к-рыми стали присуждаться ученые степени по социол. наукам. Тем самым была официально признана необходимость собственно социол. теории общего порядка, а также отраслевых и частных социол. теорий.
Что касается типов Т.е., то обычно указывают неск. оснований их выделения. Во-первых, по уровню обобщения: общие, специальные и отраслевые теории. Общие теории представляют собой высший уровень Т.е., они претендуют на описание и интерпретацию предметной области соц-и в целом, ее осн. структурных компонентов, процессов функционирования, изменения и развития. К специальным теориям обычно относят теории о структуре (составе), закономерностях и тенденциях функционирования и развития отд. сфер (фрагментов) соц. реальности — соц. взаимодействие, соц. орг-ции, массовые коммуникации и т.д. Их важнейший признак — «специфичность и ограниченность рассматриваемых областей соц. жизни» (В.А. Ядов). Отраслевые социол. теории имеют своим предметом более конкр. области соц. реальности, формируются на стыке соц-и и др. наук, являясь составной ч. отраслевых социол. дисциплин. Таковы экон. соц-я, соц-я права, соц-я науки, соц-я искусства и т.д.
Др. основанием выделения теорий может служить их функциональная ориентированность на решение фундаментальных проблем или на решение прикладных проблем (практических задач). Фундаментальные теории связаны с формированием науч. знания, концептуального аппарата соц-и, обоснованием методологии и методов социол. иссл-я. Они отвечают на вопр.: «Что это такое? Как следует его познавать?» Прикладные теории ориентированы на иссл-е и решение актуальных соц. проблем практического характера. Прикладная теория дает ответ на вопрос: «Как это корректно может быть сделано?» Нередко социол. теории подразделяют также на теории функционирования и теории развития. Следует, однако, учитывать, что любая классификация социол. теорий имеет в
значительной степени относительный характер. Это особенно отчетливо прослеживается на примере соотношения общих, специальных и отраслевых теорий. Очевидно, что во мн. случаях они взаимопроникают друг в друга. Общая теория задает угол рассмотрения проблем для специальных и отраслевых теорий и в свою очередь включает их выводы и положения в свою собственную ткань. Поэтому, напр., теор. положения таких разделов, как соц. структура, сои-я личности, соц-я культуры, соц. изменения и т.д. явл., естеств., ч. этих разд. и одновременно входят (могут входить) в состав общей социол. теории.
Лит.: Беккер Г., Басков А. Совр. социол. теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; Тернер Дж. Структура социол. теории. М., 1985; Сорокин П.А. Соц-я № 1: структурная соц-я // Сорокин П.А. Чел, Цивилизация. Об-во. М., 1992; История теор. соц-и. Т. 1—4. М., 1997—2000; Ньюмен Л. Значение методологии: три осн. подхода // Социол. иссл-я, 1998. № 3; Заславская Т.И. Социострук-турный аспект трансформации российского об-ва // Социол. иссл-я. 2001. № 8; Парсонс Т. О соц. системах. М., 2002; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк теории структурации. М, 2005; Тощен-коЖ.Т. Соц-я: Общий курс, М., 2005; Лапин Н.И. Общая соц-я. М., 2006; Русский вопр. М., 2007; Соц-я: Основы общей теории // Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москеичее. 2-е изд. М., 2008; Merton R. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1968; Friedrichs R. Sociology of Sociology. N.Y., 1970; Churton M. Theory and Method. L., 2000.
Л.Н. Москеичее
ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩАЯ — представляет собой высший уровень социол. теории, претендует на описание и интерпретацию предметной области соц-и в целом, ее осн. структурных компонентов, процессов функционирования, изменения и развития. В ней концентрируется сущность социол. подхода к изучению об-ва, к-рый имеет свое содержание, логику и не может
ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩАЯ
быть отождествлен с филос, экон. и иными подходами. Т.с.о. не может быть построена без опоры на специальные и отраслевые теории и включения в свою систему общезначимых положений этих теорий.
В последнее время в отечественной соц-и становится все более очевидной необходимость разработки Т.с.о., на что обращают внимание ведущие социологи страны. Следует отметить целый ряд наработок в этом отношении, осуществленных в ряде учеб. по общей соц-и, программах, исследовательских проектах (Г.В. Осипов, Т.И. Заславская, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко, Ю.А. Левада, Б.А. Грушин, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко и др.). Одна из возможных версий совр. понимания Т.с.о., с т.з. ее проблемной орг-ции, может заключаться в след. Во-первых, Т.с.о. занимает промежуточное положение между филос.-методол. и иными предпосылками социол. знания, с одной стороны, и отраслевыми социол. дисциплинами и специальными теориями—с др. Во-вторых, с содержательной т.з., Т.с.о. — концептуальная и категориально-понятийная основа соц-и как науки. Она содержит ответы на такие важнейшие вопр.: как возможны чел. со-об-ва, начиная от малых гр. и кончая со-циетальным сооб-вом, т.е. об-вом в целом; какие соц. ин-ты и организационные структуры при этом возникают и какие процессы протекают; как возможно изменение и развитие коллективной жизни людей и ее институциальных и организационных форм; как в принципе возможно познание разл. типов сооб-в людей. В-третьих, Т.с.о. формируется в опред, социокульт, среде, под влиянием мировоззренческих и соц. условий, науч., филос. и культ, традиций, личных предпочтений, и поэтому полностью унифицировать ее нельзя. Российская соц-я не может просто заимствовать Т.с,о., сложившуюся в др. (европ. или амер.) социокульт. условиях, но учесть наработки зарубежных коллег она должна. В-четвертых, в составе Т.с.о. можно выделить шесть осн. блоков проблем (тем): 1) соц-я как наука, объект, пред-
мет и ее функции в об-ве; 2) осн. компоненты соц. жизни людей: системы соц. связей, культура, личность, народонаселение; 3) концептуальное понимание соц. структур — общностей, гр., ин-тов, орг-иий, систем родства, систем расслоения (стратификация) и т.д.; 4) концептуальное понимание процессов соц. взаимодействия — коммуникации, мобильности, контроля, конфликтов и др.; 5) концептуальное понимание изменений и развития соц. и социетальных систем, механизмов и показателей развития об-ва (об-в) и развития чел. и проч.; 6) концептуальное понимание специфики социол. иссл-я — его целей, структуры, методологии, процедур и т.п.
Вместе с тем тенденция последних десятилетий заключается в разграничении Т.с.о., к-рая содержит осн. понятийный аппарат для описания и объяснения соц. реальности в опред. парадигме и допускает аналогичное описание и объяснение в др. парадигме (др. парадигмах), и такой всеобщей теории, к-рая претендует на полное и единственное описание и объяснение всей соц. реальности. В этой связи примечательно мнение Р. Мертона о науч. несостоятельности попыток построить всеобщую теор. систему об-ва. Такая всеобщая социол. теория об-ва, отмечал он, науч. несостоятельна.
