Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структуры социальной концепции





предлагающая человечеству «культуру, сосредоточенную на комбинации средств без всякого интереса к целям и ценно­стям». В противоположность понятию структуры С.г. выдвигает категорию «значимая динамическая структура». В то же время он заимствует у структурали­стов прием скрупулезного имманентного анализа соииокульт. явления (напр., ху­дожественного произведения) во внут­ренней последовательности и взаимоза­висимости его элементов. С.г. содержит требование описания соииокульт. кон­текста, породившего исследуемое про­изв., чего не ставили своей задачей структуралисты.

Лит.: Митина СМ. Генетический структурализм: Критический очерк. М., 1981; Очерки по истории теор. соц-и 20 столетия. М., 1994: Громив И.Α., Мац-кевич А.Ю., Семенов В.А. Зап. теор. соц-я. СПб., 1996: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 4. СПб., 2000; Goldman L. La Creation culturelle dans la socictc moderne. P.. 1971.

СМ. Митина

СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОН­ЦЕПЦИИ — теории. Имеющие в кач-ве гл. объекта изучения соц. структуру. К ним относится большинство ведуших социол. концепций, за исключением «гуманистического направления», пред­ставители к-рого делают упор па изуче­нии сознания чел., методов понимания и интерпретации действий др. людей. В противоположность «гуманистическо­му направлению» Сек. носят антипси­хологический, объективистский харак­тер, стремятся объяснить поведение ин­дивида или гр. с т.з. их места в соц. структуре. С этим же связана др. особен­ность С.с.к. — признание детермини­рующей роли соц. структуры по отноше­нию к составляющим ее элементам. Для совр. С.с.к. характерно также понимание структуры не как застывшей конфигура­ции, а как динамичного целого, обла­дающего эмержлептным характером, по­рожденным закономерностями системы взаимодействия составляющих се эле­ментов. Среди С.с.к. можно выделить два осн. направления: теор. и эмпириче-


ское. Представители первого описывают и анализируют соц. структуру, исходя из опред. теор. допущений о функциониро­вании и развитии об-ва. Сторонники второго направления включают в содер­жание соц. структуры только наблюдае­мые и фиксируемые эмпирическими ме­тодами образцы соц. взаимодействия.

В сфере теор. соц-и условно мож] го вы­делить две осн. модели сои. структуры — нормативно-ценностную и категориаль­ную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему концепциями. Гл. ее особенностью явл. аналитическое разделение соц. и культ, системы. Соц. структуру образуют разл. рода нормативно-ценностные обра­зования: сон. ин-ты, ролевые статусные отношения и т.п. Предполагается, что ис­точником изменений соц. структуры вы­ступает система культуры, в к-рую вклю­чаются ценности, значения, верования, символы и т.п. Категориальная модель соц. структуры представлена неомарксиз­мом и разл. версиями детерминизма тех-нол., к-рые в кач-вс осн. компонентов соц. структуры выделяют кл., соц. слои, профессиональные гр. и т.п. Сторонники неомарксизма подчеркивают обусловлен-ность сон. структуры господствующим способом производства и обращают вни­мание на противоречия в соц. структуре, тогда как представители концепции тсх-нол. детерминизма источником измене­ния в структуре считают техиол. иннова­ции и полагают, что техн. прогресс спосо­бен разрешить все противоречия капита­лизма.

Эмпирические С.с.к. также имеют множество вариаций, из к-рых отчетли­во выделяются две осн. модели: дистри­бутивная и сетевая. Первая прелстаатяет соц. структуру в виде систем взаимосвя­занных соц. позиций, облагающих pan. измеряемыми признаками (профессия, возраст, доход, образование и т.п.). Ва­риации поведения индивидов и гр. объ­ясняются занимаемой ими соц. позицией В центре внимания исследователей стоят вопр. соц. мобильности и интегративные аспекты соц. дифференциации. Сете» модель соц. структуры объясняет пове

 


СТУДЕНЧЕСТВО


дение индивида и гр. разл. конфигура­циями соц. сетей, в к-рые они включе­ны. Гл. компонентами системы соц. се­тей выступают «блоки» и «узлы* связей, отличающиеся интенсивностью и плот­ностью.

Лит.: Смелзер И. Соц-я. М., 1994; Култыгин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008; Approaches to the Stady of Social Strukture. N.Y., 1975; Continuities in Struktural Inquiry / Ed. by P. Blau, R. Merlon. N.Y., 1981.

