Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социология феноменологическая





конкр. образом, и рассмотрения их в кач-ве свидетельства, рассматриваемого образца. Т.о., процесс перевернут, и конкр. моменты рассматриваемого об­разца используются затем как доказа­тельства существования самого образца. «Док. метод» состоит в рассмотрении ак­туальной видимости как «док-та», «ука­зывающего на», «свидетельствующего в пользу» предполагаемого рассматривае­мого образца. Рассматриваемый образец не только выводился из индивидуальных док. свидетельств, но эти индивидуаль­ные док. свидетельства в свою очередь строятся на основе того, что известно о рассматриваемом образце; каждый из этих элементов используется для разра­ботки др.

С.ф. доказывает, что соц. жизнь «по своей сущности рефлексивна». Члены об-ва постоянно соотносят аспекты дея­тельности и ситуаций с предполагаемы­ми образцами и подтверждают сущест­вование этих образцов обращением к ча­стным случаям их проявления. Т.о., члены об-ва создают отчет о соц. мире, к-рый не только придает смысл и объясняет, но в действительности и создает этот мир. «Индикативность» означает, что смысл любого объекта или деятельности вытекает из их контекста, он «индекси­руется» в конкр. ситуации. В рез-те это­го любая интерпретация, объяснение или отчет, сделанные членами об-ва в их повседневной жизни, становятся соотне­сенными с конкр. обстоятельствами или ситуациями. Для членов об-ва смысл то­го, что происходит, зависит от способа, к-рым они интерпретируют контекст рассматриваемой деятельности, В этом отношении их понимания и отчеты ин­дикативны: они формулируют смысл в терминах конкр. состояния среды.

Феноменологи очень критично отно­сятся к др. направлениям соц-и. Они считают, что «обычные» социологи не поняли природу соц. реальности, по­скольку соц. мир они рассматривают, как если бы это была объективная ре­альность, независимая от анализа и ин­терпретации членов об-ва. В противовес этому феноменологи доказывают, что


соц. мир состоит не из чего иного, как из конструктов, анализа и интерпрета­ций своих членов. Следовательно, рабо­та социолога состоит в том, чтобы объ­яснить методы и аналитические про­цедуры, используемые членами об-ва для конструирования своего соц. мира. Согласно представлениям этнометодо-логов именно эту работу обычная соц-я так и не смогла сделать. Для феномено­логов почти нет разницы между тради­ционными социологами и чел. с улицы. Они доказывают, что методы, исполь­зуемые социологами в своих иссл-ях, в основе аналогичны тем, что используют­ся людьми в повседневной жизни.

Позиция феноменологов была под­вергнута основательной критике А, Го-улднером за то, что они обращаются к тривиальным аспектам соц. жизни и от­крывают вещи, к-рые все уже знают. Критики С.ф, считают, что она не уде­ляет должного внимания тому, что ана­литические процедуры членов об-ва проводятся в рамках системы соц. отно­шений, включающих властные различия. Мн. феноменологи не принимают во внимание все то, что не признано и не учитывается членами об-ва. Они полага­ют, что если люди не признают сущест­вование объектов и событий, то эти объ­екты и события на них не влияют. Вме­сте с тем заслугой С.ф. явл. интересная постановка актуальных методол, про­блем.

Лит.: Гуссерль Э. Идеи к чистой фено­менологии. М., 1994; Култыгин В.П. Совр. зарубежные социол. концепции. М., 2000; Шюц А. Избр. Мир, светящий­ся смыслом. М., 2004; Гуссерль Э. Избр. работы. М., 2005; Гарфинкель Г. Иссл-я по этнометодологии. СПб., 2007; ffusseri Ε. Erfahrung und Urteil. Hamburg, 1954; Schutz A. Der Sinnhafte Aufbau der Sozialen Welt. Wien, 1960; Garfmkel H. Studies in Etnomethodology. Englewood Cliffs, 1967; Goldner A. W. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970; Zimmerman D.H., Wieder D.L. Ethnomethodology and the Problems of Order: Comment on Denzin // Understanding Everyday Life. L., 1971.

В.П. Култыгин


4S7


СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ


СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ -

I. Относительно самостоятельная от­расль социол. науки, исследующая эко­номику как ч. социетальной системы, неэкон. факторы развития экономики, мотивы и соц. смысл экон. поведения людей. Осн. задачи С.э.: 1) выработка науч. обоснованных представлений о ха­рактере и рез-тах взаимовлияния экон. и соц. процессов; 2) разработка рекомен­даций по оптимизации соц.-экон. управ­ления об-вом с учетом имеющихся экон. и неэкономических ресурсов.

Понятие «С.э.» вошло в науч. оборот в кон. 19 — нач. 20 в. Э. Дюркгейм в ос­нованном и издаваемом им журнале «Социол. ежегодник* выделил разд. «Экон. соц-я». В 1903 бельгийский со­циолог Г. де Грееф издал первую моно­графию «Экон. соц-я», где сформулиро­вал свое понимание предмета и метода экон. соц-и. В учеб. по соц-и В. М, Хво-стова (1917) был выделен разд. «Экон. соц-я».