Не менее актуальна и др. большая гр. вопр., касающаяся соотношения социол. теории и парадигмы. Считается, что соц-я достигает уровня науч. зрелости тогда, когда она приобретает парадиг-мальный характер, т.е. когда в ней складываются и функционируют одна или неск. парадигм, в основе к-рых лежат достаточно опред. филос. и теор.-методол. подходы. Парадигмальные различия проявляются на каждом уровне социол, теории. Но, конечно же, сами принципы парадигмы формулируются, прежде всего, на уровне Т.с.о. Осипов различает три вида парадигм: во-первых, парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки (в части., отграничивающие соц-ю от философии,
ТЕРРОРИЗМ
контрреволюционного правого «черного» террора и левого «красного» террора; нац. Т., проявляющийся в разл. формах: сепаратистский, репрессивный, национальный, национально-освободительный, территориально-сепаратистский, Т. во имя воссоединения разделенных земель (Ирландия) или создания нового гос-ва на основе нац. анклава (баски в Испании, «тамильские тигры» в Индии). По мировоззренческим установкам: религ. Т., фундаменталистский Т., сектантский Т. и т.д. По характеру: вид полит, борьбы; специфическая форма вооруженных действий; вид уголовной преступности (криминальный Т.).
Всем видам Т. свойственны: культ насилия и отказ от диалога с оппонентами; целенаправленно организованный характер террористических актов; закрытый, «подпольный» характер деятельности; идеологизированная мотивация совершаемых террористических актов; сочетание террористических акций с пропагандой террористических целей.
Особую угрозу представляет возможность применения т.н. экзотических форм Т. — диверсий с применением новейшего химического оружия, способных привести к параличу системы управления гос-вом и хаосу в экономике. Реальную опасность представляет ядерный Т. (нападение на ядерные объекты, заражение местности радиоактивными в-вами и т.д.); биол, Т. с использованием против нас. бактерий, вирусов, риккетсий и др. биол. средств; «кибертерроризм», предполагающий проникновение в компьютерные системы; космический Т., начиная от создания помех для искусственных спутников Земли и кончая их уничтожением, захватом космических аппаратов. Актуальной остается борьба с пиратством в районах Мирового океана.
Т. как соц.-полит. и уголовный феномен имеет длительную историю, в разных странах мира проявляется в специфических формах. В наст, время особую опасность представляет террористическая деятельность воинственно настроенных представителей ряда исламских религ.-полит. течений: ваххабизма, ради-
кального мусульм. фундаментализма и конкр. орг-ций, осуществляющих террористические акты не только в своих странах, но и на терр. др. гос-в.
Борьба с междунар. Т. требует объединения усилий всего междунар. со-об-ва, она не может ограничиваться только силовыми методами, к-рые не всегда оказываются эффективными. Имеется целый ряд междунар. док-тов, направленных против этого преступления. В части., 19 октября 1999 Совет Безопасности ООН принял специальную резолюцию по борьбе с Т. В ней заявлено о необходимости «активизации борьбы с терроризмом на нац. уровне и укрепления под эгидой ООН эффективного междунар. сотрудничества в этой области», обращено внимание на «жизненно важную роль ООН в деле укрепления междунар. сотрудничества по борьбе с Т.».
Интеграции России в мир. «антитеррористическое пространство» способствует ее участие в реализации действующих междунар. конвенций по борьбе с разл. проявлениями Т. В 2000 Президентом РФ подписан Федеральный закон «О ратификации Европ. конвенции о пресечении Т.». Россия подписала также Конвенцию о борьбе с финансированием Т., в к-рой финансирование террористической деятельности квалифицируется как уголовное преступление.
В ответ на террористические акть; II сентября 2001 в Нью-Йорке и Вашингтоне Совет Безопасности ООН 28 сентября 2001 единогласно принял резолюцию о борьбе с Т. Этот док-т квалифицирует Т. как угрозу всеобщему миру и безопасности. Финансирование и поддержка террористов объявлены уголовно наказуемыми преступлениями.
Лит.: История терроризма в России. Ростов н/Д, 1996; Девис Л.И. Терроризм и насилие. Смоленск, 1998; Жариное К.В. Терроризм и террористы: Истор. справочник. Минск, 1999; Будтщкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении. М., 2000; Котужко Е.П Совр. терроризм: Анализ осн. напраа-;;-ний. Минск, 2000; Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001; Прайсман 17
ТЕСТЫ
Террористы и революционеры, охранники и провокаторы. М., 2001; Капто Л.С. От культуры войны к культуре мира. М., 2002; Он же. Энциклопедия мира. М., 2005.
А.С. Капто
ТЕСТЫ (англ. tests — испытания, пробы) — один из распространенных и эффективных видов методик психол. диагностики; его выполнение требует актуализации нек-рых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности чел.: учеб., профессиональной, спортивной и др. Этим Т. отличаются от анкет, опросников и др. диагностических методик. Задания Т. в большинстве составляются из слов, рис., символов. Авторы берут нужный для построения Т. материал из истор. сложившейся культуры близкой им соц. общности. Т., «свободных от культуры», а значит, одинаково понятных по материалу индивидам из разных соц. общностей, создать нельзя. Т. предназначены для того, чтобы по полученным при испытаниях данным судить о состоянии психики индивида, о богатстве умений, к-рыми он владеет, а отсюда—о его подготовленности к опред. практической деятельности и к приобретению новых умений или расширению диапазона уже имеющихся. Т. применяют в целях профориентации и психол. профотбора. Набор заданий может быть назван Т. лишь после того, как он пройдет стандартизацию и будут получены приемлемые коэффициенты его надежности и валидности. Информация, полученная при тестировании, оперативна, и данные индивида при изменении условий его жизни могут измениться в ту или др. сторону.
Когда называют Т. инструментом измерения психики, то имеют в виду количественное выражение получаемых рез-тов. Однако этот рез-т обусловлен двумя гл. и относительно независимыми факторами: освоенностью данного обобщенного умения, на выявление к-рого направлено тестирование; владением материалом, использованным для построения заданий Т., что и придает им
опред. культ, ориентацию. В соц. однородной гр. последний фактор будет в значительной степени элиминирован. Если тестируемая гр. составлена из индивидов разл. по своей соц. характеристике слоев, то Т. измерит совместное действие двух разных факторов, и не представится возможным установить раздельно вклад каждого из них. Нужно знать, что коэффициенты валидности в большинстве Т. невысоки. Фактор культуры на практике сказывается на процессах обучения, инструктирования, специфике самой деятельности. Однако отождествление обоих факторов неправомерно. Для индивида отнюдь небезразлично, как будет толковаться полученный им при тестировании рез-т — как характеристика его обобщенных умений или как характеристика его приобщенности к культуре, представленной в Т., поэтому следствия для индивида в том и др. случае должны быть разл.
Т. подразделяются на множество кл. или типов. Различают психол. Т. и Т. достижений. Последние направлены на выявление вполне конкр. умений, знаний, усваиваемых по программам учеб. заведений или квалификационным требованиям. По форме Т. достижений строятся так же, как психол., их подвергают стандартизации и устанавливают их надежность и валидность (по содержанию). Это — методика объективного учета успешности. Собственно психол. Т. подразделяют на аналитические, комплексные, синтетические. Первые диагностируют обобщенное, но узкое умение, напр., мысленное представление изменений на плоскости простой геометрической фигуры. Комплексные умения охватывают сложные действия в условиях, нередко приближающихся к реальным профессиональным ситуациям. Т. интеллекта отличают от Т. «специальных способностей». Первые исследуют умения, относящиеся к действиям с логическими отношениями, их называют Т. учеб. способностей; Т. «специальных способностей» диагностируют умения, требующиеся в нек-рых гр. профессий: конторских, техн., конструкторских и т.п.
