения Британии. На полках библиотек южных плантаторов стояли редкие французские книги, элегантность царила на званых филадельфийских обедах, в Бостоне смело рассуждали о мировых проблемах. В то же время фермеры осваиваемых американских глубин жили примитивной жизнью пионеров, здесь речь шла о вы-
1 1 Культурология
живании, а не о культурной рафинированности (характерной для усадеб патрициев побережья).
Как уже говорилось, Англия задавала в культуре тон. А это — имея в виду Англию революционного периода XVII в. — означало, что первой отвлеченной дисциплиной школ и нарождающихся колледжей была теология.
Итак, Британия дала Америке отправную точку культурного развития — в социальном устройстве, в политической организации, в основных культурных устремлениях. Но местные обстоятельства сразу же начали оказывать свое мощное воздействие, модифицируя и изменяя первоначальные установки. Основой идейного развития колоний долгое время была теология. Священники еще вели свою паству, выступали идейными судьями, являлись авторами книг, учителями школ и колледжей, интерпретаторами главных проблем североамериканской жизни и основными авторами законов.
Значительная часть теологической продукции не имела продолжения (и влияния) в дальнейшей культурной жизни Америки. На полках старых библиотек стоит внушительное число трактатов о первородном грехе и наказании грешников. Но часть этой литературы, которая начала говорить о самом бренном мире, имела несомненное продолжение в книгах об индейцах, о предотвращении кораблекрушений, ведении боевых действий. Два священника стоят в основании литературной, мыслительной, культурной традиции североамериканской части западной цивилизации. Первым является выходец из Бостона Коттон Мезер — человек необычайной учености и энергии. Именно его восприимчивость к жгучим проблемам современности привела к победе поселенцев над оспой, установлению регулярных отношений с индейскими племенами. Он привил поселенцам Новой Англии чувство полноценности, участия в глобальном цивилизационном процессе наравне с прародиной Британией, заглушил убогий провинциализм и восславил возможности разума. Ко времени его смерти (1728 г.) американские колонии утвердились в общецивилизационном развитии Запада.
Достойным продолжателем американского самоутверждения Мезера явился выходец из^ Коннектикута Джонатан Эдварде. Эта интеллектуальная звезда Йеля сочетала необычайной силы темперамент с глубиной анализа явлений и процессов, захвативших североамериканские колонии в XVIII в.
Теологические работы Эдвардса читали от Голландии до Бейрута, где его в XVIII в. переводили на арабский язык. Америка получила признание, опровергая мнение о себе как об окраине мира. Позднее Фихте назовет Эдвардса «самым оригинальным мыслителем Америки». Разумеется, это была еще «донаучная» стихия теологического теоретизирования. Но Америка благодаря своим
великим проповедникам отвергла всякое представление о своей провинциальности. Важно и то, что громоподобные проповедники заставили на полных оборотах работать печатные прессы североамериканских центров учености, придали респектабельность созданному здесь слову, утвердили себя в авангарде великого века Просвещения. К XVIII в. грамотность и даже ученость стала заметной чертой полосы колоний, расположившихся вдоль Атлантического океана. На севере пуритане шли в церковь с записной книжкой в руках. Магистрат Массачусетса должен был законодательно уменьшить число лекций, чтобы не отвлекать население от житейских дел. Разумеется, идеологические споры порождали и крайности, время от времени формируя фанатизм, подобный преследованию сэйлемских «ведьм». (В этом отношении Америка шла в ногу с Европой; именно в это время британский парламент приговорил лиц, заподозренных в колдовстве, к смертной казни.) Но в конечном счете для становления Америки стал важным не чудовищный всплеск фанатизма, а общая рассудительность, участие всех прихожан в обсуждении безграничного спектра вопросов — от теологических до сугубо практических. В конце концов, массачусетские судьи были не большими фанатиками, чем их современники — Генрих VIII в Лондоне и Кальвин в Женеве, не говоря уже о судах испанской инквизиции. Важно отметить, что судьи Новой Англии достаточно быстро остановили поток обличений и приговоров, они нашли в себе смелость оправдать абсолютное большинство заподозренных, закладывая основы толерантности, которая стала значить в Новом свете больше, чем при дворах феодальных владык Европы.
* * *
Умеренное преуспеяние, достигнутое пересекшими Атлантику бедными поселенцами, составило материальное основание культурного прогресса, последовавшего за периодом вживания, закрепления, выживания, строительства основ. Первый период запомнился эксцессами самоуверенных пуритан, но напомним, что последняя колдунья в Сейлеме взошла на эшафот на двадцать лет раньше, чем прекратили карать за колдовство в Англии, и за шестьдесят лет до приостановки машины инквизиции в Испании, за столетие до последней публичной экзекуции в Германии. Наступал век разума — один из светлых периодов человеческой истории, полностью выразивший себя в североамериканских колониях.
Поселенцы обезопасили свою жизнь, они обрели достаток и долю досуга, сделали атлантическое побережье удобным для всех жизненных проявлений. И человеческий разум сразу же ответил отходом от теологии к естественным наукам, к свободному полету освобожденного от ежедневных тягот жизни разума. Идеи Френсиса Бэкона о возможности человека овладеть тайнами природы
посредством наблюдения и эксперимента получили в Америке XVIII в. широкое распространение. Ряд ученых североамериканских колоний были приняты в Королевское ученое общество; отметим вирджинских врачей и ботаников Дж. Клейтона и Дж. Мит-чела, находившихся в переписке с Линнеем. Наибольшую славу Америке принес еще один член Королевского общества — фила-дельфиец Б.Франклин, провозгласивший в 1743 г. пришествие времени, когда должна быть создана Американская академия. Идея была реализована в следующем году, и под названием «Американское философское общество» академия вошла в историю. Целью этого общества было способствование «всем философским экспериментам, которые проливают свет на природу вещей, направлены на увеличение власти человека над материей, увеличение удобств и удовольствий жизни». Иностранными корреспондентами Американской академии были Бюффон, Линней, Кондорсе, Рейналь, Лавуазье.