M.C. Комаров

СТУДЕНЧЕСТВО — соц.-демогр. гр., выделяемая на основе возрастных при­знаков и специфики труда (учебы). В кач-ве основания выделения С. в са­мостоятельную группу социальную может рассматриваться ее особое место в об­ществ, воспроизводстве. С. принадлежит особая роль в формировании интелли­генции, в воспроизводстве среднего кл. об-ва. Важным группообразующим при­знаком С. явл. особый тип студенческой субкультуры, отличающийся от др. мо­лодежных субкультур.

С. представляют собой неоднород­ную гр., дифференцированную в соответ­ствии с типом учеб. заведения, в к-ром студенты учатся (среднее, высшее); с формой обучения (дневная, вечерняя, заочная), с особенностями приобретае­мой профессии, а также с опред. соц.-демогр. признаками.

Общей мир. тенденцией в эпоху по­стиндустриального развития явл. рост численности студентов. Однако воспро­изводство профессиональных гр. за счет выпускников высших и средних учеб. за­ведений происходит непропорциональ­но. В опред. периоды, связанные с ин­тенсивным развитием тех или иных от­раслей знания, наблюдается увеличение кол-ва студентов, приобретающих об­щественно-значимые и популярные про­фессии. Традиционно С. представляло собой наиб, передовую и активную ч. мо­лодежи. Его всегда отличал не только от­носительно высокий уровень образова-


ния, но и степень внутри групповой ин­теграции, что во мн. обусловливало его участие в массовых освободительных, рев., демократических и протестных дви­жениях (пацифисты, «зеленые* и др.).

Соц.-экон. трансформация россий­ского об-ва предопределила существен­ные изменения в облике и качественном составе С. Интенсивные процессы соц. расслоения по уровню жизни оказывают заметное влияние на дифференциацию их интересов, потребностей, ценностных ориентации, мировоззрения и образа жизни. Совр. реформа образования в России имеет весьма противоречивые последствия: с одной стороны, она рас­ширила возможности выбора разл. форм образования: с др. — ограничила его доступность для мн. гр. молодежи. Поя­вились новые основания для конфлик­тов между ин-том образования и С. Их причиной все чаще становится ущемле­ние коренных интересов С. Введение платных форм обучения в сочетании с ростом цен на жилье, транспорт и про­грессирующим снижением жизненного уровня большинства семей ограничивает возможности в получении желаемого образования. Мизерные стипендии не позволяют удовлетворить самые элемен­тарные потребности, в т.ч. в приобрете­нии необходимой лит. В силу неприспо­собленности системы образования (ис­ключая вечернюю и заочную формы) к совмещению учебы с трудовой деятель­ностью, вторичная занятость вступает в конфликт с осн. занятием студентов — учебой. В итоге заметно снижается кач-во подготовки специалистов. Одно­временно ущемляются интересы С, свя­занные с досугом. Заметно сокращается время, необходимое на восстановление физических сил, В особо трудном поло­жении оказываются семейные студенты. Необходимость материального обеспече­ния семьи обостряет межролевой кон­фликт, к-рый часто разрешается в пользу работы.

Расширение самостоятельности сред­них и высших учеб. заведений в опреде­лении содержания и продолжительности курса преподаваемых дисциплин часто



СУБКУЛЬТУРА (ПОДКУЛЬТУРА)


препятствует получению равных по объ­ему и кач-ву знаний студентов гос. и не­государственных учеб. заведений, а так­же студентов, живущих в разных регио­нах страны. Двоякое выражение имеет несоответствие системы образования по­требностям рынка труда. С одной сторо­ны, студенты обучаются профессиям, не находящим применения в условиях кри­зиса произвол ст ве н но- экон омиче с кой сферы. С др. — коммерциализация сис­темы образования и превращение ее в сферу услуг ведет к перепроизводству престижных специальностей. В обоих случаях трудоустройство выпускников как гос., так и негосударственных учеб. заведений проблематично. Сохраняется напряженность во взаимодействии меж­ду системой образования, С. и потреб­ностями армии. При этом затрагиваются фундаментальные ценности (патрио­тизм, чувство долга, самореализация личности, развитие способностей), что отражается в мотивационной сфере соз­нания. Проблемы, с к-рыми сталкивает­ся совр. российское С., периодически становятся причиной его соц. протеста (митинги, забастовки). Однако они но­сят, как правило, разовый характер и не явл. массовым движением.