ТЕХНИЦИЗМ И АНТИТЕХНИЦИЗМ
В обращении находятся наряду с вербальными Т. также и Т. действия. В них задание предлагается обычно в словесной форме, но выполнить его можно двигательным действием. Существует мн, типов Т.: с готовыми ответами (удобными для машинной обработки) и с ответами, даваемыми в письменной или словесной форме. В психодиагностике представлены и cou.-психол. Т. Объект диагностирования (межличностные отношения, субъективные оценки Обществ, я&лений) в этих Т. весьма сложен и не всегда устойчив. Напр., в социометрических Т. (иначе — Т. межличностных предпочтений) каждому члену гр. предлагается в конфиденциальном порядке указать предпочитаемых партнеров для опред. совместной деятельности, иногда просят проранжировать всех членов гр. по степени предпочтительности. По составленной итоговой матрице устанавливается суммарный социометрический статус каждого участника (Дж. Морено). Отечественные иссл-я показали, что эли Т. весьма ситуативны, надежность полученных данных колеблется в больших пределах. Более надежные данные показывает «шкала соц. дистанции» (Богардус), в к-рой изучается установка индивида по отношению к опрел, соп. (в т.ч. и этпич.) гр. Предусмотрено семь градаций: от наивысшей (тесное родство посредством брака) до самой низшей (предпочел бы не видеть в моей стране). Такого рода Т. иссл. прежде всего эмоциональное отношение и не апеллируют к умению сознательно управлять своими чувствами. Методики изучения межличностных отношений лишь условно можно назвать Т., в них обычно представлены задания типа опросников.
Одной из перспективных попыток преодолеть недостатки Т. явл. новый их вид — Т., ориентированные на критерий (критериально-ориентированные). Выдвигается критерий, степень близости к-рому и должны показать Т. Им может быть перечень представленных обществ, и квалификационных требований к индивиду, а в школе — обществ, санкцио-
нированных требований к развивающемуся чел. с учетом его возраста. Анали-гичио расчлененный критерий при его сопоставлении с индивидуальными рез-тами специально подобранных (или заново сконструированных и проверенных лишь па надежность) Т. раскроет, какими обобщенными и конкр. умениями и в какой степени влатеет индивид, и какие умения ему необходимо приобрести, чтобы приблизиться к требованиям критерия. Проблема валидности в этих Т. увязана с фактической психол. подготовленностью индивида к выполнению требований критерия. В совр. тестировании все шире примепяюлся компьютеры; перевод Т. на них одновременно обеспечивает и стандартизацию тестирования, и получение всех данных по заданной программе.
Лит.: Методология и методы сон. психологии. М., 1977; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в соп-и. М., 1977; Анастази А. Психол. тестирование. М., 1982; Ручавии 1.И. Матемиза-ЦИЯ науч. знания. М., 1984; Как провести сониол. иссл-е. М.. 1985; Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998: Mental Tests and Cultural Adaptation. The Hague; Montana. 1972.
K.M. Гуревич
ТЕХНИЦИЗМ И АНТИТЕХНИЦИЗМ -
две противоборствующие ориентации в оценке роли техники в об-ве, его истории, совр. состоянии и в особенности в трактовке спектра ее соц. воздействий и возможных перспектив, оцениваемых позитивно или, напротив, с беспокойным или «героическим пессимизмом• (термин Ф. Ницше). Истор. техника предстает как совокупность орудии и инструментов труда, искусственных устройств (артефактов), созданных и используемых чел. для преобразования окружающей его среды, создания др. средств производства и необходимых предметов. Совр. интерес к соц. использованию техники связан с развитием инженерной мысли и деятельности в эпо» Возрождения, а также с бэконовско*
ТЕХНОКРАТИЗМ
трактовкой знания и умения как разновидности ин-та властвования. Рационалистическая мысль просветителей была склонна видеть в технике и НТП важнейшее средство разрешения соц. проблем и достижения общего блага (Ж. Кондорсе), но были среди них и сомневающиеся (Ж.Ж. Руссо). Оптимистическая ориентация присуща критикам техники с эсхатологических позиций. Н.А. Бердяев отмечал, что в «в технике и экономике совр. цивилизации не творится новая, царственная жизнь чел.», подчеркивал, что «дух чел. должен в путях своего освобождения пройти через машинизацию, через распятие всего органического в механизме». Преувеличение автономности и соц. возможностей техники ведет к детерминизму технол. — представлению об однонаправленном воздействии производственной технологии на полит, и соц. перемены, и к технократической идеологии.
Совр. цивилизацию часто называют технотронной, акцентируя внимание на том, что она создана уникальным в чел. истории использованием средств науки, техники и особенно электроники. В такой цивилизации и в самом НТП видят негативные тенденции и рез-ты: создание беспрецедентно разрушительных военных технологий, возникновение глобальных экол. проблем, а также вытеснение науч. и техн. рационализмом традиционной мор. и превращение чел. в невольную жертву негативных воздействий науч.-техн. перемен. Первое наступление на привычную, традиционную форму профессионального труда произошло в ходе промышленных и соц. преобразований, осуществлявшихся благодаря науч. обоснованной, развивающейся и прогрессирующей технике. По мере увеличения технизации и интенсификации труда (тейлоризм, конвейер) работающий чел. все больше превращался, как заметил А. Вебер, в «придаток техн. аппаратуры». По мнению О. Шпенглера, трагизм нашего времени заключается в том, что лишенное уз чел. мышление уже не в силах улавливать собственные последствия. Он считал, что техника
сделалась эзотерической, как и высшая математика, к-рой она пользуется, что механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения. В дальнейшем под влиянием «окружающих ужасов жизни» наряду с небывалым расцветом науч. мысли получили распространение идеи и суждения «о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества». Этой позиции противопоставлялась вера в чел. разум и новые возможности накопленного человечеством науч. знания. Интенсивный рост позитивного влияния науч. мысли на всю сферу обитания чел. «не может быть обратимым явлением» (В.И. Вернадский). В кон. 60-х гг. 20 в. усилиями создателей Франкфуртской школы стали обсуждаться перспективы появления «нерепрессивной» техники за счет освобождения от «репрессивного разума», а также за счет вызревания социализированного индивида, осознающего общие чел. ценности (см. Технократия, Технократизм, Неотехнократизм).
Лит.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Вернадский В.И. Науч. мысль как планетное явление. М., 1938; Он же. Начало и вечность жизни. М., 1989; Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. 20 в. Антология. М., 1995; Вебер А. Избр. Кризис европ. культуры. СПб., 1999; Рапопорт А. Уверенность и сомнения. М,, 1999; Осипов ТВ. Соц-я и об-во: Социол, анализ российской смуты. М., 2007; The Changing Values in Campus. Political and Personal Attitudes Today's College Students. N.Y., 1972.
B.T. Графский
ТЕХНОКРАТИЗМ - форма и способ орг-ции власти и управления в об-ве и гос-ве с преобладанием роли и влияния в правительственных учреждениях и рук. корпорациями, специалистов разных профессий, привлекаемых для выработки науч.-техн. рекомендаций и решений в области промышленно-экономической и соц. деятельности. Т. воспринимается часто как вариант реализации идеи
ТЕХНОКРАТИЯ
совр. технократии, предполагающей установление власти специалистов. Вместе с тем Т. нередко обретает свойства ма-нипулятивной техники, используемой для достижения разл. целей и задач.
