Mjjmiifiri J.
Aswan bis Sennar. Hamburg, 1967.
ff.T. Кремлёв
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
пенно научается пользоваться природной причинностью для своих целей. Позитивистский Э.с. был убежден в единообразии законов природы в физическом и мор. мирах и, следовательно, в применимости универсальных принципов развития во всех науках. Спенсер сосредоточился на поисках сходств, всеобщих структурных закономерностей в неорганической, биол. и соц. эволюциях. Последняя составляет ч. Большой Эволюции, к-рая изначально есть внутренне направленный процесс появления все более сложных форм, благодаря непрерывному взаимодействию двух осн. подпроцессов: дифференциации (постоянно возникающей неоднородности и нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (объединения расходящихся ч. в новые целостности).
Понятием «прогресс» Спенсер оперировал не в морально-оценочном, а в морфологическом смысле, подобно биологам, различающим «высшие» и «низшие» по уровню орг-ции организмы. Большое эволюционное значение он придавал возрастанию размеров об-в: массы нас. — условие и рез-т усложнения орг-ции. Хотя Спенсер включил понятие естеств. отбора в свою схему эволюции, оно подчинялось у него органическому взгляду на об-во, плохо сочетаемому с принципом случайности. Отбор случайных изменений играет вторичную роль в его теории, и эволюция об-ва больше походит на серию приспособительных реакций структурированного целого (во мн. отношениях подобного организму) на давление конкуренции в его окружении.
Спенсер справедливо отверг взгляд на об-во как на беспорядочную совокупность черт, но преувеличил его организ-мические свойства (см. Органицизм (ор-ганишизм)). Тем не менее признание структурных свойств об-ва, существенной взаимозависимости между его составными ч. исключало трактовку соц. изменений и нововведений как случайных мутаций, пассивного материала для отбора соц. же средой. Спенсерову кон-
цепцию об-ва, совмещавшую органицизм с индивидуализмом, позднее разделяли Э. Дюркгейм, основоположники амер. социологии, М.М. Ковалевский, А. Радклифф-Браун и структурно-функциональная школа. Для социологии неоламаркизм Спенсера, подчеркивавший прямое влияние соц. среды, оказался более приемлемым, чем классический дарвинизм. Индивиды приспосабливают поведение к ин-там своего об-ва и постепенно приобретают наследственную предрасположенность к опред. типам соц. поведения. Оно подчиняется законам естеств. отбора, и, т.о., «полезные» обычаи должны «выживать» подобно «полезным» физиологическим характеристикам.
Если почти все теоретики Э.с. соглашались, что интеллектуальный и техн. прогресс человечества действительно существует, то «мор. эволюцию» мн., начиная с Уоллеса, считали недоказанной. Но в Э.с. были и теории мор. эволюции (т.н. эволюционная этика), допускавшие возможность постоянного мор. усовершенствования человечества как субъекта бесконечного прогресса. Эти идеи были уже у Ж. Кондорсе, Конта и др., но эволюционная этика хорошо вписалась в англ. эмпирическую традицию поисков «науч.» основы мор. и соц. ответственности, биосоциальной генеалогии мор. идей. Мн. вслед за Дарвином искали первоначальный базис мор. в соц. или родительском инстинктах. Споры здесь шли между теми, кто подчеркивал, что эволюция могла осуществляться только благодаря расширению мор. и рационального выбора (У. Беджгот, Л. Стивен, Л. Хобхауз и др.), и теми, кто выдвигал на первый план наследственность (евгеническое движение), бессознательные потребности обществ, организма как критерий соц. полезности мор., ее функциональности в сохранении об-ва и т.п. Нередко оба подхода противоречиво сочетались в одной концепции.
Теоретики Э.с. кон. 19 в. связывали рождение соц. порядка с идеями и ценностями долга, взаимных обязанностей, насаждаемыми в головах людей обществ.
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ин-тами. «Свободная» рациональность чел. поведения мыслилась не индивидуальной, а подчиненной более высокой соц. рационализации. Цель хороших соц. ин-тов, по Хобхаусу, — содействие тому, чтобы «выживали» мор. наиб, достойные. Либеральные «прогрессисты» считали доказанным, что мор. не нуждается в санкции религ. веры и что эволюция сопровождалась постоянным ростом рациональности. Это рождало ответную реакцию: стремление показать огромную роль нерациональных факторов, в первую очередь религ. веры, в эволюционном выживании (Б. Кидд). Именно вера, по мнению Кидда, увеличивала солидарность и эффективность об-в, санкционируя массовый отказ от эгоистических интересов, что явл. условием обществ, прогресса. Даже строя теорию эволюции средствами позитивного знания, мн. приверженцы теории соц. эволюции обращались к поискам трансцендентального мор. идеала. Но поскольку природа «мор. лучшего об-ва» составляет предмет неразрешимого спора, то в 20 в. Э.с. отказался от открытых сравнений обществ, ин-тов по мор. критериям.
Гл. теор.-методол, споры внутри Э.с. шли между: 1) «эндогенизмом», приписывавшим развитие об-в их внутренним свойствам, и «экзогенизмом», выделяющим в первую очередь внешние факторы (см. Диффузионизм); 2) структурализмом (холизмом), упиравшим на свойства целостностей, не сводимые и не объяснимые свойствами ч., и атомизмом (ме-тодол. индивидуализмом), к-рый допускал, что системное целое можно понять как агрегат опред. рода осн. единиц, «строительных блоков», «корпускул культуры» и т.п.; 3) «идеализмом», придававшим решающее значение в развитии сдвигам в «центральном ядре ценностей», нравственных стереотипах, и «материализмом», к-рый приписывал экон. базису об-ва, способу производства и воспроизводства ключевую роль по отношению к остальным ч. об-ва, его ин-там и верованиям; 4) детерминизмом и теориями эволюции, к-рые допускают ведущую роль случайных процессов. Все
эти подходы встречались в Э.с. в разнообразнейших истор. сочетаниях.
Отношение к наследию Э.с. в совр. зарубежной соц-и варьируется от нигилизма, избегающего даже употребления слова «эволюция», до признания прямой теор. преемственности с ним. Совершенно не приемлют Э.с. концепции истор. и культ, релятивизма и все учения, исходящие из абсолютной непримиримости истор. закономерности с признанием свободы воли.
Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 1. М., 1997; Ахназаров Э.Б. Контуры эволюции. СПб., 2002.
А.Д. Ковалев
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - направление в совр. соц. философии и соц-и, изучающее проблемы развития и функционирования соц. общностей, соц. структур и ин-тов в условиях воздействия на их жизнедеятельность экол. факторов антропогенного характера.
Термин «Э.о впервые использован в сер. 20-х гг. 20 в. амер. социологами Р. Парком, Э. Берджесом и Р. Маккен-зи, понимавших под Э.с. теорию внутренних механизмов развития больших городов.
Соц.-экол. иссл-я в совр. смысле приобрели особую актуальность в рез-те проявления с нач. 1960-х гг. ряда критически важных для человечества экол. проблем (глобальное потепление климата; образование «озоновых дыр»; загрязнение атмосферы, океана, поверхности Земли; обеднение животного и растительного мира и т.д.), сливающихся в единую глобальную экол. проблему, порождаемую антропогенными нарушениями природного равновесия.
