Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќесовершенные в разуме и религии




¬ мусульманских же обществах все ухватились за одно из толкований хадиса, переданного јбу-—а'идом јль-’удри в такой формулировке: "¬ день праздника жертвоприношени€ ('»д јль-јдха) или прерывани€ поста ('»д јль- ‘итр) ѕосланник јллаха направилс€ к молитвенному месту и, проход€ мимо женщин, сказал: Ђќ община женщин, средь несовершенных в разуме и религии (дин) [имеютс€ в виду женщины] не видывал € таких, которые увод€т разум стойкого мужчины более, чем кажда€ из васї. ќни сказали: Ђ¬ чем же недостаток нашего ума и религии нашей (дин), о ѕосланник јллаха?ї ќн сказал: Ђј не составл€ет ли свидетельство женщины половину свидетельства мужчины?ї ќни сказали: Ђƒаї. ќн сказал: ЂЁто и есть от недостатка ее ума. ј разве не так, что она не молитс€ (т.е. совершает ритуальную молитву 5 раз в день) и не держит пост во врем€ мес€чных?ї ќни сказали: Ђƒаї. ќн сказал: Ђ“ак в этом часть несовершенства ее религииї" (Ѕухари и ћуслим).

Ётот хадис пытались истолковать в том смысле, что женщина Ц неполноценное и несосто€тельное существо. ќднако этот хадис есть ничто иное как назидание женщинам в день праздника, и неужели мы можем думать, что благородный ѕосланник јллаха, обладатель высокой нравственности, будет унижать достоинство женщин в этот радостный день?

ѕо своему изложению, форме, этот хадис не представл€ет собой формулировку общего правила или нормы (хукм) Ц это, скорее, форма выражени€ удивлени€ ѕророка по поводу противоречи€, скрытого в том, что женщины одерживают верх Ц несмотр€ на свою слабость Ц над мужчинами, обладающими стойкостью. ћы вправе задать вопрос: а не отражает ли подобна€ форма изложени€ хадиса своеобразную ласку и учтивость по отношению к женщинам, что часто встречаетс€ в проповед€х ѕророка?

—лова "несовершенные в разуме и религии" употреблены здесь в качестве остроумного и ласкового предислови€ к назиданию женщинам и никогда не звучали из уст ѕророка как конкретное и неукоснительное предписание, ни перед женской, ни перед мужской аудиторией. (1)

—в€щенный  оран сохранил дл€ нас факты из жизни женщины, свидетельствующие о ее отношении к переживаемым ею проблемам, а также о ее способност€х и мудрости, про€вл€емых ею во многих ситуаци€х. (2)

¬  оране сказано: "ќдна из них сказала: Ђќтец мой, найми его: ведь он Ц лучший, кого ты можешь нан€ть, сильный и верныйї". (—ура 28, а€т 26) (3)

ј ведь эта дочь пророка Ўу'айба (мир ему) не видела ћусу раньше.

—толь непродолжительного наблюдени€ не достаточно дл€ того, чтобы пон€ть тайны человеческой души и ее сокровенные стороны, если бы не та проницательность, которой была наделена дочь пророка Ўу'айба.

ј о находчивости женщины свидетельствуют следующие слова ¬севышнего: "Ќе указать ли вам семейство дома, которое вскормит его дл€ вас и позаботитс€ о нем надежно?" (4) (—ура 28, а€т 12)

ƒальновидность и находчивость женщины помогли спасти ребенка, которого хранило Ѕожье предопределение. ƒальновидность же и способность пон€ть скрытые истины мы видим в словах ¬севышнего: "Ќо € пошлю подарок им и посмотрю, с чем посланные мною возврат€тс€". (5) (—ура 27, а€т 35)

¬ некоторых источниках передаетс€, что она (Ѕалькыс) сказала: " оль он и впр€мь ѕророк, то не найдет наш подарок места в его сердце и не послужит преп€тствием между ним и волей √оспода его, а коль это не так, то обрадуетс€ ему и воздержитс€ от войны с нами".

—видетельство хоз€йственности женщины и ее умени€ вести дела на основе совета и без принуждени€ мы находим в словах ¬севышнего:
"ќна [Ѕалькыс] сказала: Ђќ вельможи! ƒайте суждение свое мне в этом деле, Ц пока не будете при мне вы, мне это дело не решитьї. ќни сказали: ЂЌаша сила велика, и обладаем мы великой мощью, но власть ведь у теб€ (в руках); смотри же, (чтоб не ошибитьс€), какой приказ ты нам отдашьї. ќна ответила: Ђ÷ари, вход€ в (иноплеменную) страну, губ€т ее и разор€ют, а благороднейших из жителей ее лишают уважени€ и чести, Ц так поступают цари. Ќо € пошлю подарок им и посмотрю, с чем посланные мною возврат€тс€ї". (—ура 27, а€ты 32Ц35)

ѕосле таких свидетельств из —в€щенного  орана может ли кто-либо утверждать, что женщина не наделена способност€ми.

