Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбща€ характеристика неклассической философии. 1 страница




—о второй половины XIX в. возникают философские тео≠рии, критически относ€щиес€ к предшествующим классичес≠ким рационалистическим системам, отрицающие их способность ориентировать индивида в сложном мире, учиты≠вать существенные стороны его жизни.  лассические реше≠ни€ основных философских проблем отвергаютс€ или изме≠н€ютс€. ѕри этом неклассическа€ философи€ не €вл€етс€ однозначной по содержанию, в нее вход€т разные концепции и направлени€.

¬ XIX столетии, по праву, считающемус€ классическим в истории культуры, высокое признание и широкое распростра≠нение получили философские учени€, которые были продол≠жением, а в известной мере и завершением духовного поворо≠та, начавшегос€ в эпоху ¬озрождени€.   этому времени наибо≠лее €рким образцом и воплощением их была немецка€ филосо≠фи€ XVIIIЧXIX вв., не случайно названна€ классической. ќна отсто€ла и развила дальше принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии Ќо≠вого времени Ч несмотр€ на все разнообразие и противобор≠ство ее идей. ћожно говорить о господстве веры в совершенствование разума благодар€ прогрессу науки. Ёта вера перерастала у боль≠шинства философов того периода в уверенность в том, что ра≠зум есть главный и наилучший инструмент преобразовани€ че≠ловеческой жизни. Ќаиболее €ркой формой такого разума счи≠талось научное познание, но немалые надежды возлагались и на воспитание рассудка, здравого смысла, способностей к по≠знанию, присущих каждому отдельному человеку. Ќа этой ос≠нове разум объедин€ли с просвещением масс, а просвещение Ч с демократией.

«нание и рациональное познание провозглашались главной, решающей силой, позвол€ющей со временем наде€тьс€ на раз≠решение всех проблем, которые встают перед человеком и че≠ловечеством. „тобы выполнить возлагаемые на него гранди≠озные задачи, знание, считали классические философы, долж≠но быть €сным, отчетливым, доказательным, преодолевающим сомнени€, приведенным в логически стройную систему. ћеж≠ду таким знанием и окружающим миром есть внутренн€€ со≠гласованность. »бо в окружающем человека мире, согласно классическому миропониманию, царит скрытый внутренний Ч разумный Ч пор€док, открыть который в принципе доступно человеческому уму, если он найдет Ђпростые и €сные правилаї (–. ƒекарт) познани€ и доказательства (т. е. найдет правиль≠ный метод познани€).

‘илософы-классики раздел€ли убеждение в том, что мо≠гут, должны быть рационально познаны и признаны общече≠ловеческие гуманистические идеалы и принципы, прежде все≠го идеал свободы и принцип достоинства человеческой лично≠сти. ‘илософии вмен€лось в об€занность как бы надстраивать здание практики, науки, культуры самыми верхними этажа≠ми Ч ув€занными в систему теоретическими размышлени€ми о всеобщем: о целостном бытии, о человеке и его всеобщей сущности, об обществе как таковом, об общезначимых прин≠ципах и методах познани€, о всеобщих, значимых дл€ всех людей и во все времена нормах нравственности. ¬опросы о еди≠ничном, отдельном Ч например, об отдельных люд€х, их сво≠боде, правах, мысл€х, страдани€х Ч тоже ставились, но они были подчинены вопросу о сущности, о всеобщем (о человеке как таковом, о сущности человека).

