Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От устного слова к письменной культуре




От варварства к христианству... Путь, на который варварские племена вступили довольно рано, но он от этого не оказался ни легче, ни короче. В конце VI в. епископ Григорий Турский кратко и жестко определил, что означало такого рода обращение: «...по­читай то, что сжигал, сожги то, что почитал»2.

Вожди племенные быстро поняли политическую выгоду хрис­тианского монотеизма — веры в единого Бога, подсказывающей аналогичную модель государственной централизации. Обращение в христианство происходило широко: рубили, топили, жгли преж­них идолов. Но что было делать с памятью, с сознанием? Не деся­тилетия даже, а века уйдут на то, чтобы забылись народные пре­дания и потускнели древние мифы.


Миф — одно из важнейших слов в мировой культуре. Великое и таинственное слово, неуловимое в своей изменчивой много­значности. И все-таки: что такое миф?

Если сказать очень кратко, мифэто история об истории. Со­бытия, происходившие когда-то и происходящие сегодня, мы называем историей. Но этим же словом мы называем рассказ об этих событиях. Мы живем в истории и мы рассказываем историю, а мифсобытие, отраженное в нашем сознании. Смысловое про­странство мифа простирается между первым и вторым значением слова «история», включая оба, сливая одно с другим до нераз­дельности, до неразличимости того, что было в действительно­сти, и того, что возникло при позднейшем пересказывании со­бытий.

Неразличимость — это одна из характеристик мифа. Миф не знает различия, например, между правдой и вымыслом. Он сам для себя высшая и единственная правда, закрепленная в рассказе, в слове. Миф не различает общего и индивидуального, поскольку сам он всегда — форма коллективного сознания и веры. Когда-то миф был сознанием рода, сегодня же мы сетуем, что нам навязывают мифы, мифологизируют нашу картину мира mass media — сред­ства массовой информации. Мы все коллективно начинаем верить (одни больше, другие меньше) в то, о чем нам сообщают в свод­ках последних известий. Мы ведь знаем не сами события, а рас­сказ о них, историю об истории, т.е. миф.

Так что не думайте, будто миф умер. Миф вечен, во всяком случае пока существует общность людей. Наше сегодняшнее отли­чие состоит лишь в том, что миф не единственная форма нашего знания о мире. Мы пытаемся посмотреть на него со стороны, раз­гадать его, выйти из-под его власти. Нам это удается реже, чем мы надеемся. У истоков же человеческой культуры существовал толь­ко миф, родившийся вместе с первой мыслью человека и закреп­ленный в слове.

Мифологическим мышлением управлял закон аналогии: человек мыслил окружающий мир подобным самому себе, т. е. прежде всего живым, одухотворенным. На языке терминов это носит название антропоморфизм^ (от сочетания греческих слов «человек» и «фор­ма»). Впрочем, и это пришло не сразу. Вначале человек вовсе не ощущал своей отдельности от того, что его окружало. Все слива­лось в одухотворенной неразличимости единой природы, легко пе­ревоплощалось одно в другое, сказочно меняло обличье. Все было всем, или, если воспользоваться образом Тютчева, — «все во всем». Мы сегодня склонны думать, что создание метафор — приви­легия поэта. Хотя, конечно, метафора — один из смысловых пу-


 



' Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977 - С 441 Турский Г. История франков. — М., 1987. — С. 50 — 51


1 Антропоморфизм — наделение человеческими свойствами явлений приро­ды, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе.


тей языка и некогда едва ли не главный: все представлялось срав­нимым, определимым одно через другое. Замечательный русский филолог прошлого века А. Н.Афанасьев говорил, что вначале каж­дое слово было эпитетом, т.е. «пластически обрисовывало» пред­мет по наиболее поразившему воображение качеству: яркости, хо­лоду, цвету, размеру... Названные таким образом предметы превращались в зримое выражение этих свойств, становились их мерой. Все яркое соотносилось с солнцем, все высокое — с небом и все вообще — с тем единственным, кто давал названия, — с человеком.

