Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Время национальных государств




Идея всемирной империи — по образцу Рима и в надежде по­вторить его величие — была исчерпана с династией Гогенштауфе-нов. Последним великим среди них был император Фридрих II (1194—1250). Внук Фридриха I Барбароссы, он в восемнадцать лет — король Германии, в двадцать шесть — император. Его опе­куном после смерти матери становится папа Иннокентий III, с чьей помощью молодой король и удержал власть в борьбе со сво­ими исконными врагами в Германии — Вельфами. Впоследствии, уже императором, он будет провозглашен злейшим врагом пап­ства, отлучен папой Иннокентием IV, низложен собором с пре­стола и скончается, так и не закончив войны с папой и не ис­полнив обета нового крестового похода.

Борьба, начавшаяся двумя германскими семействами и про­долженная противостоянием императора и папы, на десятилетия отзовется расколом во всей Европе и особенно в Италии. Сторон­ников императора Гогенштауфена, исказив на итальянский ма­нер название одного из его замков — Вейблинген, будут звать гибеллинами. Сторонников Вельфов, а главным образом — папы, в результате еще одного искажения будут звать гвельфами. Жертвами этой вражды станут два великих поэта: один, отправившийся в изгнание, — Данте, другой, родившийся в изгнании, — Петрар­ка. Данте поместит Фридриха в «Аду» (песнь X), там, где томятся безбожники. Таковым слыл и, вероятно, был император, так что не в силах Данте было его спасти.

Фридрих и современным историкам продолжает казаться обо­гнавшим свое время: «В 1250 году, в разгар ожесточенной борьбы с папством и северными городами, умер император Германской империи и король Южной Италии Фридрих II Гогенштауфен.

Фридриха II нередко называют первым человеком Возрожде­ния, и действительно, его большая культура, его презрительное отношение к вопросам религии, неукротимая энергия его могучей индивидуальности выделяют его из ряда людей его времени»1.

1 Гуковский М.А. Итальянское Возрождение: Италия с 1250 по 1380 год. — Л., 1947.- Т. 1.-С.7.


Был он или не был первым? Отвечать на этот вопрос можно, лишь хоть сколько-нибудь прояснив, что понимать под «возрож­дением», к какой эпохе и какому комплексу идей относить это слово. Как мы уже видели, оно сопровождает все средневековье, давая примеры его осуществления с более или менее продолжи­тельными культурными последствиями. Однако ни культурной эпо­хи, ни устойчивой культурной традиции не возникает. На какое-то время здесь или там в Европе загорается очаг латинской культуры, требующий образованности и поддерживающий ее. На какое-то время, а потом снова — перерыв, ибо все нестабильно в этом мире грандиозных, но недолговременных государственных проектов, обеспечиваемых лишь правом силы; ибо «всемирная» идея пытает­ся прижиться там, где бездорожье и разбой на немногих имеющих­ся проезжих путях затрудняют связь в пределах десятка миль.

Искушение применить слово «возрождение» вне связи с поли­тической идеей возникает у современных исследователей начиная с того момента, когда само средневековье обретает свою зрелость, и здесь это слово начинает передаваться как эстафета от века к веку. Проследим за его употреблением по одному лишь изданию, но уникальному единственному представляющему на русском язы­ке в последовательности «Памятники средневековой латинской литературы...» и выполненному авторитетнейшими специалиста­ми. Второй том посвящен X— XII вв.

Во вступительной заметке к разделу «Религиозная поэзия X— XI вв.» С.С.Аверинцев представляет Петра Дамиани — одного из первых схоластов, но не диалектического, а мистического направ­ления, гонителя разума, автора знаменитого афоризма о филосо­фии как «служанке богословия» и в то же время автора стихов, изобличающих его немалую начитанность в античных авторах: «"Ренессанс" XI в. распространял свое влияние и на людей, кото­рые, казалось бы, должны были его чуждаться»1.