ќднако к середине XIX в. становитс€ все более очевидным, что развитие просвещени€, прогресс знани€ и науки не €вл€ют≠с€ панацеей, средством дл€ решени€ Ђвечныхї проблем обще≠ственного развити€, сосуществуют с ростом насили€, преступ≠ности, распространением различных предрассудков и ложных мифов. ѕоэтому оптимизм философов ѕросвещени€ смен€етс€ различными противоположными оценками и выводами, затрагивающими широкий спектр антропологичес≠ких проблем. Ќеобходимо также отметить, что тенденции к ограничению теоретического разума отчетливо про€вл€лись в недрах самой классической философии. “ак, например,  ант, сдержива€, по его словам, Ђбег гор€чего кон€ ѕросвещени€ї, отказывал разуму в возможности познани€ Ђвещи в себеї. ‘ихте исходил из приоритета практического (нравственного) разума над теоретическим. Ўеллинг провозглашал высшей способно≠стью разума не рационально-теоретическое мышление, а инту≠ицию. “аким образом, возникновение неклассической филосо≠фии в самых различных ее формах имело как внутренние, так и внешние предпосылки и причины своего воз≠никновени€.

 

8.2. »ррационализм ј. Ўопенгауэра и философи€ жизни ‘. Ќицше

Ќадлом классической философии произошел в учени€х јртура Ўопенгауэра, ‘ридриха Ќицше и их последователей-тех, чьи име≠на св€заны с таким мощным и содержательным направлением иррационалистической философии, как "философи€ жизни". Ёти выдающиес€ философы показали, что и познание и процесс добыва≠ни€ истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не €вл€≠етс€ рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужас≠ным дл€ человечества последстви€м. ≈ще в 1818 году ј. Ўопенгау≠эр написал книгу "ћир как вол€ и представление", но особенно по≠пул€рной она стала на рубеже ’1’-’’ столетий. Ќа место разума должна быть по Ўопенгауэру поставлена вол€ как "абсолютно свободное хотение", которое не имеет ни причины, ни оснований. ‘. Ќицше также поместил в центре своей философии волю, но вз€тую в качестве воли к власти. Ќе отверга€ в принципе науку, ее практическое значение дл€ человеческой жизни, они отка≠зывались видеть в последней адекватный способ познани€ ок≠ружающего мира и самого человека. ќказалось, что истори€ в большей степени наполнена мифами и стереотипами, чем ра≠зумом. » главное Ч люди не столько нуждаютс€ в научной истине, сколько в устраивающих их жизненных мифах, Ђвнут≠риї которых легче жить. –азвитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но при известных услови€х способно вообще уничтожить самую жизнь.

»ррационалистическа€ философи€ немецкого мыслител€ јртура Ўопенгауэра (1788Ч1860) стала своеобразным отве≠том на эти обсто€тельства. ¬ своей основной работе Ђћир как вол€ и представлениеї (1819, второй том вышел в 1844 г.) философ выступает как продолжатель дела  анта. ћир, счи≠тает он, не основан на принципах разума. ¬ мире вообще нет разума, а есть вол€. ѕоследнюю, по Ўопенгауэру, надо пони≠мать широко Ч не как качество человеческой души, а как Ђпо≠рывї, существующий в природе и обществе. Ќапример, в мире животных есть Ђпорывї Ч стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть прит€жение, т€готение, магнетизм, в обществе существуют вол€ государств, рас, народов и от≠дельных людей, вол€ Ђразлитаї в природе и обществе. Ќо она слепа, не имеет разумной цели, иррациональна. ¬ол€ порож≠дает все €влени€ и процессы в мире, но сама она безосновна и безпричинна. ќна выступает как бесцельна€ потребность вы≠жить. Ќа человеческом уровне вол€ выступает в виде страс≠тей (аффектов): властолюби€, мстительности, половой люб≠ви и т. д. ≈сли основа мира Ч вол€ Ч неразумна, то и мир, по сути дела, неразумен. »стори€ лишена смысла, в ней нет никакого разумного обосновани€. Ќаука посто€нно заходит в тупик, когда пытаетс€ обосновать мир из законов разума. ћир не стал лучше из-за развити€ науки и техники. ѕоследние станов€тс€ большим злом.

