Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Элементы местного самоуправления после принятия христианства.




Принятие в 988 г. христианства оказало ощутимое влияние на русское общество. С введением христианства к прежним элементам - славянско­му и варяжскому - присоединился новый элемент - византийский в лице христианской церкви и духовенства, пришедших на Русь из Византии.

С появлением христианской веры расширяется круг субъектов само­управления. Наряду с производственными и территориальными общинами, у славянских народов появляется монастырское и церковное самоуправление, сочетающее в себе производственно- территориальный принцип построения.

В Пскове, например, духовенство нескольких церквей объединялось при одной какой-либо церкви в собор. Собор избирал из своей среды двух церковных старост, управляющих делами своего собора.

Очевидно, что административное деление было тесно связано с нали­чием производственного фактора и внешней торговли. Более того, произ­водственный фактор определял административное деление. С ростом чис­ла производственных общин изменялось административное деление города: все части города, пригороды, погосты, селения находились в вер­тикальном соподчинении. Несмотря на это, местное самоуправление дей­ствовало. Это обусловлено было тем, что оно держалось на собственности, принадлежавшей общинам.

Экономическую основу местного самоуправления составляло произ­водство. Общины представляли собой, как правило, немногочисленные производственные или торговые коллективы. Но на территории улицы, части города, в городе насчитывалось большое количество общин.

Практика и законодательство того периода закрепили имущественный ценз формирования общины, являвшейся первичным институтом местно­го самоуправления. Из этого следует, что управлять общественными де­лами имел право тот, кто владел определенным имуществом и входил в состав производственной, купеческой и иной общины.

Формы осуществления самоуправления оставались теми же, что и в дохристианский период.

Во-первых, сохранили свою значимость вече (собрания) улиц, частей города, погостов, селений, волостей, общин, в которых принимали участие только члены общин. Деятельность вече, по-прежнему, носила соподчи­ненный характер

Во-вторых, местное самоуправление осуществлялось выборными должностными лицами, которых избирало соответствующее вече. Как пра­вило, это были старосты общин, старосты улиц, кончанские старосты (в Новгороде и Пскове), сельские, волостные и губские старосты и т.д. Кроме того, история упоминает о сотских, которые избирались сотнями. Под сот­нями понимаются отдельные общины, действовавшие в городах. Сотские упоминаются не только в Новгороде, но и в Киеве, Владимире, Галиче.

Компетенция, которой обладали части города или иные самоуправля­ющиеся производственные и территориальные единицы, разделялась на компетенцию вече и компетенцию выборных должностных лиц.

На вече (собраниях) решались наиболее важные вопросы местного значения и внутренней жизни общин, а также имеющие общегородское значение.

Выборные должностные лица (старосты, сотники) обладали компетен­цией, производной от компетенции вече. Они выступали в роли исполни­телей воли, выраженной на вече, и обязаны были реализовать все его ре­шения. За старостами, сотскими были закреплены функции исполнительно-распорядительного характера. Вече (собрание) принимало решения, старосты и сотники были обязаны организовать их выполнение. Староста улицы (уличанский староста) в Новгороде организовывал выполнение работ по благоустройству, осуществлял надзор за порядком, вел учет жителей-собственников, разрешал и регистрировал сделки на земельные владения, дворы и дома.

Уличанские старосты в Пскове, кроме того, распоряжались денежны­ми средствами уличной общины, вели книги со списками уличан.

Союзы общин, в роли которых выступали концы и улицы, имели свои сводные финансовые ресурсы для общественных нужд.

В литературе имеются сведения о том, что союзы общин вполне могли организовывать общие фонды распределения выручки. Постепенно начала складываться финансовая система Древней Руси. Основным источни­ком доходов казны старших городов, являвшихся политическими центрами, была дань, которую общины платили мехами с каждого жилища. Дань взималась двумя способами: «повозом» - когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» - когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Кроме того, налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз товаров через реку, за право иметь склады, устраивать рынки, за взвешивание и измерение товаров. В организации сбора дани и пошлин принимали непосредственное участие территориальные органы местного общинного самоуправления. Часть этих налогов оседала на мес­тах, а часть направлялась в центральную казну старшего города. Источ­никами доходов местного общинного самоуправления были отдельные торговые пошлины: гостиная - уплачиваемая купцами, приезжавшими с иных городов или земель; провоз - собираемая за провоз товаров через заставы; мост - собираемая за переправу через реки; пятно - собираемая за клеймение лошадей. Указанные виды пошлин не всегда передавались в распоряжение местного общинного самоуправления. Иногда доходы эти поступали в центральную княжескую казну. Все зависело от возможнос­тей центральной власти вести сбор таких пошлин.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.