Академия созывала конференции, обсуждала доклады, помогала созданию музеев. В 1739 г. в Филадельфии были заложены ботанические сады. Символом этого периода развития американской культуры был и остался Бенджамин Франклин, стоявший на равной интеллектуальной и культурной высоте со всеми наиболее примечательными фигурами своего времени. Переписываясь (наличествуют письма на трех языках) с наиболее просвещенными умами Европы, Франклин делал чрезвычайно благодатное дело — он ставил молодую Америку вровень с передовым фронтом западной культуры и науки. Основанная им типография немедленно знакомила американцев с высотами европейской мысли. Его идеи были положены в основание университетов, которые сразу же стали вровень с лучшими учебными заведениями за океаном.
Оригинальной чертой развития культуры североамериканских колоний было довольно быстрое развитие исторической науки. Написанная Бредфордом история отцов-пилигримов стояла на вполне высоком уровне европейской науки. Самой высокой оценки заслужила история Вирджинии, созданная У. Ститом (1747). В то же время Т. Прине в Массачусетсе постарался по-особому взглянуть на историю Новой Англии, и с ним достойно соревновался Т.Хатчинсон. Можно с достаточным основанием утверждать, что в области исторической науки американские ученые середины XVIII в. стояли вровень с британским уровнем, задаваемым Юмом и Робертсоном.
Через столетие после своего заселения Америка стала приобретать вполне эстетически выдержанный вид. Здесь не было такой массы нищего городского пролетариата, который можно было легко встретить в Лондоне и Париже. Владение собственным домом стало для второго поколения свободных эмигрантов распро-
страненным правилом. Стремление украсить свой дом способствовало своеобразному расцвету архитектуры. Нью-Йорк, бывший Новый Амстердам, выделялся аккуратными кирпичными домами голландских поселенцев, окаймленными камнем каналами и ухоженными садами. На Юге крупные землевладельцы взывали к гению Палладио, классический стиль правил бал. Бостон рос как крупный промышленный город Западной Европы. Стильные предметы роскоши производились в XVII —XVIII вв. в Новой Англии и в срединных колониях, но не на Юге, где богатые землевладельцы предпочитали покупать предметы искусства и ремесел в заокеанских магазинах.
Живопись колониального периода прямо следовала за английскими мастерами, что объясняет господство портрета и манеру письма. Богатые купцы прибрежных городов на портретах кисти первых профессиональных живописцев как бы смотрели в вечность. Это возвеличивание персон заказчиков будет длиться еще долгое время. Четверо художников получили общеамериканскую известность: Вест, Колли, Пиль и Стьюарт. Их лучшие дни прошли в Лондоне, где на живопись спрос был гораздо больше.
Основой культурной традиции в колониальной Америке были, разумеется, школы и университеты. Нет сомнения, что они продолжали английскую традицию. Примерно две сотни выпускников Кембриджа и Оксфорда прибыли на постоянное место жительства в Америку. Первым американским колледжем стал Гарвард, основанный в 1636 г. согласно голосованию генерального суда колонии. Значительно позже (1696) был основан в Вирджинии под англиканским контролем Колледж Уильяма и Мэри. Чуть позже пуритане Севера основали Йельский колледж. Затем, в XVIII в., к ним добавились еще пять: Принстон, Колумбия, Браун, Ратжерс и Дартмут. С самого начала американские университеты открыли свои двери сторонникам самых различных религиозных направлений.
Не стоит и говорить, что программа американских колледжей списывалась в основном с Оксбриджа, а это означало господство латинского языка. Эта особенность не могла продержаться долго в Америке с ее конкретно-практическими нуждами. Но в те времена лишь обеспеченные единицы могли обратиться к таким экзотичным занятиям, как история и политические науки. Первая кафедра истории была создана в Йеле, а сама историческая наука нашла достойное воплощение лишь во время преподавания в Гарварде Дж. Спаркса, взявшегося за историю Америки. Очень медленно стали внедряться в качестве дисциплин в американские университеты механика, физика, химия, сельское хозяйство. Постепенно в Америке сложилась ситуация, когда население имело не меньше, а больше возможностей для образования, чем в метрополии, что отметил, в частности, великий английский историк
Гиббон. Это многое объясняет в возникновении поколения отцов-основателей республики.
Подлинным очагом распространения культуры в колониальной Америке была книжная торговля. В течение удивительно короткого времени читающая публика получала Монтескье, Вольтера и Руссо, а также, разумеется, английских классиков-современников, таких, как Мильтон и Свифт. Античная классика пребывала во главе с Сенекой и Овидием. В середине XVIII в. Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чарльстон и Ньюпорт имели собственные публичные библиотеки. Большинство американцев уже читали и писали. Первая газета «Общественные происшествия» вышла в 1690 г., а четырехполосная бостонская «Ньюслеттер», основанная в 1704 г., имела солидный успех. К началу революционной эпохи в каждой из колоний выходило одно или несколько периодических изданий, а первый судебный процесс о свободе прессы состоялся в Нью-Йорке в 1734 г., речь на нем шла об оскорблении газетой «Джорнэл» губернатора провинции. И, что характерно, власть проиграла на этом процессе. То был знак, что новые идеи начинают преобладать в культурной эволюции североамериканских провинций.
Век Просвещения в Америке не ознаменовался такими эпохальными достижениями, как выпуск Энциклопедии во Франции. Но этот век окончательно довел окраину мира до уровня современных идей в самых развитых странах Европы. Только это позволило американским колониям начать войну за независимость, будучи вооруженными самыми передовыми идеями своего времени.
Независимая страна
Война всколыхнула все слои общества, поставила перед выбором каждого и способствовала росту гражданских чувств. Созидательная энергия Америки получила стимул, обращенный в конечном счете к росту материальной и духовной культуры.