–азум (представление) человека подчинен воле. –азум лишь возбуждает волю, порождает бесконечную череду желаний и потребностей. „еловечество можно уподобить, по мнению Ўо≠пенгауэра, пассажиру экипажа, лошади которого понесли. Ќе≠удовлетворенность желаний Ч причина глубоких страданий и пессимизма, €вл€ющегос€ посто€нным состо€нием души. ѕуть к спасению один Ч необходимо остановить распаленную волю с помощью искусства, творчества или обуздать ее путем воз≠держани€, проповедуемого буддизмом. –уковод€щий принцип морали заключен в сострадании, которое в своем высшем про≠€влении тождественно Ђболи всего мираї. »менно сострадание Ђумерщвл€ет волюї Ђяї, ведет к Ђистинной безм€тежности и совершенному отсутствию желанийї. “аким образом, Ўопен≠гауэр приходит к пессимистическим выводам о бессилии чело≠века и безнадежности его попыток познать не только законы общества, но и самой возможности познать мир (поскольку у воли, Ђразлитойї в мире, нет законов). ќн приходит к отрица≠нию морального прогресса и возможности построени€ счаст≠ливого и разумного государства. Ёти идеи Ўопенгауэра получили развитие в философии ’1’ Ц ’’ вв., особенно в экзистенциализме и философии жизни.

 осмический пессимизм мыслител€ не заслон€ет его большой несомненной заслуги: Ўопенгауэр открывает новый, неведомый ранее дл€ науки и философии мир Ц мир бессознательного, став, тем самым, не столь уж отдалЄнным предшественником целой большой науки о бессознательном в психологии, психиатрии, философии и культурологии ’’ в. («. ‘рейд,  . √. ёнг и др.).

‘ридрих Ќицше (1844 Ц 1900) Ц один из самых блест€щих и спорных мыслителей европейской философии. ќн справедливо считал себ€ последователем Ўопенгауэра, однако шопенгауэровска€ восточна€ этика самоотречени€ не гармонировала с его ме≠тафизикой всемогущества воли. ” Ќицше вол€ первична не только в плане метафизическом, но и в этическом. Ќицше, хот€ и был профессором, Ч философ скорее литературного склада, чем академического. ќн не изобрел никаких новых специаль≠ных теорий в онтологии и эпистемологии; наибольшее значе≠ние имеет прежде всего его этика, а также его остра€ истори≠ческа€ критика.

–ано про€вившиї необычайную одаренность в поэзии и му≠зыке, филолог по образованию, в двадцать п€ть лет Ќицше получил место профессора филологии в университете Ѕазел€. ≈го книги великолепны с точки зрени€ €зыка, увлекательны дн€ чтени€ и полны потр€сающих по новизне идей. », тем не менее, практически все они были встречены в штыки как кри≠тикой, так и читающей публикой, прижизненна€ слава Ќицше носила скандальный характер. ќчевидно, дело было именно в его иде€х.

¬агнеру посв€щена перва€ книга Ќицше Ч Ђ–ождение тра≠гедии из духа музыкиї (1872), сразу же вызвавша€ скандал. Ёта работа знаменует начало его творчества как культуролога, говор€ современным €зыком, и философа. ќн взорвал господ≠ствовавшее в то врем€ представление о сугубой рациональнос≠ти культуры классической √реции. ≈му удалось показать, что эта культура €вл€етс€ синтезом двух начал: аполлонийского Ч выражает разум, чувство мери, созерцательность, и дионисийского Ч выражает волю, безмерную страстность, действенность.. Ёто миросо≠зерцание Ч и трагично, и оптимистично. — —ократа и его пос≠ледователей Ч ѕлатона и јристотел€, утверждавших господ≠ство разума над волей, начинаетс€, по мнению Ќицше, упадок греческой культуры.

“аким образом, немецкий философ начал проповедовать имморализм и возвращение к первозданной свободе, единение с природой посредством освобождени€ инстинктов из-под гне≠та морали и норм общественного пор€дка Ч идею ¬ечного ¬оз≠вращени€.

¬ книге Ђ„еловеческое, слишком человеческоеї (1878) он показывает, как мало в человеке и его жизни подлинного вели≠чи€ и свободы, как сильно закрепостил он себ€ многочислен≠ными представлени€ми и предрассудками, сложившимис€ в моральные установлени€, и как спокойны и беззубы его мысль, наука, выхолощено искусство. ¬се это только лишь Ђчелове≠ческоеї.

