Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбща€ характеристика неклассической философии. 2 страница




‘. Ёнгельс (1820-1895) Ц представитель диалектического и исторического материализма. ќсновные принципы этой филосо≠фии разработаны им вместе с  . ћарксом. ¬ работах Ђјнти-ƒю≠рингї и ЂЋюдвиг ‘ейербах и конец классической немецкой философииї он изложил содержание марксистской философии. Ёнгельс Ч сторонник материалистической диалектики, кото≠ра€ свои законы выводит из самой действительности. —реди законов диалектики Ёнгельс выдел€ет закон единства и борьбы противоположностей и на р€де проблем раскрывает его методологическое значение.   этим проблемам он относит беско≠нечность и конечность материального мира, абсолютность и отно≠сительность движени€, устойчивость и изменчивость живых орга≠низмов, абсолютное и относительное в познании, равенство и не≠равенство в общественной жизни, свободу и необходимость.

¬от образцы диалектического мышлени€ Ёнгельса. ∆изнь со≠стоит в том, что Ђживое существо в каждый данный момент €вл€≠етс€ тем же самым и все-таки иным. —ледовательно, жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрерывно само себ€ порождающее и разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращаетс€, прекращаетс€ и жизнь, наступа≠ет смертьї.

» в сфере мышлени€ нельз€ избежать противоречий. ЂЌапример, противоречие между внутренне неограниченной человеческой способностью познани€ и ее действительным существованием только в отдельных, внешне ограниченных и ограниченно познающих люд€хї. ЂЁто противоречие разрешаетс€ в таком р€де пос≠ледовательных поколений, который, дл€ нас, по крайней мере, на практике бесконечен, разрешаетс€ в бесконечном поступательном движенииї.

ƒва других закона диалектики, сформулированных √егелем, и материалистически истолкованных Ёнгельсом и ћарксом, Ц пере≠ход количественных изменений в качественные и отрицание отри≠цани€. Ёнгельс гор€чий их защитник, но он предупреждает, что законы диалектики Ч не шаблон, а методологический принцип, способствующий организации умственной работы исследовател€.

«нание того, что в материальном мире все находитс€ во взаи≠мосв€зи и взаимодействии, в процессе изменени€ и развити€, не ведет само по себе ни к научным открыти€м, ни к техническим изобретени€м. Ёто всего лишь общекультурные предпосылки на≠учной де€тельности, которые должны быть дополнены содержа≠тельной работой исследовател€ и инженера.

Ёнгельс заключает, что диалектика Ч Ђне более как наука о всеобщих законах движени€ и развити€ природы, человеческого общества и мышлени€ї, и не видит противоречи€ между этим определением и своим же требованием понимать философию как учение о законах Ђсамого процесса мышлени€ї.

ѕридержива€сь в теории познани€ принципа отражени€, Ён≠гельс полагает, что содержательно диалектика мышлени€ ничем не отличаетс€ от диалектики материального мира.

ћатериализм  . ћаркса и ‘. Ёнгельса был несомненным до≠стижением философской мысли второй половины XIX в. ћарк≠сизм стал первой попыткой последовательно материалистического объ€снени€ социальных процессов и сложных €влений мира: мыш≠лени€, жизни, саморазвити€ и т.д. ќднако он страдал, как и мате≠риализм √ольбаха и ‘ейербаха, существенным недостатком Ч недооценкой роли субъективной активности человека, будь то в мышлении или же в социальной жизни. Ќеудачными и спекул€≠тивными были и попытки материалистического осмыслени€ геге≠левских Ђдиалектическихї принципов, как и в целом попытки в рамках классического (динамического) детерминизма объ€снить процессы с иными видами детерминации. ѕоследнее стало оче≠видным после революции в физике и создани€ квантовой механи≠ки. –азвитие синергетики окончательно разоблачило попытки на≠в€зать сложным саморазвивающимс€ системам парадигму дина≠мического линеарного детерминизма, на которой строилась тео≠ри€ и практика Ђнаучного социализмаї.

