За последние несколько десятилетий медиасистемы большинства стран мира претерпели существенные изменения, отразившиеся и на экономических структурах СМИ, и на их отдельных секторах. Причин этих изменений было много, остановимся только на важнейших.
Традиционно принято считать, что стимулом современных трансформаций в СМИ стала революция в компьютерных технологиях, не только существенно увеличившая скорость и объемы передаваемой информации, но и снизившая стоимость производства, распространения, получения и хранения информации. Несомненно, развитие технологий сыграло огромную роль в современной трансформации медиа- систем, однако вряд ли только один прогресс технологий, рассмотренный отдельно от масштабных изменений в современной экономике и современном обществе, смог бы оказать столь существенное воздействие на СМ И. Изменения в медиасистемах — вне зависимости от национальной принадлежности последних — пережили воздействия глобальных масштабных изменений, прежде всего экономического характера. Назовем наиболее важные из них, обозначив при этом также те процессы в СМИ, которые ими были стимулированы.
' McDonald Paul. The Star System. Hollywood's Production of Popular Identities. L.; N.Y.: Wallflower, 2005.
Усиление неолиберальных настроений в экономике вызвало эрозию социальной политики во многих развитых рыночных демократиях. Для СМИ это в первую очередь означало усиление коммерческих мотивов в их деятельности — коммерциализацию контента и наступление рынка на стандарты и практики профессиональных журналистов, создание мощных медийных ТНК, снижение доли общественного сектора в ме- диасистемах развитых стран Европы.
Системная реорганизация индустриального производства, основанная на внедрении цифровых компьютерных технологий, привела к тому, что в медиасистемах сформировался весьма апиятельный сегмент — интерактивные цифровые, новые СМИ, обладающие значительным потенциалом как на рынке содержания, так и на рынке рекламы. В результате активно развивается процесс конвергенции, интегрирующий старые и новые медиа; начался и активно идет переход телерадиовещания на цифровые технологии, что в ближайшее время резко увеличит число доступных аудитории теле- и радиоканалов.
Усиление региональных экономических и политических блоков (ЕС, НАФТА) на уровне медиаиндустрии привело к активизации формирования региональной медиаполитики, что наиболее заметно на уровне ЕС, который стимулирует одновременно и региональную, и глобальную медиаполитику (в качестве наиболее очевидного примера здесь может выступать Всемирный Форум по информационному обществу, подтвердивший важность доступа к информации СМИ, и дискуссии об управлении Интернетом на уровне ИКАН).
Распад социалистической системы и крах плановой экономики в государствах Восточной Европы и СССР фактически означали рождение и бурное развитие новых медиа- и рекламных рынков, которые сразу же оказались в центре внимания национальных политических элит, транснациональных медиаконцернов и глобальной рекламной индустрии.
Усиление политического лидерства США на глобальном уровне для СМИ актуализировалось в возвращении «старых новых» механизмов формирования глобальной «повестки дня», на которую значительное влияние оказывают глобальные службы новостей (американские спутниковые информационные телеканалы и онлайновые финансово-аналитические службы).
Возникновение новых террористических угроз на глобальном и национальном уровнях, умножение числа локальных войн и военных конфликтов. наиболее заметной из которых стала война в Ираке и последовавшая за этим активизация антитеррористических действий в сфере СМИ, означали активизацию законотворческой деятельности, особен- 92