Т, в отличие от демократизма и бюрократизации явл. одним из продуктов роста технизации соц. жизни и связанной с этим аполитичности масс, следствием тенденции к специализации знаний и умений. В области полит, теории тенденция к деполитизации выступает либо в виде теории элитарной демократии (теория демократического правления меньшинства, элиты), либо в виде теорий технократических полит, систем (Дж. Бернхэм, В. Ратенау и др.). Ю. Ха-бермас назвал эти две разновидности де-политизированных режимов двумя разновидностями «структурной деполитизации*, приобретающими известную рациональную упорядоченность. Т. имеет свою соц. нишу и в области управления, причем как при его централизации, так и при его децентрализации в гос., полит., предпринимательских или обществ, орг-циях и ин-тах. Децентрализация ведет к новым локальным партнерским связям большого числа управленческих структур, к размыванию ответственности гос. и негосударственных секторов управленческой активности, к новой властной зависимости между отд. орг-циями или их коалициями в связи с их полит, действиями, к появлению новых задач и средств гос. управления. Во всех этих новациях вполне вероятно присутствие вместе с технократическими ориента-циями бюрократических тенденций, поскольку для них не существует ни видимых, ни предполагаемых противопоказаний. Своеобразным проявлением технократических ориентации можно считать такую ситуацию в бюджетно-законодательном процессе, когда вместо мобилизации юридического знания и юридических, в т.ч. контролирующих и обозначающих ответственность норм-требований, всячески поощряется знание техн. и науч. в виде знания экспертного, причем все это осуществляется ради актуального, сиюминутного эффекта.
Т.о., тенденция к технократизации вполне сопоставима и даже совместима с тенденцией к бюрократизации власти и управления, а также с тенденцией к элитарной демократизации. Благодаря такой тенденции Т. как разновидность формы правления становится таким же привычным символом совр. орг-ции публичной власти и управления, как демократия или авторитаризм, как полицейское или правовое гос-во и т.д. (см. Технократия, Неотехнократизм).
Лит.: Осипов Г.В. Соц. мифотворчество и соц. практика. М., 2000; Он же, Соц-я и об-во. Социол, анализ российской смуты. М., 2007; Burnham J. The Managerial Revolution. N.Y., 1941; Meynaud J. La Technocratic. Mythe ou Realite? P., 1964; Beckwitt B. Government by Experts. N.Y., 1972; Schubert K. Politik in der «Technokratie». Zur einigen Aspek-tert Zeitgenossicher Kulturkrisenlheorie. F./M.; N.Y., 1981.
В. Г. Графский
ТЕХНОКРАТИЯ (от греч. techne - ремесло, мастерство и kratos — власть) — направление в обществ.-полит. мысли, согласно к-рому об-во должно регулироваться правилами технико-организационной рациональности, носителями к-рых явл. технократы: инженеры, организаторы производства, техн. эксперты. Как система управления Т. характеризуется преобладанием в правительственных учреждениях и рук. корпорациями специалистов разных профессий, привлекаемых для выработки науч.-техн. рекомендаций и решений по вопр. промышленно-эко-номической и соц. деятельности в целях обеспечения их эффективности, объективности и полезности и носящих одновременно прикладной, «надпартийный», «неполитический» характер. В этом смысле первыми провозвестниками Т. были К. Сен-Симон и О. Конт, и в особенности их последователи, к-рые впоследствии были названы «апостолами религии индустриализма». В социол. технократических концепциях делается акцент на осуществление власти в интересах всего об-ва и Т. как власть
ТЕХНОКРАТИЯ
специалистов противопоставляется власти собственников-капиталовладельцев, а также разл. формам демократического правления (прямого, представительного и др.).
Идея Т. как власти инженеров была впервые выдвинута в 20-е гг. 20 в. калифорнийским инженером В. Смитом, к-рый предложил собственно термин «технократия» и создал в 1919 орг-цию Technocracy Inc. Эта идея получила поддержку в работе Т. Веблена «Инженеры и система цен» (1921), где техн. специалисты представлены служителями промышленного и соц. прогресса, способными во имя общей пользы сменить в сфере управления социального буржуазию и финансистов. В 30-е гг. 20 в. в обстановке экон. кризиса в США возникло обществ, движение в поддержку правления Т. Оно провозгласило приближение новой соц. эры, в к-рой главенствующей станет роль инженерно-технической интеллигенции, а функции распорядителей собственности перейдут к управляющим корпорациями, что приведет к безкри-зисному управлению экономикой. Авторитет движения упал после введения «нового курса» Ф. Рузвельта. В 1941 Дж. Бернхэм в книге «Революция менеджеров» заявил, что Т. в лице менеджеров (управляющих) стала полит, реальностью в ряде стран, и что под воздействием «гехнол. революции» капитализм сменяется не социализмом, а «об-вом управляющих». Бернхем также считал, что собственность означает контроль, если нет контроля, то нет и собственности. Поскольку собственность и контроль в корпорации и гос-ве не отделены друг от друга, то собственность переходит в руки осуществляющих контроль, в данном случае — менеджеров. Со временем эти новые собственники создадут и упрочат необходимые им полит, структуры и ин-ты.
В 50—60-е гг. 20 в. идеи Т. нашли новую поддержку у теоретиков «технол. детерминизма» и конвергенции, к-рые выявили важные перемены в соц. роли науки и техники, в орг-ции и управле-
нии производством и т.д. В отличие от своих ближайших и отдаленных идейных предшественников (сократов-ско-платоновская идея «правления знающих», наукократические идеи Ф. Бэкона, Сен-Симона, Конта) идеологи Т. обсуждают уже не проект будущего обществ, устройства, а возникающее на наших глазах технократическое об-во — «новое индустриальное об-во» (Дж. Гэлбрейт), «технотронное об-во» (36. Бжезинский), «постиндустриальное об-во» (Д. Белл). Так, ключевое для Гэлбрейта понятие «техноструктура» призвано отобразить наличие многочисленного и разнообразного по своему иерархическому и соц. статусу слоя работников корпорации, носителей технико-организационного знания — от рядовых управляющих до директоров. Этот слой изображается носителем «сплава знаний и опыта», коллективного разума и субъектов властных коллективных решений. Утверждая, что «техноструктура» не только соучаствует в принятии решений, но и неуклонно набирает силу и влияние, Гэлбрейт, по сути дела, игнорирует тот факт, что реальное участие в отправлении власти принимает не вся технократическая иерархия, а лишь узкая прослойка высших функционеров и консультантов.
В полит, соц-и выделяются технобю-рократические и технодемократические трактовки полит, роли Т. Представители первой (X. Ортега-и-Гассет, X. Шельски и др.) видят в Т. побочный продукт аполитичности масс и роста технизации соц. жизни как следствия общего движения к специализации знаний и умений. В рез-те история 20 в. предстает преимущественно как история об-ва, где власть захватил новый тип чел., равнодушный к основам цивилизации. Таким чел. стал чел. науки, венчающий европ. об-во в верхнем слое его правящей пирамиды, состоящей из буржуазии, представителей слоя совр. аристократии (инженеров, врачей, финансистов, педагогов и т.д.) и чел. науки как высшего слоя в его наивысшей чистоте. Однако происходит все это в обстановке, когда наука, «опора и
ТЕХНОЛ О Г И И И 3 В И РАТЕЛ ЬНЫЕ
символ нашей цивилизации», благоприятствует интеллектуальной посредственности и способствует ее успехам гл. обр. в силу варварских последствий «спениа-лизма». пришедшего на смену «энциклопедизму». В рез-тс специалист, этот «ученый недоросль», становится предтечей «массового чел.» в «массовом об-ве», где гас-во и массу отныне ролнят лишь их безликость и безымянность (Ортега-и-Гассет).
