Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнтичный полис как политическа€ форма самоуправлени€




»ерархическое начало, отчетливо выраженное в период вождеств, стало со временем основой политической организации формирующегос€ классового общества. ѕроисходит Ђогосударствлениеї институтов самоуправлени€.

¬ажнейшим фактором Ђогосударствлени€ї общинно-племенных структур самоуправлени€ становитс€ усложнение задач управлени€ разросшихс€ общностей, племени, этнической группы, народности. ѕроисходит как бы разделение потестарных функций на собственно управление той или иной сферой жизнеде€тельности общностей и властвованиекак процесса обеспечени€ интегративной целостности этой общности и поддержание в ней общего пор€дка. ѕри этом в сферу управлени€ естест≠венным образом вживаютс€ институты общинно-племенного самоуправ≠лени€, причем в одних общност€х, преимущественно компактных, управ≠ление и самоуправление выступают как тождественные пон€ти€, в то врем€ как в больших по размерам площади их расселени€, многолюдных общност€х самоуправление отдельных общин выступает как автономи€ в рамках общей системы управлени€. Ќо и в том и в другом случае управление (самоуправление) утрачивает свою самодовлеющую самосто€≠тельность, подчин€€сь основным цел€м и задачам политического властво≠вани€ или, выража€сь современным €зыком, главным направлени€м политики раннего государства.

јнтичные демократии - в большей степени афинска€, в меньшей римска€ - при всей их очевидной Ђклассовой ограниченностиї впервые в мировой истории провозгласили народный суверенитет как политическую и идеологическую основу государственного стро€ и обеспечили в периоды своего расцвета массовое участие свободных граждан в управлении государством. ѕон€тие Ђдемосї охватывало у древних греков всех свободных граждан, как владевших, так и не владевших рабами. Ётот момент особенно важно учитывать при рассмотрении институтов политического участи€ античного полиса.

Ќародное собрание (экклези€) - один из древнейших институтов афинской демократии, преобразовавшийс€ из органа родовой демократии в орган государственной власти. ƒоступ на него был открыт всем полноправным гражданам јфинского государства с 20-летнего возраста независимо от имущественного положени€ и знатности. ќсобое значение имела процедура графе параномон - возбуждение гражданами вопроса о незаконности того или иного законодательного предложени€ или об отмене существующего закона.  аждый гражданин имел право вз€ть слово и быть выслушанным. —трого регламентированна€ процедура созыва и проведени€ народного собрани€, широкий круг его компетенции, подготовленность законопроектов, выносимых на обсуждение и утвер≠ждение, регул€рность проведени€ заседаний (вначале дес€ть раз в год, затем чаще) делали его важнейшим институтом пр€мой демократии, центром прин€ти€ политических решений суверенным демосом.

ќсобо важное значение, имел —овет п€тисот (булэ) Ц высший посто€нно действующий орган власти, своего рода правительственна€ власть јфин, посредник между народным собранием и управленческим аппаратом государства. ≈го компетенци€ была достаточно широкой Ц от предварительного обсуждени€ выносимых на рассмотрение народного собрани€ дел и выработки проектов его решений до управлени€ текущими делами и исполнени€ решений народного собрани€. »з всех институтов афинского самоуправлени€, —овет п€тисот был в идеале самым демократичным, так как обеспечивал равное участие представителей всех территориальных единиц в осуществлении политической власти

Ѕолее демократичным органом в реальной политической практике в јфинах стала гелиэ€ - народный суд. √елиэ€ была не только высшим судебным органом, но, игра€ важную роль в законотворческом процессе, имела и большое политическое значение, так как была призвана охран€ть законы от пос€гательств врагов демократии, а также рассматривать дела должностных лиц и апелл€ции граждан. √елиэ€ была единственным органом, имевшим право наложить вето на законопроекты народного собрани€ и потребовать их пересмотра. Ќародный по преимуществу состав гелиэи определ€л и антиаристокра≠тический характер ее де€тельности, хот€ обратной стороной де€тельности гелиастов становились вымогательство, вз€точничество, некомпетентность в судебных вопросах.