¬сем этим Ђчеловеческимї св€заны людские души, и дл€ того, чтобы вновь по€вились (как когда-то существовавшее из≠начально) Ђсвободные умыї, душа должна испытать -великий разрывї со всем этим Ђчеловеческимї. ¬ыпутыва€сь из т€гчай≠шей антиномии Ч мораль или свобода, Ч Ќицше предполага≠ет, что традиционна€ мораль, извне предписывающа€ челове≠ку целую систему запретов и декретов, могла опиратьс€ только на презумпцию несвободы. ¬ыбор в пользу свободы диктуетс€ взрывом внутренних сил человеческой души, изначально сво≠бодной и вечно стрем€щейс€ вернутьс€ в лоно свободной воли. ћыслитель приходит к тому, что стать по-насто€щему свобод≠ным умом Ч значит, прочувствовав и испытав все человечес≠кое, подн€тьс€ над ним и обратитьс€ в сверхчеловека.

Ђ“ак говорил «аратустраї (1883Ч1885) Ч са≠ма€ известна€ из книг ‘. Ќицше. ќбраз «аратустры Ч это образ человека, идущего по пути становлени€ сверхчеловека. Ѕлага€ весть, которую несет «аратустра у Ќиц≠ше, Ч весть о том, что, невзира€ на весь трагизм жизни, в ней есть смысл и надежда, что самоотречение от радостей жизни, от Ђтанца жизниї, так же недостойно человека, как недостойно закрывать глаза на страдани€.

„еловек имеет цель внутри себ€ Ч это жизнь. ¬от эта иде€ абсолютной ценности человеческой жизни по существу €ви≠лась тем лозунгом, который объедин€ет все творчество Ќиц≠ше. — этим лозунгом св€зан и ницшеанский идеал человека Ч —верхчеловек. Ётот идеал, по его замыслу, может быть реали≠зован лишь при условии, если человечество возвратитс€ к ис≠токам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы Ч Ђхоз€еваї, люди, представл€ющие собой со≠вершенство прежде всего в биологическом отношении. ќни не будут от€гощены ни бытовыми, ни социальными, ни религи≠озными ограничени€ми и предрассудками и потому будут аб≠солютно свободны.

Ѕиологически обусловленным, считает Ќицше, €вл€етс€ все, что в человеческом общежитии считаетс€ добром, что со≠ставл€ет дл€ людей ценность, включа€ и ценность моральную. —оответственно, нет и быть не может объективно обусловлен≠ной морали.  аждый имеет такую мораль, котора€ в наибольшей мере соответствует требовани€м его жизни: мораль одно≠го оправдывает все, к чему он стремитс€; мораль другого дела≠ет его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т. д. Ћюди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не мен€ет дела. ¬с€кий имеет тот тип морали, который боль≠ше всего соответствует его природе.

Ќаиболее существенное различие между людьми, по мне≠нию Ќицше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны Ч оп€ть-таки по природе. —оответственно различаетс€ и их мораль. —ильные цен€т личное достоинство, решительность, настой≠чивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. —лабые цен€т то, что в большей мере выражает≠с€ в их слабости Ч сострадательность, м€гкосердечие, альтру≠изм, рассудительность и т. п.

—воей главной заслугой Ќицше считает то, что он предпри≠н€л и осуществил переоценку всех ценностей: все то, что обыч≠но признаетс€ ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Ќужно все поставить на свои мес≠та Ч на место ценностей мнимых поставить истинные ценно≠сти. ¬ этой переоценке ценностей, по существу своему состав≠л€ющей собственно философию Ќицше, он стремитс€ встать Ђпо ту сторону добра и злаї. ќбычна€ мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, про≠тивоположные стороны которой составл€ют представление о добре и зле. »х пределами исчерпываютс€ все формы суще≠ствующих моральных отношений. „то касаетс€ Ќицше, то, согласно его мнению, мораль, ограниченна€ этими рамками, есть ложь. ѕодлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где нахо≠дитс€ добро и зло господствующей морали. »менно в этом смысле философ называет себ€ имморалистом.