Независимость принесла смену общественных идеалов, эстетических норм, условий культурного развития. Науки и искусства получили долговременный и стабильный стимул. Независимые Соединенные Штаты шире открыли для себя внешний мир — от столиц Старого Света до китайских портов. В страну устремились новые потоки эмигрантов, теперь уже не связанные лояльностью к короне и более свободно раскрывающие свой культурный потенциал. Отступило консервативное, лоялистское, угодливое, вперед выступило смелое, энергичное, своеобразное. Теология отошла на второй план, мощные идеи революционного периода завладели общественным вниманием. Те, кто не был востребован в узких рамках тринадцати колоний, смело вышли на нацио-
нальную арену независимой государственности. Основание единой национальной столицы содействовало формированию нового культурного миропорядка в умах американцев, секулярного в данном случае и основанного на самых просвещенных принципах века. Исчезновение с национальной сцены лоялистов высшего класса (губернаторов, военных чинов, судей, крупных землевладельцев) привело к возвышению стоявших прежде на вторых ролях торговцев, фермеров, городскую буржуазию, средних землевладельцев. Это, несомненно, демократизировало всю систему общественных отношений в Соединенных Штатах, привнесло в культуру те элементы демократизма, которые и следовало ожидать от самой большой республики своего времени.
Люди ранга и склада Томаса Джефферсона и Джона Адамса не могли рассчитывать на культурное лидерство в колониальной Америке. Независимая страна вознесла таких людей, их таланты и вкусы, на вершину национального признания. Приход к власти новой элиты неизбежно поставил вопрос о новых этических и моральных нормах в отношении к религии, образованию, искусству, экономике, науке, политике, литературе.
Новым в мироопределении независимого североамериканского государства было наличие посольств, легаций и консулатов, повышавших уровень культурного сообщения Америки с внешним миром. Особо тесными стали связи с Францией, переживавшей наполеоновскую эпопею и являвшейся главным союзником США в борьбе с метрополией. Символом этой новой ориентации может быть назван майор л'Анфан, спланировавший для новой республики столицу.
Новые связи с Францией сказались, например, и в том, что Людовик XVI подарил Гарварду ботанический сад, содержащий экзотические растения из его коллекции. Именно французы осуществили несколько путешествий по новой стране и оставили примечательные описания. Американцы в некоторых случаях действовали чрезвычайно целенаправленно. Так, Американская академия искусств и наук приняла решение «воспроизвести скорее атмосферу Франции, чем Англии, и следовать за французской Академией, а не за Королевским обществом».
Четыре главных обстоятельства более всего повлияли на рубеже XVIII и XIX вв. на становление американской культуры:
1) успехи естественных наук во всей Западной Европе;
2) начало индустриальной революции в Англии;
3) французская философская мысль XVIII в.;
4) интеллектуальные последствия Великой французской революции.
Их воздействие изменило интеллектуальный климат Америки. Научный скептицизм стал символом веры нового поколения мыслителей, политических деятелей и общественных вождей. Теоло-
гия ушла в исторические глубины. Лютеране, кальвинисты, пуритане, англикане — все они отошли от жестких церковных обетов, освобождая мысль для научных продвижений. Деизм занял место прежних активных религиозных верований, деистами были Джеф-ферсон, Дж.Адаме, Вашингтон, Медисон, Франклин, Пейн. Автор Декларации американской независимости обращался к «богу Природы». Ночь теологического закрепощения уступила место ясному и оптимистическому видению мыслителей, верящих в совершенствование природы и прогресс общества.
Победный марш естественных наук в новой Америке возглавил увенчанный лаврами Бенджамин Франклин. Его коллега Б. Раш получил признание своих исканий от таких столь далеких лиц, как русский царь и прусский король. Математическую науку достойно представил Н. Баудич из Массачусетса, йельский профессор Б. Салливен встал во главе химических исследований, ведущим орнитологом своего времени стал Дж. Одюбон из Огайо, ботаника оказалась представленной на мировой арене К. Рафи-неском.
Два важнейших изобретения более всего повлияли на американскую цивилизацию: изобретение машины для прядения хлопка и парового корабля. Дух пионеров олицетворяли далекие путешествия на Запад Льюиса и Кларка, которые составили карты дальнего северо-запада американского континента.
Идейные искания объединило доставшееся независимой Америке с колониальных времен Американское философское общество, членами которого были представители всех штатов. Дебаты в обществе велись на самом высоком для тогдашнего мира уровне. Членами Американского философского общества были многие европейские научные светила.
Идея прогресса теперь уже окончательно завоевала умы думающих американцев, что знаменовало окончание монополии религиозных мыслителей, оптимизм восходящей буржуазии, уверенность американцев в будущем своего континента. Никакая идея не казалась слишком грандиозной на фоне победного марша американской цивилизации от одного океана до другого. Труды французского восторженного поклонника идеи прогресса Кондорсе были немедленно переведены в Соединенных Штатах (1796). Высшим национальным выразителем этой идеи в США был вначале Бенджамин Франклин, а затем Томас Джефферсон. Последний явил собой блестящий образец всесторонне талантливого гражданина мира, принятого в Париже как вестника новой цивилизации. Он воплотил в Америке образец античного республиканизма, гуманизма Ренессанса и творческой эффективности нового континента. Джефферсон верил в возможность постоянного совершенствования человека и человечества, он в высшей степени содействовал модернизации системы образования в США.
Благословением для Америки было то, что потрясения войны за независимость, социальный и политический шок не только не ослабили художественно-артистические силы нации, но вызвали их заметный прилив. В творческих исканиях мастеров молодой республики чувствовалась жизненная сила, исторический оптимизм, очевидный талант и безусловная оригинальность.
И при этом следует помнить, что в Америке не было слоя богатой наследственной аристократии, которая повсюду опекала художественные таланты. В стране возник массовый читатель и ценитель искусства, что было новым и давало творческий импульс. Посетители театров и читатели книг — вот за чей счет росли литература и искусство молодой страны. Любопытной (определяющей) была обстановка, в которой творили писатели и художники новорожденных Штатов — рационалистическая, склонная к научным обобщениям, гуманная, демократичная, практичная, обращенная ко всем областям жизни. Вовлечение в общественную жизнь огромных масс, участвовавших в революции, пробудило их общественный интерес как к отвлеченным идеям, так и к проблемам общественного существования. Это была новая обстановка, отличавшая США от большинства стран Европы, не говоря уже об остальном мире. Только в США было возможно столь массовое, общественно значимое движение за реформу пенитенциарной системы, отмену рабства, распределение земли.