Леворадикальные критики Т. противопоставляют фактически не капитализм и социализм, а бюрократизм и гуманизм, тотальное господство технократов (иногда именуемых техпобюрократами) и демократию участия. Умеренно критичной выглядит концепция тсхнодемо-кратии (М. Дювержс и др.). Она исходит из предположения, что Т. в чистом виде нигде не существует и что на смену либеральной демократии (1870—1939) па Западе пришла новая полит, орг-ция, включившая в себя технократические элементы. Существующая в совр. об-ие тенденция к «поголовной профессионализации» и рост числа путей такой профессионализации (напр.. в зависимости от способа коммуникации — Н. Луман) сохраняют благоприятную почву для возникновения новых вариаций на тему технократии как правления специалистов (см. Непте.хиократизм).
Лит.: Осипов Г. В. Техника и обществ, прогресс. М., 1959; Графский В.Г. Гос-во и технократия: историке-критическое иссл-е. М., 1981: Ортега-и-Гассет X. Избр. труды. М., 1997; Осипов Г.В. Сои-я и об-во. Сониол. анализ российской смуты. М.. 2007; УеЫеп Т. The Engineers and Price System. N.Y., 1921; Burnham J. The Managerial Revolution. N.Y., 1941: Galbraith J.K. The New Industrial State. N.Y., 1967; Bell D. The Post-Industrial Society: Evolution of Idea. L., 1971; Duverger M. Janus; Les Deux Faces de I'Occidcnt. P., 1972; Luhman N. Ausdiffe-rcn/.ierung des Rechts. Bcytrage zur Rechts-soziologie und Rechtstheoric. Surkamp, 1999.
В.Г. Графский
ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ -
совокупность моделей, методов и копкр. способов подготовки, opr-ции и проведения избирательных кампаний, направленных на достижение опрел, рез-тов на выборах. При этом очень большую роль играют знания, опыт, энергия, информированность, интуиция, т.е. профессионализм самого кандидата и его команды.
Зарождение Т.и. шло параллельно развитию избирательных систем н странах, ориентированных на демократические формы управления гос-вом. Среди первых гос-в, формировавших свои властные структуры выборным путем, были др.-греч. города-полисы (Спарта, Афины) и Др. Рим.
В Средние вв. в Германии и Польше избирались короли. В Англии в двухпалатный парламент выборы происходят только в одну из них — Палату обшин Ключевую роль в орг-иии и проведении предвыборных кампаний играет парт аппарат, к-рый широко использует новые технологии: кинематограф, радио и ТВ. В США сложилась устойчивая двухпартийная система. Именно в США были разработаны многочисленные технологии, применяемые па выборах.
R России ин-т выборов как форм.• правления появился в самом нач. становления государстве!шести в Новгороде, Смоленске, Киеве, Полоцке. Далее последовали Земские соборы и избран;'; uapeii. выборы в Учредительное собрание и Гос. думу. Отличительной особенностью избирательных технологии было непосредственное участие в выборах.'.-полнительнои власти и формируемом избирательном законодательстве.
Первые попытки внедрения в предвыборную борьбу в России Т.и. относятся к 1990. Именно в этот период при проведении избирательных кампаний зародилась тенденция сознательного нагнетания агрессивной энергетики в об-ве. стратегия борьбы, осн. на делении об-*• на два непримиримых лагеря, к-рая ■ лучила свое дальнейшее развитие на а^-борах 1993.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ
Начиная с 1990 люди пошли в политику, влекомые не только идеями, но и трезвым материальным и полит, расчетом. И если 1990, когда начала формироваться полит, элита совр. России, ознаменовался небывалым кол-вом митингов и собраний, то уже в 1993 после введения голосования по парт, спискам рядом партий были продемонстрированы совершенно новые для россиян методы ведения пропаганды и агитации. Так, «Выбор России» использовал избирательную технологию амер. образца. Осн. ставка была сделана на массированную атаку на избирателей через центральные СМИ, прежде всего ТВ. Объявив себя «партией власти», «Выбор России» потерпел тем не менее в 1993 сокрушительное поражение, набрав всего 15,5% голосов.
Изменение принципов голосования впервые в явном виде поставило перед партиями вопр. об их соц. базе. Именно к этому периоду относится и нач. массовых социол. предвыборных иссл-й. В избирательных кампаниях партий и кандидатов стала разрабатываться стратегия борьбы, формировались коалиции, штабы и команды поддержки, анализировались способы и методы агитации. Начал целенаправленно формироваться имидж канд. Финансы стали играть заметную, хотя и не всегда определяющую, роль. В российском об-ве появились специальные фирмы и команды, к-рые взяли на себя функции организаторов избирательных кампаний: политтехнологи, политконсультанты, электоральные менеджеры, имиджмейкеры, пиарщики. Выдвижение на первый план двух последних предопределяет построение избирательной кампании, т.н. рекламный подход с ориентацией на работу со СМИ. Осн. действующими лицами при проведении избирательной кампании явл. электоральный менеджер и полит-технолог. Деятельность электорального менеджера носит организационно-управленческий характер. Политтехнолог непосредственно разрабатывает стратегию и тактику проведения избирательной кампании. При необходимости привле-
кается политконсультант, к-рый помогает избирательному штабу сориентироваться в полит, ситуации и выполняет консультационные функции.
Переход к выборам только по партийным спискам, несомненно, внес оп-ред. изменения и в практикуемые Т.и. Это связано прежде всего с активным включением представителей адм. власти всех уровней в деятельность поддерживаемых властными структурами партий и их избирательных штабов как на выборах в Гос. Думу, так и на выборах Президента РФ.
Лит.: Технология политических кампаний. М., 1991; Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.. 1995; Кудинов О.П., Колосова СВ., Точицкая Я.А. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в российском регионе. М., 1997; Лисовский С.Ф., Евтафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М-, 2000; Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2000; Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы (предвыборная кампания в российском регионе). М., 2003; Бузин А.Ю. Адм. избирательные технологии: московская практика. М., 2006.
Н.В. Андреенкоеа
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ -
процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, хранения, обработки и передачи информации. Т. и. позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы об-ва. Гл. совр. тенденцией в развитии Т.и. явл. переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации для всех сфер обществ, жизни. Т.и. явл. процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разл. степени сложности над данными, хранящимися в компьютере. Осн. назначение Τ и. состоит в выполнении целенаправленных действий по переработке входной информации. Осн. видами Т.и. явл.: Т.и. обработки данных. Т.и. авто-
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ
матиэапии офиса. Т.и. управления, Т.и. поддержки принятия решений, Т.и. экспертных систем, Т.и. автоматизации проектирования.