 

“ема 9 Ќеклассическа€ философи€ ’’ века

9.1. ‘еноменологи€ Ё. √уссерл€

ќсновоположником феноменологии как ведущего направлени€ современной западной философии €вл€етс€ Ё. √уссерль (1859Ч 1938), поставивший проблему философии как строгой и точной на≠уки. — точки зрени€ Ё. √уссерл€, все существовавшие в его врем€ философские учени€ не соответствовали требовани€м строгой науч≠ности, так как за образец научности берут существующие науки о природе и обществе. ¬се науки можно подразделить на два основных вида -эйдетические науки, к которым относ€тс€ логика, математика и философи€, и фактуальные науки, которые обосно≠вывают свои суждени€ ссылкой на факты, а последние нос€т слу≠чайный характер. ‘илософские суждени€ не обладают ни точно≠стью математических истин, ни чувственной наблюдаемостью истин физических и не должны обладать ими, так как философи€ €вл€ет≠с€ совершенно новым измерением знани€, св€занным со стремле≠нием к чистому и абсолютному знанию. ѕодлинна€ философи€ или трансцендентальна€ феноменологи€, в отличие от фактуальных наук, есть наука не о фактах, но о сущност€х. ј в отличие от дру≠гих эйдетических наук, например математики, она не может абстра≠гироватьс€ от того факта, что все данное нам дано через сознание. ‘илософи€ в качестве своего предмета имеет дело с мыслью, на≠правленной на предмет, как таковой, и в этом смысле она не дискурсивна, а интерпретативна. јбсолютна€ самоочевидность, абсо≠лютна€ истина, непосредственна€ созерцаемость сущности Ч таковы черты философского знани€, по Ё. √уссерлю. —трога€ наука в этом смысле есть название абсолютных и вневременных ценностей, со≠ставл€ющих простой, безусловно €сный пор€док.

¬ы€вить эти сущности, т. е., конституировать предмет фи≠лософии в феноменологическом смысле этого слова, возможно только при помощи специального метода - метода феномено≠логической редукции. ‘еномен и есть та сущность, котора€ про≠€вл€ет себ€ в сознании благодар€ феноменологической редук≠ции. ‘еноменологическа€ редукци€ осуществл€етс€ в два эта≠па: на этапе эйдетической редукции мы Ђзаключаем в скобки внешний мирї, т. е. ставим под сомнение ценность исходного дл€ многих наук протоверовани€ в реальность внешнего мира. “рансцендентальна€ редукци€ Ђзаключает в скобки эмпирическое самосознаниеї, т. е. ставит под сомнение протоверование в реальность я как части реальности внешнего мира. ћир, та≠ким образом, редуцируетс€ к чистому феномену или эйдосу (в логически и словесно фиксированной форме), конфигурации всего данного, выступающей как Ђмерка реальности, фактич≠ностиї. ‘еноменологическое знание есть абсолютное знание о сущности, которое оправдывает вс€кое знание о факте.

≈динственной дисциплиной, способной сделать филосо≠фию строгой и точной наукой, €вл€етс€ феноменологи€. ‘е≠номенологи€ есть наука о феноменах. ‘еномен есть то, что про€вл€етс€, поскольку оно про€вл€етс€ в сознании. „еловече≠ское Ђяї и все вещи, окружающие его, суть феномены. Ѕлаго≠дар€ принципу феноменологической редукции, т. е. воздержа≠нию (эпохе) от веры в реальность окружающего мира, мы со≠зерцаем эйдос мира, его идеальную ценность. — этой точки зрени€ редукци€ €вл€етс€ эйдетической. ѕоскольку феномен про€вл€етс€ только в сознании и только посредством акта со≠знани€, т. е. сознание субъекта определ€ет положение вещей в реальности, редукци€ €вл€етс€ также и трансцендентальной. ¬месте с тем в отличие от кантовской трактовки сознани€ как создающего объект, Ё. √уссерль считает, что сознание лишь про€вл€ет объект во мне, и больше ничего. ¬ двойном - эйде≠тическом и трансцендентальном - измерении феномен, равно как и его €вленность сознанию, представл€ет собой нечто аб≠солютное - сущность вещи, ее бытие. —ознание, осуществл€ю щее редукцию, самодостаточно, и благодар€ его де€тельности нам открываетс€ единственное абсолютное бытие. »нтенцию на объект, непосредственно и в оригинале данный сознанию, √уссерль называет интуицией. «адача философии и есть дости≠жение очевидности, основанное на объективной апелл€ции к интуиции, а не на чьих-либо точках зрени€.

