Сложившийся в Японии хозяйственно-культурный комплекс способствовал отсутствию экспансии во внешний мир: цикл воспроизводства носил замкнутый и самодостаточный характер; территория архипелага располагала всем необходимым для ее поддержания. Главными здесь, по-видимому, следует признать отсутствие скотоводства и почти неизбежно сопутствующего ему
1 Автаркический (от автаркия) - экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или регионов.
комплекса территориальной агрессивности, вызываемой потребностью в пастбищах, а также богатые ресурсы моря, которые для того времени можно было принять за неисчерпаемые, и, кроме того, заливное рисосеяние, автоматически предполагающее интенсивные методы хозяйствования и тщательное освоение прежде всего ближнего пространства. Значительные трудозатраты по созданию и поддержанию в порядке ирригационных систем увеличивают степень оседлости населения и формируют психотип, не слишком склонный к перемене места обитания.
В самом деле, внешние войны занимают в истории Японии намного меньшее место по сравнению с «удельным весом» их в истории других стран. Отказавшись от своего присутствия на Корейском полуострове в первой половине VII в. и от покорения племен севера Хонсю в первой половине IX в. (фактическая граница между Японией и не-Японией проходила в средневековье по реке Коромогава в современной префектуре Иватэ), Япония лишь в XVI в. отправила на Корейский полуостров следующую военную экспедицию, которая быстро закончилась неудачей. После этого возрождение империалистической политики наблюдается лишь во второй половине XIX в., когда Япония приступила к созданию колониальной империи на манер европейских держав. Объектом ее экспансии стали Корейский полуостров, Китай, Юго-Восточная Азия.
Островное сознание
Таким образом, японцы жили как бы двумя стихиями — сухопутной (равнинной и горной) и водной, чем и определяются многие особенности их менталитета. Изолированность Японии от континента, удаленность от основных мировых культурных, политических, торговых и событийных центров способствовали и закрепляли тот тип сознания, который мы называем «островным».
Разумеется, термин этот вполне условен, а семантическое его наполнение относительно. Ведь другая «классическая» островная страна — Англия — продемонстрировала, что островное положение может стимулировать не только пассивный изоляционизм, но и энергичное стремление обрести свое место в мире. Следует, правда, отметить, что расстояние, отделяющее Японию от Корейского полуострова, превышает ширину Ла-Манша в пять раз. Но, пожалуй, это объяснение несколько поверхностно. Дело в том, что японцы не желали выходить за пределы своего архипелага, ибо весь модус их хозяйственной адаптации к существующему вмещающему ландшафту предполагал интенсивные способы ведения хозяйствования, в то время как скотоводческий комплекс
Англии буквально выталкивал часть ее населения во внешний мир, провоцировал экспансионистские устремления. Японцы же, постоянно расширяя посевы заливного риса и совершенствуя агротехнику и способы рыболовства, достаточно рано (приблизительно с середины VII в., когда они отказались от военно-политического присутствия на Корейском полуострове) решительно вступили на интенсивный путь развития, который был прерван лишь по второй половине XIX в. после серьезного знакомства с Западом и началом промышленного развития, что потребовало минеральных ресурсов в том количестве, которое территория Японии обеспечить не могла. Отсюда — империалистическая экспансия, закончившаяся полным поражением во Второй мировой войне.