Человек был общей мерой вещей, он постиг мир в сходстве с самим собой. Леса и травы уподоблялись волосам, камни — кос­тям, воды — крови, мысль — птице... Если солнце — образец яркости, то оно само и звезды небесные — глаза мироздания. Но если судить о солнце не по его способности изливать свет, а по движению в небе, то возникает иное уподобление — колеснице, ежедневно въезжающей на небо, а отсюда уже недалеко до мысли о том, что ею кто-то должен управлять, как и всем видимым и миром. И кем он создан? (Путь создания метафорических уподоб­лений прекрасно описан в задуманном как учебник для профес­сиональных поэтов памятнике древнегерманского эпоса «Млад­шая Эдда».)

Мы знаем миф в основном как сказание о богах, ибо до нас он дошел в записях, дающих уже позднейшую версию мифа. Ро­дился же он в смутном угадывании человеком своей связи с ми­ром, в попытке понять его. Пожалуй, лишь языковые метафоры, если вдуматься в них, напомнят нам, какими были эти ранние догадки.

Боги появились много позже. Миф предшествовал религии. А еще точнее, он неразличимо содержал в себе все позднее разделившиеся формы духовной деятельности: религию, фило­софию, науку, поэзию... «Все во всем», по Тютчеву, или, если перейти на язык не поэтических, а более строгих терминов, — синкретизм. Этим словом сто лет назад основоположник русской филологической школы академик А. Н.Веселовский определил состояние культуры, еще не знающей специализации, не расщеп­ленной на разные сферы, пребывающей в состоянии мифологи­ческой полноты бытия.

Неразличимость — ее свойство, сказывающееся в том числе неразличением факта и вымысла, события и рассказа о нем, т.е. двух значений слова «история», с которых мы и начали вести речь о мифе. Различать было тем сложнее, что память была устной, передаваемой из поколения в поколение. Она легко соединяла разные события, перемещала эпизоды, устанавливала новые свя­зи. Представьте себе, что на один экран одновременно передается несколько изображений. Они наслаиваются, взаимно перекрыва-


ют поле обзора, становясь непонятными: к чему относится этот меч, куда скачет и под кем этот конь, чье изображение виднеется на заднем плане? Тому, кто взялся бы связно описывать видимое, пришлось бы что-то додумывать, мысленно перекомпоновывать, объяснять в меру своего разумения. Так возникал бы мифологизи­рованный образ прошлого.

Какого прошлого? Насколько удаленного от момента расска­за, т.е. от настоящего момента? На этот вопрос миф не знает ответа, да едва ли знает и сам вопрос. Здесь в силу вступает общий закон неразличимости, в данном случае — исторической. Миф раз­личает лишь несколько глобальных перемен, происходивших в про­шлом, — смену веков: от золотого к серебряному, к железному... От века богов — к веку героев. Боги пребывают не во времени, а в вечности. Герои присоединяются к ним, но они ближе к людям, они когда-то жили на земле. Их прошлое отделено от настоящего дня постоянной дистанцией. Ее принято называть эпической, по­скольку о событиях этого героического прошлого повествует эпос. В эпосе оживала и продолжалась память рода. Через своих геро­ев род был причастен богам, т.е. вечности, мыслимой по аналогии с круговоротом природной жизни. Человек, конечно, смертен, но как только промелькнет мгновение настоящего, поглощенное смер­тью, он возрождается для вечной жизни. Да и сама кратковремен­ность земного пути протекает под присмотром богов и предков. Они установили законы, передаваемые изустно, хранимые не каж­дым по отдельности, но в коллективной памяти и в общем бытии. Единство и память поддерживались обрядами, ритуалом, суще­ствовавшим практически для всех важнейших сторон жизни.

От рождения до похорон человека сопровождал определен­ный порядок, издавна заведенный. Каждый обряд был обраще­нием к богам: праздничный — с восхвалением, военный — с просьбой о победе, накануне охоты — с просьбой о добыче. Если к той архаичной жизни попытаться применить наши поня­тия, то можно сказать, что обряд инсценировал миф, ибо каж­дый раз заново с участием многих людей воспроизводил, разыг­рывал его соответствующий эпизод. И с другой стороны — это была форма ретрансляции памяти, передачи ее не только в сло­ве, но и в действии.