Становление С.э. было подготовлено интеграцией экон. и социол. знания, вы­звано объективными обществ, потребно­стями. Истор. предпосылки формирова­ния С.э. связаны, во-первых, с активным развитием кап. способа производства и рыночными принципами регулирования экономики; во-вторых, с формировани­ем ин-тов гражд. об-ва. Теор. предпо­сылки созданы развитием экон. теории, соц. философии и социол. науки. Во 2-й пол. 18 в. представители классической школы полит, экономии (А. Смит, Д. Ри-кардо) выдвинули идеи о соц. природе экон. жизни, соц. функциях экономики, проблемах и противоречиях хоз. жизни. Теор.-методол. предпосылки С.э. созда­ются в сер. 19 — 1-й пол. 20 в. Сущест­венный вклад в этот процесс внес К. Маркс. Применив диалектико-мате-риалистический метод к анализу капита­лизма, он выявил глубокую взаимосвязь экономики и гражд. об-ва. Объяснение природы этой взаимосвязи привело Маркса к выводам, к-рые легли в основу социоло го -экономического знания. В их числе: взгляд на экономику как одну из сфер об-ва, тесно взаимодействующую


с др. сферами: идеологией, политикой, правом и на этой основе оказывающую определяющее влияние на соц. процес­сы, к-рые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на экономику; обос­нование соц. формы труда как единства идеальной и материальной деятельности людей; соц. интерпретация экон. зако­нов и категорий; анализ сознания и по­ведения реально функционирующих экон. субъектов в причинно-следствен­ной связи с их жизненными потребно­стями и коренными (в т.ч. кл.) экон. ин­тересами.

Развитие соц-и как науки обусловило идеи «социологизации» экон. знания за счет применения позитивного метода к анализу экон. явлений (О. Конт). Дюрк­гейм дал обстоятельный социол. анализ экон. процесса разделения труда, создал теорию обществ, солидарности. М. Вебер исследовал влияние соц. ин-тов (рели­гии, политики) на экон. жизнь, взаимо­действие хоз. идеологии и экон. орг-ции. Г. Зиммель дал социол. интерпретацию такой экон. категории, как деньги.

В 1920-е гг. в США изучение соц. ме­ханизмов промышленного производства обусловило активное развитие индустри­альной соц-и, постепенно эволюциони­рующей в С.э.

Во 2-й пол. 20 в. амер. социологи Т. Парсонс и Н. Смелзер в работе «Эко­номика и об-во» обосновали экон. сои-ю как отд. науч. отрасль на «стыке» экон. теории и соц-и, исследующую воздейст­вие соц. ин-тов — полит., правовых, ре-лиг, и др. на экон. жизнь об-ва. Методол. важным представляется и вопр. выявле­ния факторов и способов интеграции личности в экономику.

В России С.э. возникла как под влия­нием западноевропейской и амер. соии- ол. культуры, так и в рез-те длительного процесса эволюции отечественных со-циолого-экономических идей. Большой вклад в формирование теор. и эмпириче­ских предпосылок С,э. внесли работы по социол. изучению села (А.Н. Энгель-гардт, Д.А. Столыпин, К,Р. КачоровсюЩ. В.М. Чернов и др.). Науч. традиции, за­ложенные этими авторами, дают возмож-



СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ


ность совр. исследователям углубить представления о крестьянстве и методо­логии его изучения, лучше понять истоки проблем и противоречий в аграрной сфе­ре. Иссл-я социально-трудовой сферы базируются на трудах российских эконо­мистов: П.Б. Струве, М.И. Туган-Бара­новского, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаяно­ва и др., теор. обоснованно поставивших вопр. о необходимости расширения ана­литических границ политэкономии в све­те социол. концепций. На эти подходы опираются совр. исследователи (Т.И. За­славская, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко, В.В. Радаев, В.И. Верховин, В.И. Доб-реньков и др.), разрабатывающие данную область социол. знания.

Теор. обоснование объекта экон. соц-и как области взаимодействия экон. и соц. процессов в контексте взаимосвя­зи двух сфер об-ва: экон. и соц. дано в работах Заславской и Рыбкиной, Ими выделено теор. ядро С.э. — «соц. меха­низм развития экономики». Эмпириче­ское изучение специфики данного взаи­модействия в реальной полит, среде и духовной сфере, включающей культуру, обществ, идеологию и психологию, кон­кретизировало данный подход. По опре­делению В.Э. Бойкова, объект изучения С.э. можно представить как механизм взаимодействия экон. и соц. процессов на разл. уровнях орг-ции об-ва и произ­водства, функционирующий в контексте доминирующих экон. укладов, сложив­шейся соц. стратификации и полит, сис­темы об-ва.

В определении предмета С.э. про­дуктивным явл. обоснование Заслав­ской и Рыбкиной положения о чел. факторе соц.-экон. развития (соц. гр.) как ядре системы связей между эконо­микой и сои. сферой об-ва и активной силе эволюции об-ва. Предметная об­ласть включает изучение экон. потреб­ностей и интересов разл. соц. гр., слоев и общностей, доминант их экон. созна­ния и поведения и др. качественных характеристик.

Экономико-социологические иссл-я в этом направлении могут способство­вать науч. обоснованному решению


управленческих задач. Существенными из них представляются след.: определе­ние реальных чел. ресурсов системных преобразований в об-ве, соц. потенциа­ла развития конкр. регионов и отраслей экономики, предупреждение соц. кон­фликтов в сфере производства, станов­ление соц. партнерства как способа взаимоотношений труда и капитала.

Лит.: Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 199 J; Радаев В.В. Экон. соц-я. М., 1997; Рыв­кина Р.В. Экон. соц-я переходной Рос­сии. Люди и реформы. М., 1998; Заслав­ская Т.И. Совр. росийское об-во. Соц. механизм трансформации. М., 2004; Соц-я / Под ред. В.М. Бойкова. М., 2004; Экон. соц-я / Отв. ред. В.И. Верховин. М-, 2006; Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. Ν.Υ., 1965; Economy and Society: Overviews in Economic Sociology / Ed. by A. Martinetli, N. Smelser. Bristol, 1990.

Л.Д. Чернышева

П. Отрасль социол. науки, изучающая комплекс явлений и процессов, прояв­ляющихся во взаимозависимости между соц. и экон. сферами обществ, жизни.

Первые социоэкономические подхо­ды к анализу чел. деятельности были на­мечены еще в трудах Аристотеля. Истоки совр. С.э. лежат в работах классиков по­литико-экономической теории: А. Сми­та, Д, Рикардо, И. Бентама, Дж. Милля, К. Маркса, а также в трудах нем. «истор> политэкономической школы (В. Рошер, Б. Гильдебранд, Г. Шмоллер, Л. Брента-но, К. Бюхер). Дальнейшее развитие С.э. получила в работах М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, Т, Веблена, Т. Парсонса, Н. Смел-зера, А. Этциони, М. Грановеттера.