Важно также отметить в плане культурного своеобразия развития Америки то, что здесь воцарился космополитизм того рода, что США — это часть общемирового движения, что события повсюду в мире — в Англии, Франции, Италии — касаются Америки, что если и возможно говорить об исключительности Штатов, то только в том смысле, что этот демократический «град на холме» стал демократическим маяком для всего движущегося в одном направлении человечества. В Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне читали европейские газеты не как некую курьезность, а как сообщения о фронтах продвижения человечества по дороге прогресса и всемирного единения.
В революционные времена некоторые формы искусства подверглись испытанию на общественную значимость. Так, Уильям Данлэп, справедливо называемый «отцом американского театра», отстоял для драмы право на существование в демократическом обществе. Она (драма) может стать механизмом поддержания республиканских идеалов и совершенствования социального устройства страны. В дебатах, последовавших в пенсильванской легислатуре1, Р. Моррис указывал, что театр являет собой рациональное, поучительное развлечение, улучшающее общественные нравы, дающее таланту шанс проявить себя, способствующее разоблаче-
Легислатура — здесь: название законодательного органа.
нию пороков. С пьесы Уильяма Данлэпа «Отец» (1789) начинается история американского театра, с самого начала имевшего больше элементов шоу, чем европейские пьесы. Девизом Данлэпа, автора пятидесяти пьес, что характерно, были слова: «Свобода, наука, мир, благополучие, моя страна». Соратниками и сторонниками Данлэпа были более близкие джефферсоновскому демократизму Дж. Баркер и М. Ноа.
Обращение к реализму было свойственно не только драматургам, но и писателям наступившей эпохи независимости. На правом фланге рождающейся великой литературы стоял выпускник Гарварда и сын Бостона Ройол Тайлер, изобразивший американскую реальность с определенно консервативных позиций Севера. Тайлер писал в предисловии к своим сочинениям, что отвечает на тягу растущих масс к художественному воображению. Его герои вспоминают, что в начале их жизненного пути книга ассоциировалась с прибрежным городом и семьей священника. В конце же этого пути книги пробили путь к фермерам, освоителям границы, к тем, кто мостил дороги и строил каналы.
Левее (по политическому спектру) от Тайлера в конце XVIII в. располагался Хью Брекенридж, который показал современную Америку, подражая Сервантесу. Брекенридж был адвокатом, и его клиенты — фермеры в приграничном районе Питсбурга. Демократия прав нашла в нем своего бытописателя. Значительно радикальнее Брекенриджа был Чарльз Браун, прямой предтеча Купера и Го-торна. Выйдя из семьи квакеров, Браун, зная европейские языки, жадно следил за литературным процессом в Европе. Знаменем Брауна был рационализм, побеждающий в борьбе с предрассудками. Возможно, это был первый американский писатель, которого читали такие европейские авторитеты, как В. Скотт и П. Шелли. Это был наиболее продуктивный писатель своего времени.
Революционный переворот расколол надвое сообщество американских художников. Одна его часть выступила с аристократическими претензиями, вторая восприняла демократические идеалы. Среди последних наиболее заметным является Чарльз Пиль, создавший портреты лидеров революции. Именно он был организатором первой публичной выставки в Америке и убедил отцов Филадельфии создать художественный музей. В конечном счете именно Филадельфия стала местом организации Академии искусства, «чтобы осуществить культивацию изящных искусств в Соединенных Штатах Америки». Подлинным художественным соперником Пиля стал Джон Трамбал из Коннектикута. Знаменитые сцены периода войны за независимость были запечатлены для потомства именно этим бывшим полковником революционной армии. Более психологически глубоким портретистом эпохи был Гилберт Стюарт, писавший портреты знаменитых американцев на мировом уровне художественности. В архитектуре американские
революционеры, в соответствии со вкусами эпохи, обратились к республиканским образцам античности. Суровая готика была оставлена, портики и колонны вошли в моду. Монтичелло Джеф-ферсона, проект Вирджинского университета, Капитолий в Вашингтоне стали главными архитектурными признаками эпохи.
Для роста американской культуры важнее всего было трезвое и требовавшее мужества признание, что в стране нет адекватной системы образования, что создание такой системы — задача номер один. Было признано, что государству необходима единая
система образования.
Президент Вашингтон полагал, что высшее образование должно быть предпосылкой создания новой конституционной системы. Уже в первом послании конгрессу он говорил о необходимости формирования образованной нации, способной на самоуправление, о потребности в создании университетов высшего европейского уровня. В своем завещании он оставил на основание такого университета свои средства. Третий президент — Джефферсон — приложил огромные силы для основания Вирджинского университета. Но проекты улучшения американского образования отличались от европейских. Близкий друг Франклина Раш писал: «Пока в Европе читают лекции среди руин Пальмиры и древностей Геркуланума, проводят время в диспутах о еврейской истории, частицах греческого языка или акценте латинского, молодежь Америки должна овладевать знаниями, которые увеличивают удобства жизни, уменьшают нищету, улучшают страну, распространяют ее заселенность, воспевают человеческое взаимопонимание, устанавливают гармонию в политике».
Самый большой успех достигнут Америкой в начале XIX в. в области среднего образования. Сказалась и жажда «новых американцев» дать лучшее базовое образование своим детям, и резко усилившееся влияние Европы. Школа Руссо проповедовала естественность в воспитании юношества. В первую четверть века в США было напечатано вдвое большее число книг, чем за все предшествующее столетие. Впервые в расписание были введены социальные дисциплины, главный же упор был сделан на агрономии, ремеслах, современных языках, географии и истории — за счет классической теологии. Это был поворот от традиции к природе, от отвлеченных истин к общественным потребностям. Через посредство филадельфийца Макклюра в стране распространились идеи Песталоцци, что также демократизировало систему среднего образования.
Но, разумеется, американцы лишь мечтали о всеобщем образовании, о том, чтобы основная масса населения шагнула из мира необразованности в мир культуры, из состояния раболепного безразличия в положение активного гражданства. Одной из попыток решить проблему было заимствование из Англии идеи воскрес-
ных школ и обучения младших школьников старшими. Это была близкая сердцу американцев практичная идея.