Из устной памяти рождается эпос. Из памяти, переведенной на язык действия, рождается драма. Остается найти, как внутри пер­воначальной неразложимости мифа постепенно обособляется тре­тий род словесного творчества — лирика. Задолго до того, как мы можем говорить об индивидуальности, ощутившей потребность выразить себя, на полях эпического предания и внутри родового обряда обособляется эмоциональная реакция на происходящее. Она еще не вполне индивидуальна, это эмоциональная жизнь рода — в заплачке, выражающей скорбь по умершему; в гимне, вознесен-


ном богам. Это эмоция, остающаяся в пределах ритуала коллек­тивной жизни, но в то же время указывающая путь, по которому пойдет развитие личности, постепенно обособляющей свой го­лос от общего хора.

А. Н. Веселовский полагал, что у трех родов поэзии существует различное отношение к предшествовавшему им синкретизму — обрядовой жизни. «Эпос и лирика представились нам следствием разложения древнего обрядового хора; драма в первых своих худо­жественных проявлениях сохранила весь его синкретизм, момен­ты действа, сказа, диалога, но в формах, упроченных культом, и с содержанием мифа...»'.

Эпос и лирика торопят перемены. В них происходит рождение нового сознания. В эпосе — новый герой; в лирике — переход от ретранслирующего певца к слагающему свои песни и не скрыва­ющему своего переживания поэту. Драма на какой-то стадии кон­сервирует обряд, хотя и она меняется по мере того, как ее дей­ство теряет свойство всеобщности и становится делом сначала полупрофессиональных исполнителей. В профессионализме — нача­ло обособления искусства от других форм духовной жизни. В пись­менности — начало совершенно иного типа творчества. С письменным словом приходит другая культура, действительно совершается пе­реход от варварства к христианству. В некоторых местах церковь боролась с остатками языческого мифа и как могла искореняла его. Иногда, напротив, клирик, монах или просто человек, полу­чивший церковное образование, сам записывал старые эпичес­кие песни и таким образом мирно ставил точку в их развитии. К тому же он не просто записывал, но и редактировал, вытравляя языческое начало, добавляя христианские добродетели.

Со времени первого, простого, письменно сохраненного упо­минания о героической поэзии германцев до их записи прошли века. Первым упоминавшим о ней был римский историк Тацит (I —II вв.): «По обычаю своих предков, германцы наступали по­луголые, потрясая над головой щитами и опьяняя себя боевыми песнопениями» (История. — Кн. 2, 22). Пройдет еще два столетия, и варвары все чаще будут появляться в пределах Рима. Чаша воен­ной победы склонится на их сторону. Возникнут первые варвар­ские государства, пытающиеся установить у себя римский поря­док, а с ним и римскую культуру.

Поздний римский пример оказался заразительным для по­бедителей: заключенный в рушащемся Риме союз империи и хрис­тианской церкви они положат в основание новой государственно­сти. Вначале обе власти были слабыми и нуждались во взаимной опоре.

1 Веселовский А. Н. Три главы из исторической поэтики // Историческая по­этика. — М., 1989. - С. 230.


Когда в IV в. Рим перестал быть столицей, с уходом светских правителей первым лицом в городе сделался римский епископ, еще при императорах претендовавший на значение первосвящен­ника всей христианской церкви с титулом папы. Это притязание обосновывалось легендарной ссылкой на то, что первым еписко­пом в Риме был апостол Петр, именно здесь заложивший камень (от латинского значения его имени) всего здания католической

церкви.

И титул и власть постепенно закрепились за римским папой, главой католической (от гр. «всеобщий, вселенский») церкви, в ком христиане западного мира начинают видеть свою последнюю надежду. Немало сохранилось преданий о том, как папе приходи­лось покидать стены Рима, чтобы обратить мольбу за город и жи­телей к очередному предводителю варваров, подобно тому как в 452 г. Лев I Великий будто бы остановил Аттилу.