Осн. концептуальные подходы в С.э. лежат между двумя крайностями, опре­деляемыми «моделями обществ. чел>. Первая крайность — это «чел. экон.»: мотивированный почти всецело экон. интересами, «атомизированный», т.е. ис­пытывающий миним. влияние со сторо­ны любых соц. структур, рациональный, хорошо информированный и действую­щий в русле личного эгоизма. Вторая



СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ


крайность — «чел. социол.», для к-рого гл. мотивации лсятелыюси-t лежат в сфе­ре сохранения (или желательной транс­формации) его окружения в виде соц. структур — от семьи ло об-на в целом. Такой чел. соотв. в большой степени подчиняется нормам, табу и неформаль­ным предписаниям сои. окружения.

С.э. в своих моделях представляет чел. в его экон. деятельности как актора, наделенного сложной системой интере­сов и действующего в разных ролях, функциях и статусных позициях, прояв­ляя волю, гибкость и собственное виде­ние будущего. Этот человек включен в сложную структуру производства, рас­пределения и потребления товаров и услуг, но одновременно — в комплекс полит., образовательных, религ.-идеол., общинных, эти им. и др. формальных и неформальных систем, сетей и пр. ии-тов.

Осп. направления иссл-й и подходы совр. С.э.:

•cou-я рационального выбора; сете­вой подход;

• новый институиионализм;

• культ.-истор. подход;

• этнографический подход.

При этом в той или иной мере учи­тывается и оценивается как система соц.-экон. ролей чел. (предприниматель, менеджер, наемный работник, рантье, кормилец семейства и т.д.), так и его ролевое поведение в разнообразных хоз.-экон. структурах, в которые он включен и с к-рыми он взаимодействует.

Подходы С.э. широко применяются в таких сферах практико-ориентированной деятельности, как индустриальная соц-я. соц-я обшностей. соц-я власти и др.

Лит.: Смеллер И. Сои-я (Курс лек­ций). М., 1998; Парсонс Т. О структуре сои. действия. М., 2000: Pachiee В.В. Экон. cou-я: Курс лекций. М.. 2000; Ве­дер М. Протестантская этика и дух капи­тализма // Вебер М. Избр. М., 2006.

Л.С. Черной

СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ -

ч. соииол. пауки (наряду с сои-ей теор.). цель к-рой — выявление тенденций π закономерностей развития исследуемых


объектов путем получения и анализа фактического (конкр.-соииол.) материа­ла. С.э. представляет собой сложный комплекс конкр. соииол. иссл-й, к-рые формируют фактическую базу соц-и, осуществляя се связь с практикой и сои. опытом.

Метода!, эмпирическое знание может быть получено восходящим или нисходя­щим способами, т.е. от частного (конкр.) к общему (абстрактному) или наоборот. Внутри С.э. выделяют два направления: первое ориентировано на создание спе­циальных соииол. теорий (cou-я села, молодежи и т.д.), второе — на решение сугубо практических задач преимущест­венно в рамках сои. инженерии (получе­ние практических рекомендаций по управлению, маркетингу, формированию обществ, мнения и т.п.). Метод, подходы получения эмпирического материала подразделяются па количественные (стат.) и качественные. При первом подходе осн. метолом сбора информации считает­ся проведение массовых опросов посред­ством структурированного инструмента­рия (анкеты). Эти опросы проводятся па базе выборочных совокупностей, к-рые. как правило, формируются на основе данных гос. статистики. В наст, время перспективной методикой сбора первич­ной информации становится Web (on-line ι опросы. При втором подходе осн. мето­дами явл. фокусированное, нарративное, лейтмотивное интервью и наблюдение. Наиб, актуальная проблема при первом подходе — получение репрезентативных данных, при втором — обоснование перехода от частного к общему. Эмпири­ческий материм представлен данными полученными в ходе анкетных опросов, интервьюирования, наблюдения, экспе­римента, а также данными стат.. тексто­выми и т.д.

Независимо от того, какими метола-ми был получен эмпирический матери­ал, предполагается его формализация проводится онераииоиализация поня­тий, используются эмпирические инди­каторы (показатели) и индексы. Вслед за сбором фактического материала и его формализацией применяются методы



СОЦИОМАТРИЦА


обработки полученного материала, пре­жде всего, матем., к-рые соответствуют логической схеме анализа, разработан­ной исследователем. Существует т.н. первичный и вторичный анализ инфор­мации, т.е. обработка и интерпретация нового материала или уже изучавшегося ранее. На завершающем этапе проводят­ся анализ и обобщение обработанного материала, выявляются искомые тенден­ции, закономерности развития изучае­мых объектов.

Истор. истоки С.э. находятся в соц. статистике. Ведущее место в сборе стат. фактов занимала Великобритания, по­этому именно британская соц-я заложи­ла в сер. 19 в. основы С.э. В 1920-е гг. центр развития С.э. смещается в США. Поворотным пунктом этого процесса считается изд. в 1918 работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». К сер. 20 в. С.э., опираясь на доминировавшие в те гг. в соц-и принципы позитивизма, получила широкое распространение во мн. зап. странах. В 70—80 гг. 20 в. С.э. становит­ся в этих странах особой отраслью инду­стрии, зачастую неправомерно претен­дуя на роль соц-и как таковой. В кон. 20 в. преобладающей стала т.з. об огра­ниченности позитивистских принципов построения соц-и и необходимости со­размерности С.э. и соц-и теор.