ƒл€ завершени€ своей теории Ё. √уссерль вводит пон€тие Ђконституированиеї. —ознание есть конституирующий поток пе≠реживаний. ‘ормой конституировани€ €вл€етс€ феноменологи≠ческа€ темпоральность - единство прошлого, будущего и насто≠€щего в одном интенциональном акте сознани€. ѕосредством конституировани€ в форме темпоральноеЩ сознание Ђяї обла≠дает окружающим миром и самим собой. ‘илософи€ и есть, по √уссерлю, высша€ попытка –азума конституировать с подлин≠ной очевидностью Ђяї и то, чем €вл€етс€ мир этого Ђяї.

‘еноменологи€ Ё. √уссерл€ оказала большое вли€ние на всю последующую философию. ¬едущие мыслители XX в..ис≠пользовали основные пон€ти€ и метод гуссерлианского учени€. ћ. ’айдеггер, а позже ∆. ѕ. —артр примен€ют феноменологи≠ческий метод дл€ исследовани€ фундаментальных пон€тий бы≠ти€, времени, человеческого существовани€ и свободы, ћ. Ўелер - дл€ развити€ идей философской антропологии и аксио≠логии; ћ. ћерло-ѕонти - дл€ анализа сознани€ и воспри€ти€ в концепции Ђфеноменального телаї. Ќ. √артман и испанский философ X. —убири (1898Ч1983) используют феноменологиче≠ский метод дл€ построени€ нового варианта реализма. ќсобое применение идеи Ё. √уссерл€ нашли в формирующейс€ в XX в. социологии знани€. ¬ отечественной философской традиции наиболее видными представител€ми феноменологии €вл€лись √. √. Ўпет и ћ.  . ћамардашвили.

¬ первую очередь, такое значительное вли€ние гуссерлианства объ€сн€етс€ новым представлением о предмете философии и ее цел€х. ‘илософи€, по √уссерлю, - это не некотора€ рациональ≠на€, логическа€ система высказываний и доказательств, а усилие, заставл€ющее объект Ђпро€витьс€ї, интуитивное Ђделание оче≠виднымї. ƒл€ Ё. √уссерл€ высший принцип философии Ч не картезианско-кантовский принцип Ђ€ мыслюї, а принцип Ђ€ могуї, т. е. очевидна€ и делающа€ очевидным интуици€. ќбъек≠тивным коррел€том Ђ€ могуї выступает то, что √уссерль называет горизонтом. √оризонт - это спектр возможностей про€влени€ объекта, внутри которого определен круг последних актуальных интенций одного и того же объекта. ‘илософи€, таким образом, предстает, по √уссерлю, как другой способ прожить естетственную жизнь, исход€ не из веры в ее реальность, а из про€снени€ ее сущности. ѕри этом феноменологи€ оставл€ет сами вещи таки≠ми, какие они есть, если они иррациональны, то иррациональ≠ными, если рациональны - то рациональными. ≈динственным идеалистическим положением в феноменологии €вл€етс€ призна≠ние априорности быти€ сущности относительно реальности факта. Ћюбое объективное бытие, по √уссерлю, основываетс€ интенционально на бытии чистого сознани€.

¬о-вторых, заслугой Ё. √уссерл€ €вилась нова€ философска€ трактовка сознани€. Ё. √уссерль анализирует сознание не с точ≠ки зрени€ его содержани€ (это удел психологии как фактуальной науки), а с точки зрени€ его интенционалъной цели или ноэмы (в терминологии √уссерл€). Ќоэма - это нечто, что про€вл€≠етс€ в сознании и только благодар€ сознанию, но не €вл€етс€ ни им самим, ни его частью. Ћюбой способ сознани€, по √ус≠серлю, имеет свою ноэму, например, акт оценивани€ в качестве своего ноэматического коррел€та имеет существующую объек≠тивно и независимо от него ценность. ѕри этом смысл ноэмы зависит не от сознани€, а от самой ноэмы, но тем, что объект обладает ноэматическим смыслом, он об€зан сознанию.