Феноменальный успех имела периодическая печать, во множестве возникающая во всех штатах, северных и южных, старых и новых. В начале XIX в. в США выходило около четырехсот газет. Между ними шла жесткая политическая борьба. Скажем, Гамильтон поддерживал нью-йоркскую «Газету Соединенных Штатов», а его оппонент Джефферсон — филадельфийскую «Национальную газету». Именно в периодических изданиях получили шанс те, кто позднее составит славу американской литературы. Обсуждались все вопросы бытия, впервые стала популяризироваться наука. Если ежедневная пресса неизбежно плотно завязала в текущей политике, то еженедельники и ежемесячники делали упор на литературу, поэзию, все множество идей, за несколько десятилетий перекочевавших из кабинетов избранных на улицы городов.
Определенную роль в культурном развитии Америки сыграло быстрое развитие мореплавания. Из далеких стран по ту сторону Тихого океана бостонские капитаны привозили предметы восточного искусства: бесчисленные вазы, статуэтки, шелк, — наряду с рассказами о неведомых иных цивилизациях. Твердыня пуританизма могла выдержать многое, но не это бесконечное расширение идейного поля, безграничность нового знания, прямо связанного с практикой. С другой стороны, накопление богатств у купцов, формирование новых династий богачей — Адамсов, Бруксов, Паркменов, Тикноров, которые для образования своих детей способны были пойти на многое, увеличивало потенциал культурного развития страны.
Расширяясь на запад (1816—1860)
Быстрый рост нации в западном направлении стремительно влиял на культурное созревание Америки. Проблема обретения независимости представляла уже чисто исторический интерес, страна росла в направлении долины Миссисипи, а затем — в необозримую даль, до побережья Тихого океана. Проблемы независимости, джефферсоновской демократии, определения своего места в атлантическом мире отступали на второй план перед трансформацией континентального масштаба. Интеллектуальный климат философских изысканий, художественных творений и литературных поисков изменился радикальным образом.
Техническая революция делала этот путь на Запад отличным от овладения атлантическим побережьем. По рекам и каналам дымили пароходы, а на повестку дня выступило новое феноменальное изобретение — железная дорога. Демократия президента Джексона (1828—1836) качественно отличалась от демократии
Вашингтона — Джефферсона прежде всего тем, что в руках растущего населения Америки были значительно более мощные инструменты овладения природой. И преувеличить это воздействие промышленной революции на культурное развитие страны просто невозможно. Изменились культурные интересы, эстетические пристрастия, инструменты распространения идей, институты образования населения. Новое для Америки — производство стали, строительство железных дорог, огромные текстильные производства — изменило как классовый состав населения, так и его вкусы, культурные пристрастия. Возникает знаменитый американский средний класс — носитель определенной стабильности, упорядоченной передачи опыта, стремящийся улучшить социальную систему и устремленный к оптимизации образования.
С другой стороны, Штаты получили возможность облагать налогами новые состояния, получая средства для строительства школ и колледжей. Америка становилась богаче и могла позволить себе многое, недоступное менее удачливым странам.
Росли города. За полвека Нью-Йорк удесятерил свое население, достигнув полумиллиона. В неведомых прежде городах Цинциннати и Чикаго жило больше горожан, чем во всей Америке начала независимого развития.
Городская культура давала импульс всему национальному самосознанию. Массовое производство не могло не отразиться на культурном мировосприятии всего народа. Первые проявления консьюмеризма ощутимы были здесь — практически на самой дальней границе западного мира.
Традиционный порядок рушился со скоростью локомотива, пересекавшего долину Миссиссипи. Телеграф и более совершенные печатные машины подняли книгопечатание и весь журналистский бизнес на новую высоту. Появилась газета стоимостью в пенни — копейку. Идеи получили невиданный инструмент распространения, а дух научного приключенчества, феноменальных побед над природой добавлял новый импульс к исконному оптимизму пионеров — основе их культурного существования.
Отметим, что для развития истории культуры и был важен необычайно интенсивный приток новых граждан всех верований, обычаев и традиций. Плавильный тигель Америки работал на полную мощность, но ясно было также, что новые волны поселенцев оказывают влияние на самую душу Америки. Число иммигрантов-неанглосаксов побило все прежние рекорды, и характер Америки стал меняться соответственно. Золото в Калифорнии и свободные земли великих прерий притягивали наиболее энергичных представителей всех рас и народов. Впервые католики обрели респектабельность в протестантской стране, впервые свобода религиозных вероисповеданий должна была осуществляться в конкретной жизни миллионов американцев.
В культурном развитии Америки впервые в полную мощь проявились те обстоятельства, что в стране отсутствовала объединяющая всех монархия, не было того класса аристократии, который владеет политической властью и диктует все — от норм морали до моды в одежде. И напротив, по стране бродили тысячи никому неведомых лекторов, работали сотни издательств, публиковались тысячи независимых периодических изданий. В каждом городе были общественные школы, в крупных городах — музеи. Почти каждый год страну сотрясали выборы в легислатуру всех уровней, в губернаторы, судьи и т.п.
Таким путешественникам, как Чарльз Диккенс, это месиво не внушало симпатии, дисциплинированные умы не воспринимали американскую мозаику и мало чего ждали от нее в смысле культурных достижений. Но трудно было отрицать и огромную живительную силу народа, сумевшего в несколько десятилетий освоить колоссальные просторы, народа, обладающего мужеством, предприимчивостью, трезвостью суждений, способностью к компромиссу, желающему блага своим детям, не жалеющего средств для воспитания и образования нового поколения.
В первой половине XIX в. в американской культуре происходит примечательное явление: вчерашние восторженные поклонники всего французского (рационализм, атеизм, вера в разум, убежденность в происходящем прогрессе) начинают менять кумиров. Германия Канта и Гёте выходит на первый план, преобладают германская «критика чистого разума», германский романтизм, германская система образования. Именно в Германию устремляется поток американских студентов, разочарованных католической реакцией мыслителей типа де Местра. В моду входит германская трансцендентальная философия и такие поклонники германизма, как англичанин Т. Коулридж, такие певцы феодального романтизма, как Т. Карлейль.