–азрушение традиционных ценностей обернулось самораз≠рушением. Ќа долгие годы на пам€ть о Ќицше и его наследие легла печать Ђфашистскойї. ќбраз сверхчеловека исказилс€ до неузнаваемости и приобрел черты Ђбелокурой бестииї, не ща≠д€щей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности. Ќо ведь не в этом суть сверхчеловека Ќицше. ≈го сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к себе, он сомневаетс€ и подвергает пересмотру имеющиес€ у него ценности и установлени€, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. Ђ¬ человеке тварь и тво≠рец соединены воединої. Ќужно помнить, что философи€ ‘рид≠риха Ќицше Ч это уникальный и всей жизнью осуществлен≠ный эксперимент по разрушению внутри себ€ Ђтвариї и взращивани€ Ђтворцаї, прозванного Ђсверхчеловекомї.

ќн верил в возможности человека Ц единственного творца и самого себ€, и своей истории. ”чение Ќицше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. ќн заставл€ет думать, сравнивать, размышл€ть.

 

8.3. ќсновные идеи философии позитивизма

ѕозитивизм (лат. positivus Ч положительный) Ч широко распространенное течение западной философии второй половины XIXЧXX вв. ¬ процессе своей эволюции прошел три этапа:

1) позитивизм  онта Ч —пенсера Ч ћилл€;

2)эмпириокритицизм, или махизм ћаха и јвенариуса; 3)неопозитивизм, включающий школы: Ђлогический атомизмї, Ђлогический эмпиризмї, Ђлогическа€ семантикаї, Ђаналитическа€ философи€ї и др.

“ермин Ђпозитивизмї был введен основателем этого течени€ французским философом ќгюстом  онтом (1798Ч1857), выступившим с идеей о неспособности Ђметафизикиї, т. е. традиционной философии, основанной на умозрительном, отвлеченном типе построени€ знаний, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Ёта иде€ основывалась на учении  онта о трех стади€х развити€ познани€: теологической, характеризующейс€ господством религии, объ€снением €влений де€тельностью сверхъестественных фантастических существ; метафизической, дл€ которой характерно господство философии, объ€сн€ющей природу абстрактными Ђсущност€миї и Ђпричинамиї, и высшей и последней Ч позитивной стадией, отличающейс€ от двух предшествующих (донаучных) стадий отказом от теологии и метафизики, господством позитивных, т. е. положительных наук, научным объ€снением всех €влений. ¬се положительные знани€ могут быть получены, согласно  онту, эмпирическими науками, опирающимис€ на опыт, поэтому философи€ с ее претензи€ми на исследование реальности не имеет своего предмета. ≈е задача ограничиваетс€ обобщением результатов специальных наук.  онт, продолжа€ традиции французского ѕросвещени€, был убежден в способности науки к бесконечному развитию, в эффективности научного мышлени€, однако он, как ём и  ант, отрицал принципиальную возможность познани€ сущности €влений, объ€вл€€ бессмысленным исследование причин, замен€€ пон€тие причинности представлени€ми о последовательности €влений. Ќаучное познание, с точки зрени€  онта, должно не объ€сн€ть €влени€, а ограничитьс€ их описанием.

ѕозитивизм  онта содержал материалистические положени€. ќн не отрицал существование внешнего мира, плодотворна его иде€ классификации наук, основанной на изучении самих предметов и естественных св€зей между ними. ¬месте с тем, ограничив научное познание областью €влений, он создал учение, характерной чертой которого €вл€етс€ агностицизм,

¬о второй половине XIX в. позитивизм становитс€ вли€тельным течением, особенно в јнглии, где он получил развитие в трудах последователей  онта - ћилл€ (1806Ч1873) и √. —пенсера (1820Ч1903).