Ё. √уссерль делает сознание главным предметом своего ис≠следовани€, использу€ пон€тие Ђчистое сознаниеї как принци≠пиально непредметное и свободное от всего, что не €вл€етс€ сознанием. — точки зрени€ √уссерл€, любой предмет должен быть схвачен только как коррел€т сознани€. ѕредмет при этом не превращаетс€ в сознание, в котором нет ничего, кроме зна≠чений. »нтенциональным коррел€том очевидности €вл€етс€ »стина. Ћогическа€ очевидность выступает лишь как частный случай интенциональной очевидности.

¬-третьих, в посмертно опубликованной работе Ђ ризис ев≠ропейских наук и трансцендентальна€ феноменологи€ї (1954) Ё. √уссерль вводит пон€тие Ђжизненного мираї как докатегориальной области исконно человеческих Ђсмысловых формацийї, предшествующих развитию науки и не исчезающих с ее развити≠ем. “олько философи€ в ее феноменологическом варианте может сказать нечто по поводу человека как субъекта свободного выбо≠ра и оставить человеку свободу выхода к новым горизонтам. “о≠лько феноменологи€ устанавливает св€зь с Ђжизненным миромї, миром коммуникативной и смысловой интенциональности.

 

9.2. јмериканский прагматизм.

ѕрагматизм Ч философи€ дела, действи€, учение, возникшее в 70-е гг. в —Ўј. ќсновател€ми прагматизма были известные уче≠ные и философы Ч „арльз ѕирс (1839Ч1914); ”иль€м ƒжемс (1842Ч1910); ƒжон ƒьюи (1859Ч1957).

»стоки прагматизма разнообразны.   числу мыслителей, так или иначе повли€вших на возникновение ѕ., относ€тс€ ƒж.Ћокк, ƒ. ём, ».  ант, ј. Ўопенгауэр, √. —пенсер, ‘р. Ќицше, ј. Ѕергсон.

ќдним из краеугольных камней прагматизма €вл€етс€ эм≠пиризм. Ќо его сторонники прагматисты считали не рабским следованием непокорным фактам, а орудием борьбы с косностью рассудочных схем. ѕрагматизм избегает, по сло≠вам ”.ƒжемса, признанного лидера этого направлени€, Ђабстракций, вербальных решений, ап≠риорных оснований, фальшивых прин≠ципов, замкнутых систем, ложных абсо≠лютовї. ќпыт Ч одна из центральных категорий прагматизма. ќпыт в понимании прагматизма не есть только совокупность ощущений; это не только опыт познающего субъекта, но жизненный опыт действующего, волево≠го субъекта. ¬ св€зи с этим пон€тным становитс€ интерес прагматизма к философии Ўо≠пенгауэра. ¬ол€ Ч это готовность дей≠ствовать. ћысль, представление стано≠в€тс€ инструместом действи€, направ≠л€емого волей.

 ритика традиционной метафизики ».  антом с ее посто€нным стремлением выйти за границы человеческого опыта также стала важной предпосылкой док≠трины прагматизма. ¬месте с тем прагматизм восприн€л и идею необходимости Ђполезных фик≠цийї, высказанную в послекантовской философии. ‘илософи€ не раствор€етс€ в научном методе, она Ч выразитель жизненных потребностей. “ем самым прагматизм воспроизводит значительную часть идей Ђфилософии жизниї. ѕон€тие Ђжизньї фактически трансформируетс€ в прагматизме в по≠н€тие Ђопытї, лишаетс€ надындивиду≠ального значени€. ÷ентральным элементом опыта €вл€етс€ человеческое действие, которое носит целесообразный ха≠рактер и в той или иной форме осознано нами. ¬с€ человеческа€ познавательна€ де€тельность нацелена на то, чтобы сде≠лать это действие успешным. ћышле≠ние Ч это достижение Ђготовности и привычки действоватьї, перейд€ от не≠решительности и сомнени€ к убежде≠нию, к Ђвереї в правильность избранно≠го пути.