Итак, в кавычках, указывающих то ли на терминологическое, то ли, как раз наоборот, на условное использование понятия, но именно «Ренессанс» XI в., что подсказано достигнутым уровнем поэтической культуры, основанной на классической образован­ности. Античность знали в Средние века. Знали настолько разно­образно, чтобы сознательно выбирать любимых авторов и менять пристрастия. По этой смене вкусов М.Л.Гаспаров различает если не эпохи внутри самого Средневековья, то все-таки различные пе­риоды в развитии возрожденческой идеи: IX в. — «вергилианское возрождение», X—XI вв. — «возрождение» Горация и Теренция, XII в. — «овидианское возрождение»2.

1 Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков / Под ред.
М.Е.Грабарь-Пассеки М. Л.Гаспарова. - М., 1972. - С. 182.

2 Там же. — С. 13.



Но XII в. — это и просто «средневековое возрождение». Поня­тие существует более ста лет, и не так давно (1977 г.) состоялась крупная международная конференция по проблемам литературы XII в., рассмотренной именно в свете этой идеи. Доказательства, действительно, очевидны и многочисленны. А кроме того, они гораздо болев вески и разнообразны, чем в пользу любого другого предшествующего ему столетия. Аргумент первый — образо­вание. Еще в XI столетии в его системе очень заметное место зани­мают епископальные школы, расположенные в городах, — плат­ные, привлекающие людей разного сословия, совсем не обязательно думающих о церковной деятельности. Они превраща­ются во влиятельные интеллектуальные центры для всей Европы, как прежде всего Шартрская школа.

Со времени конца античности, когда Боэций переводил и ком­ментировал Аристотеля, Платона, латиноязычное знание грече­ской классики неуклонно сокращалось. Многое сохранилось в из­ложениях, выдержках, большое количество произведений было вовсе неизвестно. В XII в. обновляется состав знания. Первоначаль­но это происходит через арабские переводы в Испании, где именно в это время действуют такие крупные ученые, как Ибн Рушд, более известный в Европе как Аверроэс. Это был век первых уни­верситетов. Небывало расширяется круг читаемых авторов и круг их читающих. Так что есть повод говорить о возрождении антич­ности, если иметь в виду степень ее знания, ее значение и воздей­ствие.

Второй аргумент в пользу идеи «средневекового возрож­дения» в XII в. к античности прямого отношения не имеет. Даже, казалось бы, уводит от нее. Это век первого расцвета литературы на народных языках. Куртуазная поэзия, а затем рыцарский роман демонстрируют, что духовное напряжение сопутствует не толь­ко мысли, обращенной к Богу, но и чувству, остающемуся в земных пределах. Светская культура дерзает духовно соперничать с религиозным восторгом, говорить его языком о любви к жен­щине. А одновременно с этим происходит рост городской культу­ры, начинающей осваивать при помощи современного слова все богатство памяти, образованности. Это только самое начало, но то, что начинается сейчас, уже не может быть исчерпано никаким, самым богатым и полно восстановленным или возрожденным пре­дыдущим опытом. Здесь что-то начинается впервые в продуктив­ном противостоянии-синтезе основных культурных типов...

Но следует резкий обрыв в начале XIII столетия: действует дик­тат церкви, предписавшей «презрение к миру». Казалось бы, все предыдущие возрождения, сколько бы их ни было, приведены к насильственному концу. Однако и в этом новом веке исследовате­ли находят повод назвать его «возрождением» — научным. Универ­ситеты, образование, издание и изучение классики, создание си-


стемы богословия — все это продолжено. Как будто на время при­остановив духовный разбег в область неизведанного, культура про­изводит реестр, приводя в порядок, систематизируя накопленное. Наступает время для всякого рода сборников, компендиумов (сжа­тое суммарное изложение положений какой-либо науки), слова­рей, сумм, самая известная из которых — «Сумма теологии«Фомы Аквинского.