Лит.: Соц-я молодежи: Учеб. СПб., 1996; Зубок Ю.А. Соц. интеграция моло­дежи в условиях нестабильности. М., 1998; Чел. и образование в совр. России: Социол. очерки. Сб. СПб., 1998; Ковале­ва А.И., Луков В.А. Соц-я молодежи: теор. вопр. М., 1999; Чупров В.И., Зу­бок Ю.А. Молодежь в обществ, воспро­изводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

Ю.А. Зубок

СУБКУЛЬТУРА (ПОДКУЛЬТУРА) -

понятие, характеризующее культуру соц. или демогр. тр., отличающуюся от гос­подствующей культуры. Чаще употреб­ляется для характеристики соц. общно­сти с ограниченной в чем-то культурой. Неравноправное положение в об-ве, ог­раниченный доступ к культ, наследию, сужение соц. связей в сфере культуры, разного рода препятствия на пути к са-


моразвитию приводит к воспроизводству упрощенных суррогатов культуры, удов­летворяющих сиюминутные потребности в ней, вытесняющих ее нормальные, ес-теств. формы, в той или иной степени противостоящие ей (напр., С. крими­нальных гр., нек-рых религ. сект, отд. объединений, движений, коммерческих структур).

Собственную С, отличную от культу­ры взрослых, развивает молодежь. При этом молодежная С. рассматривается не только как автономное целостное обра­зование внутри господствующей куль­туры, но и как особая форма орг-ции молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся спе­цифическими нормами, ценностями, образцами поведения ее носителей. Мо­лодежные С, как правило, характери­зуются стремлением к формированию собственных мировоззрений, оппозици­онных (хотя и не обязательно враждеб­ных) мировоззрению старших поколе­ний, а также своеобразными манерами поведения, внешним видом, формами проведения досуга и т.д. Особенности молодежной С. связаны, с одной сторо­ны, со спецификой сознания молодых людей, с избытком их жизненной энер­гии, с высокой эмоциональностью, а с др. — с неустойчивостью ее соц. поло­жения, необходимостью соц. самоопре­деления, поиском своего места в жизни.

Особенно заметна специфика подро­стковой С. В этом возрасте процесс са­моутверждения, осознания собственного «Я* чаще, чем в др. молодежных когор­тах, входит в противоречие с растущим!1, требованиями со стороны окружающих Вместе с осознанием своей уникально­сти, неповторимости, непохожести на др. приходит чувство одиночества, внут­ренней пустоты, к-рую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается уровень требовательности в этой сфере, что еще больше усиливает внутрилично-стный конфликт. Выход из этого со­стояния проявляется в стремлении к объединению в неформальные гр., об­разуемые на основе общей С. Это повы-



СУВЕРЕНИТЕТ


шает чувство уверенности, защищенно­сти перед любой внешней угрозой (см. Подростки). В опред. условиях соц.-культ. установки молодых людей могут принять форму неприятия и даже отри­цания господствующей культуры, при­обретая контркультурную направлен­ность. Возникающая на такой основе молодежная С. часто смыкается с делин-квентной подкультурой, становится в оппозицию к общ-ву, превращается в контркультуру. Многообразие молодеж­ных С. объясняется не только особенно­стями сознания и образа жизни подрост­ков и юношества, но и влиянием на них СМИ и рекламы. Их формы существен­но различаются в зависимости от воз­раста и условий жизни. Значимыми соц. факторами, влияющими на молодежную С., явл. индустриализация, урбанизация, уровень развития господствующей куль­туры.