Лидирующим (в культурном и экономическом отношениях) регионом Америки продолжал оставаться Северо-Восток, Новая Англия и срединные штаты. Отсюда шли все культурные поветрия, в огромных городах этого региона формировались литературные вкусы и художественные пристрастия. Здесь воцарилась прикладная наука, в местных университетах росли те, кто давал Америке новые идеи, новые объяснения, новое слово. Им предстояло доказать, что политическая демократия и индустриальный подъем совместимы; это было новое слово после аграрной демократии Джефферсона. Люди с микроскопом должны были также доказать универсальность и выживаемость демократии, даже если она несла значительное социальное расслоение.
Впервые наука на широком фронте объединяется с американской деловитостью. Селекция семян, система орошения, овладение пространством при помощи железных дорог, рационализа-
Quot;П4
Ция фабричного производства, новые невиданные станки — все это резко меняло культурное лицо Америки, впервые обнаружившей благо массового производства. Природа стала полем битвы Америки, нахождение ее законов — продвижением на этом фронте. Именно наука дала американцу подлинно революционное представление о мире как арене постоянного приложения разума, непрерывной оптимизации человеческих действий, неустанного продвижения в борьбе с уязвимостью и нищетой человека на этой земле. И американцы встали на передовую линию этого продвижения науки. Ровно через десять лет после электромагнетических опытов Фарадея на американской земле Морзе изобрел телеграф. Существенно и то, что в период между 1815— 1860 гг. американские геологи, географы, этнологи, статистики организовали сообщества в национальном масштабе.
В 1847 г. была создана Американская ассоциация развития наук, способствовавшая организации и систематизации научных исследований. Естественные науки явно лидировали. В 1846 г. был основан объединяющий все научные организации Смитсоновский институт. Научные сообщества процветали.
Француз де Токвиль так объяснял американское лидерство именно в прикладных дисциплинах: «Постоянное неравенство (в Европе) условий приводит людей к сознательному ограничению себя стерильными поисками абстрактных истин, в то время как социальные условия и институты демократии готовят и к поискам немедленных и практических результатов. Тенденция эта естественна и неизбежна». Акцент на теоретизировании, обобщении не стал органической чертой американской культуры. Долгое время Америка не могла породить ни одного великого интеллектуала-интерпретатора. Но она воспитала огромную массу людей, которые подходили к фактам жизни без предубеждения и проявляли свои таланты в создании полезных вещей. В 1841 г. в Вашингтоне был открыт самый большой в Америке зал для выставления подобного рода изобретений. Именно американцы выдвинули в это время идею анестезии. Лучшая техника для дантистов уже создавалась в США. С тех пор страна совершенно очевидно для всех лидирует в этой области. Но не будем жертвами преувеличений — всю первую половину прошлого века Америка в основном импортировала всю чудесную механику, порожденную промышленной революцией, прежде всего локомотивы, паровые машины, текстильные станки. Америке еще предстоял культурный бросок в век самодостаточности, пока же она, безусловно, зависела от заморских центров передовой технологии.
Жители городов жаждали комфорта. Американские города вслед за Европой стали сооружать тротуары, а в 1858 г. муниципалитет Нью-Йорка начал создание Центрального парка, в чем за ним
последовали Филадельфия и Бостон. Полиция впервые надела униформу. Омнибусы побежали по американским городам.
Важные для культурной судьбы Америки выводы сделали американские экономисты. Вопреки господствующим (прежде всего на «фабрике мира» — в Англии) идеям свободной торговли, они выдвинули (справедливый) тезис, что доктрина, базирующаяся на некоем экономическом человеке, действующем автоматически сугубо в собственных интересах, ошибочна с самого начала и опасна в применении к реальной жизни. Ей была противопоставлена доктрина национального интереса. Это означало императивную необходимость в прикрытии тарифами слабых или лишь создаваемых отраслей национальной промышленности.
В рассматриваемый период (вторая четверть XIX в.) большой шаг вперед делает историческая наука. В 1834 г. Дж. Банкрофт начинает выпуск десятитомной истории Соединенных Штатов, пользовавшейся исключительной популярностью. Еще при жизни автора она выдержала 26 переизданий. Впервые история США была представлена цельной, объединенной общей идеей и последовательностью. Несомненной заслугой Банкрофта было обращение к документам: он расширил круг источников. Это был важный этап развития американской историографии, и последовавшие школы рождались уже на его критике.
Хилдрет в шеститомной «Истории Соединенных Штатов Америки» (первый том вышел в 1849 г.) отошел от традиционного восторженного восхваления достоинств высадившихся на побережье религиозных сект. Он поставил своей целью развенчать «мыльные пузыри золотого века сказочных достоинств и чистоты». Он указал на противоречие между «божественным предопределением» и требованиями разума, не жалел слов для критики суеверий теократии Новой Англии. Там, где признанные авторитеты видели гармонию и медленную эволюцию, Хилдрет отмечал ожесточенную борьбу и насилие. Особое место в американской историографии занял другой гарвардский историк, Френсис Парк-мен, посвятивший свою долгую жизнь изучению англофранцузского соперничества в Северной Америке.
Обладая литературным даром, Паркмен после длительного и кропотливого труда создал полуторавековую эпопею военной истории Северной Америки. Он представил столкновение Франции и Англии как борьбу королевского деспотизма с конституционной свободой. Характеризуя английские колонии как более совершенные государственные образования, Паркмен подчеркнул преимущества Англии, ставшей на путь капиталистического развития, в соперничестве с абсолютистской Францией на североамериканском континенте и этим объяснил победу английских колоний. Паркмен трактовал исторический процесс в стиле, близком английскому историку Карлейлю, — отдавая предпочтение выдаю-
щимся личностям, направляющим ход мирового развития. По его утверждению, в германской расе преобладает мужское начало, и потому она наиболее приспособлена к самоуправлению в отличие от более импульсивных французов, которых «всегда восхищает оппозиция» и которые в конечном счете попадают под ярмо деспотизма. Аргументы Паркмена были позднее восприняты теоретиками «тевтонского» происхождения американских институтов.
Романтизм в Америке возник под влиянием одноименного явления в Европе, но отличался от него многими чертами. Банкрофт и его последователи «романтизировали» американскую революцию, представили ее как путь к высшей ступени развития и тем самым поставили США во главе мирового прогресса. Такое изображение американского опыта вело к утверждению об особом пути Америки, исключительности американского пути.