Так что если XIII в. в сравнении с предшествующим и не по­ражает воображение духовным взлетом, то он не может не выз­вать уважения своей интеллектуальной обстоятельностью. Если это и была пауза, то не пустая. В отношении «возрождения» у каждого из трех столетий зрелого Средневековья была своя роль и свои заслуги, о чем кратко и точно сказала М.Е.Грабарь-Пас-сек: «...XI век только пробуждал и подготовлял, XIII век будет закреплять, систематизировать и подчас замораживать, XII век ищет и находит»1. Каждому столетию воздается по справедливос­ти, но и в этом спокойном тоне ощущается: XII в. — самый яр­кий, ищущий и находящий. Что есть предмет поиска?

Чтобы попытаться ответить, вернемся к еще одному вопросу, который пока что оставлен без решения: так был ли император Фридрих II Гогенштауфен «первым человеком Возрождения»? До­водов «за» немало: образованность, светскость, тип энергичной личности... Даже можно добавить и то, что при его дворе в Палер­мо создается «Сицилийская школа» поэзии, где стихи пишутся не на латыни, а на национальном — итальянском — языке. Там же идет изучение греческих философов, их комментируют, открыва­ют новые тексты... Но открывается ли в совокупности этой дея­тельности и достоинств самого императора новый тип личности? Вот в сущности вопрос вопросов и цель Возрождения, ибо сумма знаний может накапливаться и систематизироваться бесконечно, но время обновляется только вместе с человеком, в нем самом.

Интерес Фридриха к человеческой личности зафиксирован хро­нистом Салимбене. Он рассказывает «о медицинских эксперимен­тах императора... который обильно угостил двух людей, а затем одного отправил спать, а другому приказал бодрствовать. Через некоторое время он приказал умертвить обоих, вскрыть желудки и установить, в каком случае пища усвоена лучше. Другой опыт Фридриха II носил более "теоретический" характер: он запер че­ловека в плотно запечатанный ящик, и когда ящик вскрыли, там нашли только тело, но души не обнаружили; это обстоятельство укрепило Фридриха в его сомнениях относительно посмертного бытия»2.

1 Памятники средневековой латинской литературы Х-XII веков / Под ред.
М Е Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспарова. - М., 1972. - С. 274.

2 ЯстребицкаяА.Л. Западная ЕвропаXI—XIII веков. - М., 1978. - С. 61-63.


Теоретическое вольнодумство императора и его эксперимен­тальная смелость налицо, но что-то не позволяет произнести слово, которым и должно быть обозначено новое отношение к человеку, его новое понимание, — гуманизм. А пока его нет, Возрождение как эпоха не может считаться состоявшимся, по­скольку подлинное знание античности будет практическим, фор­мирующим новую личность и наступит не ранее, чем с ее появле­нием на свет. Опыт античности будет лишь средством, помогающим новому человеку понять и воспитать себя.

В этом смысле имперский интерес к человеческому желудку и составу души носит еще вполне средневековый характер, но, дабы отдать должное императору, можно сказать, что если он и не был первым человеком наступившей эпохи, то вполне может считать­ся последним в уходящей. Он стоял у исхода средневековья. При его непосредственном участии доигрывался средневековый вариант политической идеи возрожденияв союзе империи и папства, сло­жившемся на исходе античности. Он фактически кончился с его смертью. Папство торжествовало победу, оставшись на арене ис­тории единственной силой с претензией на универсальность, все-мирность власти, но недолго.

В 1303 г. король Франции Филипп IV Красивый решил про­учить за надменность и непомерные претензии властвовать в мир­ских делах папу Бонифация VIII. Его посланец прямо в папской резиденции ударил старика по лицу рыцарской перчаткой и пы­тался похитить. Папу спасли, но он не пережил оскорбления. Ко­роль решил более не искушать судьбу с несговорчивыми итальян­цами и в 1305 г. сделал папой Климентом V гасконца, а папскую резиденцию перенес в сферу своего непосредственного влияния — в Авиньон. Последующие более чем полвека в истории папства известны как авиньонское пленение папы.