Лит.: Крутихин В.А., Лукин Н.С. Пси­хология подростка. М., 1965; Кон И.С. Соц-я личности. М., 1967; Mud М. Куль­тура и мир детства. М., 1988; Шенд-рик Л.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития М., 1990; Волков Ю.Г. Соц-я молодежи. Ростов н/Д, 2001; Левико-ва СИ. Молодежная культура. М., 2002. В.И. Чупров, Ю.А. Зубок

СУВЕРЕНИТЕТ (франц. souverainete — верховная власть) — термин, означаю­щий независимость и самостоятельность истор. (полит.) субъекта в своем разви­тии, в решении внутренних и внешних задач, в орг-ции взаимодействия с др. субъектами. В государствен но-правовом смысле термин «С.» впервые был введен во Франции в 16 в. Ж. Боденом, основав­шим концепцию монархического сувере­нитета. Идею народного суверенитета убедительно раскрыл Ж.Ж. Руссо считав­ший, что С. находится в общей воле как ее неотъемлемое кач-во, к-рое не может быть отчуждаемо. Свою концепцию С. дали идеологи Великой французской ре­волюции, провозгласившие принцип на­родного С. Существенный вклад в разви­тие идеи С. внесли амер. теоретики феде-


рализма. В 1776 составленная Т. Джеф-ферсоном и Дж. Адамсом Декларация независимости возвестила миру о рожде­нии нового суверенного гос-ва — США.

Уже с нач. 19 в. суверенизация вы­ступает как ведущая тенденция обществ, движений зависимых от монополий на­родов и образования новых независимых гос-в.

Новый импульс суверенизации при­дала Великая Октябрьская социалисти­ческая революция в России. В 1918— 1921 гг. в Советской России начался невиданный в истории процесс образо­вания нац.-гос. и нац.-терр. структур на основе самоопределения народов в соот­ветствии с принятой в нояб. 1917 Декла­рацией прав народов России.

Суверенность народов России была провозглашена осн. принципом нац. по­литики Советского гос-ва. Каждой на­циональности была определена возмож­ность проявить свои суверенные права на самоопределение. Из состава Совет­ской России вышли Польша, Финлян­дия, Латвия, Литва, Эстония, Грузия. На такого рода выбор оказало существенное влияние соотношение кл. сил и реализа­ция интересов разных соц. гр., ориенти­рованных как на идеи соц. справедливо­сти, равенства и интернационализма, так и на власть имущих кл., национализм и сепаратизм. Объединение нац.-гос. образований, признавших Советскую власть, в Советский Союз, представ­ляющий собой федеральное многонац. гос-во, означало утверждение на практи­ке общефедерального суверенитета. По­следний означал примат коллективного (группового) суверенитета (суверенитет Союза) над единичным (суверенитет со­юзной республики). Центральная власть получила права координировать и на­правлять деятельность субъекта федера­ции.

Теория и практика суверенизации су­щественно обогатилась в сер. 20 столе­тия после победы во 2-й мир. войне ан­тигитлеровской коалиции и крушения мир. колониальной системы, в рез-те че­го образовалось боле 80 независимых гос-в.



СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ


Как общепризнанный в междунар, праве принцип С. был закреплен в Уста­ве ООН и в ряде др. международно-пра­вовых док-тов, связанных гл. обр, с пра­вом наций на самоопределение. Разви­тие процессов интеграции в Европе и на др. континентах привело к появлению новых форм взаимодействия суверенных гос-в. Значительный интерес представ­ляет в этой связи опыт стран Европ. со­дружества (ЕС), в части., в доброволь­ном создании наднациональных органов управления, означающем ограничение в опред. пределах суверенитета прав вхо­дящих в содружество гос-в (Европарла-мент, Совет Министров, Европейский Суд и т.д.). Накопленный опыт науч. анализа разл. взглядов на суверенитет и опыт реализации последнего в разных истор. условиях позволяют поставить вопр. об институциализации соц-и С. как отраслевой социол. теории, изучаю­щей влияние системы разл. факторов на выбор модели взаимодействия разл. по­лит, субъектов (как гос., так и негосу­дарственных).

Лит.: Джунусов М.С. Суверенитет как соц. феномен. М., 1994; Гачее Г. Нац. образы мира. М., 1995; Суверенитет и этнич. самосознание: идеология и прак­тика. М., 1995; Россия: нац. стратегия и соц. приоритеты. М., 1997; Деметрад-зе М.Р. Национализм и междунар. безо­пасность. М., 2003; Филиппов В.Р. Кри­тика этнич. федерализма. М., 2003.

