Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурно-исторические типы в концепции Н.Я.Данилевского




Следует обратить внимание на то, что Н.Я. Данилевский одним из первых попытался найти новых подход к пониманию культурно-исторического процесса. Он пишет книгу «Россия и Европа», где утверждает, что общепринятую периодизацию истории – разделения ее на древнюю, средневековую и новую – неправомерно распространять на всемирную истории. У каждой страны, утверждает философ, есть своя древняя, средняя и новая история. Развивая эту мысль, Данилевский отвергает:

-во-первых, европоцентристское истолкование истории;

-во-вторых, принцип однолинейного исторического процесса.

И предлагает взамен новый взгляд на историю. Центральной идеей Данилевского становится идея о культурно-исторических типах, которые соответствуют типам цивилизаций, под которые можно подвести все многообразие различных культур, существовавших ранее и известных ныне. По мнению Данилевского, выделение данных типов не представляет особого труда. Они, в принципе, общеизвестны. Расположенные в хронологическом порядке, эти типы могут быть выделены следующим образом: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский или аравийский, 10) германо-романский или европейский.

Обратите внимание на то, что Данилевский утверждает, что только те народы, которые создали эти самобытные типы, являются «положительными» деятелями в истории человечества. Однако существуют и другие, «отрицательные», играющие негативную роль. Это гунны, монголы, турки, которые действовали, по сути, как разрушители цивилизаций, обладающих положительным потенциалом.

Данилевский отмечает, что одни культурно-исторические типы были уединенными (такие, как китайский, индийский и др.), другие – преемственными (такие, как египетский, древнесемитский, греческий, римский, еврейский, романо-германский и др.). Анализируя эти типы, философ приходит к заключению, что результаты, достигнутые усилиями преемственных типов, превосходят то, что успевают создать уединенные цивилизации, чем и объясняется западный прогресс и восточный застой.

Большой интерес представляет решение Данилевским вопроса о преемственности культур. Согласно взглядам философа, один из важнейших законов истории состоит в том, что цивилизация не передаются от одного культурно-исторического типа к другому. Попытка насильственно навязать цивилизацию одного культурно-исторического типа другому оказываются бесплодными. Однако невозможность «передать» цивилизацию не исключает возможности воздействовать на развитие других цивилизаций.

Используя агробиологические аналогии, Данилевский рассматривает три возможности варианта взаимодействия культур:

1«Прополка» - колонизация страны, в ходе которой в ней насаждается чужая цивилизация за счет вытеснения и уничтожения существующей раньше культуры (подобно удалению сорняков с засеваемого поля). Таким образом, например, европейцы цивилизовали Северную Америку, загнав живших там индейцев в резервации.

2.«Прививка» - пересадка в культуру народа элементов чужой цивилизации, которые должны далее развиваться на теле культуры и приносить плоды (подобно почка, привитой к дичку) Так, например, Петр 1 «привил» к русскому «дичку» элементы европейской культуры.

3.«Почвенное удобрение» - воздействие, при котором развивающаяся цивилизация усиливает результата другой, более зрелой культуры, более зрелой цивилизации, принимая и прикладывая к себе из нее то, что стоит вне сферы народности, то есть выводы и методы науки, технические приемы и усовершенствования искусств и промышленности, сохраняя при этом свою самобытность. Так, например. Древняя Греция восприняла влияние египетской и финикийской культуры, германо-романская Европа усвоила плоды Греко-Римской цивилизации. Это наилучший способ вхождения элементов одной культуры в другую, обеспечивающий преемственность в развитии культурно-исторических типов.

Следует заметить, что произведение Данилевского «Россия и Европа» отличает биологический редукционизм. Метод перенесения законов развития природы на мир социальный, не учитывающий специфику последнего, уязвим, что интуитивно чувствовал и сам философ, когда сознательно опускал тот или иной эмпирический материал. Но иногда сравнение биологический процессов с социальными помогает ему более образно показать процесс становления культуры. Так, культурно-исторические типы Данилевский уподобляет живым организмам. Их жизненный циклпротекает как у многолетних одноплодных растений, у которых время роста длится долго, период цветения и плодоношения краток и навсегда истощает их жизненные силы.

На первом, подготовительном этапе этого цикла, измеряемом тысячелетиями, происходит смешение племен в единый народ, формирования языка и других особенностей, составляющих его самобытность, оригинальность. На втором этапе (400-600 лет) складывается государство. Оно охраняет от чужого вторжения не только землю, но и «душу народа», обеспечивает его политическое и культурное единство, создает условия для развития его творческой силы. Затем наступает третий, цивилизационный период – период расцвета его творческой силы. Накопленный ранее потенциал реализуется в мощном культурном взлете, воплощаясь в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики. Израсходовав свой потенциал, культурно-исторический тип вступает в последний период своего существования, который Данилевский характеризует как «апатию».

Давая оценку вкладу Данилевского в современную науку о культуре, нельзя не заметить, что он обосновал идею цикличности развития культуры. Данилевский не отвергает идею исторического прогресса, которая была так актуальна в те годы. Более того, по его мнению, прогресс человечества может идти только благодаря тому, что каждый культурно-исторический тип доводит его в каком-то направлении до предела, после чего необходимо, чтобы он начинался с новой исходной точки и шел по другому направлению. Культура, с его точки зрения, проходит в своем направлении те же стадии, что и биологический организм. Культура зарождается, доходит до вершины своего развития и затем, регрессирует, умирает. Смысл культурного прогресса, согласно Данилевскому, состоит не в том, чтобы переходить с одной стадии на другую, более высокую. Прогресс состоит в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности, во всех направлениях.

Особый интерес в концепции Данилевского представляют рассуждения об историческом предназначении и судьбе той или иной нации и, соответственно, культуре. Он исходит из того, что культурно-исторические типы, могут иметь различные основания. Есть так называемые аутохтонные, т.е. первичные культуры, которые базируются на религиозных, научных или художественных идеях. Так, греческая цивилизация по своему типу была художественной, а римская – политической. Более сложными культурно-историческими типами являются те, которые возникают из двух корней. Например, германо-романская цивилизация носит и научный и индустриальный характер. Но по уровню религиозной духовности европейская цивилизация не сравнима с еврейской цивилизацией.

Рассматривая цивилизации с точки зрения религии, культуры, политики и общественно-экономического устройства, Данилевский приходит к выводу, что историческая перспектива и будущее существуют только у славянского культурно-исторического типа. Прежде всего, Данилевский утверждает, что Россия не входит в мир романо-германский цивилизации. Она является представителем иного мира – мира славянского. Славянство есть термин одно порядка с эллинизмом или европеизмом, но в отличие от них оно еще не достигло зрелости. Однако славянский культурно-исторический тип уже прошел тысячелетнюю подготовительную стадию. В отличие от дряхлеющей Европы, славянство только входит в период своих творческих сил, и оно сможет создать мощную и самобытную цивилизацию, став преемником уходящей с исторической сцены европейской цивилизации. Он надеялся, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом.

У Данилевского содержится и ряд других конструктивных идей, однако это не означает, что все в его творчестве может быть принято без критического осмысления. В этом отношении представляет особый интерес работа русского философа В.Соловьева «Национальный вопрос в России», в которой он посвятил разбору книги Н.Данилевского специальный раздел.

В свете современных воззрений весьма ограниченным представляется понимание философом культуры как комплекса психических особенностей этнической общности. Но несомненно, что многие его идеи могут быть востребованы и сегодня в силу их актуальности духовным веяниям нашей эпохи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1282 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.