ѕирс, ƒжемс, ƒьюи обра≠тили внимание на то обсто€тельство, что эффективность научной теории не сопр€гаетс€ с ее истинностью. Ѕолее того, действи€ человека могут быть успешными и на основе ошибочных теорий, особенно политических, культурологических, философских.

ƒругой факт, привлекший их внимание, состо€л в том, что потребности и интересы человека определ€ют во многом его по≠знание. »наче говор€, теоретическое знание никогда не развива≠етс€ независимо от потребностей и интересов человека и челове≠чества. »сход€ из этих положений, ѕирс в работе Ђ„то такое прагма≠тизмї и других писал о двух основных состо€ни€х сознани€ и познани€, а именно: состо€нии сомнени€ (нерешительность, не≠определенность, беспокойство, раздражительность, невозмож≠ность действовать) и состо€нии веры (€сность, определенность, удовольствие, спокойствие, готовность к действию во им€ того, во что веришь).

„еловек, по ѕирсу, всегда стремитс€ к вере как к более поло≠жительному состо€нию духа, к состо€нию, вывод€щему к дейст≠вию. ѕереход от сомнени€ к вере и есть Ђисследованиеї. ¬ывод ѕирса простой Ч мы заинтересованы в при€тном состо€нии веры, следовательно, и наше познание заинтересовано в вере, а, следовательно, и в истинности, ибо истина Ч то, во что € верю. “аким образом, эмоции, желани€, страсти человека не устранены из науки. Ќаука не содержит объективных истин, поскольку ис≠тина всегда св€зана с верой. Ќаука Ч это коллективна€ вера в истины своей эпохи. ¬ чем же тогда ценность науки дл€ человече≠ства? Ќаука полезна человеку, она обеспечивает достижение практических целей. »стины науки провер€ютс€ и подтвержда≠ютс€ практикой: если они способны обеспечить, расширить инте≠ресы человека, то они полезны. ќтсюда знаменитое утвержде≠ние: Ђ»стина Ч то, что полезної, давшее основани€ к смешению прагматизма с практицизмом (стремлением к успеху, оправдыва≠ющим Ђдел€чествої).

–азвива€ положени€ ѕирса, ƒжемс и ƒьюи пришли к выводу, что истина Ч это оценочна€ категори€. ≈сли нека€ научна€ иде€ способна вести сквозь жизненный хаос, помогает человеку жить, это Ч истинна€ иде€. ≈сли иде€ способна завести в тупик, созда≠ет трудности, мешает жить Ч это ложна€ иде€. јвторитеты здесь ни при чем, люба€ иде€ провер€етс€ практикой. –азум че≠ловека Ч это инструмент, отбирающий идеи дл€ использовани€ последних в жизни на благо человеку и человечеству. —тремление прагматической философии поставить в центр по≠знани€, в центр науки не природу, а человека, его личность, эмоциональную сферу, определило гуманистическую направлен≠ность прагматизма.

ѕрагматистской Ђмаксимойї €вл€≠етс€ так называемый Ђпринцип ѕирсаї, согласно которому какое-либо пред≠ставление о вещи есть представление обо всех возможных действи€х с этой вещью либо совокупность чувственных впечатлений, св€занных с вещью. ¬ы≠бор того или иного действи€ с вещью не предопределен. ¬ любое врем€ со≠хран€етс€ возможность по€влени€ не≠предвиденного, случайности. “ак фор≠мулируетс€ еще один принцип прагматизма Ч так называемый Ђтихизмї (от греч. tyche Ч случай). ¬озможность действовать при отсутствии жесткой детерминации, пре≠допределенности человеческих дейст≠вий хот€ и расшир€ет возможности че≠ловеческой свободы, но не ведет к про≠изволу.

—ледующее фундаментальное по≠ложение прагматизма, сформулированное ѕирсом и развитое ƒжемсом, Ч Ђсинехизмї (от греч. syneches Ч непрерывный), или принцип непрерывности опыта. Ћюбое научное высказывание описывает не≠прерывность, поскольку рассчитывает на Ђпосто€нство привычекї ¬селенной, на склонность всего существующего к повторению, на отсутствие прерывов постепенности. “ак называемые законы природы - это статистические регул€р≠ности, полностью рассчитывать на по≠сто€нство природы нельз€. Ќепрерыв≠ность опыта, помимо склонности к со≠хранению законов-привычекї, заключает в себе посто€нную возможность продвижени€ вперед в научном иссле≠довании; наука не может прерватьс€, споткнувшись о Ђконечныеї элементы ¬селенной, будь то атом или идеи.