¬ конце XIX в. возникает втора€ форма позитивизма, св€занна€ с методологическим кризисом в физике. Ётот кризис был порожден р€дом крупных открытий (открытие электрона, €влени€ радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. Ђ¬торой позитивизмї объедин€ет махизм, основателем которого €вл€етс€ австрийский физик и философ Ёрнст ћах (1838Ч1916) и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа –ихарда јвенариуса (1843Ч1896). ¬ св€зи со сходством этих учений их прин€то объедин€ть под общим названием Ч махизм, или эмпириокритицизм.

¬ отличие от позитивизма  онта махизм окончательно порвал с элементами материализма, возродив субъективный идеализм Ѕеркли. ќсновным принципом научного познани€ ћах провозгласил принцип Ђэкономии мышлени€ї. ѕодобный принцип у јвенариуса получил название Ђнаименьшей траты силї, суть которого состоит в том, чтобы освободить знани€ от Ђметафизическихї допущений, к которым относитс€, прежде всего, признание объективной реальности. ѕон€ти€ Ђдвижениеї, Ђпространствої, Ђврем€ї, Ђпричинностьї, Ђнеобходимостьї рассматриваютс€ махистами как продукты мышлени€, не имеющие смысла помимо человека и, следовательно, лишенные объективного содержани€. ћыслить Ђэкономної, с Ђнаименьшей тратой силї, значит, не объ€сн€ть, а описывать €влени€.

ѕретенду€ на создание философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма. ћах вводит пон€тие Ђнейтральных элементов мираї. Ёти элементы не €вл€ютс€ ни физическими, ни психическими, они Ђнейтральныї. Ќо так как элементы оказываютс€ ни чем иным как ощущени€ми, мир был представлен в философии махизма в виде комплексов ощущений. ¬ыступив против Ђметафизикиї с ее Ђмнимымиї проблемами, махисты и эмпириокритики пришли не только к отрицанию возможности познани€ сущности вещей, но и к отрицанию их объективного существовани€.

Ќеопозитивизм, или Ђтретий позитивизмї сформировалс€ в 20-х годах XX в. в ≈вропе. ¬ 40-хЧ50-х годах это философское течение получило широкое распространение в —Ўј, куда в св€зи со второй мировой войной переместились многие его представители.

Ќа формирование неопозитивистских идей значительное вли€ние оказали английский философ, логик и математик Ѕертран –ассел (1872Ч1970) и австрийский философ и логик Ћюдвиг ¬итгенштейн (1889Ч1951).

–ассел и ¬итгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного €зыка науки из его элементарных составных частей Ч простых (Ђатомарныхї) и сложных, состо€щих из простых (Ђмолекул€рныхї) суждений, назвав свою теорию Ђлогическим атомизмомї. Ёта иде€ оказалась плодотворной дл€ конструировани€ искусственных, формализованных €зыков и развити€ символической логики, и в этой области неопозитивисты достигли значительных результатов. –ассел и ¬итгенштейн заменили исследование реального мира исследованием мышлени€, построенного из логически первичных элементов. ќнтологи€ была сведена к логике.

–азвива€ идеи –ассела и ¬итгенштейна, –удольф  арнап (1891Ч1970) ввел классификацию предложений, разделив их на три класса: бессмысленные, научно-неосмысленные (вненаучные) и научно-осмысленные (научные).   первому классу он отнес предложени€, которые могут рассматриватьс€ как таковые лишь по внешним признакам (ЂЋуна умножает четырехугольної Ч пример  арнапа), ко второму классу Ч все философские предложени€, так как они не могут быть сведены к Ђпротокольнымї предложени€м Ч они или непровер€емы, или в их состав вход€т Ђпсевдопон€ти€ї (например, Ђабсолютї, Ђсубстанци€ї и т.п.), или потому, что непровер€ем дедуктивный вывод, результатом которого €вл€ютс€ некоторые предложени€. » лишь предложени€ третьего класса €вл€ютс€ научными.