Папство победило империю, но потерпело поражение в борь­бе за власть с королем Франции — с человеком, обладающим силой национальной государственности. Это сила, сосредоточенная в одних руках, централизованная, но опирающаяся на единство того, что осознает себя нацией, в которой чувство общности и общего интереса взяло верх над страстью к разрывам, в которой аристократическая центробежность стабилизирована устойчиво­стью городов и контролируется всей системой осуществления вла­сти — государством. На всем долгом протяжении средневековой истории, начиная с первых варварских государств, правители в поисках того, на что они могут опереться, кроме военной мощи, находили идею, образец — союз Рима с христианским единобо­жием. Идея потеряла свою непосредственную политическую ак­туальность, когда варварский мир постепенно перестал быть вар­варским, устоялся в формах общественных отношений и экономической жизни, т.е. обрел реальную основу. Старое пони-


мание возрождения как продолжения, якобы все еще возможно­го, изжило себя, когда началась эпоха новых национальных государств

в Западной Европе.

И именно тогда Возрождение состоялось как культурная эпоха. Европеец оглянулся назад, сознавая себя иным, нежели то, чем был античный человек1. Подражание могло стать продуктивным, стимулирующим к развитию, только когда было подкреплено ощу­щением исторического различия, потребовавшего от подражаю­щего познать себя и понять, чего же он ищет в античности. Это и будет одним из стимулов наступившей эпохи Возрождения: вла­дея искусством не средневековой вульгарной, а золотой цицеро­новской латыни, выучившись древнегреческому, гуманисты от­крывали путь литературам на национальных языках. Или, как говорил Данте, на народном красноречии.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему и когда «средние века» названы средними?

2. Может ли культура быть устной?

3. Какие черты мифологического мышления подразумеваются в таких

его определениях:

а) история об истории;

б) «все во всем»?

4. Как проявили себя в момент разложения синкретизма различные роды словесного творчества — эпос, лирика, драма?

5. Что представлял собой средневековый город?

6. На смену какому представлению о времени пришло «время купцов»?

7. Каким был народный уровень веры, как себя выражал?

8. В каком отношении находились между собой три типа культуры

зрелого Средневековья?

9. В какой мере оправдано определение культуры по ее социальной

принадлежности?

10. Каким образом могли уживаться между собой в пределах одного типа сознания такие его черты, как карнавальность, аллегоризм, дидак­тика?

11. Какие черты средневекового мышления зримо воплощены обра­зом готического собора?

12. Что характерно для состояния церковной культуры в эпоху зрело­го Средневековья?

 

13. Что такое куртуазия?

14. Каковы принципы отношения трех культур, что каждая из них дает на пути дальнейшего движения к Возрождению?

15. Каковы были средневековые варианты возрождения античности?

' См.: Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуально­сти. - М., 1989.-С. 32-103.
 

16. Назовите основные факторы, сделавшие возможным переход к
эпохе Возрождения?


Литература

История всемирной литературы: В 9 т. — М., 1984. — Т. 2.

Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспарова. — М., 1970.

Памятники средневековой латинской литературы X —XII веков / Под ред. М.Е.Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспарова. — М., 1972.

Зарубежная литература средних веков: Латинская, кельтская, скан­динавская, провансальская, французская литературы / Сост. Б. И. Пури-шев. — 2-е изд. — М., 1974.

Зарубежная литература Средних веков: Немецкая, испанская, италь­янская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литера­туры / Сост. Б. И. Пуришев. — 2-е изд. — М., 1975.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. — СПб., 1995.

Гоффле Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972.

Дюби Ж. Европа в Средние века. — Смоленск, 1994.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976.

Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI —XIII веков. — М., 1978.

Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы: Средние века; Возрождение. — 3-е изд. — М., 1978.

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. — М., 1997.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.