Ђ—инехизмї решает еще одну зада≠чу Ч избавл€ет философию от бремени дуализма, от противопоставлени€ мате≠риального и идеального. √лавна€ ошибка эмпиризма прошлых веков Ч утвержде≠ние, согласно которому опыт состоит из изолированных ощущений. ƒжемс счита≠ет, что Ђсознание не €влено себе самому разрубленным на мелкие куски, оно не есть нечто составное, оно течетї. ¬ опыте нет абсолютного различи€ между мысл€≠ми и вещами. ¬месте с тем Ђумственный огонь не зажжет реальные щепкиї. ‘изический мир Ч это наиболее стабильна€ часть хаотического мира. ќпыт и преры≠вен (Ђтихизмї), и непрерывен (Ђсине≠хизмї). ѕрерывность не абсолютна, она принимает форму Ђсцеплени€ї, сгущени€ внутри самого опыта.

≈ще один основополагающий прин≠цип прагматизма Цфаллибилизм (англ. fallibi≠lity - подверженность ошибкам) - уче≠ние о принципиальной незавершенности, относительности нашего знани€, св€зан≠ной с непрерывностью опыта. ѕрагматистский метод проверки степени научно≠сти гипотез основан на прослеживании соответствующих данной гипотезе след≠ствий. ѕрагматизм выступает против теории кор≠респонденции, то есть понимани€ исти≠ны как копировани€ реальности. ≈динст≠венна€ реальность Ч это человеческий опыт, в который вход€т ощущени€, веро≠вани€, взаимодействи€ пон€тий.

»стина, с этой точки зрени€, есть степень сог≠ласованности элементов опыта. ƒжемс рассматривает истину в ка≠честве разновидности блага Ч полезно≠сти. ѕолезность истины определ€етс€ ее последстви€ми Ч рациональным поведе≠нием человека в соответствии с тео≠ретическими утверждени€ми. ѕолезность можно рассматривать как способность истины стать основой человеческих убе≠ждений, веры, побуждающей действовать.

ƒьюи рассматривает истину как знание, произведенное в согласии с на≠учным методом и наход€щеес€ в согласии с Ђидеальным пределомї. ѕосколь≠ку опыт посто€нно видоизмен€етс€, то истина не статична, это процесс. ƒоста≠точно широкое пон€тие истинности по≠звол€ет прагматизму, в отличие от позитивизма, придать метафизическим теори€м опре≠деленную степень истинности. ћетафи≠зические теории отличаютс€ от науч≠ных крайним разнообразием следствий. ¬ отличие от ученых, метафизики го≠вор€т, что нет ничего, что не могло бы случитьс€. “рудно предпочесть одну метафизическую теорию, утверждаю≠щую, что мир создан Ѕогом, другой, по≠лагающей, что она существует от века: обе эти теории могут продуцировать любые следстви€. ¬месте с тем всЄ же возможно отдать предпочтение теизму, поскольку он утверждает, что возможно изменение мира к лучшему, материа≠лизм же не оставл€ет надежды, считает ƒжемс.

 

9.3. Ёкзистенциализм

Ёкзистенциализм (от лат. exsistentia Чсуществование), или философи€ существовани€, Ч философское направление XX века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в —Ўј. ѕредшественниками экзистенциализма считают датского философа —.  ьеркегора, немецкого философа ‘. Ќицше, а также ‘. ћ. ƒостоевского. ¬ –оссии идеи экзистенциализма содержатс€ в произведени€х Ћ. ». Ўестова (1866Ч1938) и Ќ. ј. Ѕерд€ева (1874Ч1948). ≈го основоположниками на «ападе считаютс€ немецкие философы  арл ясперс (1883Ч1969) и ћартин ’айдеггер (1889Ч1976), французские философы ∆ан ѕоль —артр (1905Ч1980), √абриель ћарсель (1889Ч1973), а также ћорис ћерло-ѕонти (1908Ч1961) и јльбер  амю (1913Ч1960).   экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм. Ќекоторые философы этого направлени€ с успехом выступали в качестве романистов и драматургов. —реди писателей XX века близкие экзистенциализму умонастроени€ выражают Ё. ’емингуэй. ј. де —ент-Ёкзюпери. —. Ѕеккет и др.