1 - ќсвобождение женщины во времена ћиссии, 1: 276.

2 - Ўалтут.  оран и женщина. Ц —. 18.

3 - ¬ этой суре речь идет об истории пророка ћусы, мир ему. «десь девушка просит отца прин€ть очень важное решение Ц прин€ть ћусу к себе на службу, ибо она смогла узреть и разобратьс€, что он обладает двум€ достоинствами: физическим (сильный) и нравственным (верный). Ц ѕрим. ред.

4 - —естра ћусы, прид€ во дворец ‘араона, как бы по счастливой случайности дл€ них, предложила свою мать (и мать ћусы) в качестве кормилицы дл€ младенца. “ем самым ћуса был вскормлен собственной матерью ( оран. ѕеревод смыслов и комментарии ».ѕороховой, примечание 1250 к —уре 20, а€ту 40). Ц ѕрим. ред.

5 - –ечь идет о Ѕалькыс - царице —абы. Ц ѕрим. ред.

ѕраво женщины на обучение

»слам €вл€етс€ первой религией и первой системой в мире, вменившей науку в об€занность и мужчине и женщине, о чем свидетельствуют слова ѕророка: "ѕоиск знани€ Ц об€занность (1), ищите знани€ от колыбели до могилы".

∆енщина, как и мужчина, не сможет выполн€ть своей роли в обществе, не обрет€ знаний, касающихс€ религиозных и мирских дел. »слам призывал обучать и воспитывать девушек. “ак, јбу Ѕарда со слов своего отца передал следующее изречение ѕосланника јллаха: " оль есть у какого мужчины невольница, и он обучил ее, и обучил наилучшим образом, и воспитал ее, и воспитал наилучшим образом, а затем освободил ее и женилс€ на ней, то ему Ц двойна€ награда" (Ѕухари).

¬от хадис, переданный со слов јбу-—а'ида: "  ѕосланнику јллаха пришла женщина и сказала: Ђќ ѕосланник јллаха, твою речь мужчины унесли с собой, так назначь нам день, когда мы придем к тебе, и ты научишь нас тому, чему научил теб€ јллахї" (Ѕухари и ћуслим).

ѕосланник јллаха с похвалой отозвалс€ о женах своих сподвижников из числа ансаров: "Ќе помешала им застенчивость (хай€) углубитьс€ в осмысление религии (дин)" (ћуслим). (2)

”становлено, что мухаджирка (3) из племени  урайш, јш-Ўаффа, дочь 'јбдуллаха, научила ’афсу, дочь '”мара, мать правоверных, письму по наставлению самого ѕророка.

∆енщины про€вили свои таланты в науке так же, как и мужчины. јль-’афиз јз-«ахаби сказал: "Ќе было случа€, чтобы женщина солгала в (передаче) хадисов" (4). јш-Ўаукани сказал: "Ќи об одном из ученых (Сул€ма) не сказано, что он отверг сообщение женщины на том основании, что оно исходит от женщины, а как много из сунны приобрела община (умма) от одной женщины из числа сахаба (сподвижниц и сподвижников)" (5).

Ћюди видели ученость 'јишы, да будет доволен ею јллах (прошедшей школу самого ѕророка), достигшей всех широт, высот и вершин в знании и зрелости суждени€ во всех област€х религии,  орана, хадисов, толковани€ и фикха. ¬ ћедине она была подобна учителю перед учениками по отношению к великим законоведам, таким как 'јбдуллах ибн '”мар, јбу ’урайра и »бн Сјббас. јз-«ахаби в своей книге "∆изнеописани€ благородных" писал о ней следующее: "≈сли собрать знани€ всех людей и матерей правоверных, 'јиша превзошла бы в познани€х их всех".

„асто спрашивают, а в чем же причина отсталости мусульманского общества?

ћожно отвечать на этот вопрос по-разному. Ќо сама€ важна€ из причин состоит в отсталости мышлени€ мусульманина. ѕока это мышление не перестроитс€ и не встанет на стезю шариата и требований жизни, все надежды на преодоление этого этапа будут напрасными.


¬згл€нем на положение женщины в эпоху пророчества Ц как она устремилась в мечеть, чтобы утолить жажду знаний, а не удовлетворившись ими, потребовала встречи с ѕосланником јллаха, чтобы расширить их, смогла усвоить эти знани€ и сделать их основой дл€ совершенства в своем поведении, в воспитании своих сыновей и в своих благословенных делах во всех област€х общественной жизни. ¬ те времена женщина не задавала вопросов о своей роли в политической, общественной или экономической жизни, а активно выполн€ла эту роль, и пророческое наставление подбадривало ее и брало за руку...