Изучение влияния антропогенных экол. проблем на жизнь соц. общностей неизбежно сталкивает исследователя с необходимостью учета соотношения биол. и соц. в чел,, т.е. с феноменом биосоциального параллелизма, т.к. в последние десятилетия 20 в. именно экон., военная и др. виды деятельности чел. «соц.» стали определять состояние природной среды чел. «биол.», существова-
ЭКОНОМОЦЕНТРИЗМ
ние к-рого гарантировано лишь в ограниченных пределах изменения состава и свойств природных систем.
Соотв. этому обособление Э.с. в специфическую область знания вызвано тем, что решение глобальной экол. проблемы (как и мн. локальных) находится в социоприродной сфере, т.е. она не может быть разрешена без учета законов развития и функционирования об-ва, а ее комплексное рассмотрение выходит за рамки традиционного подхода соц. наук к изучению обществ, феноменов: становится необходимым одновременно учитывать соц. и биол. в личности, рассматривать всю совокупность экон., тех-нол., полит., соц.-психол., культурологических, этических и иных факторов формирования природоохранной деятельности и принятия решений, реализация к-рых отражается на окружающей среде и т.д.
При этом остаются дискуссионными важнейшие вопр.: о месте Э.с. в иерархии науч. знания (одни исследователи обосновывают ее общенаучный статус, др. считают отраслевой соц-ей или специальной социол. теорией, являющейся относительно самостоятельной сферой социол. знания; составной ч. экон. соц-и и др.). Дискутируется вопр, о ее предмете, системе законов и т.п.
В то же время можно считать общепризнанным, что в сферу входят такие исследовательских проблемы, как механизмы возникновения, развития и разрешения соц.-экол. конфликтов; формирование экол. мировоззрения; конструктивное сотрудничество об-ва, гос-ва, граждан в деле охраны здоровья чел. и окружающей природной среды; внедрение экол. приемлемых («чистых») технологий; рациональное использование природных ресурсов; трансграничный перенос загрязнений; функционирование системы экол. правопорядка; деятельность экол. обществ, движений и партий; формирование и реализация гос. экол. политики и т.д.
В зарубежной науке соц.-экол. иссл-я проводятся, как правило, в рамках т.н. инвайронментальной (англ. environmen-
tal — относящийся к окружающей среде) соц-и, наиб, заметный вклад в развитие к-рой внесли У. Кэттон, Р. Данлеп, О. Данкэн и др.
Среди российских ученых, работающих в области Э.с, можно отметить Н.Н. Моисеева, Э.В. Гирусова, Н.М Ма-медова, А.Д. Урсула и др.
Лит.; Урсул А.Д. Введение в соц. экологию: Учеб. пособие. Ч. I, 2. М., 1993; Маркович Д.Ж. Соц. экология. М., 1996; Гирусов Э.В. Основы соц. экологии. М., 1998; Сосунова И.А. Методология и методика соц.-экол. иссл-й. М., 1999; Прохоров Б. Б. Социальная экология. М., 2007.
И. А. Сосунова
ЭКОНОМОЦЕНТРИЗМ - в соц-и: концептуальная исследовательская позиция, гипертрофирующая роль экон. отношений во всех сферах чел. деятельности и соц., полит., мор. орг-ции об-ва.
Э. берет истоки в экон. и соц.-филос. лит. позднего Просвещения, посвященной попыткам ввести в гуманитарное знание те понятия и категории меры и средства матем. моделирования, к-рые обеспечили высочайшие достижения точных наук, А поскольку «наиб, измеряемыми» сферами в гуманитарных областях оказались сферы товарно-денежных отношений, то товарно-денежные показатели начали использовать как осн., существенные параметры создаваемых моделей соц. систем разного уровня сложности.
В одних вариантах Э. умаляется, вплоть до полного отрицания, роль неэкономических соц. связей и ин-тов в мотивации и орг-ции сооб-в любого уровня и, т.о., все соц. отношения прямо или опосредованно редуцируются к отношениям экон. обменов. В др. вариантах Э. история человечества представляется как движение от архаичной (традиционной) системы неэкономических мотивационных регуляторов соц. поведения к совр. экон. регуляторам. В любом случае, Э. рассматривает экономику, с одной стороны, как исток и гл. генерирующий и трансформирующий
ЭКСПЕКТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ
фактор соц. реальности и, с др. — как сферу приоритетных обществ, целей.
Хотя в чистом виде Э. в серьезных иссл-ях в наст, время практически не встречается, его влияние на институциональный яз. соц-и (в особенности экон. соц-и) достаточно заметно. Это и заимствованные из марксизма понятия «экон, базис» и «соц,-полит, надстройка», и многочисленные теор. модели «соц. обменов» как обменов разного рода «выгодами», и расширение вначале сугубо экон. понятия «ресурс» на множество кл. соц. явлений и связей, и мн. др.
Наиб, последовательно в наст, время идеи Э. используются в нек-рых вариантах неолиберализма, где условием макс, эффективного развития всех сфер обществ, жизни объявляется освобождение экон. конкуренции эгоистических индивидов от любых сдерживающих механизмов.
Л. С. Черной
ЭКСПЕКТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ (англ. expectation — ожидание) — термин, к-рым в теории (и в структурном функционализме в целом) обозначается ожидание от чел. опред. поведения в зависимости от его положения (позиции) в соц. системе. Сама эта позиция предстает как система экспектаций, предъявляемых чел. соц. общностью и обеспечиваемых соотв. санкциями и поощрениями, правилами соц. взаимодействия.
Неск. иной смысл термин имеет в концепции т.н. революции растущих ожиданий, согласно к-рой причиной соц. конфликтов в об-ве явл. якобы непомерно возросшие требования низших слоев нас, к-рые неоправданно быстро хотят поправить свое положение.
Лит.: Амер. соц-я. М., 1972; Щихи-рев П.Н. Совр. соц. психология, М., 1999; Parsons Т. Social Structure and Personality. N.Y., 1964; The Handbook of Social Psychology / Ed, by C. Lindzey, A. Aronson. Reading (Mass.), 1968. V. 1; Molseed M.J., Maines D.R. Sources of Imprecision and Irrationality in Expectation States Theory / Ed. by N.K. Denzin, Studies
in Symbolic Interaction. Greenwich, 1987; Interpersonal Expectations: Theory, Research and Applications. Studies in Emotion and Social Interaction // Ed. by P.D. Blanck. Cambridge; N.Y.; P., 1993.
П.Я. Шихирев
ЭЛИТА (франц. elite — лучший, отборный, избранный, «избранные люди») — в политологии: лица, к-рые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначны понятию правящая верхушка, правящий слой, правящие круги. Э. присущи всем об-вам и гос-вам, их существование обусловлено действием след. факторов: 1) психол. и соц. неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, к-рый требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3) высокой обществ, значимостью управленческого труда и его соотв. стимулированием; 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения разл. рода соц. привилегий.
В классической соц-и Э. принято называть правящую гр. об-ва, противопоставляя ее массе. В СССР сам термин «Э». был долгое время запрещен, поскольку считалось, что не Э. управляет об-вом, а сам народ во гл. с рабочим кл. Определения Э. в зарубежной соц-и неоднозначны, мн. из них противоречат друг другу. Существуют десятки концепций относительно данного термина, анализ к-рых возможен лишь в специальных работах. Так, Э. именуются люди:
1) получившие наивысший индекс в области своей деятельности (В, Парето);
2) наиб, активные в полит, отношении, ориентированные на власть; организованное меньшинство (Г. Моска); 3) обладающие высоким положением в об-ве и благодаря этому влияющие на соц. процесс (Г. Дюпра); 4) обладающие в об-ве наиб, престижем, статусом, богатством (Г, Лассуэлл); 5) обладающие интеллектуальным и мор. превосходством над массой безотносительно к своему ста-
ЭЛИТА НАУЧНАЯ
тусу (Л. Боден); 6) обладающие наивысшим чувством ответственности (X. Орте-га-и-Гассет); 7) обладающие позициями власти (А. Этциони); 8) обладающие формальной властью в орг-циях и ин-тах, определяющих соц. жизнь (Т. Дай); 9) «боговдохновленные» личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству {Л. Фройнд); 10) творческое меньшинство об-ва в противовес нетворческому большинству (А.Тойнби); 11) сравнительно небольшие гр., состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в полит., экон., культ, жизни об-ва (В, Гаттсмен); 12) лучшие, наиб, квалифицированные представители оп-ред. соц. гр. (Л. Боден).