В наст, время все большее применение нахолят новые информационные технологии (НИТ). Под НИТ понимаются такие Т.н., для реализации к-рых используются самые последние достижения и области развития средств информатизации об-ua, и т.ч. электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, а также методы и средства искусственного интеллекта. НИТ имеют большое значение для развития обшецивилизаниоппо-го процесса интеллектуализации об-ва. НИТ широко применяются в таких прикладных интеллектуальных системах, как системы человеко-машинного взаимодействия с применением естеств. яз.. экспертные системы, системы компьютерного перевода с одного естеств. яз. на др., системы автоматизации проектирования, автоматизированные системы обучения и т.п. НИТ за их интеллектуальные кач-ва все чаше стали называть интеллектуальными информационными Технологиями. Эти технологии применяются при решении задач в проблемных областях, характеризующихся сравнительно неплохой информационной определенностью, возможностью накопления опыта, повторяемостью событий. К таким областям относятся медицина, геологоразведка, управление томными реакторами и др. Уже сложилась классификация методов и средств в области интеллектуальных Т.и. Выделяются такие направления, как нейронные сети, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, экспертные системы, когнитивные технологии, реальность виртуальная.
В искусственных нейронных сетях (И11С) строятся модели обработки информации на базе применения простой компьютерной эмуляции биол. нейронных систем. Эти сети «пытаются» обучиться на примерах реального опыта, просматривая данные для поиска взаимосвязей, автоматически строя модели,
«запоминая» примеры, корректируя снова и снова ошибки. ИНС дают хорошие рез-ты и в условиях неполноты данных. Нейронная сеть обучается распознавать ситуации посредством метола проб и ошибок.
Сейчас нейронные сети успешно помогают принимать решения в таких областях чел. деятельности, как финансовый рынок, постановка диагноза болезни, экспертиза поломок устройства, управление роботом и др.
Методы эволюционных вычислений применяются для описания собственно процессов эволюции состояний среды, программ и функций, систем знаний. Сам термин «эволюционные вычисления» обычно используется при описании алгоритмов поиска, оптимизации или обучения, осн. на формализанионпых принципах эволюционного процесса в природе. Методы эволюционных вычислений используются для оценки значений параметров моделей большой размерности, решения комбинаторных задач, оптимизации моделей обработки информации, в системах извлечения новых знаний из баз данных, обучения нейронных сетей и т.д. Области применения эволюционных вычислений: фондовые рынки, проектирование механических устройств и реактивных двигателей, разработка сложных планов и расписаний, оптимизация размещения промышленного оборудования и т.п.
Одним из кл. эволюционных вычислений явл. генетические алгоритмы, с помощью к-рых вычислительная машина может имитировать механизмы естеств. отбора.
НИТ имеют исключительно важное значение для обеспечения информационного взаимодействия между людьми Они позволяют оптимизировать информационные процессы, а также достаточно часто явл. важнейшими компонентами др. видов технологий — производственных и соц. НИТ явл. мошным средством превращения личностного персонифицированного знания в информационный ресурс. Посредством НИТ осушествля-
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ется перевод знаний в непосредственную производительную силу об-ва.
Лит.: Поспелов Г.С. Искусственный интеллект — основа новой информационной технологии. М., 1988; Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 1993; Пасхин Е.Н. Информатика и устойчивое развитие (методол. аспекты). М., 1996; Ващекин Н.П., Пасхин Е.Н., Урсул А.Д. Информатизация об-ва и устойчивое развитие. М., 2000; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об-во и культура. М., 2000; Райков А.П. Интеллектуальные информационные технологии. М., 2000; Колин К.К. Информационная цивилизация. М,, 2002; Системы и средства информатики: Специальный вып. «Науч.-методол. проблемы информатики». М., 2006.
Н.П. Ващекин, Е.Н. Пасхин
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность методов, приемов, средств и способов орг-ции чел. деятельности по целенаправленному воздействию на соц. процессы и системы. Т.е. организует целенаправленное взаимодействие соц. субъектов: организатора взаимодействия, инициатора преобразований и участника взаимодействия. Под Т.е. понимается также область знания, рассматривающая вопр. создания, использования, распространения соотв. методов и процедур управленческой деятельности. Объектом Т.е. выступают люди, малые и большие соц, гр., ин-ты и орг-ции,
В зависимости от того, на каком уровне обществ, отношений внедряются Т.е., можно разделить их на три гр.: макротехнологии, т.е. технологии макросистем {региональные подсистемы об-ва, кл., партии, большие соц. гр. и т.п.); ме-зотехнологии, т.е. технологии, используемые на «среднем» уровне: г., нас. пункт, крупный трудовой коллектив и т.п.; микротехнологии, т.е. технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, обществ, процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала. Возможна классифи-
кация Т.е. по осн. сферам обществ, жизни и видам чел. деятельности: производственно-трудовой, полит., образовательной; занятия спортом, в семейно-быто-вой сфере и т.п. Выделяют четыре типа Т.е.: 1) технологии формирования соц. систем (напр., методы соц. проектирования); 2) функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности соц. систем и процессов (напр., типовые процедуры управления); 3) технологии, направленные на преобразование и развитие соц. систем {напр., методы игр открытого типа); 4) технологии соц. борьбы как средство защиты соц. систем, подавления негативных явлений (напр., высокоразвитые и технологизи-рованные системы защиты безопасности и. правопорядка об-ва). Инновационные Т.е. можно разделить на технологии прямого и косвенного действия. Первые направлены на формирование такой совокупности соц. процессов и отношений, к-рые соотв. бы свободному и универсальному развитию чел. Вторые направлены на совершенствование организационно-управленческих аспектов чел. деятельности в рамках имеющейся совокупности соц. отношений: существующих структур, орг-ций, порядков (напр,, совершенствование форм орг-ции и оплаты труда и т.п.). Сегодня активно разрабатываются технологии управления и информационные технологии, технологии в сфере образования, профессиональной подготовки, формирования здорового образа жизни и развития активности чел., технологии разрешения конфликтов и т.п. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знаний, изучающая чел. и его деятельность, разрабатывает свои Т.е., обеспечивающие оптимизацию соц. процессов. Лит.: Дятченко Л.Я. Соц. технологии в управлении обществ, процессами. Белгород, 1993; Соц. управление: Словарь-справочник / Под ред. В. П. Доб-ренькова, ИМ. Слепенкова. М., 1994; Иванов В.Н. Соц. технологии в совр. мире, М., 1996; Волков Ю.Г. и др. Соц-я: Курс лекций. М.; Ростов н/Д, 1999.
А. В. Попов
ТИП ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ
ТИП ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ -
обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных соц. кач-в личности, входящих в к.-л. соц, общность. Социально-типические черты личности выходят за пределы ее индивидуальности, означают обусловленность индивидуального соц. Это, однако, не значит, что личность утрачивает свою индивидуальность, растворяется в соц. Будучи проекцией соц., сама индивидуальность личности выступает как соц. факт. Если же связь между соц, и индивидуальным прерывается (или нарушается), то на первый план могут выдвинуться факторы самодетерминации личности, как следствие этого, индивидуализм, в равной степени противоречащий как социальности, так и индивидуальности. Повторяющиеся и относительно устойчивые сочетания соц. и индивидуальных кач-в личностей, действующих в конкр. условиях места и времени, позволяют выделить основания типологизации личностей.