Однако в это смутное время ничье положение не могло быть прочным. Номинально Рим находился под властью императора Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. При тогдашних средствах сообщения с далеким Константинополем свя­зывались два раза в год, а варвары были рядом, в Италии, по которой прокатывались разрушительными волнами в V в. — вест­готы, гунны, в VI в. — лангобарды, завоевавшие большую часть страны и оставшиеся хозяевами в ней чуть ли не на два столетия. Папам посреди общей смуты и ересей, раздиравших церковь, приходилось бороться за ее целостность, обращать варварских вож­дей в истинную веру и постепенно округлять свои земные владе­ния. Однако и достигнутое равновесие оставалось очень неустой­чивым. В первой половине VIII в. происходит окончательный разрыв с Константинополем: папа Григорий II (715 — 731) осудил импе­ратора Льва Исаврийца как еретика, иконоборца (поддержавшего противников икон). Оставалось искать новых союзников и лучше, если в Европе. Пойти ли на более тесный союз с лангобардами? Такие попытки предпринимались, но более долговременного со­юзника папство нашло, заключив союз против них с королем фран­ков Пипином Коротким (741—768).

Пипин в битве при Сузе в 754 г. разбивает лангобардов, поло­жив конец их власти в Италии. Папа Стефан III за это венчает его королевской короной, на которую тот не имел наследственного права, а последнего представителя династии Меровингов заклю­чает в монастырь. Пипин передает папе многие земли, отнятые у лангобардов, а заодно и Рим с окрестностями, хотя и не имеет над ним власти, поскольку эта территория все еще принадлежала императору. Однако фактическое право, подкрепленное силой, ставилось выше закона. Это черта и реальной политики, и мыш­ления эпохи. Впрочем, мышление сказалось и в том, как папы поторопились подкрепить свои вновь обретенные права. Вслед «дару


Пипина» в папской канцелярии фабрикуется грамота, которой якобы император Константин Великий еще в IV в. передал всю власть над Римом и его областью папе Сильвестру.

Это одна из самых прославленных политических фальшивок. В момент ее создания так называемый «Константинов дар» об­наружил не только желание законно обставить неправое дело, но и апеллировать к авторитету античности, имперского Рима. Много позже, спустя семь веков, когда гуманисты Возрождения разобла­чат подделку, отношение к «Константинову дару» станет пробным камнем нового исторического чувства, подкрепленного значитель­но лучшим знанием фактов и основанного на критике текста. Воз­рождение состоится как культурная реальность только при вос­хождении на вершины письменной культуры, сосредоточившей в своих руках достаточно текстов и овладевшей искусством их про­ницательного чтения.

Средние века в этом отношении были куда более бедными, доверчивыми и забывчивыми. Античность сохранилась в минималь­ном объеме школьной образованности, который в начале эпохи был доступен лишь самому узкому кругу последних хранителей прошлого, или клириков — людей, связанных с церковью. В мо­настырских школах продолжали учить, следуя позднеантичному тривию (trivium — «трехпутье») и квадривию (quadrivium), назван­ным по количеству предметов, составлявших ступень обучения. На первой полагалось освоить три науки о слове — грамматику, диалектику и риторику, учившие писать, мыслить и говорить. Вторая ступень, своего рода средняя школа, включала четыре науки о числе — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Все вместе они составляли семь свободных искусств (artes liberales).

Однако тверже начал школьной премудрости запомнилась идея союза духовной и светской власти. О ней всячески напоминал рим­ский папа, ибо ему для поднятия своего земного значения было важно выступать в роли того, из чьих рук светский владыка полу­чает императорскую корону. В 800 г., спустя три века, на Западе вновь появился император: им стал король франков Карл I Вели­кий. Его время в истории культуры получит название каролингско­го возрождения. Император, возрождавший античную политиче­скую идею, покровительствовал и возрождению искусств. При дворе сложился кружок, где читали античных классиков, перево­дили, подражали им и даже в качестве псевдонимов принимали их имена: был свой Гораций, свой Гомер. Языком «придворной академии» была латынь.

Сам император, по свидетельству его биографа и члена акаде­мии Эйнгарда, говорил по-латыни и понимал по-гречески, про­слушал грамматику, «обучался риторике, диалектике и в особен­ности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислить церковные праздники и наблюдать за движением звезд.


Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время при­учать руку выводить буквы; но труд его, слишком поздно нача­тый, имел мало успеха» (Эйнгард. Жизнь Карла Великого).

Каролингское возрождение не сделало эпохи, хотя и не оста­лось явлением кружковым: традиция ориентированного на антич­ность образования не прерывалась в Западной Европе достаточно долго, сохранив по себе память в качестве некогда осуществлен­ного при дворе Карла Великого образца искусств и учености. Что же касается их распространения и укоренения, то требовалось время, усилия, разветвленная образовательная система, способ­ная дать высочайше одобренным идеям всенародную жизнь. Вре­мени не было. Политическое дело, начатое Карлом, не продол­жилось его наследниками, растащившими империю на части, погубившими начинания отца.

Очаги античной учености время от времени загорались в раз­ных местах Европы, чтобы придать блеск той или иной короне и поразить воображение современников, но все они были попытка­ми, обгонявшими эпоху, преждевременными. У них не было пре­емственности, как у Карла Великого во Франции, Альфреда Вели­кого (871 —900) в Англии и даже у трех германских императоров, последовательно подхвативших идею империи, из саксонской ди­настии, иначе известной по их именам как «оттоновской».

Отгон I принял корону владыки Священной Римской импе­рии в 962 г. «Отгон II (973 — 983) заменил титул "императора ав­густа", который носил его отец, титулом "императора римлян" {Imperator Romanorum). Его сын Отгон III, воспитанный матерью византийкой, обосновался в 998 г. в Риме и провозгласил восста­новление Римской империи... издав буллу, на печати которой с одной стороны изображена голова Карла Великого, а с другой — женщина с копьем и мечом, Aurea Roma. В своих мечтах он про­никся идеей универсализма...»1.

Универсальная мечта о всемирной империи в очередной раз не осуществилась. «Оттоновское» возрождение длилось не многим до­лее «каролингского», к тому же не оставив по себе столь же стой­кой культурной памяти. Оно было явлением в большей мере мест­ным — германским, разбросанным по монастырям и епископским резиденциям, хотя и из придворного круга вышла по крайней мере одна замечательная писательница — Хротсвита Гандерсгейм-ская (ок. 935 — после 975). Эта монахиня возродила искусство пи­сания драмы, отзывающееся знанием римских образцов и надол­го опередившее свой век.

Времени и сил развить культурный успех все еще не доставало. Однако поскольку привыкшая к мечу рука императора Карла плохо

' Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М„ 1992. С. 53.


держала перо, культура все в большей мере переносила себя на бумагу и все менее оказывалась зависимой в своем возрождении от возрождения политической идеи — союза духовных и светских властей.

К тому же союз империи с Римом явно расстроился. Та и дру­гая сторона хотела главенствовать и диктовать условия. Миновал X в. — век унижения папства. Папа Григорий VII (1073—1085) провел реформу церковного устройства, направленную на уста­новление порядка более жесткого, карающего как распущенность священников (запрет на брак, на продажу церковных должно­стей), так и нерадивость верующих. В отношениях со светскими правителями главным пунктом была борьба за инвеституру — право назначать и перемещать епископов. Григорий оставил это право за собой. Его реформа получила название григорианской и нашла вы­ражение в документе «Диктат папы». Диктата духовной власти не приняла светская — император Генрих IV. Борьба шла с перемен­ным успехом: то папа отлучал императора от церкви (1077) и тот смиренно являлся с покаянием в замок Каноссу («идти в Канос-су» стало метафорой для обозначения унизительной капитуляции), то император изгонял папу из Рима, чтобы вскоре бежать оттуда самому.

Новая острота противостояния свидетельствовала об одном: и духовная власть и светская окрепли настолько, что чувствовали себя готовыми для борьбы за первенство. А сама эта борьба уже отнюдь не исчерпывалась противостоянием или союзом Рима и империи. За всем этим просматривалось нечто более важное: про­тивостояние духовной и светской культуры, последняя из которых была готова заявить права на большую самостоятельность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 330 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2192 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.