Рус. С.э. нач. формироваться в 1870-х гг.. когда соц. обследования проводились земствами, собравшими уникальный по достоверности и объему фактический материал подворных переписей. Процесс институциализации соц-и в России на­чался в 1916 с созданием Рус. социол. об-ва им. М.М. Ковалевского, В 20-е гг. 20 в. советская С.э. характеризовалась рос­том прикладных иссл-й, но в 30—50-е гг. ее развитие было прервано из-за призна­ния соц-и буржуазной лженаукой. Воз­рождение советской С.э. началось в 1960-х гг. Этот этап связан, прежде все­го, с такими учеными, как Г.В. Осипов, А. А. Зворыкин, А. Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др. Проведение большого кол-ва прикладных иссл-й позволило провести интересные разработки проблем


брака и семьи и др. В 1969 был создан ИКСИ АН СССР. Поскольку истор. ма­териализм официально считался базис­ной теорией советской соц-и, то в 70—80-е гг. 20 в. более интенсивно разви­валась именно С.э., однако адм. вмеша­тельство в науч. деятельность негативно отражалось и на ней. Становление рос­сийской С.э. с нач. 90-х гг. 20 в. происхо­дило в условиях свободы концептуально­го и тематического выбора иссл-й. Было организовано большое кол-во частных социол. лабораторий, центров. В иссл-ях преимущественно использовались разра­ботки зарубежных социол. школ, прежде всего амер., что отчасти приводило к не­объективно заниженной оценке отечест­венного опыта развития С,э,

Лит.: Батыгин Т.С, Лекции по мето­дологии социол. иссл-й. М., 1995; Тел­ешова Ю.Н. Измерение в соц-и. М., 1998; Татарова Г.Г. Методология анали­за данных в соц-и (введение): Учеб. М., 1999; Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифо­творчество. М., 2002; Беляева Л.А. Эмпи­рическая соц-я в России и Восточной Европе. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпири­ческая соц-я в Зап. Европе. М., 2004; Ионш Л.Г. Философия и методология эмпирической соц-и: Учеб. пособие. М., 2004; Рабочая кн. социолога. М., 2007; М. Cook, D. Thomas, СИ. Reinhardt. Quali­tative and quantitative Methods in Research Evolution. Beverly Hills, 1979.

B.B. Локосов

СОЦИОМАТРИЦА - способ представ­ления данных, полученных с помощью социометрических методов (прежде все­го социометрического опроса). С, по­строенная по данным опроса малой гр., представляет собой квадратную табл., состоящую из нулей и единиц. На пере­сечении /-й строки/-го столбца стоит I, если j'-й член гр, выбирает у'-го в ответе на данный вопр., и 0 в противном случае (каждому социометрическому вопр. со­ответствует одна С). С. используется в кач-ве исходной при разл. методах обра­ботки социометрических данных (расче­ты социометрических индексов, выделе­ние подгрупп и др. подструктур и т.п.).



СОЦИОМЕТРИЯ


Определение С. фактически совпада­ет с определением матрицы смежности вершин графа, поэтому теория графов и матричный анализ широко используют­ся при анализе С. В части., для изучения опосредованных связей между членами гр. могут быть построены матрица до­стижимости и матрица расстояний меж­ду вершинами графа.

Разновидностью С. явл. взвешенная С, к-рая строится по данным опроса в том случае, если межличностные отно­шения измерены с помощью шкаты бо­лее высокою уровня, чем дихотомиче­ская шкала (состоящая только из Он I). В ЭТОМ случае на пересечении /-Й строки и у-го столбца С. стоит величина, полу­ченная в рез-те измерения отношения ί-ιο члена к у'-му члену гр. (напр., вес выбора, интенсивность симпатий, отри­цательные значения, соотв. «отвержени­ям», и т.н.).

При определении позиционной структуры малой гр. используются мат­рицы образов, к-рыс фиксируют нали­чие или отсутствие связей между соц. позициями. Матрица образов имеет раз­мерность р'р, где ρ — кол-во выделен­ных позиций в структуре гр. Элементами матрицы образов могут быть 1 (наличие связи между позициями) и 0 (отсутствие связи между позициями).

См. также: Социометрия, Социограм-ма. Обработка данных социометрических.

Лит.: Knoke D.. Kuklinski J. Η. Network Analysis. Beverly Hills, 1982. P. 42-50; Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods and Applications. N.Y., 1994! P. 417-423.

E.B. Жулькевская, В. И. flauuommo

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. socictas - об-во и греч. metreo — меряю) — в узком зна­чении — область сои. психологии, свя­занная с изучением межличностных от­ношений в малых соц. гр. Термин С. возник в 19 в. для обозначения приме­нения матем. методов в соц. науках, тем не менее такое широкое его понимание не получило распространения. Новое значение термину придал Дж. Морено, к-рый предложил специальные теорию и


методы С. В дальнейшем методы отде­лил ись от теории и стали использоваться независимо. Вот почему часто под С. понимают методы иссл-я структуры межличностных отношении в малой сон. гр. путем изучения выборов, сделанных членами гр. по тем или иным социомет­рическим критериям. Одним из осн. со­циометрических методов явл. социомет­рический опрос, а социометрическим критерием — вопр. социометрической анкеты (теста).

Респондентам предлагается избрать одного или неск. членов гр., к-рая изу­чается (чаще всего для совместной дея­тельности в прожективной ситуации). Таким опрашиванием явл., напр. опра-шнвание членов производственной брига­ды с помощью анкеты, к-рая включает вопр. наподобие такого: «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней. если бы бригада формировалась зано­во?». В ответ на каждый подобный вопр. респонденты должны указать номера членов бригады, фамилии к-рых есть в специальном списке, к-рый прилагается к анкете.