ќдин из основных принципов логического позитивизма Ч принцип верификации (лат. verus Ч истинный и facio Ч делаю), согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений €вл€етс€ их сопоставление с фактами чувственного опыта, т. е. с комбинацией простых и надежных (Ђатомарныхї) фактов. ј так как этот критерий может быть отнесен лишь к чувственно провер€емым предложени€м, неверифицированными, т. е. неподтверждаемыми и, следовательно, бессмысленными оказываютс€ законы и общие положени€ науки, составл€ющие фундамент любой специальной области научного знани€, не говор€ уже о положени€х философии. Ќеверифипируемыми оказываютс€ и все высказывани€ о прошлом и будущем.

¬ыход из этого затруднени€ неопозитивисты пытались найти в замене принципа верификации принципом верифицируемости: предложение истинно и тогда, если возможна его принципиальна€ проверка, а затем Ч в замене последнего принципом подтверждаемости: возможна частична€ эмпирическа€ проверка. ќднако и это не спасло неопозитивизм от субъективизма и исключени€ из науки общих положений и, в конечном счет, Ч объективной реальности, так как эмпирическа€ проверка сводилась к соотношению предложений с фактами, которые трактуютс€ как состо€ни€ сознани€

–асцвет неопозитивизма относитс€ к 50Ч60 годам, но уже с 50-х годов пон€тие Ђнеопозитивизмї стало вытесн€тьс€ пон€тием Ђаналитическа€ философи€ї, охватывающим разнообразные течени€, сложившиес€ в рамках аналитической традиции: Ђлогический атомизмї –ассела и ¬итгенштейна, Ђлогический позитивизмї  арнапа и др. школы неопозитивизма.   аналитической философии относ€т также постпозитивизм, основные идеи которого сформулированы в работах английского философа, логика и социолога  арла ѕоппера (1902Ч1994), выдвинувшего принцип фальсификации и основанную на этом принципе концепцию критического рационализма. ѕринцип фальсификации (лат. falsus Ч ложный и facio Ч делаю) был введен ѕоппером в противоположность позитивистскому принципу верификации. Ќаучна€ теори€, согласно ѕопперу, не может согласовыватьс€ со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, несогласующиес€ с ней. „ем больше фактов опровергает, фальсифицирует теори€, тем более она научна.

≈сли принцип верификации использовалс€ позитивистами дл€ анализа готового знани€, то принцип фальсификации ѕоппера дозвол€ет исследовать его развитие, которое он интерпретирует как смену одних гипотез другими. ќпровержение некоторой теории новыми эмпирическими данными приводит, как считает ѕonnep, к отказу от нее и ставит задачу объ€снени€ этих новых)актов, дл€ чего создаетс€ нова€ теори€, котора€ в свою очередь Ѕудет отвергнута новыми фактами. Ѕлагодар€ этому происходит пporpecc науки. ќднако научное знание не состоит, как считает ѕonnep, из одних гипотез. Ќаучна€ теори€ содержит объективно »стинные знани€, которые не могут быть опровергнуты развитием науки. Ќовые теории включают в свое содержание объективные истины старых теорий, отверга€ идеи, не подтвержденные в ходе дальнейшего развити€ науки и практики.

«начительно расширив область исследовани€, представители постпозитивизма рассматривают важные научные проблемы: правдоподобии научных теорий, об их соизмеримости и др. ƒисскусии между сторонниками альтернативных научных теорий вокруг проблемы коммуникаций привели постпозитивистов к исследованию проблемы понимани€, что сближает аналитическую философию с философской герменевтикой.

 

8.4. ƒиалектический и исторический материализм  . ћаркса и ‘. Ёнгельса.