В Америке началась (долгая) традиция биографического жанра. Вашингтон стал героем первой биографии. Научным отцом американской биографии стал Джеред Спаркс, создавший биографию Вашингтона в двенадцати томах и Франклина в десяти. Это делало историческую науку популярной.
Как уже говорилось, именно Северо-Восток стал богатейшей частью независимой страны, и именно здесь университеты формировали современного человека. Неудивительно, что и литература — дитя достатка и досуга — возникла именно здесь, причем настоящая оригинальная литература.
Нужно при этом отметить, что быстрая индустриализация Америки (особенно Севера) вызвала крушение старых традиционных устоев жизни, культурную реакцию. Генри Торо демонстративно ушел от дымных труб в леса. Другие авторы, иные мыслители начали борьбу с бездушным индустриализмом, не покидая индустриальных центров. Американские авторы решительно заняли место основных поставщиков чтения для американского народа. Еще в 1820 г. лишь треть печатаемого в США принадлежала американским авторам, в середине же века эта цифра достигла восьмидесяти процентов: Америка обрела когорту писателей и журналистов мирового уровня. Невероятный успех Купера и Готорна сделал их звездами мировой величины, а американскую литературу поднял до высшего современного уровня. Где еще в мире автор мог похвалиться миллионным тиражом своих книг, подобно Гарриет Бичер Стоу с ее «Хижиной дяди Тома»? Это был результат подъема и общего благосостояния, и общего культурного уровня. Молодые люди в городах могли теперь делать культуру смыслом своей жизни — для этого уже возникли объективные обстоятельства, среди которых были вышеупомянутые материальные, а также появление подлинной критики, имеющей перед глазами мировые стандарты, а не колониальную упрощенность прежних поколений.
Своего рода вторую декларацию американской независимости — на этот раз интеллектуальной — провозгласил в 1837 г. Эмерсон: «Дни нашей зависимости, нашего долгого учения посредством освоения опыта других стран, подходят к концу. Миллионы наших сограждан, вступивших в жизнь, не могут быть насыщены лишь остатками зарубежных пиршеств. Происходят такие события и действия, которые воодушевляют... Уже созданы творческие подходы, мы видим творческие действия, мы слышим зовущие слова... И это спонтанное отражение воцарившегося в нашем разуме чувства добра и справедливости».
Со всей страстью Эмерсон, провозгласивший зрелость американской культуры, призвал к решению мировых проблем человека здесь, на американской земле, в собственном подходе к миру, а не в легковесных подражаниях иным нациям, не в бездумных «обязательных» путешествиях в Европу, в занижении значимости собственного американского опыта.
Прочь имитацию! Американские дома построены на европейский манер, на книжных полках стоят зарубежные авторы, американские вкусы определяются «прошлым и далеким». А ведь дух творит везде, где он жив. Художник должен иметь свои, а не выдуманные идеалы. «Красота, удобства жизни, величие мысли, удачное их выражение столь же доступны нам, как и любым другим... Категорическое пожелание — никогда не имитируйте».
Это был манифест американской зрелости. Он не мог быть создан ранее из-за «европейской пуповины», он возник, когда США, отстояв свою независимость во второй войне с Англией (1812—1814), становились ее все более успешным конкурентом в промышленности, науке и культуре.
Очевидная независимость и самостоятельность американской культуры сказалась, возможно, прежде всего в выборе тем, столь оригинальных у Фенимора Купера, Вашингтона Ирвинга, Натаниэля Готорна. В этом была счастливая удача этих авторов. Если бы они начали состязаться в «европеизированных» романах с Бальзаком и Вальтером Скоттом, то их шансы были бы невелики. Но они обратились к оригинальным темам, не знакомым европейским гениям, и создали твердое основание долгосрочной тенденции.
Под пером Купера возникло то, что теперь мир уже навсегда знал об Америке: пионеры, индейцы, граница, дикая природа, работорговля, шпионы, пираты, необычные женщины. Америка выступила в новом, собственном обличье, ее ждала собственная судьба, а американская культура способствовала смягчению острых углов жизни, воспитывала, образовывала, представляла страну чужеземцам.
Мир быстро признал значение нового культурного феномена. Теккерей назвал Купера ровней Скотта. Гюго в этом сравнении стоял на стороне Купера. Позднее Конрад назовет Купера своим
учителем. Находясь в той же парадигме, Бальзак провозгласил, что Скотт писатель от истории, а Купер — от природы. Возможно, важнее оценок великих мастеров культуры была возникшая — и не исчезающая с тех пор — любовь всего читающего мира к американским героям Купера. Чувство симпатии поселила в душах старого мира новая американская литература. Теперь уже все знали об энергичных и добрых людях, осваивающих новый континент. Вместе с Чингачгуком выигрывала и американская демократия.
Эмерсон считал, что признаком культурной зрелости Америки является выход на арену общенационального поэта — Уолта Уитмена. Эмерсон рассылал «Листья травы» друзьям с припиской: «Американцы, находящиеся за границей, могут возвращаться: среди нас появилась личность». Самому поэту Эмерсон написал: «Созданное Вами — это самое выдающееся проявление ума и мудрости, высказанное Америкой». И если мир прежде зачитывался Теннисоном, то во второй половине века даже в далекой Японии читали Уитмена. А рядом уже высились такие столпы мировой культуры, как Дэвид Генри Торо, впервые в новом времени сознательно порвавший с суетой и ушедший в леса, бросивший вызов и церкви и государству, призвавший к естественной жизни. Это была талантливая реакция на наступивший век машин, усиливший отчуждение людей. Эмерсон назвал его «воплощением подлинно американских качеств». Сам Эмерсон был, пожалуй, первым в этом поколении американцев, вставших вровень с мировой культурой своего времени. Он говорил о мировой эволюции природы задолго до Дарвина и о социальной революции задолго до Маркса, Энгельса и Спенсера. Эмерсон обладал счастливым талантом объединять людей, и скоро яркое скопление индивидуальностей собралось под эгидой «Трансцендентального клуба». Эта Америка уже никак не была провинциальной. Впервые заокеанские умы следили за расположившимся на «Ферме Брука» «Трансцендентальным клубом», где выдвигались идеи всемирного значения. Мир внимал историческому оптимизму Эмерсона и зачитывался глубоким пессимистом-психологом Готорном, вплетавшим оригинальную американскую литературу в общественный венок поэзии.
