В российской и зарубежной юридической науке нет однозначного понимания местного самоуправления. Возникновение теорий, объясняющих сущность местного самоуправления, обычно датируют серединой XIX в. Первой из них стала общественная теория самоуправления, возникшая в Бельгии и Франции.
Общественная теория долгое время была господствующей как в зарубежной, так и русской литературе. Суть общественной теории сводилась к противопоставлению местного общества государству, общественных интересов — политическим. Местное общество самостоятельно ведало хозяйственными вопросами, а правительственные органы занимались только государственными делами.
В рамках данной теории выделяют два основных направления. Первым является теория свободной (естественной) общины. Ее основными разработчиками были Г. Гербе, О. Арене, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер.
Основные положения данной теории сводятся к следующему:
- община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее. Обосновывая свободу и независимость общины, создатели теории использовали историю борьбы за независимость против феодального государства средневековых вольных городов;
- право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как и права человека, ибо община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного самоуправления;
- местное самоуправление понимается как управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных; разделение дел, которыми ведает община, на собственные и те, что передаются ей государством;
- согласно теории органы местного самоуправления являются негосударственными органами; государственные органы не имеют права вмешиваться в дела, отнесенные к компетенции общины, они лишь следят за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.
Суть теории свободной (естественной) общины заключается в том, что право населения (общины) на заведование местными делами (самоуправление) является неотъемлемым, присущим ей изначально и независимым от воли государственной власти. Отсюда в понятие самоуправления включали следующие элементы: управление собственными делами общины; общины в качестве субъектов принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления как органы не государства, а общины. Исходя из этого создатели теории свободной (естественной) общинывыделяли не три, а четыре ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную и муниципальную, которая признавалась равной остальным.
Вышеназванные принципы оказали определенное влияние на развитие законодательства 30—40-х годов XIXв. Однако, идея неприкосновенности прав общин оказалась уязвимой. Приводимые создателями теории аргументы в пользу естественного характера местного самоуправления не способны были объяснить и обосновать неприкосновенность прав, допустим, крупных самоуправляющихся единиц (департаментов, регионов и др.), установленных государством. Поэтому во второй половине XIX в. появляются возражения о несостоятельности теории свободной общины.
Рациональным зерном данной теории является признание наличия традиций в местном самоуправлении как основного условия успешного функционирования последнего.
Общественная (хозяйственная) теория. Пришла на смену теории свободной общины. Она также исходила из противопоставления государства и общины. Основания такого противопоставления приводились иные:
- общественные и политические интересы не совпадают, поэтому за государством и обществом следует признать право ведать только собственными делами;
- государство и самоуправление рассматривались как два непересекающихся круга, имеющих принципиально разное содержание: общенациональные интересы, с одной стороны, и местные — с другой. В противопоставлении общественных и государственных интересов заключается основание для полной самостоятельности органов самоуправления. Местное самоуправление рассматривалось, прежде всего как выражение свобод в обществе, т.е. свободы местных сообществ развиваться в соответствии со своими собственными приоритетами;
- суть теории — в отстаивании права местных учреждений заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства;
- одни представители этой теории, например О. Ресслер, считали, что самоуправление есть результат общественной свободы, а потому нравственно необходимо. Другие — Р. Моль, А. И. Васильчиков, В.Н. Лешков — не только признали самоуправляющиеся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и обращали внимание на преимущественно хозяйственный характер коммунальной деятельности.
Сторонники этой теории сделали упор не только на признании самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.
Среди видных русских ученых, поддерживавших общественную теорию, можно назвать В. Н. Лешкова. Он обосновал прогрессивную идею независимости органов самоуправления от государства, хотя не отрицал возможности контроля государства за деятельностью этих органов, и обратил внимание на разную природу власти органов местного самоуправления и государства. Различие между ними, с его точки зрения, коренилось в том, что в государстве власть имеет значение необходимой, а в органах самоуправления — всегда выборной[13].
А. И. Васильчиков ратовал за жесткое разграничение компетенции между органами самоуправления и государственными органами и ограничивал активность самоуправляющихся единиц пределами территории, относящейся к их ведению. По его мнению, они не должны были заниматься политическими вопросами, целиком предоставив это государству, а обязаны были ведать только местными пользами и нуждами[14].
Подобные взгляды на местное самоуправление просуществовали относительно недолго, так как, с одной стороны, противопоставление общин государству не способствовало его укреплению, а с другой — из этой теории следовало, что территория государства должна состоять из территорий независимых самоуправляющихся общин, чего на самом деле не происходило. Кроме того, теория смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы со всякого рода частноправовыми объединениями (промышленными компаниями и т.п.).
Общественная теория недолго была единственной теорией местного самоуправления.
