Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёкономические права женщины и ее право на труд




ƒо »слама женщина не обладала экономической независимостью. ѕо сути, она была вещью, которую наследовал мужчина.  оран описал такое положение женщины и отверг его. ¬севышний сказал: "ќ вы, кто верует! ¬ам запрещаетс€ наследовать тех женщин, которые против€тс€ сему. Ќе про€вл€йте также грубость к ним, чтоб овладеть тем дарственным добром, которым вы их одарилиЕ" (—ура 4, а€т 19)

ѕервое имущество, причитающеес€ женщине, Ц это брачный дар (махр). ќн всецело принадлежит ей. Ёто Ц об€занность (фарида), вмененна€ јллахом мужчине, который св€зывает себ€ с ней. Ќикто не может вз€ть ничего из брачного дара без ее согласи€ и доброй воли. ¬севышний сказал: "ѕо щедрости души давайте своим женам дар предбрачныйЕ" (—ура 4, а€т 4)

„тобы у женщины не было нужды в постороннем попечительстве, »слам определил ей право наследовани€. ¬едь имущество утверждает личность и укрепл€ет ее. ¬севышний сказал: "ћужчинам Ц удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам Ц удел из того, что оставили родители и близкие, из того, что мало или много, удел определенный". (—ура 4, а€т 7)

≈й, как и мужчине, было дано право на заключение всех видов договоров и полное право на распор€жение своим имуществом.

ќна может заниматьс€ торговлей, быть поручителем (даман) другого человека или быть объектом поручительства.  ак писал имам ћухаммад јбду, "ни одна из прежних религий и ни один из прежних законов не возвысили женщин так, как возвысил ее јллах, и ни один из народов не достигал такой высоты ни до »слама, ни после него, и те европейские народы, одним из достижений прогресса которых в области цивилизации и культуры стало возросшее уважение к женщине, по-прежнему не достигли той высоты, на которую подн€л женщин »сламЕ" (1).

∆енщина трудитс€ в торговле и сельском хоз€йстве (ћуслим), в животноводстве (Ѕухари) и медицине, во всех тех област€х человеческой де€тельности, которые отвечают ее природе и способност€м.

¬от что, передано ’акимом со слов 'јиши: "«айнаб была рукодельницей, она выделывала кожу, шила и давала милостыню на пути јллаха" (2).

»слам уважительно относитс€ и к роли женщины в экономике. ѕророк призывал к тому, чтобы ее имущество использовалось во благо развити€ общества. ¬едь он часто говорил: "∆ертвуйте (во им€ јллаха), жертвуйте", и более всего жертвовали женщины (ћуслим).

—о слов 'јбдуллаха ибн ћас'уда до нас дошел хадис, передающий слова, сказанные ѕророком «айнаб, жене 'јбдуллаха: "ћуж твой и сын твой Ц самые достойные (из тех), кому ты подаешь милостыню" (Ѕухари) (3).

  сожалению, по-прежнему некоторые мужчины Ц а среди них и те, кто за€вл€ет о своей приверженности »сламу, Ц бо€тс€ такой экономической независимости женщины. »х жадность или властолюбие про€вл€ютс€ в их стремлении держать под своим контролем все, что им принадлежит. ≈сть и такие, кто вернулс€ во времена невежества (джахилий€) и не оставл€ет своим дочер€м доли в наследстве. ќни оформл€ют фиктивные документы на продажу своей собственности сыновь€м, чтобы лишить дочерей их права на наследство, которое закрепил за ними высокочтимый шариат.

 

1 - ћухаммад 'јбду. »слам и женщина. Ц —. 57.

2 - ’аким Ц автор сборника "јль-мустадрак". Ётот сборник включил в себ€ доработку хадисов с незаконченной цепью рассказчиков (иснад), содержащихс€ в собрани€х Ѕухари и ћуслима. ’адис передан согласно услови€м, установленным ћуслимом. Ц ѕрим. ред.