Социометрическое опрашивание су­щественно отличается от др. видов соии-ол. опрашивания характером первичных данных, средствами их представления, процедурой, методами анализа собран­ной информации. В отличие от др. ви­дов опрашивания, рез-том измерения в данном случае явл. не характеристика респондента (значение признака, изме­ренное с помощью шкалы того ли др. типа), а характеристика взаимоотноше­ний между респондентами. Если при лр видах опроса ответы респондентов на каждый вопр. порождаю! распределение опрошенных по градациями признака, к-рый соответствует опред. вопр., то от­веты членов гр. па опрел, социометриче­ские вопр. порождают (выявляют) струк­туру отношений. Это отличие предопре­деляет разработку специальных средств представления собранных эмпирических данных: указанная структура может иметь неск. вариантов изображения — это специальный рис. или граф (соило-



СПОНТАННОЕ В ОБЩЕСТВЕ


грамма), табл. (социоматрица), локо-грамма и др.

Дальнейшее развитие социометриче­ских методов осуществляется, во-пер­вых, путем уточнения интерпретации рез-тов, полученных с их помощью (та­кие работы проводились в рамках т.н. стратометричной концепции малых гр.). Во-вторых, разрабатываются разные мо­дификации процедуры получения дан­ных, к-рые дают возможность расши­рить кл. отношений, изучаемых с помо­щью С. В частн., новые методы дают возможность исследовать не только эмо­циональные межличностные взаимоот­ношения, а и др. отношения между чле­нами гр. К методам получения социо­метрической информации относятся все осн. методы сбора данных, к-рые ис­пользуются в соц-и (опрос, наблюдение, анализ док-тов). К разл. модификациям сбора данных относится, напр. референ-тометрия, к-рая дает возможность опре­делять для каждого респондента тех чле­нов гр., мнение к-рых его в особенности интересует, методику выбора в действии (напр., если ученикам младших кл. или дошкольникам дают пакет календариков и предлагают по одному подарить иек-рым своим друзьям) и т.п. В-третьих, расши­ряется кл. объектов, отношение между к-рыми изучаются с помощью социо­метрических методов. С их помощью ис­следуются, напр. структура сложных орг-ций, взаимоотношения между семь­ями в селах, структура цитирования в науч. публикациях, особенности пьес разных авторов (изучается напряжен­ность отношений персонажей) и т.п.

Развитие С. по указанным направле­ниям обусловило более широкое ее опре­деление: под социометрическими мето­дами стали понимать исследовательские приемы анализа структуры отношений между любыми соц. объектами. Из этого определения вытекает осн. ограничение области использования С: исследуемые соц. объекты (малая гр., предприятие или учреждение) представляют собой опред. систему, изучение совсем не исчерпыва­ется описанием структуры отношений между ее элементами. В части., очевидно,


что изучение малых гр., кроме иссл-я структуры межличностных отношений, должно включать изучение групповых норм и ценностей, соц.-демогр. и др. ха­рактеристик гр., а также связей между разными характеристиками.

Развитие С. привело к возникнове­нию нового направления в соц-и — се­тевого (network), или структурального, анализа.

См. также: Анализ сетевой в социологии, Вес социометрического выбора. Индексы социометрические, Критерий социометри­ческий, Обработка данных социометриче­ских, Подструктура социометрическая, Социограмма, Социоматрица.

Лит.: Волков И. П. Социометрические методы в соц.-психол. иссл-ях. Л., 1970; Паниотто В. И. Социометрический оп­рос // Методы сбора информации в со-циол. иссл-ях. Кн. 1. М., J990. С, 183— 207; Морено Я.Л. Социометрия: Экспе­риментальный метод и наука об об-ве. Пер. с англ. М., 2001.

£ В. Жулькевская, В.И. Паниотто

СПОНТАННОЕ В ОБЩЕСТВЕ - само­произвольные, не инспирированные сознательно соц. явления. Спонтанные явления широко распространены как в об-ве в целом, так и в отд. соц. системах. Таковы, напр., мн. массовидные самосо­вершающиеся процессы: миграция нас, рыночные отношения, формирование разл. общностей (род, племя, нация) и т.д. В сфере обществ, сознания продук­тами спонтанного развития явл. мор., традиции, обществ, мнение и др. Можно сказать, что спонтанность характеризует значительную ч. чел. истории, где она совпадает со стихийностью. Однако в ходе соц. развития С. в о. в известной мере уступает место сознательному на­чалу (цель, план, управление и т.п.). Но даже в самом развитом об-ве спонтан­ные явления имеют большое значение. Наиб, характерное проявление С. в о. -явление самоорганизации социальной в разл. системах социальных. В части., в соц. системах, представляющих собой орг-ции, спонтанное выступает в виде организации неформальной. Вместе с тем



СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА


спонтанные процессы могут вызывать и явления соц. дезорганизации, т.е. отри­цательно влияют на обществ, развитие. Отсюда возникает проблема целесооб­разного воздействия на раз л. спонтан­ные процессы в об-ве, стимулирования и использования одних и торможения, предупреждения др., сочетание спонтан­ного и сознательного факторов в соц. управлении.

Лит.: Пригожим А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990; Он же. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Льюис Р.Д. Деловые культуры в междунар. бизнесе. М., 1998; Приго­жий А.И, Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

А.И. Пригожий

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - вид, тип обществ, производства, выделенный по признаку его обществ, формы. Обществ, формой, в к-рой идет процесс производ­ства или, что то же самое, функциони­рования производительных сил об-ва, явл. целостная система соц.-экон. (про­изводственных) отношений о пред. типа: первобытных, рабовладельческих, фео­дальных, кап. и т.п. Соц.-экон. отноше­ния суть экон. отношения собственно­сти, всегда проявляющиеся в отношени­ях распределения, а чаще всего также и в отношениях обмена. Система соц.-экон. отношений каждого конкр. типа (об-ществ.-экон, уклад), представляя собой особую форму соединения работников со средствами производства, опред. спе­цифику данного С.п. Если обществ, формой, в к-рой совершается процесс производства, явл., напр., система кап. соц.-экон. отношений, то перед нами кап. производство, или кап. С.п.