 огда ѕосланник јллаха умер, 'јише не было еще и дев€тнадцати лет, однако она уже успела внести свою лепту в богатство человеческих знаний. “ак, она была одной из лучших в знании хадисов, ибо мало кто из сподвижников ѕророка знал столько хадисов, сколько знала их она, с ее слов до нас дошли две тыс€чи сто дес€ть хадисов, собранных затем Ѕаки ибн ћухаллидом јль-јндалуси в отдельном сборнике, содержащем хадисы, иснад (6) которых восходит к 'јише.

јбу ћуса јль-јш'ари рассказывал: "≈сли у нас когда-либо и возникали разногласи€ по поводу какого-либо хадиса в передаче сподвижников ѕророка и мы спрашивали 'јишу, то непременно у нее были сведени€ о нем, и была она одной из тех, кто выносит заключение (фатуа)". ј вот что сказал »бн ’азм: "»з вынесенных ею заключений (фатуа) можно собрать огромную книгу, и была она также из толкователей" (7). ј С”руа сказал: "Ќе видел € никого, кто знал бы  оран лучше 'јиши, и обладала она наиболее глубоким пониманием основ веры и тонкостей ясной  ниги (јль- итаб-уль-ћубин), была она из знатоков науки врачевани€, управлени€, передачи хадисов, истории и генеалогии, а также отменно владела она, да будет доволен ею јллах, искусством чтени€".

—реди ученых муджтахидов и вынос€щих заключени€ (фатуа) Ц матери правоверных ”мм-—ал€ма, ’афса, ”мм-’абиба, ƒжувайри€, ћаймуна; ‘атима, дочь ѕророка; «айнаб, дочь јбу-—ал€мы, воспитанницы ѕосланника јллаха, о которой јбу-–афи' сказал, что она сама€ осведомленна€ женщина в ћедине в вопросах фикха; а также Ћейл€, дочь  аифа; јсма, дочь јбу-Ѕакра; ”мм-Ўарик, дочь —ууайба; ”мм-јд-ƒарда јль- убра; 'јтика, дочь язида; —ахл€, дочь —ухайл€; ‘атима, дочь  айса; ”мм-—алим и ”мм-јйман.

ћухаммад ибн —а'д посв€тил один из разделов своей книги "јт-табакат аль-кубра" женщинам, передававшим хадисы. ќн насчитал более семисот женщин, передавших хадисы со слов самого ѕосланника јллаха или же его сподвижников (сахаба). »мена этих женщин значились в иснадах хадисов, которые затем передавали выдающиес€ де€тели »слама и имамы мусульман.

„то же касаетс€ положени€ женщины в последние века, то оно было унизительным, а роль ее в обществе Ц второстепенной, ибо ее насильственно отчуждали от общественной жизни и ввергали в пучину невежества. ”тверждали, что женщина и учебные заведени€ Ц вещи несовместимые, а задача ее просвещени€ целиком возлагаетс€ на ее отца и мужа, а если отец и муж невежественны, то женщине суждено навсегда остатьс€ лишенной света знани€ и понимани€ жизни.

Ётим воспользовались иностранные учебные заведени€, увидев дл€ себ€ простор дл€ де€тельности (так сказать, "заброшенную и нераспаханную ниву"), причем без вс€кого противодействи€. ќни направили все свои усили€ на то, чтобы проникнуть в самую сердцевину нации, воздейству€ именно на женщину, в руках которой Ц судьбы гр€дущих поколений. Ќедаром говорил востоковед √ибб: "Ўколы дл€ девочек дл€ мен€ Ц зеницы ока" (8).

 

1 - –ечь идет о т.н. "фарида" или "фард" Ц религиозном предписании, об€зательном дл€ выполнени€ каждым мусульманином. Ц ѕрим. ред.

2 - јнсары Ц буквально "помощники": жители ћедины, прин€вшие от ѕророка »слам и об€завшиес€ обеспечивать ему личную защиту, а также оказывать ему всемерную поддержку и помощь в деле »слама и строительства исламского государства. ѕророк совершил хиджру из ћекки в ћедину именно по их приглашению. Ц ѕрим. ред.

3 - ћухаджиры Ц мекканцы, прин€вшие »слам вслед за ѕророком и последовавшие за ним в ћедину. Ц ѕрим. ред.

4 - јз-«ахаби. ѕредисловие к книге "¬есы".

5 - ƒостижение целей, 8: 122.

6 - »снад Ц цепь рассказчиков, передавших хадисы. Ц ѕрим. ред.

7 - »меетс€ в виду умение 'јиши толковать  оран. Ц ѕрим. ред.

8 - ƒ-р Ќуруддин јль-'»тр. „то же о женщине? Ц —. 34.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

528 - | 478 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.