Совр. ученые выделяют наиб, распространенные признаки, входящие в разд. определения Э. 1. Необходимый элемент соц. структуры об-ва. Часто Э. противопоставляется массам, «внеэлит-ным гр>. При этом отношению Э. — массы часто придается фундаментальное, даже системообразующее значение. 2. Осн. функция Э. заключается в управлении об-вом (понимаемом, впрочем, достаточно широко). 3. Члены Э., как правило, должны обладать высокой интенсивностью соц. и психол. кач-в, что может определяться происхождением и/или обучением. 4. Среди кач-в, присущих Э., в совр. об-ве наиб, значение имеют властные возможности, богатство, знания, профессиональные умения, соц. положение (статус, престиж). 5. Члены Э. обычно обладают яркой индивидуальностью и явл. самостоятельными персонифицированными субъектами соц. действия. 6. Э. (или элиты) представляют собой референтную гр. как для индивидуальных ее представителей, так и для внеэлитных гр. («масс» или к.-то отд. слоев и гр. об-ва, не принадлежащих к Э.). 7, Представители (члены) Э. занимают высшие уровни соц. иерархий, причем эти иерархии могут быть образованы по разл. признакам (власть, богатство, интеллект и др.).
Обобщив это многообразие «признаков» Э., можно дать след. определение данному понятию. Э. — это соц. слой,
обладающий такими положением в
об-ве и кач-вами, к-рые позволяют ему управлять об-вом либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в об-ве. В конечном счете, — более активно, чем все др. слои, участвовать в формировании тенденций развития об-ва, возникновения и разрешения соц. конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем др. гр., суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по осн. обществ, проблемам. Разнообразная и сложная соц. структура об-ва порождает адекватную структуру Э.: экон., науч., полит, (властная), военная и т.д. Однако далеко не все разновидности Э. получили достаточную концептуализацию в отечественной социол. лит.
Лит.: Ашин Г.К. Совр. теории элит: Критический очерк. М., 1985; Он же. Правящая элита и об-во // Свободная мысль. 1993. № 7; Левада Ю.А. Элита и масса в обществ, мнении: проблема соц. элиты // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ, мнения. 1994. № 6; Бабаева Л.В., Таршис Е.Я., Резниченко Л,А. Элита России: о наст, и будущем страны // Социол. иссл-я. 1996. № 4; Ашин Г.К. Элитология в зеркале полит, философии и полит, соц-и // Соц.-полит. журнал. 1998. № 6; Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологаи. М., 1999.
Н.Г. Осипова
ЭЛИТА НАУЧНАЯ - разновидность элиты. Гл. отличие понятия «Э.н.» от «элиты в об-ве» заключается в том, что выявление Э.н. происходит не в соц. сфере, а в информационно-когнитивной, в плоскости науч. рез-тов и знания. Определение Э.н. размещается как бы на двух уровнях: сначала на уровне информационно-когнитивном, а затем на уровне соц. Э.н. — это науч. работники, ученые, чьи профессиональные рез-ты имеют преимущественную значимость в науке, более высокую ценность, признанное науч. сооб-вом превосходство.
ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Один из первых подходов к определению Э.н. предложил В. Парето. Он отмечал, что элита, как вершина пирамиды об-ва, подразделяется на две ч.: одна прямо или косвенно принимает участие в управлении об-вом, а др. — действует в художественной или науч. сферах. Иной подход к классификации Э.н. предложил В. Оствальд, Он относил ученых в области естеств, наук своего времени к великим людям и отмечал самостоятельность их мышления, способность наблюдать факты и извлекать правильные выводы. Он выделял два типа ученых: романтических, характеризующихся разнообразием и оригинальностью многочисленных работ, и классических, отличающихся зрелостью науч. подходов. К этому же направлению в классификации Э.н. примыкает концепция канадского ученого Г. Селье, к-рый считал, что недависимость мышления, инициатива, воображение, интуиция и одаренность явл,, несомненно, самыми редкими кач-вами, характерными для Э.н.
Разработкой проблем российской Э.н. занимались отечественные ученые Б.Г. Салтыков, С.А. Кугель и И.А. Май-зель. Так, Салтыков в кач-ве принадлежности ученых к элитному слою отмечает подтвержденный мир. уровень их иссл-й. Кугель, Майзель определяют Э.н. как категорию ученых, вносящих наиб, вклад в систему науч. знаний. Исходя из понимания науки как социокогнитив-ной системы, они делают обоснованный вывод, что Э.н. формируется на основе объективно неустранимой разнородности и расслоения совокупного субъекта. Ее составляют те, кто по своим личностным кач-вам получает наивысшую оценку в направлениях науч. деятельности, в части., в области нового знания. Отсюда в горизонтальном срезе выделяются два типа Э.н.: творческая и административно-управленческая. Так, к творческой элите относятся разработчики новых понятий, теорий, методов, даже новых путей мышления, новых парадигм. Наряду с формальными признаками творческой элиты, такими как кол-во публикаций,
частота цитируемое™, науч. знания и премии, авторы выделяют новый признак — «эпонимию», т.е. стихийное, естеств. совершающееся присвоение имени ученого открытому им принципу, закону, созданному им учению. Факт признанной науч. сооб-вом науч. школы явл. объективным основанием принадлежности ее лидеров к Э.н.
Анализ рассмотренных подходов показывает, что наиб, устойчивым признаком элитности явл. оригинальность личности и нестандартность мышления ученого. Здесь необходимо подчеркнуть особую тонкость в понимании данного феномена. Элита выделяется из множества ученых, а ученые в свою очередь выделяются из множества науч. работников: «тот, кто не прошел через фильтр норм науч. этоса, не получил «пропуск» в науку, тот, естественно, не может рассчитывать на приобщение к элите науч. сооб-ва». Т. о., основанием для классификации ученых явл. совокупность их науч. достижений, оценка науч. сооб-вом значимости имеющихся науч. рез-тов. Когнитивная сфера чистого знания служит ключом к элитности ученого в соц. сфере: в процессе формирования элитной страты конкурируют между собой не ученые как таковые, а рез-ты их деятельности.
Лит.: Ефимов Л. Элитные тр., их возникновение и эволюция // Знание — сила. 1988. № 1; Манхейм К, Проблема интеллигенции. Иссл-е ее роли в прошлом и наст. М., 1993; Савельев А.Д- Идентификация и формирование науч. элиты // Социол. иссл-я. 1995. № 2.