3 - ѕод милостыней здесь, естественно, подразумеваетс€ любое доброе дело, совершенное женщиной во благо семьи, в том числе и расходование ею собственных средств на эти цели .Ц ѕрим. ред

ѕраво женщины на труд

ѕсихологи€ и педагогика подтверждают, что и женщине, и ребенку жизненно необходимо, чтобы женщина-мать имела врем€ на ребенка, поскольку она испытывает психологическую потребность в нем, а он Ц в ней. ѕоэтому выход женщины из дома означает пренебрежение вопросами общего развити€, что представл€ет собой угрозу падени€ нравов в воспитании будущих поколений и лишает умму добродетельных граждан. ѕри этом существуют некоторые т.н. "женские" виды де€тельности, требующие специалистов-женщин, такие как акушерство, гинекологи€, преподавание в женских школах и тому подобное. ƒалее, с учетом общественных потребностей женщина может заниматьс€ всеми видами де€тельности, которые соответствуют ее природе и возможност€м, а также не пос€гают на ее честь и достоинство. (1)

 

 

1 - ƒ-р Ќуруддин јль-'»тр. „то же о женщине? Ц —. 167. ѕодобные же мысли высказывал имам ’асан јль-Ѕанна в своем трактате "ћусульманска€ женщина и ее об€занности". Ц —. 25.

—оциальные права женщины

»слам дал женщине социальные права, которых она ранее не знала. »слам постановил, что если женщина стала взрослой, зрелой, способной отдавать себе отчет в своих действи€х и не нарушать предписанных норм поведени€, опека ее опекуна над нею, будь то отец или кто-либо другой, прекращаетс€, и она обретает право полностью распор€жатьс€ своими личными и финансовыми делами, может самосто€тельно выбирать место жительства. » если она пребывает в здравом уме, чиста и целомудренна, никто из ее опекунов или родственников не может принудить ее жить в его доме. Ўейх јхмад »брахим в своей книге "Ќормы (акх€м) шариата в сфере гражданского права" (1) писал:
" огда особа женского пола становитс€ зрелой женщиной, то если она девственница или вдова, не вызывающа€ довери€, в таком случае ее отец или же заслуживающий довери€ человек из опекунов (аули€) и родственников (махрам), который замещает ее отца, должен держать ее при себе, хочет она того или нет. ј если же она девственница, достигша€ зрелости и при этом обладающа€ как способностью к суждению, так и добродетельностью, или же она Ц вдова, способна€ обеспечить себ€, то никто из ее опекунов не должен принуждать ее оставатьс€ при нем" (2).

»слам также дал право женщине принимать или отвергать того, кто пришел к ней просить ее руки.

ѕосланник јллаха сказал: "Ќет (права) у опекуна приказывать девушке" (јбу ƒауд и јн-Ќасаий).

ѕророк ћухаммад также сказал: "¬дова имеет больше прав распор€жатьс€ собой, нежели ее опекун, а девственницу должно спрашивать, и ее разрешение Ц ее молчание" (ѕередано всеми авторами стандартных сборников хадисов, кроме Ѕухари) (3).

јль-’анса, дочь ƒжаззама, была выдана замуж отцом без ее согласи€ на брак, и это при том, что она была вдовой. ќна обратилась к ѕосланнику јллаха, и тот отменил ее брак (ћуслим и Ѕухари).

∆енщина может вступать в брак и самосто€тельно. —огласно нормам шариата, "брак будет действительным, если оба супруга свободные, взрослые, пребывают в здравом рассудке, если они вступают в брак непосредственно или через доверенных лиц, или же один из них сам ведет переговоры о вступлении в брак с доверенным лицом другого" (4).

»слам освободил женщину, и она получила право создавать с мужчиной, которого она изберет, счастливую семью, в которой царит любовь, хранима€ нежностью и лаской, а также будет спокойно и уютно обоим супругам.

¬севышний сказал: " (ƒругое) из знамений ≈го Ц то, что ќн сотворил из вас самих жен дл€ вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь (5) и милость между вами. ¬оистину, во всем этом Ц €сные знамени€ дл€ людей, которые размышл€ют".
(—ура 30, а€т 21)

Ёто означает, что все права супругов друг на друга должны обеспечиватьс€ в обстановке любви и прив€занности. » если прив€занность ослабнет, то права все равно должны быть сохранены, а именно: право на заботу, любезность, милосердие, право иметь потомство, право на доверие и доброжелательность, на соучастие в заботах и переживани€х, право заботитьс€ о своем внешнем виде, право на сексуальное удовольствие, право на развлечение, право на ревность и законный развод.

ѕраво на заботу накладывает на каждого из супругов две важные об€занности:

Х на мужчину Ц об€занность попечени€ и выделени€ средств на содержание семьи;

Х на женщину Ц об€занность вскармливани€ и воспитани€ детей, ведени€ домашнего хоз€йства.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 569 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2238 - | 1993 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.