–асстановка политических сил в јфинах никогда не была, как видно из этих примеров, однозначной. Ёто обусловило противоречие в системе афинской демократии, и своебразие форм полисного самоуправлени€. ѕри этом характер полиса как самоуправл€ющейс€ общины не мен€лс€, мен€лась лишь форма управленческой организации этого самоуправлени€, к тому же опыт афинской демократии показывает, что при олигархических переворотах сохран€лись многие институты народовласти€ с той разницей, что де€тельность их носила более формальный, характер, а основные политические решени€ принимались группой лучших граждан. „то касаетс€ низовых €чеек самоуправлени€ Ц демов, то они сохран€ли свою автономию при любом режиме[6].

“ермин Ђму≠ниципалитетї и его содержание. «акон 45 г. н.э. о муниципи€х.

ћуниципии (лат. единственное число municipium, от munus Ч об€занность и capio Ч беру), в римском государстве статут городов, свободное население которых получало по договору с –имом в полном или ограниченном виде права римского гражданства. ¬ зависимости от характера договора с –имом муниципии делились на две категории.

ћуниципии первой категории, так называемые римские муниципии пользовались, как правило, самоуправлением, а их жители обладали всеми гражданскими и политическими правами в –име. √раждане муниципии второй категории, не имели политических прав в –име, но несли об€занности римских граждан (служили в легионах, учитывались римским цензом и т. д.). —реди этих муниципии одни города, так называемые муниципии церитского права, сохран€ли полное самоуправление; другие же были лишены внутренней автономии и управл€лись посланными из –има префектами, откуда их название Ч префектуры. ¬ результате —оюзнической войны 90Ч88 до н. э. всЄ свободное население »талии получило права римского гражданства, что означало практически переход всех италийских городов и колоний в разр€д римских муниципии. Ёто положение было закреплено законом ёли€ ÷езар€ о ћ. (45Ч44 до н. э.), по которому все муниципалы (граждане муниципии) приравнивались в правах к римл€нам, а система управлени€ муниципии. унифицировалась по римскому образцу.

¬ 45 году до н.э. он провел в жизнь Lex Iulia Municipalis (закон ёли€ о муниципи€х), законодательный акт, некоторые важные фрагменты которого написаны на двух бронзовых табличках, найденных в √ераклее, р€дом с “арентом.

Ётот закон касаетс€ и органов охраны правопор€дка и санитарной обстановки –има. ÷езарь не произвел никаких далеко идущих изменений в управлении столицей. ќни были сделаны позднее јвгустом. Ќо присутствие упом€нутых статей в Lex Iulia Municipalis можно рассматривать как внесение поправок в законопроект.

¬ законе оговариваетс€ устройство местных сенатов, их члены должны были быть не младше тридцати лет и нести военную службу. —енаторами не имели права избиратьс€ люди, приговоренные к наказанию за различные преступлени€ неплатежеспособные или те, которые дискредитировали себ€ аморальным поведением.

«акон об€зывал местные магистраты проводить перепись населени€ в то же врем€, что и в –име, и в течение шестидес€ти дней посылать данные переписи в столицу. —уществующие выдержки из закона мало говор€т о децентрализации функций правительства, но из Lex Rubria (закона –убри€), который был написан дл€ транспаданских районов, чьим жител€м ÷езарь дал право римского гражданства (в то же врем€ надо помнить о том, что ÷изальпинска€ √алли€ оставалась провинцией до 42 года до н.э.), мы можем прийти к выводу, что за муниципальными магистратами сохран€лось право действовать самосто€тельно во многих случа€х.

¬ эпоху империи статут муниципии даровалс€ городам в провинци€х в качестве привилегии. ѕо эдикту  аракаллы (212 н. э.) права римского гражданства были распространены на всЄ свободное население империи, а все города обращены в муниципии





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 705 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1435 - | 1312 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.