Вскоре появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы выдающимися немецкими учеными XIX в. Рудольфом Гнейстом и Лоренцем Штейном. Эта теория получила широкое распространение в России, развитию ее основных положений уделяли внимание такие видные русские юристы, как Н. И. Лазаревский, А. Д. Градовский, В. П. Безобразов.
Согласно данной теории:
- местное самоуправление представляет собой, прежде всего одну из форм организации государственного управления на местах и является частью общей государственной системы. Как отмечал В.П. Безобразов, «самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного управления, в состав которого оно входит как часть единого целого»;
-местные органы наделяются своими полномочиями государством. Местные данные полномочия имеют своим источником государственную власть;
- категорическое противопоставление государства и местного самоуправления лишено смысла;
- местное самоуправление — часть государства, одна из форм организации местного государственного управления. Всякое управление публичного характера есть дело государственное;
- «государственная теория самоуправления, — пишет Н.М. Коркунов, — видит в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от государственного управления делами, а возложение на местное общество осуществления задач государственного управления.
Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не государственными чиновниками, а при участии местных жителей, которые привлекаются на службу государственными интересами и целями.
Суть государственной теории заключалась в том, что местное самоуправление является лишь частью государственного управления и полностью подчинено ему. Всякое управление публичного характера, по мнению сторонников данной теории, есть дело государственное. В процессе становления местного самоуправления происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Н. И. Лазаревский определял местное самоуправление как систему децентрализованного государственного управления, где действительность децентрализации обеспечивается рядом юридических гарантий, которые, с одной стороны, ограждают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой стороны, обеспечивают тесную связь с данной местностью и ее населением. По его мнению, государственная власть является совокупностью полномочий и монарха, и коронной администрации, и парламента и органов самоуправления[15].
Распространение государственной теории было вызвано изменившимися реалиями второй половины XIX — начала XXв. по мере развития процессов урбанизации и индустриализации снижалась степень изолированности и самодостаточности отдельных территорий.
Частными проявлениями государственной теории можно считать политическую и юридическую теории самоуправления. Это связано с некоторыми расхождениями во взглядах Р. Гнейста и Л. Штейна на природу самостоятельности органов самоуправления. Сторонники политической теории (Р. Гнейст) видели основания для самостоятельности органов местного самоуправления только в особенностях их формирования и возможности замещения отдельных местных должностей достойными представителями местного населения. Приверженцы юридической теории (Л. Штейн) считали основанием для самостоятельности органов местного самоуправления их принадлежность к органам местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. Суть юридической теории состояла в том, что ее сторонники видели в органах самоуправления юридические лица, создаваемые государством для удовлетворения общих потребностей. Орган самоуправления не является частью государственного аппарата, так как, помимо осуществления функций государственного управления, ведает местными пользами и нуждами. Исходя из этого, сторонники юридической теории настаивали на принципиальном равенстве государственных и местных органов власти, отношения которых, по их мнению, должны строиться как юридические отношения равных юридических лиц[16].
Политическая теория видела основу самоуправления в совокупности юридических гарантий, обеспечивающих самостоятельность самоуправляющимся единицам. Сторонники этой теории противопоставляли царским чиновникам — профессионалам и бюрократам — выборных местного населения[17]. Выборность в местном самоуправлении трактовалась как один из способов достижения самостоятельности его органов.
Влияние на местное самоуправление оказывали и другие идеи, взгляды, имевшие достаточно большую популярность в свое время. Это, например, идея муниципального социализма (Англия, середина XIX в.), направленная на обеспечение возможно более полной демократизации местной жизни (требования наделения городской и сельской общин правами более широкой автономии, увеличения представительства населения в органах, местного самоуправления).
Промежуточное место по отношению к общественной и государственной теориям, занимала дуалистическая теория местного самоуправления. Согласно теории органы местного самоуправления должны действовать, с одной стороны, как инструмент государственной администрации и, с другой — быть в известной степени независимыми от нее. Сторонники дуалистической теории местного самоуправления, пытались, таким образом взять лучшее из государственной и общественной теорий местного самоуправления.
Теория социального обслуживания, которая делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения.
Все теории, пытавшиеся провести четкую разделительную линию между местным самоуправлением и государственным управлением, сводились к одному и тому же: определялся какой-либо признак, обеспечивающий органам местного самоуправления самостоятельность по отношению к государственным органам, и этот признак по ошибке считался доминирующим.
Ни одна из описанных теорий самоуправления не действовала в чистом виде. Идея, положенная в основу либо государственной, либо общественной теории самоуправления, могла столкнуться с самыми различными препятствиями для своего осуществления.
Контрольные вопросы:
1) Что означает термин «муниципалитет»? Закон 45 г. н.э. о муниципиях.
2) Особенности коммунального самоуправления в европейских странах (Франция, Германия, Англия).
Задание для самостоятельной работы
Составьте сравнительную таблицу «Современные модели местного самоуправления: англосаксонская, континентальная коммунальная».