Эту новую славу американской литературы с силой гения укрепил Герман Мелвил, явившийся в последний час парусной эпохи человечества. Роман «Моби Дик» навсегда останется одной из вершин американской культуры, достойной сагой новоанглийских мореплавателей.
* * *
Особенностью Штатов было наличие языка, единого с наиболее культурно развитой частью Европы. В отсутствие прав на
интеллектуальную собственность американские издатели без малейших колебаний «пиратски» перепечатывали крупных английских авторов, что, с одной стороны, способствовало идейному и духовному обогащению Америки, с другой — своеобразно «подавляло» местную литературу, задавая ей сразу же мировой уровень популярности у читателя. И разумеется, для американских литераторов слово английской критики было неимоверно важным.
Английские журналы на какое-то время овладели судейским жезлом поднимающейся к мировому уровню американской культуры. Показателем этой обращенности к литературному миру Лондона может служить, в частности, то, что издаваемая с 1841 г. американским издательством «Хармер» серия мировых романов в своих шестистах томах содержала лишь восемь, написанных американскими авторами. Именно этот пиетет перед культурой Старого Света мы видим даже в оригинальнейшем Лонгфелло, создавшим «Гайавату». Линия восхищения традицией Данте и Шекспира являлась отличительной чертой американской культуры этого периода до гражданской войны.
В историографии это мощно сказалось в творчестве Вашингтона Ирвинга, создавшего биографию Колумба и влюбленного в Испанию, в работах Банкрофта — поклонника германской исторической школы, в истории Голландии, созданной Джеймсом Мотли. В годы получения образования будущей королевой Викторией Маколей рекомендовал ей знакомиться с историей испанской литературы по работам американца Джорджа Тик-нора.
Но уже твердо прокладывала себе дорогу глубокая оригинальность американской культуры, и если для доказательства нужны имена, назовем Эдгара Алана По. Глубокий и скептический ум, характер, идущий всему вопреки, отвергли банальности современности и создали явление мирового значения, собственную эстетическую школу, открыли новые горизонты поэтического воображения.
И не зря Гегель, завершая «Философию истории», говорил об Америке как о стране будущего — ее таланты уже обещали сделать это будущее ярким.
Важно отметить, что менее закостенелое и менее стратифицированное, чем в Старом Свете, американское общество становилось все более приспособленным к веку науки, с каждым годом дававшей западному миру удивительные открытия — это свойство Америки проявлялось с каждым десятилетием все более. Между 1820 и 1835 гг. основные университеты — Гарвард, Принстон, Коламбия, Йель, Дартмут и Уильяме — включили в свое расписание изучение рынка и основ бизнеса — то, к чему европейцы придут лишь через столетие.
Позолоченный век
Война между Севером и Югом, капиталистами и плантаторами депрессивно подействовала на поднимающуюся американскую культуру. Пришедшая к власти в период массового капиталистического грюндерства плутократия была далека и от аристократических корней, и от эстетических посылов. Здесь была прервана пусть тонкая, но традиция, вперед вышли агрессивные и лишенные скрупулезности силы. Культура сделала шаг назад. Нувориши Америки потребовали времени, прежде чем культурные основания нации получили поддержку.
Такие города, как Нью-Йорк, росли в невероятном смешении всех стилей, в очевидном стремлении выставить богатство напоказ (а зачем иначе оно нужно). Рядом с копиями флорентийских городских дворцов строились французские шато и английские замки. Картины закупались десятками, позолота стала символом «новой культуры» невиданных состояний. Целый слой европейцев переселился в Америку в качестве менторов владельцев новых состояний. Атмосфера рынка сменила атмосферу творчества. Эпоха «жить скромно и думать высоко» решительно превратилась в эпоху «жить высоко и думать скромно». Бессмысленное безделье стало модой, бриллианты надевались на собак, обедали, сидя в седле, сигары завертывались в стодолларовые ассигнации. На раутах рядом с приглашенными сидели... тренированные обезьяны, в бассейнах плавали атлеты, стало шиком вставлять в зубы бриллианты. Хор девушек выходил из гигантского пирога. Услышав однажды стенания о культурном бедламе, известный владелец медных рудников попросту купил крупнейший в стране музей. Его коллега перекупил театральную труппу.
В короткий период между окончанием гражданской войны (1865) и Седаном (1870) новые хозяева Америки обратились к Парижу периода второй империи как к эталону культуры. Но поражение французов сделало центром притяжения Лондон.
В тот самый период, когда культурный прогресс замедлился в обожженной войной Америке, мир протянул ей свою руку.
Ученые все более делали своей Меккой Германию. Корабли плыли все быстрее, а кабель связал два величайших континента. Две европейские концепции более всего подействовали на культурную эволюцию Америки. Первая — дарвинизм, вторая — позитивистская философия Герберта Спенсера.
В 70 —80-е годы XIX в. эволюционная теория Дарвина буквально добила старую теологию. Материалистический дух Америки оказался по особому восприимчивым к идеям великого англичанина. Эволюционный подход Спенсера к политике и этике как бы подвергал сомнению те (республиканские) институты, которыми прежняя Америка так гордилась, он имел поистине
разрушительные результаты для гуманистической мысли предшествующей эпохи Эмерсона. В США тираж книг Спенсера был выше, чем во всей Европе, здесь были созданы журналы, посредством которых спенсеризм овладел главенствующими интеллектуальными высотами. Его упрощенное понимание прогресса стало заведомо каноническим.
В Германии получали образование наиболее яркие умы, и именно отсюда в Америку пришли влиятельнейшие идеи в историографии, литературоведении, философии, экономике. Плеяда ученых из Германии вскоре стала передовым отрядом американской культуры и науки, привнося методы Гегеля и Момзена в культурную жизнь претерпевающей вторую революцию страны.
Впрочем, изобретатели пока затмевали деятелей культуры. В последние десятилетия XIX в. Эдисон овладел электричеством, Пульман п