В-К Иванов

СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ - I. Специфи­ческая область обществ, жизнедеятель­ности, содержание к-рой составляют соц. отношения, понимаемые как отно­шения между соц. тр. по поводу их поло­жения и роли в об-ве, образа и уклада жизни. Положение разл. гр. людей в про­цессе их совместной деятельности опред. прежде всего их местом в системе об­ществ, разделения труда, выполняемыми функциями, господствующими в об-ве принципами и нормами, регулирующи­ми взаимодействие гр. и индивидов, осу­ществляющими согласование их интере­сов. Закономерности развития соц. отно-


шений находят свое непосредственное выражение в процессах и явлениях, в к-рых соц. общности выступают как субъекты истор. действия, как носители опред. соц. кач-ва и жизненного уклада. Природа и содержание соц. отношений непосредственно опред. соц. структурой об-ва, т.е. распределением его членов по гр., между к-рыми существуют различия по статусу и роли в обществ, жизни, ин­тересам и ценностям, возможностям удовлетворения материальных и иных потребностей людей, входящих в эти гр.

Изменения соц, отношений происхо­дят на основе изменения способа их со­вместной деятельности. Такого рода из­менения включают и конкр. логику (соц. революция, в рез-те к-рой создаются не­обходимые истор. предпосылки для воз­никновения принципиально новых форм взаимодействия людей), и эволюцион­ные изменения (постепенные перестрой­ка и реформирование системы взаимо­действия между соц. общностями в со­ответствии с изменившимися экон. и культ, условиями).

Соц. отношения проявляются во всех сферах жизнедеятельности людей (их образа жизни) и выступают как сущест­венный аспект всех видов обществ, от­ношений: экон., полит., культ, и т.д. Эта включенность соц. в разл. виды обществ, отношений находит отражение в катего­риях «соц.-экон.», «соц.-полит.», «сои.-демогр.», «сошкжульт.» и т.д. Они фор­мируют опред. образ жизни, детермини­руют ситуацию равенства и неравенства в процессе взаимодействия индивидов и гр., сотрудничества или конфликта. Ха­рактер подобного взаимодействия отра­жается в понятии «соц. справедливость». Осуществленные в 1990-е гг. в России соц. трансформации обострили пробле­мы реализации принципов соц. справед­ливости, игнорирование к-рых приводит к росту соц. напряженности и недоволь­ства. Учет этих обстоятельств в научно-исследовательской деятельности нахол;гг свое выражение в комплексном, систем­ном подходе, позволяющем рассматри­вать соц. отношения в динамике, выяв­лять доминирующие в них тенденции.



ТАБЛИЦА СОПРЯЖЕННОСТИ МНО­ГОМЕРНАЯ (табл. многомерного распре­деления, комбинационная или перекрест­ная табл., табл. сопряженности) — табл., отражающая совместное выборочное распределение (см. Распределение веро­ятностей, Распределение эмпирическое) неск. (более двух) дискретных характе­ристик. В каждой клетке табл. стоит цифра, означающая кол-во объектов, обладающих соотв. клетке сочетанием значений рассматриваемых характеристик. Т.с.м. получили широкое распростране­ние при стат. анализе социол, информа­ции из-за сложности взаимоотношений между большим кол-вом соц. характери­стик. Рассмотрение таких взаимоотно­шений приводит к усложнению понятий стат. связи и независимости по сравне­нию с двухмерными табл., резкому уве­личению разнообразия соотв. матем. мо­делей (рассматриваются связи разной размерности, связи между характеристи­ками в целом и отд. их значениями, свя­зи направленные и ненаправленные, разные предположений делаются отно­сительно механизма порождения частот и т.д.).

Разнообразны и методы анализа Т.с.м. Это — анализ детерминационный и др. методы поиска взаимодействии, тео­рия структуры случайной величины, анализ логлинейный и др. Используются также стат. методы, разработанные для изучения колич. признаков: анализ рег­рессионный, анализ дисперсионный, анализ факторный. Выбор матем. метода анали­за Т.с.м. должен основываться на осо­бенностях и требованиях конкр. задачи. При анализе Т.с.м. любым методом встает ряд общих для этого типа задач проблем: слабая наполненность клеток табл. (в т.ч. появление нулевых частот), сложность поиска наилучшей модели за­висимости (из-за огромного кол-ва воз-


можных вариантов), при интерпретации рез-тов (бывает особенно трудно отде­лить существенные рез-ты от следствия применения именно данной матем. мо­дели).

Лит.: Антон Г. Анализ табл. сопря­женности. М., 1982. См. также: Анализ детерминационный, Анализ дисперсион­ный, Анализ логлинейный, Анализ регресси­онный, Поиск взаимодействий, Распреде­ление вероятностей, Распределение эмпи­рическое.