Преобладание индивидуальных кач-в, обусловленных в известной степени соц. характером личности, служит основанием для формирования авторитарных, толерантных и конформистских типов личностей. Преобладание соц. над индивидуальным имеет своим следствием демократический тип личности. Исходной теор.-методол. посылкой для соц. типологии явл. тип об-ва — обществ, формация. Путь от анализа обществ, формации к анализу личности, сведение индивидуального к соц. позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формирующееся в конкр.-истор. системе соц. отношений, в рамках опред. кл. или соц. гр., к к-рой принадлежит личность. Можно говорить о личности рабочего или интеллигента как об опред. соц. типах, равно как о личностях американского или китайского рабочего, амер. или китайского инженера как о типах личностей, сформировавшихся в условиях разл. типов об-ва. Индивиды, включенные в процесс кл. или группового взаимодействия, обладают бесчисленным множеством свойств.
Учесть все эти свойства практически невозможно. Следовательно, когда речь идет о личностях как о членах соц. гр. и кл., то имеются в виду не свойства отд. лиц, а соц. типы личностей.
Лит.; Кон И.С. Соц-я личности. М., 1967; Батенин С.С. Чел. в его истории. Л., 1976; Хьем Л., Зиглер Д. Теория личности: Осн. положения, иссл-я и применение. СПб., 1997; Ояшшнский В, Личность в российской соц-и и психологии // Соц-я в России. М., 1998; Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
Г. В. Осипов
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia —
терпение) — терпимость к к.- или к ч.-л., готовность и способность предоставить др. возможность свободы мысли и действия. Смысл понятия «Т.* выражает такое отношение к жизнедеятельности др. людей, к-рое способствует разл. рода чел. взаимодействиям и помогает им достичь опред. целей и рез-тов на основе признания правомерности иного образа жизни, поведения, культуры, интересов, убеждений и верований, чужого мнения, привычек и обычаев, мыслей и чувств. Т. предполагает стремление достичь взаимного понимания и согласования самых разных установок, ориентации и мотивов, не прибегая к насилию и принуждению, к подавлению чел, достоинства, а используя гуманные, социально-позитивные способы и средства взаимодействия между людьми: диалог, переговоры, согласие, партнерство, взаимопомощь, сотрудничество. Т., т.о.. противостоит антагонистической (тоталитарной или авторитарной) парадигме отношений, исключающей возможность конструктивного разрешения конфликтов.
В совр. ситуации противоборства интеграционных и дезинтеграционных процессов Т. предстает как интенция общечеловеческих потребностей и интересов. Трагический опыт 20 столетия убедительно показал, что становление ново;'•! соц. реальности существенно зависит от того, каким образом социокульт. достижения разл. сооб-в включаются в обшее
ТОЛПА
движение человечества к своей целостности. В этом движении насильственные способы: тоталитарное принуждение, авторитарное подчинение, грубая сила, давление, утилитаризм, прагматизм, примитивизм — в решении сложных проблем не только непродуктивны, но и чрезвычайно опасны. Признание независимости и ценности др. явл. необходимым условием формирования новых видов соц. связей и коммуникативных отношений, сохранения и развития многообразия социокульт. укладов, способов жизнедеятельности, интеграции соц.-по-лит. процессов. Сегодня оно стало важным фактором выживания и повышения жизнеспособности человечества в целом, ибо, как показывает практика, разделен-ность об-ва диалектически преодолевается не путем ее подавления, а, наоборот, путем превращения в конструктивный элемент демократии и свободы. Нетерпимость же неизбежно порождает социокульт. раскол и особый «расколотый» тип личности, что делает невозможным выход об-ва из кризиса. Не случайно Декларация ООН о толерантности (1993) подчеркивает, что в совр. мире альтернативы Т. не существует. Хотя она и не решает всех проблем, но позволяет подходить к ним в духе открытости, прогресса к мира.
Т. служит важным компонентом структуры творческого соц. взаимодействия и творчества вообще.
Лит.: Шалин ВВ. Толерантность (Культурная норма и полит, необходимость). Краснодар, 2000.
В. В. Комлева
ТОЛПА — понятие соц-и и соц. психологии, отражающее соц. и соц.-психол. особенности внутренне неорганизованных гр. людей, временно объединяемых к.-л. общими интересами, представлениями, настроениями и увлечениями. Т. присущи специфические формы обществ, сознания и поведения. Она возникает на основе общности интересов и соц. (полит., трудового, культ, и т.д.) опыта людей. Без интегрированного соц.
опыта вовлечение отд. индивидов в соц. гр. типа Т. невозможно.
Т. обладает опред. соц. характеристиками. К ним можно отнести возникновение особой ограниченной во времени орг-ции на основе случайных, внешних и малозначимых в соц. плане связей. Т. («публика», «чел. массового об-ва*-) рекрутируется из атомизированных личностей, для к-рых характерна взаимная изолированность и анонимность, слабое взаимодействие. Как правило, для представителей Т. характерны кризис личности, коренящийся в ее отчуждении от собственности, от участия в обществ, делах, превращение ее в простого исполнителя чужой воли. Все это порождает чувство соц. бессилия и одиночества, утрату соц. активности. Как конформист такой чел. участвует в соц. движениях, поскольку этого требует «орг-ция», соц. микросреда или интересы карьеры. Для такого чел. характерна «отрицательная свобода» (Г. Гегель) или «бегство от свободы» (Э. Фромм). Возникновение и функционирование Т. связаны с такими формами обществ, сознания, для к-рых характерны заданность представлений об образе жизни, стереотипы восприятия соц. действительности и обществ, идеалов, доминирование ценностей невысокого содержания. В гносеологическом плане сознание Т. характеризуется неспособностью познать подлинную сущность соц. действительности. Психология Т. характеризуется слиянием личности с массой участников, снижением интеллектуального контроля за поведением, ярко выраженными эмоциональными переживаниями, взрывным, непредсказуемым поведением, его подражательным и импульсивным характером.
Для психологии индивида в Т. характерны ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрата чувства ответственности. Важной характерной чертой Т. как соц. феномена явл. соотношение «героя» и «толпы», в к-рой ведущая роль принадлежит лидеру, вожаку, «герою». Подчинение Т. герою в известном смысле имеет харизматический характер.
ТОТАЛИТАРИЗМ
В кон. 19 в. Г. Тард развил учение о публике как «рассеянной Т.», формирующейся под влиянием СМИ. Г. Лебон рассматривал массу и Т, как понятия близкие по своей сущности, В 20 в. проблема Т. рассматривалась в основном в русле концепции массового об-ва и массовой культуры.
Лит.: Тард Г. Обществ, мнение и толпа. М., 1902; Он же. Личность и толпа. СПб., 1903; Московичи С. Век толп. М., 1996; Лебон Г, Психология толп // Психология толп. М., 1998; Тард Г. Мнение и толпа // Там же; Сегеле С. Преступная толпа// Преступная толпа. М., 1999.