Н.Г. Осипова
ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - в самом широком смысле: избр. ч. об-ва, определяющая гос. политику. Понятие «Э.п.» как правящего кл. людей, к-рый выполняет все полит, функции, монополизирует власть и пользуется всеми преимуществами, к-рые она предоставляет, первым определил Г. Моска. В отечественной науке этот термин достаточно противоречив, но широко распространен. Обычно он «пересекается» с поня-
ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
тием «полит, кл.» (понимаемым как совокупность лиц, профессионально занятых в сфере политики) и понятием «правящий кл.» (содержащим опред, соц. характеристики). Иногда символическое обозначение некоего высшего света — собр. разнородных партий, кланов, клубов, учреждений,группировок.
Это дает основание ряду исследователей определять постсоветскую полит, элиту как правящий слой, сменивший прежнюю советскую номенклатуру на основе новых механизмов избрания органов гос. и местной власти демократическим путем. Возможными источниками «рекрутации» Э.п. в постсоветской России явл.: 1) прежняя партийно-хозяйственная номенклатура, к-рая в рамках принятой рук. страны модели реформ, ориентированной в первую очередь на развитие экспортных отраслей экономики и форсированное создание кл. собственников, умело использовала имевшиеся в ее распоряжении властные ресурсы для решения гл. задачи адаптационного характера — конверсии статуса власти в право собственности; 2) обществ, слои, сформировавшиеся в ходе демократизации полит, системы и создания основ рыночной экономики, не имевшие в прежнюю эпоху доступа к номенклатурным каналам власти и контроля над ресурсами. При этом вторая гр. бьита инкорпорирована в состав первой в ходе структурирования новой российской элиты. Т.о., сохранив статусную преемственность в своей значительной части, российская Э.п. состоит из гр. второго-третьего эшелона бывшей партийной, советской, комсомольской, хоз. номенклатуры, а также активных представителей гр. демократического обновления об-ва.
В кач-ве осн. составляющих российской Э.п. выделяют: президента РФ, депутатов представительных органов; членов правительства РФ, рук. местных администраций и представителей президента РФ в федеральных округах; высший слой хоз. управления; высшее военное рук.; высшее чиновничество; рук. судебных органов, прокуратуры, МВД; высших
должностных лиц МИД; лидеров наиб, влиятельных полит, партий и движений; рук. средств массовой коммуникации. Э.п. внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую гос. властью, оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, принимающую значимые для всего гос-ва решения, среднюю, выступающую барометром обществ, мнения (включает около 5% нас), а также адм. (служащие-управленцы). К Э.п. также, безусловно, относятся полит, лидеры.
Но такое разграничение Э.п. условно и не означает, что они не влияют и не взаимодействуют друг с другом. Если исходить из особенностей полит, процесса в совр. России, то правомерно концептуализировать понятие «правящей элиты» — как особой соц. гр., т.е. устойчивой общности, основанной на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков. Ее объединяют общие интересы, связанные с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить свою монополию, отсечь и не допустить к ним др. гр. (контрэлиты), стабилизировать и укрепить позиции Э.п. как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена. Правящую элиту как гр. сплачивают особые ценности, в иерархии к-рых власть на первом месте; ей присущи свои нормы, регулирующие отношения между ее членами и секторами, предписывающие поведение ее представителям, поддерживающие целостность Э.п. и ее существование в кач-ве гр. У данной элиты свои взгляды на власть и гос-во, на развитие страны и мира, на обществ, проблемы, народ и его участие в управлении гос-вом. Следовательно, Э.п. — это большая соц. гр., обладающая опред. уровнем полит, влияния и являющаяся осн. источников руководящих кадров для ин-тов власти того или иного гос-ва или об-ва. Из ряда особенностей, присущих совр. российской Э.п., можно выделить две наиб, существенные. Прежде всего, это идейная, нравственная слабость новой элиты. Др. заключается в том, что оказавшись, нередко случайно, в коридорах власти и стремясь удержать-
ЭЛИТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ся там любой ценой, новая Э.п. порой использует такие полит, и идеол. средства, к-рые до прихода к власти ею отвергались по мор. и др. соображениям. Если учесть, что на полит, процесс могут оказывать влияние теневые силы и нелегальные противоправные структуры, то представление о полит, элите окажется весьма противоречивым, что позволяет ученым задавать ставший традиционным вопр.: «Кто же правит?» (П. Бурдье, Э. Гидаенс). Правящая российская Э.п., несмотря на все свои внутренние противоречия, острую борьбу между входящими в нее кланами, секторами, сегментами, отд. лидерами за лучшие позиции, явл. сплоченной соц. гр,, что превращает ее в самостоятельную полит, величину.
Лит.: Элдерсфелъд С. Полит, элиты в совр. об-вах. Эмпирические иссл-я и демократия. М., 1992; Мясников О.Т. Смена правящих элит: «консолидация или вечная схватка»? // Полит, иссл-я, 1993. № 1; Охотский Е.В. Полит, элита: сущность, структура, проблемы становления. М., 1995; Лет Д. Перемены в России: роль полит, элиты // Социал. иссл-я. 1996. № 4; Куколее И.В. Трансформация полит, элит в России // Обществ, науки и современность. 1997. № 4; Титов В.Н. Полит, элита и проблема политики // Социол. иссл-я. 1998. № 7; Березовский Е.В. Полит, элита российского об-ва на рубеже эпох. Ч. 1. М., 1999.
В. И. Челищев
ЭЛИТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - люди, контролирующие осн. финансово-экономические структуры страны вне зависимости от юридических форм собственности. Э.э, условно распадается на две осн. гр.: рук. гос. предприятий («директора») и рук. (собственники или менеджеры) негосударственных структур («бизнес-элита»). Граница между этими гр. все более стирается по формальному признаку в связи с массовым акционированием хоз. структур, Э.э. нельзя отрывать от всей элитной сферы: в то же время данная гр. обладает специфичными признаками, делающими возможными ее выделение и изучение. Экон. (или
бизнес-элита) — самостоятельная элитная гр., феномен трансформации экономики СССР и РФ и рез-тат формирования нового соц. слоя — предпринимателей.
Одним из источников формирования новой Э.э. стали рук. хозяйствующих субъектов бывшего СССР. За период с осени 1991 произошел распад разл. экон. структур СССР, рук. к-рыми давало возможность войти в хоз. элиту; произошло разложение и воссоздание ведомственных секторов элиты (внешне оно выглядело как «реор-ция», «акционирование» и т.п. соотв. министерств и ведомств), «старые» хозяйственники были частично вытеснены из правительства. В ходе этих и др. процессов в составе Э.э. произошли существенные персональные изменения: в нее «поднялась» ч. хоз. аппарата, второго-третьего эшелонов элиты, ее представители перешли в коммерческие структуры, что вовлекло в орбиту влияния хоз. элиты новые ключевые посты и должности. Др. источником пополнения Э.э. явились представители нового для отечественной экономики предпринимательского сектора, формирующегося финансового рынка. Ключевую роль в активизации данного процесса сыграла приватизация гос. собственности, в рез-тате к-рой нац. богатство сконцентрировалось в руках узкого круга лиц.
В наст, время налицо тенденция установления экон. элитой специфического вида господства, источниками к-рого в условиях экон. трансформаций служат функции аппарата, связанные с контролем над собственностью, процессами приватизации, распределением бюджетных средств и централизованных инвестиций, кадровой политикой, а также с подготовкой и принятием соотв. нормативных док-тов и законодательных актов. Все большую актуальность приобретает вопр. об интеграции полит, и экон. элитных группировок, к-рый непосредственно связан с проблемой присутствия правящей элиты в экономике, с системой ее взаимоотношений с региональными экон. структурами. В свою очередь хоз. элита активно «проталкивает» в
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ
большую политику своих наиб, перспективных представителей, старается путем их выдвижения, поддержки и консолидации сформировать ядро новой полит, власти из своих людей. Она старается вытеснить «чистых» политиков с тех должностей и постов, к-рые хозяйственники традиционно занимали (в кабинете министров, напр.). Бизнес-элита создает или финансирует полит, партии и движения, формирует обществ, мнение, старается всеми возможными путями и каналами оказать давление на полит, ч. элиты. И при внутренней слабости последней эти усилия имеют успех.