А.А. Мирзоев

ТЕОРИЯ (греч. theoria — рассмотрение, иссл-е, учение) — наиб, сложная и раз­витая форма орг-ции науч. знания, даю­щая целостное представление о сущест­венных связях опред, области действи­тельности — объекта данной Т. По­скольку термин «Т.» многозначен, в совр. методологии науки он опред. в уз­ком и специфическом смысле по срав­нению с толкованием, к-рое часто встречается в обыденной речи, когда теория отождествляется с любой сово­купностью взглядов и идей, отличаю­щихся от практических действий.

Др. формы науч. знания: факты, гипо­тезы, законы, классификации, типоло­гии -~ генетически могут предшествовать Т., взаимодействовать с нею в системе науки и даже являться ее элементами.

Принято выделять след. осн. компо­ненты Т.: исходную эмпирическую ос­нову, к-рая включает множество эмпи­рических понятий, фактов, получивших или требующих теор. объяснения; исход­ную теор. основу: множество теор. поня­тий, первичных допущений, постулатов, аксиом, законов Т., в совокупности опи­сывающих идеализированный объект Т.; логический аппарат Т.: правила логиче­ского вывода и доказательства; совокуп­ность выведенных в Т. понятий и угверж-



ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ


дений с их доказательствами, составляю­щую осн. массив теор. знания.

Методол. центральную роль в разра­ботке Т. играет лежащий в ее основе идеализированный объект — теор. мо­дель существенных связей реальности, представленных с помощью опред. гипо­тетических допущений и идеализации. Эта модель строится на основе науч. па­радигмы. Построение идеализированно­го объекта — необходимый этап созда­ния любой Т. в специфических для раз­ных областей знания формах.

Идеализированный объект может вы­ступать в разных формах, предполагать или не предполагать матем. описания, содержать или не содержать момент на­глядности, но при всех условиях он дол­жен быть конструктивным средством развертывания всей системы Т. Этот объект становится не только теор. моде­лью реальности; он неявно содержит в себе опред. программу иссл-я, к-рая реа­лизуется в построении Т. Соотношения элементов идеализированного объекта, как исходные, так и выводные, пред­ставляют собой теор. законы, к-рые в отличие от эмпирических формируются не непосредственно на основе изучения фактов, а путем опред. мыслительных действий с идеализированным объектом.

Лит.: Грязное Б.С, Дынин Е.С., Ники­тин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973; Степан B.C. Становление науч. теории. Минск, 1976; Рузаеин Г.И. Науч. теория. М., 1978; Швырев B.C. Теор. и эмпири­ческое в науч. познании. М., 1978; Тер­нер Дж. Структура социол. теории. М.,)985; Логика социол. иссл-я. М., 1987; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социол. знания // Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.

А.В. Кабыща

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ - матем. наука, позволяющая по вероятностям одних событий случайных находить веро­ятности др. случайных событий, связан­ных к.-л. образом с первыми. Совр. Т.в. основана на аксиоматике (см. Метод ак-


сиоматический) А.Н. Колмогорова. На основе Т.в. построены статистика ма­тематическая, в т.ч. теория выборочно­го метода (см. Выборка случайная), тео­рии массового обслуживания, надежно­сти, стат, контроля кач-ва продукции; биометрия, эконометрика; ряд моделей обществ, процессов, экон. роста и рав­новесия, стат. физики и квантовой меха­ники, управления организованными и технол. системами, метрологии, психо­логии и т.д. Т.в. широко применяется или может применяться практически во всех областях обществ, деятельности.

Исходное понятие в Т.в. — вероятно­стное пространство (Ω, S, Р), представ­ляющее собой единство трех матем. объ­ектов: пространства элементарных собы­тий Ω, совокупности S его измеримых (доступных наблюдению) подмножеств, называемых событиями, и вероятност­ной меры Ρ для каждого события А за­дающей его вероятностью Ρ (А) (см. Рас­пределение вероятностей). Осн. объект изучения в Т.в. — величина случайная. т.е. измеримая функция от элементарно­го события. Значениями случайной ве­личины могут быть числа, векторы, функции, множества, а также объекты др. природы.