Все С.п. можно разделить на осн. и неосновные. Осн. С.п. — такие истор. типы обществ, производства, к-рые явл. одновременно и осн. стадиями его поступательного развития. К осн. С.п. относятся: 1) первобытнообщинный; 2) С.п., существовавший в странах Вос­тока, начиная с древности и вплоть до 20 в., к-рый именуют «азиатским*, или


политарным; 3) рабовладельческий (ан­тичный); 4) феодальный; 5) кап. С.п. Господство в том или ином конкр. отд. об-ве (социоистор. организме) того или иного С.п. опред. его принадлежность к той или иной обществ.-экон. формации.

Кроме осн. С.п. существуют и неос­новные. Они представляют собой лишь типы обществ, производства, но не сту­пени его поступательного развития в це­лом. Одни такие С.п. существуют в том или ином социоистор. организме как до­полнение к осн. С.п. Таково, напр., мел­кое самостоятельное хоз-во крестьян и ремесленников в антич. об-ве, мелко­буржуазный С.п. при капитализме. Были и такие неосн. С.п., к-рые господствова­ли в тех или иных социоистор. организ­мах или их подразделениях. Таковы но­ворабовладельческий (плантационный) С.п. в Бразилии, Вест-Индии и южных штатах США в 19 в., неополитарный (индустриально-политарный) С.п. в СССР и др. странах, к-рые было принято име­новать социалист. Особым явлением был купече с ко- бюргере кий С.п. Возник­нув в феодальном об-ве в кач-ве допол­нения к господствующему С.п., он в ря­де социоистор. организмов стал господ­ствующим (городские республики Ита­лии: Флоренция, Пиза, Генуя и др.).

Лит.: Маркс К. Введение (Из экон. рукописей 1857—1859 гг.) // Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 12; Он же. К критика полит, экономии. Предисловие // Та* же. Т. 13; Он же. Капитал. Т. 1 // Там же. Т. 23; Семенов Ю.И. Введение во все­мирную историю. Вып. 1,2. М., 199"— 1999; Он же. Философия истории: об­щая теория, осн. проблемы, идеи и кон­цепции от древности до наших дней М, 2003.

•..•.•.. Ю.И. Семен*

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ -

социол. категория, восходящая к филее представлениям о справедливости, со­отв. этическим теориям, аксиолоп'чг-ским построениям. С.с. явл. одной kj основополагающих ценностей и ведущей идеей мор. и права. С древнейших врг- мен данная идея ассоциировалась о•



СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ


всеобщей гармонией, универсальной нормой, космическим законом, требую-шим размеренности и порядка во взаи­модействиях живых и неживых сил. В древности справедливость мыслилась как организующее начало вселенной, необходимое для достижения ее равно­весия, согласованности космических элементов в условиях, когда они сами и их соотношение постоянно изменяются. Применительно к поведению людей справедливость выступает как этическое понятие, указывающее на ценностную измеряемость чел. поступков, на «меру добра и зла» в действиях, к-рыми посто­янно обмениваются члены об-ва. В этом плане справедливость можно рассматри­вать как требование соразмерности меж­ду тем, что каждый делает для др., и тем, что для него делают др. Кто творит доб­ро ближним своим, тот заслуживает доб­ра с их стороны. «Отвечай добром на добро» — давняя и неоспоримая этиче­ская максима справедливости, но у нее есть вторая ч. — «отвечай злом на зло», в отношении к-рой не существует единой этической позиции. Считается справед­ливым уничтожить агрессора, наказать преступника, применять насилие по от­ношению к насильникам, подавлять зло­действо силой, но вместе с тем ряд ре-лиг, течений (напр., христианство) и этических доктрин призывают людей не противиться злому, отвечать добром на зло. Известная формула справедливости, идущая со времен Др. Рима, гласит: «живи честно, не вреди др., воздавай каждому свое», причем последняя ч. мо­жет быть конкретизирована след. обра­зом — «воздавай доброму добром по ме­ре его добра», «воздавай злому злым по мере его зла». Приблизительно в таком виде данная этическая формула входит в совр. нормативное сознание — мор. и правовое.

Концепция С.с. есть этически и цен­ностно обоснованное построение, раз­вернутое на обществ, практику, область действительных экон., полит., правовых, нравственных и иных отношений. Разли­чают формальную и содержательную (субстантивную) С.с. Первая включает в


себя два существенных момента: 1) все участвующие в соц. общении люди должны честно и неукоснительно соблю­дать существующие соц. нормы, мор. предписания, юридические законы, рас­ценивать нарушение последних как во­пиющую несправедливость, независимо от того, по каким мотивам чел. допустил отступление от нормы или нарушил ее; 2) об-во должно твердо и неуклонно придерживаться правил одинакового об­ращения с людьми на основе действую­щих соц. норм. С т.з. формальной спра­ведливости, одинаковое обращение с людьми не означает равного обращения. С равными людьми следует обращаться одинаково по мере их равенства, т.е. в той ч., в какой они равны. С неравными людьми следует обращаться одинаково по мере их неравенства, иначе говоря, учитывать пропорциональные меры в от­ношении лиц разного достоинства. Дан­ный вид соц. справедливости воплощает­ся в формальных нормативных ин-тах об-ва, напр. в законности, «золотом пра­виле» в нравственной сфере, в принципе равноправия, в требовании недопусти­мости двойных мор. стандартов и т.п.