Лит.: Мясников ОТ. Смена правящих элит: «консолидация» или «вечная схватка»? // Полит, иссл-я. 1993. № I; Журавлев А.Д., Поздняков В.П. Российские предприниматели в совр. соц. структуре // Социол. иссл-я. 1994. № 5; Заславская Т.Н. Бизнес-слой российского об-ва: сущность, структура, статус // Обществ, науки и современность. 1995. № 1; Пуляев В.Т. Российская экономика в контексте совр. реформ // Соц.-полит. журнал. 1998. № 1.
И.Г. Ocunoea
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ - обширная область иссл-й, созданная усилиями соц. философов, социологов, политологов и экономистов. Это также соц.-фшюс. доктрины, утверждающие, что необходимыми составными ч. любой обществ, структуры явл. высшие привилегированные слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, — элита и остальная масса людей. Предшественниками совр. Э.т. были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Как опред. система взглядов Э.т. были сформулированы в нач. 20 в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом. В основе элитистских концепций этих ученых лежит тезис о существовании в любом об-ве господствующего меньшинства и управляемого большинства.
Парето развивал биол. обоснованную Э.т., согласно к-рой существенная черта всех чел. сооб-в — их деление на элиту (лучших, обладающих способностью к
управлению об-вом) и неэлиту. Стабилизация и послед, деградация элит, их «круговорот» явл. движущей силой обществ, развития и лежат в основе всех истор. событий. Согласно этой теории индивиды, наделенные от рождения «остатками» (стимулы или чувства, детерминирующие чел. поведение) первого или второго кл., обладают способностью к манипулированию массами при помощи хитрости, обмана или применяя насилие. Эти способности опред. два разных типа правления, к-рые приходят на смену друг другу в рез-тате деградации элиты, ведущей к ее упадку. Если элита ему не противодействует путем кооптации новых членов из низших кл., обладающих соотв. «остатками», то наступает революция, весь смысл к-рой, согласно концепции Парето, — в обновлении правящей верхушки об-ва.
Моска с позиций консервативного либерализма развивал идею о необходимости и вечности разделения всякого об-ва, независимо от форм гос-ва, соц. гр. и «полит, формул» на два кл.: «полит, кл.», т.е. правящую элиту, и неорганизованное большинство, управляемый кл. Исследуя анатомию и динамику элит, ученый пришел к выводу, что без их обновления невозможна соц. стабильность, являющаяся основой любого об-ва. Между тем всякая правящая элита имеет тенденцию к окостенению, превращению в «закрытую», наследственную, что неизбежно ведет к ее деградации, вырождению и упадку. Предотвращать подобные процессы может только наличие свободы, в части., свободных дискуссий, к-рые вынуждают «полит, кл.» в необходимой степени обновляться.
Кл. основа Э.т. лежит в разделении традиционных об-в на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство (в совр. терминологии — «доминирующих» и «доминируемых»), Опред. этап истории об-ва, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Э.т. рассматривают как всеобщий закон, следствие «чел, природы» и технол. требований сложно-
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
го производства. При этом осн. функция элиты заключается в управлении функционированием об-ва. Опираясь на эти положения, Михельс в сформулированном им «железном законе олигархии» выдвинул глубоко пессимистическую идею о неизбежности олигархического перерождения всех демократических систем, партий, орг-ций. Эти системы и орг-ции необходимо трансформируются в элитаристские, т.к. в них действуют имманентные механизмы «бюрократизации» и «олигархизации», поскольку демократия невозможна без орг-ции, а орг-ция — без специализированного управленческого аппарата и профессионального лидерства, что ведет к закреплению постов, фактической несменяемости лидеров, к возникновению и упрочению привилегий.
Дж. Сартори, определяя элиту как «контролирующее меньшинство об-ва», считает, что для «выделения» Э.т. первостепенное значение имеют два критерия: альтиметрический и качественный. Первый означает, что элита явл. таковой потому, что располагается по вертикальному разрезу об-в — наверху. Второй критерий указывает на соц. кач-ва элиты. По существу, данный ученый синтезирует подходы основоположников Э.т.
До 2-й мир. войны Э.т. получили наиб, распространение в Италии, Германии, Франции, после войны — в США. В то же время выделились осн. варианты элитной теории: «макиавеллийский» (Дж. Бернхэйм, США), «ценностный» (Р. Брюн Ла Валлет, Франция), структурно-функциональный (А, Келлер, США). Первоначально эти теории были открыто враждебны даже буржуазной демократии. Однако в кон. 30—40-х гг. 20 в. Й. Шумпетер и К. Манхейм реконструируют Э.т., стремясь совместить их принципы с признанием зап. демократических ин-тов. Напр., Манхейм утверждал, что отличительная черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и демократический оптимум отношений элит и масс, В 50-е гг. прошлого столетия амер.
социолог Р. Миллс выступил с резкой критикой узкого слоя «властвующей элиты». Он определил членов элиты как людей, чьи позиции позволяют им подняться над окружающими и принимать решения со значимыми последствиями. Мн. исследователи полагают, что концепция Миллса, ставшая классической, явл. самой адекватной стартовой позицией для иссл-я элиты. В 70—80-е гг. 20 в. в зарубежной соц-и «полемизируют» теории «элитного плюрализма» (Т. Дай) и «неоэлитаризма» (X. Зиглер). В целом элитистские концепции наиб, адекватно описывают традиционные или же авторитарные и тоталитарные системы и именно в этих случаях обнаруживают значительный эвристический потенциал. В совр. соц-и и политологии элитистские концепции утвердились в кач-ве одной из самых распространенных моделей объяснения соц. неравенства.
Лит.: Миллс Ч. Властвующая элита. М., 1959; Дай Т., Зиглер Л. Демократия для элиты. М., 1984; Ашин Г.К, Совр. теории элит: критический очерк. М., 1985; Справочное пособие по истории немарксистской зап. соц-и. М., 1986; Моска Г. Правящий кл. // Социол. иссл-я. 1994. № 10; Ашин Г.К. и др. Основы полит, элитологии: Учеб. пособие, М., 1999.
7 Я.Г. Остова
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — специфические виды
деятельности социолога в целостной структуре исследовательского процесса обоснования науч. рез-та. Выделяются след. осн. Э.с.и.: разработка программы социол. иссл-я, сбор эмпирических данных (полевой этап), обработка эмпирической информации, ее анализ и интерпретация.
Каждый Э.с.и. характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность социолога в рамках каждого этапа разделяется на более дробные структурные элементы, регламентируется специфическими нормативными требования-
ЭТИКЕТ
ми, имеет собственные критерии для оценки кач-ва исполнения и получаемых рез-тов, требует исполнителей разл. специализации и разделения труда. (Речь в данном случае идет о количественных социол. иссл-ях.) Этап разработки программы включает след. виды работ: 1) разработка теор. концепции иссл-я (анализ проблемной ситуации и формулировка проблемы иссл-я, определение предмета и объекта иссл-я, его целей и задач, формулировка гипотез, эмпирическая интерпретация и операционализа-ция понятий); 2) разработка методического разд. программы (определение принципиального плана иссл-я, обоснование выборочных процедур и методов сбора эмпирических данных, разработка инструментария в рамках выбранных методов сбора данных, пилотаж метод, инструментария и его доработка, определение методики обработки и анализа данных); 3) разработка организационного разд. программы (определение трудозатрат, расчет финансовых затрат, определение сроков исполнения отд. видов работ).