Г.Х. Шингаров
ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totus - весь, целый, совокупный) — система насильственного полит, господства, характеризующаяся полным подчинением об-ва, его экон., соц., идеол., духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером («фюрером*•, «дуче», «каудильо» и т.д.). Осн. соц. силой, на к-рую опирается Т., явл. люмпенство г. и деревни (люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства, люмпен-интеллигенция), отличающееся соц. аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем ост. обществ, слоям и гр. ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этических принципов, собственности и т.д. Процесс становления и утверждения Т. наряду с люмпенизацией об-ва предполагает насильственную орг-цию обществ, жизни на принципах «чрезвычайного положения», сопровождающегося милитаризацией. Такая «орг-ция» обществ, жизни достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной ч. об-ва. Форма вооруженного террора создает модель «соц. порядка», в соответствии с к-рой структурируется все об-во.
Ведущей и безусловно доминирующей формой соц. отношений в условиях
Т. явл. политика, основанная на прямом насилии, поэтому «политизация» тоталитарного об-ва неизбежно сопровождается его милитаризацией. Бюрократизация милитаризованных отношений в тоталитарном гос-ве, поддерживаемых с помощью перманентного применения вооруженной силы, остается гл. и осн, способом «совершенствования» соц. порядка. Идейные истоки Т. мн. социологи усматривают в утопических концепциях, нацеленных на создание «заново» всей системы обществ, отношений с помощью «директивного принципа», ориентированного на некий «образец», сконструированный чисто умозрительным путем. По их мн., в основании идеологии совр. форм Т. лежат, с одной стороны, идеол. концепции Дж. Джен-тиле, Б. Муссолини, А. Гитлера и А. Ро-зенберга, с др. — идеи «левых коммунистов» и Л.Д. Троцкого. Как правило, различаются два варианта Т. — праворадикалистский (фашистский и национал-социалистский) и левоэкстремист-ский, толкуемый зачастую (напр,, в неомарксизме, испытавшем значительное влияние троцкизма) как рез-т «термидорианского переворота», произведенного в рев. России И.В. Сталиным и связанного с идеологией сталинизма. Однако в целом в иссл-ях Т. акцент делается на общности разнообразных его форм.
Лит.: Маркс К. Экон.-филос. рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956; Тоталитаризм и посттоталитаризм. Кн. 1. М., 1994; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М-, 1996.
Ю.Н. Давыдов
ТОЧНОСТЬ (УСТОЙЧИВОСТЬ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ -
отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. В зап. традиции эта характеристика называется не точностью, а надежностью. Теор. показателем величины случайной ошибки явл. дисперсия распределения ответов респондентов вокруг истинного значения признака, но т.к. такое измерение практически неосуществимо, ис-
УКЛАД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — категория, выражающая опред. тип производственных отношений. Соц.-экон. строй того или иного об-ва может состоять из одного или неск, У.с.-э. В многоукладном об-ве один из них, как правило, доминирует, подчиняет остальные и опред. характер соц.-экон, строя в целом. Различают У.с.-э. формационные (ггеρвобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и др.) и неформаци-онные (патриархальный — мелкое натуральное хоз-во; мелкобуржуазный — мелкое товарное хоз-во и т.д.). Иногда У.с.-э. называют «уклад жизни», к-рый наряду с кач-вом, стилем и уровнем жизни в значительной мере опред. условия образа жизни.
И. В. Бестужев-Лада
УПРАВЛЕНИЕ — функция организмов, систем разл. природы (биол., соц., техн.), обеспечивающая сохранение их опред. структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
А.И. Пригожий
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - в
широком смысле: управление всеми и любыми обществ, процессами в отличие от управления в биол. и техн. системах; в узком смысле: управление процессами и явлениями соц. сферы обществ, жизни, средство реализации соц. политики.
У.с. осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важными составными ч. У.с. явл. соц. планирование и проектирование, разработка и реализация конкр. мер по решению соц. проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экон. преобразований.
Сущность социол. подхода к управлению состоит в выделении трех его ком-
понентов. Первый — ядро механизмов управления: его составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществ-ление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Вторым компонентом явл. самоорганизация социальная, т.е. спонтанные процессы внутри коллективно го регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, соц. нормы). Оба названных компонента образуют третий — порядок организационный, включающий как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, адм. распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, рук. заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка или же «подключить» спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед орг-цией. В этом смысле проблематику У.с. составляют такие актуальные проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения рук.—подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка рук., адаптация персонала и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социол. проблемы управления техн. и организацией ны-
использовался в разл. сферах знания: электротехнике, биологии, математике, лингвистике, архитектуре; а также в театральном, цирковом искусстве.
вой поступательной, положительной направленности изменений, что отличает Т.е. от развития, прогресса, революции, модернизации, когда позитивный век-
УРБАНИЗАЦИЯ
ми нововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческого консультирования, деловых игр и т.д. Объектами У.с. явл. индивид, гр., орг-ция, др. соц. образования и процессы.
Лит.: Наумова Н.Ф. Социол. и пси-хол. аспекты целенаправленного поведения. М,, 1988; Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997; Лн-софф И. Новая корпоративная стратегия. М., 1999; Конверт М. Управленческий консалтинг. М., 1999; Романов П.В. Социол. интерпретации менеджмента: иссл-я управления контроля и орг-ций в совр. об-ве. Саратов, 2000; Пригожим A.M. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
А.И. Пригожий
УРБАНИЗАЦИЯ (от лат. urbanus — го-роде кой) — истор. процесс повышения роли городов в жизни об-ва, к-рый охватывает изменения в развитии и размещении производительных сил и соц. инфраструктуры, в орг-ции расселения и т.д. и соответственно в соц. структуре, образе жизни, культуре, соц. и духовных ценностях нас. С У. связаны осн. достижения цивилизации и становление разл. соц.-экон. формаций и типов об-ва.
Понятие «У.» многозначно: в политэкономии оно обозначает опред. фазу разделения труда между г. и деревней; в экономике — аспект концентрации производительных сил на индустриальной основе; в географии — обусловленный СОЦ.-ЭКОН. развитием процесс усложнения и концентрации функций в системе поселений; в демографии — концентрацию нас. в городах.
В социол. смысле У. представляет собой аспект процесса преодоления соц.-терр. дихотомичности г. и деревни путем развития городов и распространения в сельской местности городских типов орг-ции материально-вещественного комплекса жизнедеятельности нас, свойственных г. форм образа жизни и ценностей бытия. Др. аспектом этого процесса выступает У. городов в виде воссоздания
в них очагов естественно-природной экологии и распространения вследствие притока больших масс сельских мигрантов бытовой орг-ции деревенского типа, свойственных деревне форм образа жизни и ментальное™.
У. вызывается объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, рост взаимозависимости и интенсивности взаимодействия разл. сфер производства, науки и культуры и сама, в свою очередь, порождает рост динамизма соц. изменений в об-ве.
Непосредственным фактором У. наряду с ростом городов, формированием агломераций и мегаполисных городских систем поселения явл. маятниковая миграция сельского нас. в города и городского — в сельскую местность и распространение образцов городского образа жизни и свойственных городской соц.-терр. общности ценностей бытия в массах сельского нас.
В основе маятниковой миграции лежит диспропорция в размещении между г. и деревней чел. ресурсов и материальной базы труда, чрезмерная окультурен-ность, вплоть до исчезновения в городах естественно-природной среды существования чел., рост ценности для сельского нас. достижений городской цивилизации, а для горожан — естествен но-природной среды обитания. В высокоурбанизированных странах в последнюю четв. 20 в. доля маятниковых мигрантов утроилась: работает и учится в городах до 40% постоянного сельского нас, трудится