Случайные величины изучают с по­мощью соотв. им распределений, т.е. функций, задающих вероятность того, что значение случайной величины по­падает в ту или иную область. Широко применяемые распределения имеют спе­циальные названия: нормальное, лог-нормальиое, Пуассона, Парето и др. (см. Закон распределения). Для распределения и тем самым для случайных величин используют такие характеристики, как матем. ожидание, медиана, мода (см. Ве­личины средние), дисперсия, среднее квадратическое отклонение (см. Меры рассеяния) и др.

Большое место в Т.в. занимает изу­чение независимых случайных вели­чин. При этом случайные события А и В называются независимыми, если Р(АВ) = Р(А) ■ Р(В), где АВ - событие. состоящее в одновременном осуществ­лении событий А к В. Случайные вели-



ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ


чины ζ и η независимы, если независи­мы любые два события вида {η € С} и {η е D}. Независимые случайные вели­чины — осн. объект изучения совр. Т.в.

Согласно центральной предельной тео­реме Т.в. распределение нормированной суммы независимых случайных величин при увеличении числа слагаемых при­ближается к нормальному распределе­нию. Условия, при к-рых справедлива центральная предельная теорема, были предметом иссл-й на протяжении более 200 лет вплоть до 30-х гг. 20 в. Большое число иссл-й посвящено разл. предель­ным теоремам, оценкам скорости сходи­мости и остаточности членов в них.

Значение процесса случайного в каж­дый момент времени — случайная вели­чина. Эти случайные величины зависи­мы между собой. Важное место занима­ют марковские процессы, в к-рых про­шлое влияет на будущее только через наст., а также процессы с независимыми приращениями (в части, винеровский), диффузионные, пуассоновские.

Для применения Т.в. в прикладных задачах строят вероятностную модель явления или процесса, в к-рой рассмат­риваемые величины и связи между ними выражают с помощью понятий Т.в. Ве­роятностную модель изучают как теор., так и с помощью метода стат. испыта­ний. Условием применимости вероятно­стных методов явл. наличие обоснован­ной вероятностной модели.

Лит.: Прохоров Ю.В., Розанов Ю.А. Теория вероятностей. М., 1973; Колмого­ров А.И. Осн. понятия теории вероятно­стей. М., 1974; Боровков А.А. Теория ве­роятностей. М., 1976; Гнеденко Б.В., Хитин А.Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. М., 1982; Теория статистики с основами теории вероятно­стей. М., 2001; Гнеденко Б.В. Курс тео­рии вероятностей. М., 2005; Орлов А.И. Прикладная статистика. М., 2008; Он же. Теория принятия решений. М., 2008.

■ ■■ ■ ■ ι, А.И. Орлов


ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ - дисциплина, изучающая проблемы измерения в тех случаях, когда рез-ты последнего не явл. действительными числами. Основопо­ложником Т.и. можно считать амер. психолога С. Стивенса, к-рый первым предложил в числах, полученных по шкалам низких типов (см. Шкала), «ви­деть» только те свойства, к-рые отража­ют реальные отношения между эмпири­ческими объектами. Будучи формализо­ванной, эта идея превратилась в пред­ставление о том, что измерение — это процедура, с помощью к-рой измеряе­мые объекты, рассматриваемые как но­сители опред. отношений (эмпирическая система с отношениями — ЭСО), ото­бражаются в нек-рую матем. систему с соотв. отношениями между элементами этой системы (матем. система с отноше­ниями — МСО) (см. Измерение в социо­логии, Шкала).

Осн. полученные в Т.и. рез-ты каса­ются тех случаев, когда МСО — число­вая (ЧСО). Тогда процесс измерения на­зывают шкалированием, алгоритм, ото­бражающий ЭСО в ЧСО, — шкалой, элементы ЧСО — шкальными значения­ми. Гл. проблемами, решаемыми Т.н., явл.: 1) проблема существования шкалы, т.е. выявление тех условий, к-рым долж­на удовлетворять ЭСО, чтобы существо­вала шкала того или иного вида; 2) про­блема единственности шкалы — выявле­ние допустимых преобразований шкалы, т.е. таких преобразований чисел, к-рые, будучи примененными к шкальным зна­чениям, переводят их снова в набор чи­сел, к-рый можно считать совокупно­стью шкальных значений объектов той же ЭСО; 3) проблема адекватности — выявление условий, к-рым должен удов­летворять матем. метод, чтобы получен­ные на его основе содержательные выво­ды не зависели от того, какая конкр. шкала использовалась при измерении. Осн. причиной, мешающей широкому использованию этих рез-тов в соц-и, явл. слабое изучение того, в каких слу­чаях интересующая социолога ЭСО удовлетворяет условиям, используемым



ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ


при решении первой указанной выше проблемы.