Во времени отд. виды работ могут осуществляться параллельно, напр., разработка модели выборки и инструментария опроса или проведение опроса и анализ док-тов. Последовательность и взаимосвязь Э.с.и. опред. логикой исследовательского процесса. Кач-во (см. Качество социологического исследования) конечного рез-та социол. иссл-я непосредственно связано с кач-вом исполнения каждого этапа. Напр., ошибки, допущенные при разработке или исполнении выборочных процедур, не компенсируются отличным исполнением сбора первичных данных или их обработки. Целостность исследовательского процесса обеспечивается взаимной обусловленностью, содержательной и логической преемственностью Э.си. Так, методы обработки и анализа эмпирических данных опред. на этапе разработки метод, инструментария для сбора данных, а тип выборки существенно зависит, с одной стороны, от теор. посылок иссл-я, а с др. — от методики сбора данных.
Иначе организован процесс качественного иссл-я, в к-ром разделение труда в таком дифференцированном виде отсутствует, поскольку в нем основой исследовательской стратегии явл. изучение случая (см. Изучение случая). В этом виде иссл-й формирование эмпирического объекта происходит после анализа данных, полученных в каждом отд. случае, и концептуализации, т.е. построении теории каждого отд. случая, на базе к-рого принимается решение о выборе след, случая по принципу подобия или контраста по отношению к первому. Автор или гр. участников иссл-я встречаются для обсуждения первичных материалов (транскриптов интервью или дневников наблюдений) для проведения процедур триангуляции, т.е. обсуждения теорий (концепций) отд. случаев, сформированных при интерпретации первичных данных по каждому случаю. В групповом обсуждении происходит и формирование насыщенного описания соц. типичных случаев и обоснование конечных выводов.
Лит.: Бутенко А.И. Организация прикладного социол. иссл-я. М., 1998; Семенова В. В. Качественные иссл-я: введение в гуманистическую соц-ю, М., 199S; Ядов В.А, Стратегия социол. иссл-я. М., 1998.
ОМ. Маслова
ЭТИКЕТ (франц. etiquette — малая этика) — в узком, истор. первоначальном значении — свод правил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т.п.; в широком значении — совокупность правил поведения, вежливости, принятых в к.-л. об-ве или его ч. (половозрастной, кастовый, сословный, профессиональный и т.п. Э.). Как обязательные, привычные правила Э. становятся соц. нормами и обычаями, однако они не имеют такого сущностного значения, как кормы мор. Иначе говоря, в то время как последние обычно отражают внутреннее содержание поведения, первые относятся скорее к его внешним проявлениям. Так, в обращении с лицами своего или противоположного пола,
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
своей или др. возрастной категории, вышестоящими или нижестоящими на соц. лестнице и т.д. различаются регулирующие подобное обращение нормы (напр., общие представления о соц. дистанции) и такие формы их этикетной реализации, как предписанные приветствия или позиции. Амер. антрополог Л. Уайт предложил различать Э. и мор. как регуляцию поведения членов, с одной стороны, разных половозрастных и соц. гр., с другой — всего об-ва; по его мысли, Э. служит соц. интеграции и поэтому строже, чем мор. На деле мор. также служит интеграции об-ва, к-рое санкционирует мн, мор. нормы не менее строго, чем правила Э.
Обязательность требований Э. как в узком, так и особенно в широком значении термина обусловлена соц.-истор. и зависит от того, насколько жестко в разные истор. эпохи поведение индивида связано традицией. В целом эти требования намного выраженнее в докапиталистических об-вах; напротив, в Новое время этикетизированность поведения постепенно снижается, С интернационализацией культуры общения постепенно снижается также и высокая этнич-ность Э.
Лит.: Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура // Советская этнография. 1978. № 5; Мор.: сознание и поведение. М., 1986; Мор. ценности и личность. М., 1994; Этикет. М., 1998; White L. The Evolution of Culture. N.Y.. 1959.
А.И. Першиц
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ - направление в амер. соц-и, превращающее методы этнографии и соц. антропологии в общую методологию соц. наук. Основателем Э. явл. Г. Гарфинкель, выпустивший в 1967 кн. «Иссл-я по этнометодологии». Будучи весьма экзотичной по терминологии, по способу выделения своего предмета и методам иссл-я, Э. имеет идейными истоками прежде всего экзистенциализм, социологию феноменологическую А. Шюца, культ, и соц. антропологию, герменевтику, особенно в изучении нарративов (по-
вествований). В 1980-е гг. Э. распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Г. Сакс, Дж. Джефферсон), этноме-тодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной, повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Пол-лнер), этнографические иссл-я науки и достижения консенсуса в диалогах между учеными (К. Кнорр-Цетина, Б. Латур, С. Вулгар и др.).
Э. стремится превратить антропологические методы иссл-я в процедуры изучения любых соц. и культ, явлений и процессов, универсализирует методы этнографии и способы орг-ции повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них исток и тайну социол. анализа совр. соц. жизни. Предмет Э. — процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы коммуникации социальной между людьми. Причем все формы соц. коммуникации сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, Э. отводит большое место механизмам понимания и рефлексии в познавательной работе: рефлексия, по сути дела, формирует когнитивные структуры разл. уровня — и повседневные представления о соц. реальности, и даже теории социологические, вырастающие на почве обыденных представлений.
Э. основывается на опред. теор. допущениях, к-рые по-разному были встречены в амер. и европ. соц-и. Среди этих допущений следует отметить, во-первых, отождествление взаимодействия социального с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление иссл-я с истолкованием и интерпретацией действий и речи др. — собеседника; в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации — понимания и самого разговора; в-четвертых, отождествление структурной орг-ции разговора с синтаксисом повседневной речи. Э. принципиально не приемлет разрыва между субъектом и объектом описания, различения уровней яз. — яз.-объекта и метаязыка, считая
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
эти противопоставления выражением позитивистской модели науч. иссл-я.
Согласно Э. невозможно говорить о теории в соц-и, а лишь об исследованиях социологических, к-рые должны быть ориентированы на взаимосопряженность исследователя и исследуемого. Поэтому Э. принимает способы орг-ции и выражения речи и жизнедеятельности в кач-ве не только объекта, но и средстеа описания. Не допуская разрыва между предметом и средствами описания и анализа, Э. вынуждена некритически описывать особенности общения и деятельности исследуемых культур и сооб-в, принимая за рациональное то, что таковым не явл. Подчеркивая, что этнометодолог и социолог не может занимать позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора, Э. обращает внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, к-рая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их.
Различая два уровня соц. познания: повседневный опыт и социол. иссл-е, Э. выражает это различение в различении двух типов суждений — индексных и объективных. Индексные выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, причем в непосредственной связи с тем контекстом, в к-ром они возникают и используются. Их значения целиком и полностью определены этим контекстом. Объективные выражения вторичны и описывают общие свойства объектов независимо от контекста употребления. Объект в этом случае оказывается представителем кл., типа, гр. явлений. С помощью различения двух типов выражений Э. стремится провести различие между обыденным и науч. языками. Именно второй тип суждений используется в социол. иссл-ях, их значения независимы от контекста и представляют собой переформулировку индексных
выражений, обладая универсальной, а не уникальной значимостью.