Ёкзистенциализм не €вл€етс€ академической доктриной, его основные темы Ч человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, Ч близкие любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление попул€рным среди художественной интеллигенции, а с другой Ч побудили самих экзистенциалистов обращатьс€ к €зыку искусства (∆. ѕ. —артр. ј.  амю, √. ћарсель). –азличают экзистенциализм религиозный ( . ясперс, √. ћарсель, ћ. Ѕубер) и атеистический (ћ. ’айдеггер, ∆. ѕ. —артр, ј.  амю, ћ. ћерло-ѕонти. —. де Ѕовуар). ќднако определение Ђатеистическийї по отношению к экзистенциализму несколько условно, так как признание того, что Ѕог умер, сопровождаетс€ у его сторонников утверждением невозможности и абсурдности жизни без Ѕога.

¬ отличие от методологизма и гносеологизма, распространенных в философии конца XIX Ч начала XX века, экзистенциализм пытаетс€ возродить онтологию (учение о бытии). Ѕытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическа€ реальность, данна€ нам во внешнем воспри€тии, ни рациональна€ конструкци€, предлагаема€ научным мышлением, ни мир Ђумопостигаемых сущностейї, познание которого составл€ло задачу классического рационализма; во всех этих случа€х проводилось различение и даже противопоставление субъекта объекту. Ѕытие должно быть постигнуто только интуитивно, как нека€ изначальна€ непосредственна€, нерасчлененна€ целостность субъекта и объекта. Ќо в отличие от философии жизни, выделившей в качестве изначального и подлинного быти€ само переживание, экзистенциализм стремитс€ преодолеть психологизм и найти €дро непосредственного переживани€, которое не может быть названо просто переживанием, то есть чем-то субъективным. ¬ качестве такого €дра экзистенциализм выдвигает переживание субъектом своего Ђбыти€-в-миреї. Ѕытие здесь дано непосредственно, в виде собственного быти€ Ч существовани€ или экзистенции. ƒл€ описани€ ее структуры многие представители экзистенциализма прибегают к феноменологическому методу √уссерл€, выдел€€ в качестве структуры сознани€ его Ђнаправленность на другоеї (интенциональность). ¬ отличие от того, что в философии жизни называлось Ђжизньюї, переживанием, которое как бы замкнуто в себе, экзистенци€ открыта, она направлена на другое, станов€щеес€ ее центром прит€жени€. —огласно атеистическому варианту экзистенциализма, экзистенци€ есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. ѕоэтому описание структуры экзистенции, предприн€тое ’айдеггером, есть описание р€да модусов (свойств) человеческого существовани€. “акие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть и другие, определ€ютс€ через смерть, они суть различные способы соприкосновени€ с ничто, движени€ к нему, убегани€ от него и т. д.  ак считает ясперс, именно в пограничных ситуаци€х (в моменты глубочайших потр€сений, перед лицом смерти) человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа.

»так, существенное определение нашего быти€, именуемого экзистенцией, есть его незамкнутость, открытость, предпосылкой чего €вл€етс€ конечность экзистенции, ее смертность. ¬ силу своей конечности экзистенци€ €вл€етс€ временной, и ее временность существенно отличаетс€ от объективного времени как чистою количества, безразличного по отношению к заполн€ющему его содержанию. Ёкзистенциалисты отличают подлинную, то есть экзистенциальную, временность (она же историчность) от физического времени, которое производно от нее. ќни подчеркивают в феномене времени определ€ющее значение будущего и рассматривают ею в св€зи с такими экзистенциалами (модусами экзистенции), как решимость, проект, надежда, отмеча€ тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утвержда€ его св€зь с человеческой де€тельностью, исканием, напр€жением, ожиданием. »сторичность человеческого существовани€ выражаетс€, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себ€ в определенной ситуации, в которую оно Ђзаброшеної и с которой вынуждено считатьс€. ѕринадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это Ч эмпирическое выражение изначально-ситуационного характера экзистенции, того, что она есть Ђбытие-в-миреї. ¬ременность, историчность и Ђситуационностьї экзистенции Ч модусы ее конечности.