 арл √енрих ћаркс (1818-1883) - немецкий философ, основоположник марксизма. –одилс€ в √ермании в “рире. »зучал право в Ѕоннском университете, а затем перевелс€ в Ѕерлин, где стал изучать философию. ƒокторскую диссертацию защитил в 1841 г., после чего стал заниматьс€ журналистикой, публику€ статьи по политическим и социальным вопросам. ¬ 1842 г. - редактор –ейнской газеты, однако вскоре прусское правительство запретило газету, и ћаркс со своей молодой женой отправл€етс€ в ѕариж, где становитс€ редактором Ќемецко-французского ежегодника. ¬ 1849 г. переехал в Ћондон, где и жил до конца своих дней. ћаркс начал формировать свои философские взгл€ды в конце 30-х годов XIX в. в Ѕерлинском университете, где господствовала философи€ √егел€. ѕоследовател€ми √егел€ были младогегель€нцы, которые не во всем следовали за √егелем, но, тем не менее, хотели упразднить самоотчуждение человека и освободить человечество посредством исторического и диалектического процесса самопознани€. ќни рассматривали религию как форму отчуждени€. ѕод вли€нием идей ‘ейербаха ћаркс отверг гегелевское пон€тие јбсолюта и ƒуха как истинные пон€ти€ и вместо этого поместил человека и человеческое сознание в центр своей философии. —оциальные отношени€, которые св€заны с наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, он стал рассматривать как определ€ющие силы человеческой истории. ќбщественные отношени€, которые возникают на определенной стадии развити€ общества, говорит ћаркс, соответствуют стадии развити€ материальных сил производства, и все это в комплексе составл€ет экономическую структуру общества.

ћаркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отношени€ми, в результате чего они станов€тс€ тормозом развити€ общества. Ёто порождает социальные революции. ¬ то же врем€ ћаркс подчеркивает, что "ни один пор€док не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие отношени€ производства никогда не по€в€тс€, прежде чем материальные услови€ существовани€ не созреют в недрах старого общества". ѕод производственными отношени€ми он понимает отношени€, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода и рабочим и т.д. ќни составл€ют экономическую структуру общества и €вл€ютс€ основой политической, моральной и духовной надстройки. ќсновной вывод ћаркса состоит в утверждении, что люба€ сторона жизни определ€етс€ материальными факторами.  ак √егель верил в необходимый прогресс ƒуха в направлении более высокого самосознани€, так ћаркс верил в необходимое развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы к гармонии и единству. ¬нимание ћаркса было направлено на материальную и физическую, а не духовную реальность. ќн выдел€ет рабочий класс как силу, котора€ воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. ѕо ћарксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности. ѕоэтому услови€ существовани€ человека должны быть изменены посредством упразднени€ частной собственности, и системы труда, при которой происходит эксплуатаци€ людей труда. ¬се это должно привести к тому, чтобы освободить людей от условий, при которых они вид€т все под углом зрени€ рынка. ћаркс развил свою экономическую теорию в Ђ апиталеї. ќн стремилс€ показать, что капитализм несет в себе самом семена своего собственного разрушени€. ќн утверждал, что капиталисты создают свою прибыль на основе присвоени€ прибавочной стоимости, которую они присваивают за счет рабочих. ѕоэтому по мере развити€ капитализма соотношение труда и капитала посто€нно уменьшаетс€. ј это значит, что дол€ прибыли должна, в конце концов, падать, что ведет к подрыву капитализма. Ёто концепци€ ћаркса не выдержала проверки временем.

ћарксистска€ теори€ имеет много заслуг. ѕрежде всего, марксизм представил детальную и оригинальную критику капитализма, котора€ в основном, €вл€етс€ действенной и по сей день. ќн развил новые перспективы общества, которые преодолевают пороки капитализма и наход€тс€ в русле социалистических традиций интеллектуальной мысли. ћарксизм подн€л и развил глубокое понимание человеческой природы и свободы. ћарксизм оказал большое вли€ние на многих мыслителей XIX и XX веков. ¬ XX в под вли€нием марксизма возникло философское течение под названием неомарксизм, которое интерпретировало идеи ћаркса под углом зрени€ современности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 884 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1874 - | 1777 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.