Для представителей Э, реальность соц. (а др. реальности, по их мнению, вообще не существует) не обладает объективными характеристиками. Она их приобретает благодаря тому, что в ходе речевой коммуникации мы представляем значения своих суждений в виде объективных свойств, в терминах объективных признаков, приписываемых нами объективной реальности самой по себе. Объективные выражения — это способ нашего приписывания общим значениям объективного статуса и существования. Соц. реальность конструируема в ходе речевой коммуникации, в ходе он-тологизацш субъективных значений и смыслов. Социокульт. реальность рассматривается в Э. как поток неповторимых, уникальных ситуаций. С помощью объективных выражений мы преодолеваем эту уникальность соц. реальности, приписываем ей те значения и смыслы, к-рые всплывают из нашего опыта, и тем самым унифицируем и классифицируем ее, объективируем свои описания в кач-ве квазиклассов и квазикатегорий.
Науч. знание и представляет собой, согласно Э., объективацию и онтологи-зацию индексных выражений, т.е. оно явл. производной от повседневного опыта. Наука продолжает рационализацию опыта и межличностных коммуникаций, начатую уже в повседневном опыте, усиливает ее и доводит до конца. Э. понимает яз. повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный яз., но и яз. жестов, выразительных движений, а также ритуал и даже молчание. Так истолкованный яз. повседневного общения оказывается сокровищницей соц. смыслов и значений и задает горизонт осмысления мира, в т.ч. и науч. постижения реальности. Радикально проводя тезис о соц. конструируемое™ реальности, Э. считает, что реальность на деле обладает лишь видимостью объективности, а на деле — лишь квазиобъективностью, мнимой эмпирической фактичностью и предметностью.
этнос
В интерпретации Э. реальность распалась на множество уникальных событий и ситуаций, значения к-рых всегда релятивны, незавершены, соотносимы с ли чностно- индивидуальны ми особе н но-стями участников коммуникации, их фоновыми ожиданиями и притязаниями. Реальность предстает как консенсус между участниками коммуникации, как продукт интерпретативной деятельности. Отказываясь от к.-л. дистанцирования субъекта и объекта иссл-я, отождествляя в конечном счете теор. конструкты со здравым смыслом, Э. превращает соц-ю в некую «паранауку», поскольку она переводит на абстрактный яз. представления здравого смысла, тематизируя и проясняя жизненный опыт личности, естеств. установку сознания. Э. не претендует на построение социол. теории, а лишь на создание каталога социол. иссл-й, на прояснение социол. манеры говорить об об-ве. Социол. реконструкция направлена не на соц. явления и процессы, а на понимание того, какой смысл люди вкладывают в соц. порядок, как люди его осознают, изменяют и сохраняют.
Лит.: Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социол. теории. М., 1978; Огурцов А. П. Этнометодология и этнографическое изучение науки // Совр. зап. соц-я науки, М., 1988; Давыдова И.А. Формирование этнометодологии: влияние. Т. Парсонса и А. Шютца на теор. позицию Г. Гарфинкеля // Соииол. журнал. 2002. № 1; Heritage J.C. Ethnomethodology // Social Theory Today. Cambridge, 1992; Garfinkel H. Studies in Ethnome-thodology. Cambridge, 1992; Garfinkel H, Ethnomethodology's Program: Working out Durkheim's Aphorism. Lanham, 2002.
А.П. Огурцов
ЭТНОС (греч. ethnos — народ) — естеств.-истор. сложившаяся устойчивая общность людей, осн. стадиальными типами к-рой считаются племена и нации (в советской науке в кач-ве промежуточного типа выделялась народность). Осн. условиями возникновения Э. явл. общ-
ность терр. и общность яз., обычно выступающих затем в кач-ве признаков Э. Нередко Э. складываются из разноязычных гр. (напр. мн. наций Америки), и тогда общность яз. достигается постепенно в ходе ассимиляции языковых меньшинств, как ч. этногенеза, В ходе развития хоз. и др. связей между ч. Э., под влиянием особенностей природной среды, контактов с др. Э. и иных причин внутри Э. формируются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психол. характеристик, вырабатывается общее этнич. самосознание, видную роль в к-ром играет представление об общности происхождения или истор. судеб входящих в Э. людей. Реальным проявлением этого самосознания явл. употребление общего самоназвания (этнонима). Эти элементы Э. могут выступать и в роли его признаков.
Зачастую формированию Э. способствует общность религии входящих в него гр. людей, а также их близость в расовом (антропологическом) отношении или возникновение значительных переходных метисных гр. (напр. у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшийся Э. выступает как соц. организм, самовоспроизводящийся путем преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению яз., традиционной культуры, этнич. ориентации, этич. и эстетических норм и т.д. Для более устойчивого существования Э. стремится к созданию соц.-терр. потестар-ной орг-ции (в кл. об-ве — к нац. автономии или к нац. гос-ву).
С течением времени Э. претерпевает изменения: отд. ч. его могут разобщиться терр., а гр. переселенцев переместиться в др. природные, полит, и соц.-экон. условия, изменить мн. стороны своей культуры и быта, перейти на яз. др. Э. Однако пока у них сохраняется этнич. самосознание, они считаются принадлежащими к прежнему Э. Изменения яз. и культуры, а также осн. со it.-экон. и др. параметров Э. называются этнич. процессами в широком смысле слова. В узком смысле слова таковыми считаются
ЭТНОСЕКСОЛОГИЯ
изменения этнич. самосознания, переход людей из одного Э. в др.
Э. — сложное и многообразное соц. явление. В связи с этим разработка теории Э. в отечественной науке еще не завершена: уточняются историко-стади-альные типы Э. (племя, народность, нация), обсуждаются проблемы психол. характеристик Э. («нац. характера») и др. В кон, 1960-х гг. историк Л.Н. Гумилев предложил биол о го-географическую концепцию Э., по к-рой происхождение Э. обусловлено деятельностью особо активных людей — «пассионариев», появлявшихся в отд. районах мира под мутагенным воздействием космических лучей. В 1990-х гг. историк В.А. Тишков отстаивал идеалистическую концепцию Э., по к-рой Э. представляют собой «умственные конструкции», возникающие в головах исследователей, а потому выделение Э. осуществляется произвольно. У биол. и идеалистической концепций Э. есть нек-рые сторонники. Среди западноевропейских и амер. ученых концепция Э., в сущности, не разрабатывалась. Распространившийся среди них в последние десятилетия термин «этничность» употребляется довольно нечетко, преимущественно в смысле «этнич. сущность» или «этнич. самосознание» без достаточного уточнения реальности, стоящей за этим термином.
Лит.: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, М., 1983; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М,, 1999.
В.И. Козлов
ЭТНОСЕКСОЛОГИЯ - разд. этнологии (культ, антропологии), посвященный изучению этнокульт. норм и вариаций чел. сексуальности. Специфический предмет Э. — этнокультурные вариации и детерминанты сексуального поведения и установок, в т.ч. особенности эротического кода, семантика сексуального поведения, техника и условия коитуса и т.п. Все это можно понять только в широкой
социокульт. перспективе, включая ген-дерну ю стратификацию, дифференциацию ролей, стереотипы маскулинности и фемининности, тендерный и сексуальный символизм, особенности социализации и брач но -семейных отношений, а также сами нормы сексуальной мор. Уже у высших животных сексуальное поведение явл, в значительной степени продуктом научения, приобщающего индивида к свойственной данному виду социосек-суальной матрице. У чел. эта социосек-суальная матрица превращается в сексуальную культуру, к-рую и изучает Э., используя данные непосредственного наблюдения, отчеты информаторов и разл. культ, источники (данные яз., религии, искусства и т.п.).