Субстантивная справедливость, к-рая пытается ответить на вопр., что такое справедливость не по форме, а по суще­ству, имеет ряд разновидностей, из к-рых следует выделить дистрибутивную (обращенную к распределительным от­ношениям) и ретрибутивную (направ­ленную на отношения возмездия и воз­даяния) справедливость. Аристотель был первым, кто отграничил элементы со­держательной справедливости от ее фор­мального понимания, указал на распре­делительную справедливость, связав ее со сферой чел. взаимодействий в облас­ти обмена и распределения. В дистрибу­тивной системе или ситуации нек-рое благо (блага) разделяется на доли среди участников распределения по критери­ям, с к-рыми они соглашаются и к-рые они признают справедливыми. Подоб­ные системы присутствуют в политике (распределение власти и властных функ­ций в об-ве), праве (распределение прав и обязанностей между юридическими



СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ


субъектами), практически во всех сферах обществ, отношений, включая бытовые, но осн. дистрибутивной системой в об-ве считают распределение собствен­ности и доходов, т.е. экон. распределе­ние, рез-ты к-рого опред. имуществен­ный статус отд. слоев нас, сословий, кл., соц. гр., индивидов, требуют легити­мации на базе опред. критериев С.с. В разное время и в разных об-вах крите­риями, определяющими долю каждого лица в экон. распределении, выступают: «каждому по происхождению и прирож­денному достоинству» (аристократиче­ский принцип), «каждому в равной ме­ре» (эгалитарный принцип), «каждому по кол-ву и кач-ву труда, вложенного в обществ, производство» (социалист, принцип), «каждому по его потребно­сти» (ком. принцип), «каждому по спо­собностям, талантам, заслугам» (мерито-кратический принцип), «каждому по его капиталу» (кап. принцип), «каждому в соответствии с его выигрышем на сво­бодном рынке» (либертарный принцип) и др. Эти критерии в отдельности либо в сочетании берутся за основу при по­строении разл. систем дистрибутивной справедливости. Подъемы и спады инте­реса к дистрибутивным аспектам С,с. в 20 в. связаны с судьбой проектов дости­жения «обществ, благосостояния», «гос-ва всеобщего благоденствия», «соц. гос-ва», задачами борьбы с бедностью, соц. про­граммами помощи малоимущим и не­имущим слоям нас, перераспределения доходов посредством гос. регулирования и т.д.

Идея ретрибутивной справедливости была интуитивно предвосхищена еще в глубокой древности, отражена во мн. ре-лиг, и нравственных убеждениях. Чел., к-рый творит добро для др., делает добро для себя, ибо оно возвращается к нему в виде ответных действий др.; чел., причи­няющий зло др., сам ставит себя под удар ответного зла. Принципиальная возвращаемость к людям добрых и злых дел в замещенном виде есть смысл воз­мездия и воздаяния. В своем практиче­ском значении ретрибутивная справед­ливость выступает как этическое, ценно-


стное обоснование обществ, мер и санк­ций, применяемых в ответ на соц. значи­мый добрый или злой поступок чел., одобряемое или порицаемое его поведе­ние. Позитивная ч. ретрибутивной спра­ведливости связана с поощрением, возна­граждением людей за их общественно-по­лезные достижения, выдающиеся рез-ты, практикой получения наград за подвиги, знаков отличия за успехи и т.д. В др. своей ч. ретрибутивная справедливость требует возмездия за дурные человече­ские дела, наказания за преступления, взыскания за проступки, претерпевание лицом неблагоприятных санкций за дей­ствия, вызвавшие соц. опасные, вред­ные, деструктивные последствия. В этом смысле принципы ретрибутивной спра­ведливости распространяются на случаи нарушения соц. норм, аморальные и противоправные действия, применяются в судебной сфере, как и во всей юриди­ческой практике разрешения конфлик­тов.

Лит.: Кант И. Метафизика нравст­венности // Соч.: В 6 т. Т. 4(2). М., 1966; Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983; Гусейнов АЛ Золо­тое правило нравственности. Μ., 1988; Ролз Дж. Теория справедливости. Ново­сибирск, 1995; Сорокин П.А. Преступле­ние и кара, подвиг и награда. СПб., 1999; Social Justice / Ed. by R. Brand. N.Y., 1962; Resher N. Distributive Justice. N.Y., 1966.

.. ■;■-.■ Г.В. Мальцев

СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - по О. Кон-

ту: разд. соц-и, предмет к-рого — усло­вия существования и законы функцио­нирования обществ, системы; С.с. пред­ставляет теорию обществ, порядка, орг-ции, гармоничного взаимодействия всех ч. об-ва как целостного организма. С.с рассматривает осн. обществ, ин-ты: семью, гос-во, религию с т,з. их обществ, функций, роли в деле интеграции соци­альной. Семья выступает у Конта как ис­точник мор. воспитания и естеств. база полит, орг-ции об-ва. Семья — храни­тель и передатчик традиций, опыта про­шлых поколений; в семье индивид со-



СТАТИСТИКА


циализируется, приобретает кач-ва, не­обходимые для успешного служения че­ловечеству, изживает природный эгоизм, учится быть альтруистом. Добрые отно­шения между поколениями поддержива­ют обществ, равновесие, баланс между традициями я новаторством. Аналогом семейных отношений в более широком обществ, плане явл. корпорация, осн. на разделении труда. Подчеркивая зна­чение эмоциональных и мор. связей, ак­центируя момент согласия, Конт ото­двигал на задний план экон. связи, хотя и не отрицал их значения. Полит, власть правительства Конт рассматривал как выражение «общего духа», как гл. интег­рирующую силу, а гос-во — как орган солидарности. Превознося достоинства духовной диктатуры, осуществляемой средневековой церковью, Конт видел ее аналог в позитивизме как комплексе идей, принципов и концепций, допол­ненных своеобразным гражд. культом — серией новых обрядов, призванных за­менить традиционные церковные.

Понятие С.с. нашло место в трудах Д. Милля. Согласно Миллю, С.с. опред. «условия устойчивости и обществ, сою­за» и явл. «теорией взаимодействия меж­ду одновременными соц. явлениями». Понятие «С.с.» нашло также примене­ние в «системе соц-и» П.А. Сорокина, отразилось в понятиях «стратегических» и «динамических» законов Ф. Знанецкого. В совр. зап. соц-и понятие «С.с.» транс­формировалось в концепциях структуры социальной, стратификации социальной, институтов социальных, стабильности соц., отношений социальных и др.