ƒругим важнейшим определением экзистенции €вл€етс€ трансцендирование, то есть выход за свои пределы. “рансцендентное и сам акт трансцендировани€ понимаютс€ различными представител€ми экзистенциализма неодинаково. — точки зрени€ религиозного экзистенциализма трансцендентное Ч это Ѕог. —огласно —артру и  амю, трансценденци€ есть ничто, выступающее как глубочайша€ тайна экзистенции. ≈сли у ясперса, ћарсел€, позднего ’айдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифопоэтический (у ’айдеггера), поскольку трансцендентное невозможно рационально познать, а можно лишь Ђнамекнутьї на него, то учение —артра и  амю, став€щих своей задачей показать иллюзорность трансценденции, носит в этом отношении критический и даже нигилистическим характер.

—оциальный смысл учени€ об экзистенции и трансценденции раскрываетс€ в экзистенциалистских концепци€х личности и свободы. Ћичность, согласно экзистенциализму, есть самоцель, коллектив Ч средство, обеспечивающее возможность материального существовани€ составл€ющих его индивидов. ќбщество, далее, призвано обеспечивать возможность свободного духовного развити€ каждой личности, гарантиру€ ей правовой пор€док, ограждающий личность от пос€гательств на ее свободу. Ќо роль общества остаетс€ при этом, в сущности, отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, это Ђсвобода отї Ч свобода экономическа€, политическа€ и т. п. ѕодлинна€ же свобода, Ђсвобода дл€ї, начинаетс€ по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваютс€ не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. ќбщество при этом лишь ограничивает личность. ќтсюда центр т€жести перемещаетс€ с родового, общественного на единичного человека. ѕоследний, однако, важен не сам по себе, а лишь как Ђ€вленность трансцендентногої. ¬ этой св€зи вводитс€ различение индивидуальности и личности. Ёкзистенциализм вычлен€ет в человеке как бы несколько слоев: природный (биологически-физиологический и психологический), изучаемый естественными науками и составл€ющий его природную, эмпирическую индивидуальность; социальный, изучаемый социологией; духовный, €вл€ющийс€ предметом изучени€ истории, философии, искусствознани€ и т. д., и, наконец, экзистенциальный, который не поддаетс€ научному познанию и может быть лишь освещен или Ђпро€сненї философией (ясперс).

Ёкзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, свод€щую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, дл€ которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его Ђсущностныхї сил. —вобода, согласно экзистенциализму, должна быть пон€та исход€ из экзистенции. ѕоскольку же структура экзистенции выражаетс€ в Ђнаправленности-наї, в трансцендировании, то понимание свободы различными представител€ми экзистенциализма определ€етс€ их трактовкой трансценденции. —огласно ћарселю и ясперсу, свободу можно обрести лишь в Ѕоге. —огласно —артру, у которого трансценденци€ Ч это ничто, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее. „еловек свободен в том смысле, что он сам Ђпроектируетї, создает себ€, выбирает себ€, не определ€€сь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой Ч в полной независимости от чего бы то ни было. „еловек одинок и лишен вс€кого онтологического Ђосновани€ї. ”чение —артра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. —вобода предстает в экзистенциализме как т€желое брем€, которое должен нести человек, поскольку он личность. ќн может отказатьс€ от своей свободы, перестать быть самим собой, стать Ђкак всеї, но только ценой отказа от себ€ как личности. ћир, в который при этом погружаетс€ человек, носит у ’айдеггера название Ђmanї (немецкое безличное местоимение): это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действи€, в котором все Ч Ђдругиеї, и человек даже по отношению к самому себе €вл€етс€ Ђдругимї; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 963 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1504 - | 1370 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.