Предметная область Э. очень сложна. Необходимо строго различать: 1) фактическое поведение индивидов; 2) их установки и ценностные ориентации;
3) стоящий за ними культ, символизм;
4) ритуалы и обычаи, посредством к-рых оформляются соотв. действия; 5) соц. ин-ты, к-рые эту деятельность направляют и регулируют. Самая элементарная этносексологическая классификация основывается на делении разных об-в и культур на просексуальные (терпимые, либеральные, пермиссивные) и антисексуальные (рестриктивные, ограничительные, подчиняющие сексуальное поведение строгому контролю и запретам). Однако ценность такой дихотомизации проблематична, т.к. не учитывается конкр. значение и содержание соотв. норм: кто, кому, что, с кем, насколько и почему запрещает. Сексуальные табу и запреты многообразны, их нельзя понять вне соц. и этнокульт. контекста, образа жизни. В большинстве об-в существуют разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин (т.н. двойной стандарт), для разных возрастных гр. (мастурбация нередко допускается для подростков, но осуждается у взрослых и т.д.). Кроме негативных санкций, сексуальное поведение регулируется позитивными способами: одобрением и поэтизацией опред. видов любви, культивацией соотв. телесного канона,
этносоциология
отношением к эмоциям, эротике и т.д. Поэтому Э. неразрывно связана с этнопсихологией, тендерными иссл-ми, соц-ей и историей сексуальности, эт-нопсихиатрией и др. дисциплинами. В теор. плане Э. опирается, с одной стороны, на идеи эволюционной биологии, а с др. — на социол. конструктивизм и постмодернистскую философию (М. Фуко).
Лит.: Кон И.С. Введение в сексологию. М, 1989; Лев-Старович 3. Секс в культах мира. М., 1991; Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996; ФукоМ. Воля к истине. По ту сторону знания власти и сексуальности. М., 1996; Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. Μ., 1997; FrazerS. G. Varieties of Sexual Experience. An Anthropological Perspective on Human Sexuality. New Haven, 1985; Third Sex, Third Gender. Beyond Sexual Dimorphism in Culture and History / Ed.byG.fferc#.N.Y.,1994.
И.С. Кон
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ - область социол. знания, исследующая соц. обусловленность нац. явлений и процессов. Предметной областью этносоциологиче-ских иссл-й явл. влияние нац. факторов на соц. структуру, трудовые ресурсы, миграцию, самосознание, стереотипы поведения, культ, потребности и интересы.
В Э. явно просматриваются два взаимозависимых направления: первое — изучение этнич. специфики общих соц. явлений, второе — иссл-е собственно этнич. признаков группового сознания, обществ, психологии, культуры, обычаев и т.п. Особое значение имеет изучение причин и условий межнац. напряженности и конфликтов, способов их предупреждения и урегулирования, факторов, влияющих на возникновение и развитие нац. движений, их связи с соц. и полит. ситуацией в об-ве, реализация интересов и прав нац. меньшинств. Э. в РФ стала развиваться особенно интенсивно в последнее десятилетие 20 в. Либерально-демократические реформы, осуществленные в это время в стране, привели к усилению влияния этнонационального
фактора на разл. стороны жизни об-ва. Активизация нац. движений, суверенизация республик, рост нац. самосознания и этнич. мобилизации нас, усиление межнац. напряженности и обострение межнац. противоречий привлекли к себе внимание исследователей.
Характерной особенностью этого социол. направления науч. иссл-й было рассмотрение межэтнических отношений в комплексе с социально-структурными и социокульт. изменениями, происходившими в стране. Иссл-я, проведенные учеными Ин-та этнологии и антропологии РАН, ИС РАН, ИСПИ РАН, позволили выявить причины националистических проявлений и этнич. экстремизма в разных регионах России, влияние этнич. принадлежности на соц. мобильность и профессиональную ориентацию, причины межэтнических конфликтов, влияние стихийной миграции на соц.-полит, климат в крупных городах, взаимосвязь этнич. ценностей и интересов с ценностями гражд. об-ва и ряд др.
Предметная область в развитии этно-социологических иссл-й значительно расширилась в последние гт. в связи с более пристальным вниманием к проблемам социокульт. дистанции контактирующих народов, а также влияния полит, и соц.-экон. модернизации на разные стороны их жизнедеятельности.
Лит.: Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990; Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: цели, методы и нек-рые рез-ты иссл-я. М., 1994; Россия: соц. ситуация и межнац. отношения в регионах (по рез-там социол. иссл-й.), М., 1996; Соц-я межнац. отношений в цифрах /Авт.-сост. В.Н. Иванов, А.В. Козина. М., 1996; Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 1997; Соц-я межнац. отношений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Иванова. М, 1997; Иванов В.Н. Россия федеративная (кризис и пути его преодоления). М,, 1999; Этнос и политика. М., 2000; Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. М., 2003; Иванов В.Н., Жариков А.Э. Этносоциология. М, 2006.
В.Н. Иванов
ЯЗЫК СОЦИОЛОГИИ — совокупность понятий и категорий, к-рые составляют качественную определенность социол. знания. Если категории явл. некими универсальными характеристиками соц. бытия и служат средствами познания всех соц. наук, то понятия выступают как одна из осн. форм восприятия мира на рациональной, логической ступени познания. По своей сути, понятия — это зафиксированная мысль, к-рая выделяет из нек-рой предметной области и собирает в кл. (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятийный аппарат соц-и в совр. отечественной науке трактуется по-разному, ибо исследователи исходят из разл. теор.-методол. оснований. Особенно распространен прием (прежде всего, в рамках теор. соц-и), когда на вооружение берется понятийный аппарат соц. философии с ее многовековой традицией и выверенной временем лексикой, отражающей реальность и все его проявления в совр. мире.
Однако категориальный и понятийный аппарат соц-и имеет свои ярко выраженные особенности, отличающие ее от др. соц. наук, что находит отражение в неск. гр. терминов, образующих Я.с.
Первая гр, связана с анализом объекта соц-и, а также с характеристикой связей (взаимосвязей) соц-и с общенаучными представлениями о мире. Поэтому социологу предстоит знать трактовку и т.з. на об-во, гос-во, кл., нации (компетенция общенаучной теории) и на гражд. об-во и его структуру (компетенция теор.-методол. основ науки).
Вторая гр. охватывает большую совокупность терминов, трактующих и объясняющих предмет соц-и. Во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, обществ.), с его видами (полит.,
экон., нравственное, религ. и т.д.), его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.п.), его специфическими характеристиками (обществ, мнение, соц. настроение). Во-вторых, это термины, характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает его дифференциацию и интерпретацию как на теор., так и эмпирическом уровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям с сознанием (интересами) и между собой. Такой подход предполагает анализ как позитивных, так и негативных видов деятельности. В-третьих, в понятийном аппарате нуждается и третий компонент предмета соц-и: условия, в к-рых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтому понятия макро-, мезо- и микросреды, соц. инфраструктуры — это такой набор, без к-рого трудно понять всю сложность соц. мира.
Третья гр. терминов касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, соц. гр. (слоя), кл. Значительное место занимают особые гр. субъективного действия: народности, народы, этносы. Мн. т