Ряд рез-тов касается нечисловых МСО, напр., совокупностей ранжиро­вок, парных сравнений и т.д.

Лит.: Суппес П., Занес Дж. Основы теории измерений // Психол. измере­ния. М\, 1967; Пфанцагль И. Теория из­мерений. М., 1976; Клигер С.А., Косола­пое М.С, Толстова ЮМ. Шкалирование при сборе и анализе социол. информа­ции. М., 1978; Хованов И. В. Матем. ос­новы теории шкал измерения кач-ва. Л., 1982; Логеиненко А.Д. Измерение в пси­хологии: матем. основы. М., 1993; Тол­стова Ю.Н. Измерение в соц-и. М., 1998; Krantz D.H. et al. Foundation of Measurement. V. 1-3, 1971-1990.

Ю.И. Толстова

ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ -

структурная единица социол. знания, логически и/или экспериментально обо­снованная система взаимосвязанных принципов, понятий, суждений, в к-рой выражается предметное содержание соц-и как науки. Место и роль Т.е. в структуре социол. знания опред. в первую очередь ее взаимоотношениями с методологией и эмпирической базой соц-и. Теория, с одной стороны, основывается на прин­ципах методологии, к-рые опред. общий подход к познанию соц. реальности и методы ее иссл-я. С др. стороны, прин­ципы методологии постоянно обогаща­ются за счет достижений Т.е., а сама теория выполняет методол. функции, направляя процесс познания данной предметной области в опред. русло в со­ответствии с избранной парадигмой. Кроме того, содержательное описание методологии возможно лишь в форме теории. В процессе познания Т.е. высту­пает нек-рой концептуальной схемой, к-рая служит своего рода фильтром для отбора и послед, анализа эмпирического материала, моделью для объяснения и истолкования (интерпретации) получен­ных данных. Вместе с тем достоверная Т.е. всегда базируется на репрезентатив­ной эмпирической базе. Науч. освоен-


ный эмпирический материал обогащает теорию.

Т.е. как таковая становится в 20 в. предметом специального методол. ана­лиза, возникает особая подотрасль соци­ол. знания — социол. метатеория, к-рая имеет своим предметом саму Т.е., прин­ципы и правила ее построения, структу­рирования, функционирования. Осн. направлениями анализа Т.е. явл.: 1) спе­цифика Т.е. как науч. теории, ее отличие от полит., соц. и др. доктрин и практи­ческих программ; 2) функции Т.е. в ис­следовательской практике; 3) структура Т.е., взаимодействие разл. ее типов (описательная, объяснительная), уров­ней (общая, специальная, отраслевая); 4) развитие Т.е., ее дифференциация, преемственность и изменения, внутри-научные и внешние (соц.) факторы раз­вития; 5) соотношение Т.е. и соц. прак­тики.

Проблема структуры Т.е. — одна из важнейших в соц-и, ибо, в сущности, это проблема статуса соц-и как само­стоятельной науки. В разные периоды развития отечественной соц-и проблема структуры Т.е. решалась по-разному, а иногда и просто «снималась» (когда соц-я «исключалась» из состава наук). Про­цесс возрождения соц-и, начавшийся в Советском Союзе во 2-й пол. 1950-х гг., имел особенности. Возрождение шло по линии разработки нек-рых разд. отрас­левой соц-и: соц-и личности, соц-и тру­да, соц-и науки, соц. предпосылок и по­следствий НТР, соц-и духовной жизни, искусства, соц-и пропаганды и т.д. Вме­сте с тем шло активное освоение опыта и содержания зап. соц-и, гл. обр., в фор­ме «критики буржуазной соц-и». В нач. 1970-х гг. фактически директивным об­разом была узаконена т.н. трехчленка, т.е. трехуровневое строение структуры социол. знания: истор. материализм как общая социол. теория, частные социол, теории, прикладная соц-я. Однако эти три уровня входили в разд. филос. наук. Лишь в 1988 отечественная соц-я была признана полноправной самостоятель­ной наукой. Она была разделена на семь науч. специальностей, в соответствии с







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.