Лит.: Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900; МилльД.С. Система логики социол. и индуктивной. СПб., 1914; Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской соц-и. М., 1995; Cours Aim. Comte de Philosophic Positiwe. P., 1830—1832; Comte Aun. Syste-me de Politique Positive. P., 1851 — 1854.

E.B. Ocunoea

СТАТИСТИКА — 1. Вид деятельности, направленный на получение, обработку и анализ информации, характеризующей


количественные закономерности жизни об-ва. В более узком смысле С. — сово­купность данных о к.-л. явлении или процессе.

2. Отрасль обществ, наук (и соотв. ей
науч. дисциплины), в к-рой изучаются
общие вопр. измерения и анализа коли­
чественных показателей (отношений,
взаимосвязей), характеризующих об­
ществ, закономерности. Иногда понятие
«С.» означает анализ массовых явлений,
осн. на применении методов теории ве­
роятностей.
В этом случае оно тесно
смыкается с понятием статистики ма­
тематической.

Соц-я и др. науки, в значительной мере имеющие дело с данными нечисло­выми, требуют соотв. расширения поня­тия С. В части., для таких наук большое значение приобретает статистика объ­ектов нечисловой природы. Ч. С, пони­маемой таким нетрадиционным обра­зом, можно считать теорию измерений,

3. Термин, употребляемый в матем.
С. для обозначения функций от рез-тов
наблюдений (см. Наблюдение в стати­
стике).
С. служит обычно для выбороч­
ного оценивания опред. параметра гене­
рального распределения (см. Распределе­
ние вероятностей, Совокупность выбороч­
ная, Совокупность генеральная)
изучаемой
социологом величины случайной. Напр.,
среднее арифметическое значение χ вы­
борочных значений Х].......... х„ нек-рого

признака χ явл. С, служащей общепри­нятой оценкой генерального матем. ожидания μ^ (см. Величины средние, Оце­нивание статистическое).

4. Специфический смысл имеет тер­
мин «С.» в словосочетании «прикладная
С». Это словосочетание означает сово­
купность теор. разработок, практических
приемов, программ для ЭВМ, направ­
ленных на изучение реальных закономер­
ностей статистических.
Прикладная С.
включает и методы анализа данных, и
прикладные аспекты статистики мате­
матической.

Лит.: Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика: В 3 ч. М., 1983, 1985, 1989; Справочник по прикладной статистике: В 2 τ, М, 1989, 1990; Соц. статистика /



СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ


Под ред. И.И. Елисеевой. М., 1997; Хар-ченко Л.П. и др. Статистика. М-, 1997; Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 1998; Общая тео­рия статистики. М„ 1999; Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. М., 2000; Курс соц.-экон. статистики. М., 2000; Шмоилова РА. Теория статистики. М., 2000; Теория статистики с основами теории вероятностей. М., 2001.

Ю.Н. Толстова

СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ -

наука о матем. методах анализа данных, полученных при проведении массовых наблюдений (измерений, опытов). В за­висимости от матем. природы конкр, рез-тов наблюдений См. делится на статистику чисел, многомерный стат. анализ, анализ функций (процессов) и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Существенная ч. См. осн. на вероятностных моделях.

Выделяют общие задачи описания данных, оценивания и проверки гипотез. Рассматривают и более частные задачи, связанные с проведением выборочных обследований, восстановлением зависи­мостей, построением и использованием классификаций (типологий) и др.

Для описания данных строят табл.. диаграммы, иные наглядные представле­ния, напр. корреляционные поля. Веро­ятностные модели обычно не применя­ются. Нек-рые методы описания данных опираются на продвинутую теорию и возможности совр. компьютеров. К ним относятся, в части., кластер-анализ, на­целенный на выделение гр. объектов, похожих друг на друга, и многомерное шкалирование, позволяющее наглядно представить объекты на плоскости, в наим. степени исказив расстояния меж­ду ними.

Методы оценивания и проверки ги­потез опираются на вероятностные мо­дели порождения данных. Эти модели делятся на параметрические и непара­метрические. В. параметрических моде­лях предполагается, что изучаемые объ­екты описываются функциями распреде­ления, зависящими от небольшого числа


(1—4) числовых параметров. В непара­метрических моделях функции распреде­ления предполагаются произвольными непрерывными. В См. оценивают пара­метры и характеристики распределения (матем. ожидание, медиану, дисперсию, квантили и др.), плотности и функции распределения, зависимости между пе­ременными (на основе линейных и не­параметрических коэффициентов кор­реляции, а также параметрических или непараметрических оценок функций, выражающих зависимости) и проч. Ис­пользуют точечные и интервальные (дающие границы для истинных значе­ний) оценки.

В См. есть общая теория проверки гипотез и большое число методов, по­священных проверке конкр. гипотез. Рассматривают гипотезы о значениях параметров и характеристик, о проверке однородности (т.е. совпадении характе­ристик или функций распределения в двух выборках), о согласии эмпириче­ской функции распределения с заданной функцией распределения или с парамет­рическим семейством таких функций, о симметрии распределения и др.

Большое значение для соц-и имеет разд. См., связанный с проведением вы­борочных обследований, со свойствами разл. схем орг-ции выборок и построе­нием адекватных методов оценивания и проверки гипотез.

Задачи восстановления зависимостей активно изучаются более 200 лет, с мо­мента разработки К. Гауссом в 1794 ме­тода наим. квадратов. В наст, время наиб, актуальны методы поиска инфор­мативного подмножества переменных;• непараметрические методы.

Разл. методы построения (кла­стер-анализ), анализа и использование (дискриминантный анализ) классифи­каций (типологий) именуют также ме­тодами распознавания образов (с учи­телем и без), автоматической классифи­кации и др.

Матем. методы в статистике осн. ли­бо на использовании сумм (на осноэ? центральной предельной теоремы тео­рии вероятностей) или показателей ра>


49S






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2339 - | 2065 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.