Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”рок 12. Ќовозаветное откровение о Ѕоге “роице и ¬оплощении —пасител€. »скупительное значение жизни и смерти —пасител€.




Ќа предыдущих зан€ти€х неоднократно говорилось о том, что ¬етхий «авет был подготовкой израильт€н к Ќовому «авету. ¬ чем же состо€ла сущность самого Ќового «авета? ќна состо€ла в восстановлении тех отношений Ѕога и человека, которые были в –аю до грехопадени€. ѕрежде чем переходить к освещению этого вопроса следует рассмотреть еще одно обсто€тельство, вы€сн€ющеес€ при сравнении новозаветного и ветхозаветного учени€ о нравственности. Ѕольшинство ветхозаветных заповедей, имеющих этический характер, совпадают с новозаветными. —ам ’ристос говорит: ЂЌе думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнитьї (ћф. 5:17). »з этого следует, что суть Ќового «авета не ограничиваетс€ дарованием новых заповедей или их разъ€снением. ¬се это уже имели ветхозаветные евреи. ѕророческие проповеди о гр€дущей новозаветной эпохе неоднократно подчеркивали, что еЄ суть будет состо€ть не в новых законах, а в том, что следование им будет внутренней потребностью тех, кто станет участником этого завета. „ерез пророка »еремию Ѕог возвещал следующее: Ђвложу закон ћой во внутренность их и на сердцах их напишу егої (»ер. 31:33). Ёти слова сказаны о благочестивом остатке »зраил€, о малом стаде ÷еркви. —ущность и новизна Ќового «авета состоит как раз в том, благодар€ чему произойдет эта перемена, а именно, люди внутренне примут нравственный закон, данный в ќткровении, что поистине сделает их народом Ѕожиим, как писал ап. ѕавел: Ђвы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане св€тым и свои Ѕогуї (≈ф. 2:19).

—ледование заповед€м готовило ветхозаветных евреев ко встрече со —пасителем. Ќо они не имели €сного представлени€ о Ќем и ожидали, как и евангельска€ самар€нка, что Ђкогда ќн придет, то возвестит нам всеї (»н. 4:25). Ѕолее того, даже учение о посмертной судьбе человеческой души, также было еще сокрыто от иудеев. ќни верили в воскресение мертвых, поскольку откровение об этом было дано им через пророков, но не знали, что душа может существовать без тела. ¬ их представлении смерть была прекращением существовани€ человека, которое возобновл€лось после воскресени€. Ћишь в ≈вангелии ’ристос открыл, что в момент смерти человек переходит из одного состо€ни€ в другое и душа начинает жить вне тела.

— одной стороны, в ветхозаветную эпоху нравственна€ жизнь была основана по преимуществу на вере и лична€ мотиваци€ к исполнению заповедей была слаба, по сравнению с соблазнами этого мира. Ёти услови€ мало способствовали внутреннему прин€тию заповедей, поэтому дл€ многих израильт€н они оставались лишь внешними предписани€ми. — другой стороны, молитва и благочестие давали лишь надежду на жизнь с Ѕогом, но не открывали возможности реального приобщени€ к Ќему. Ђ¬етхий «авет не знал внутреннего благодатного осв€щени€, и все же он знал св€тость, потому что благодать, действу€ извне, вызывала ее в душе как некий плод этого воздействи€. „еловек, по вере пребывающий в послушании Ѕогу и живущий праведно, мог стать орудием ≈го волиї. „еловечество было отделено от Ѕога, возможность единени€ с Ќим по€вилась лишь с ¬оплощением —ына Ѕожи€, когда Ѕог стал человеком.

√лавным основанием Ќового «авета стало именно событие ¬оплощени€ —пасител€. ƒл€ того чтобы пон€ть, как Ѕог стал человеком, нужно у€снить то учение о Ѕоге, которое открылось человечеству в евангельской проповеди »исуса ’риста: учение о Ѕоге “роице. ¬етхозаветное ќткровение открывало израильт€нам ту истину, что Ѕог €вл€етс€ Ћичностью. “о есть Ѕог это не высший разум, закон, совершенно безразличный человеку. Ќапротив, Ѕог есть “от,  то участвует в жизни человека, про€вл€€ заботу о нем, “от с  ем можно общатьс€, “от  то любит человека и ждет от него любви. ¬ ¬етхом «авете имели место пророчества о —ыне Ѕожием, говорилось о ƒухе —в€том, но они больше указывали на гр€дущее ќткровение, чем раскрывали его в полноте.

¬ Ќовом «авете ’ристос открыл люд€м ту истину, что единый Ѕог это ќтец, —ын и —в€той ƒух. ¬ первые века христианства эта истина неоднократно искажалась, неправильно понималась, в результате чего, св€тым отцам много раз приходилось еЄ защищать. “ак по€вилось учение о ѕресв€той “роице, которое представл€ет собой правильное объ€снение ќткровени€ —пасител€ »исуса ’риста. —в€тые отцы утверждали, что Ѕог одновременно €вл€етс€ и единым, и троичным. ѕри этом неправильно считать, что Ѕог “роица Ц это три Ѕога. Ѕог един, а значит ќн один. “акже неправильно считать, что раз Ѕог один, значит ќн всего-навсего тро€ким образом про€вл€ет —еб€, а троичность есть ≈го несущественное свойство. —в€тоотеческое учение о ѕресв€той “роице сводитс€ к двум положени€м: в Ѕоге одна Ѕожественна€ природа (сущность) и “ри Ѕожественных Ћица (Ћичности, »постаси): ќтец, —ын и —в€той ƒух. Ёто учение не €вл€етс€ исчерпывающим объ€снением Ѕога. Ѕога невозможно объ€снить и описать. Ёто тайна, которую человек не может познать своим конечным разумом, поскольку Ѕог бесконечен. ƒанное учение лишь правильно раскрывает то, что нам открыто —в€щенным ѕисанием.

ќбъ€снить, что такое Ѕожественна€ природа невозможно, поскольку она абсолютно запредельна тварному миру, а потому и непознаваема. ќ ней можно сказать лишь то, чем она не €вл€етс€ и то, что она есть источник Ѕожественных действий (энергий). —толь же мало можно сказать и о Ѕожественных Ћицах. — одной стороны, человек, будучи создан по образу и подобию Ѕожию, тоже €вл€етс€ личностью, только не абсолютной, а сотворЄнной. Ќо с другой стороны личность характеризуетс€ уникальностью, особенностью, а этого не описать общими пон€ти€ми. Ћичность познаетс€ через общение с ней и знание о другом человеке всегда остаетс€ в нас не в форме словесного описани€, а в виде живого личного отношени€ к нему. ¬ силу этих причин Ѕожественные Ћичности также оказываютс€ неопределимы. Ќо все же некоторый ответ на вопрос каково соотношение одной Ѕожественной природы и “рех Ѕожественных лиц церковное учение нам дает. ”добнее всего излагать этот вопрос по аналогии с человеком.

ќтношени€ личности и природы состо€т в том, что личность живет и действует через природу. ЂЋичность живет через тело, через душу, через дух, но сама ими не исчерпываетс€ и к ним не сводитс€ї. —огласно св€тым отцам личность Ц это способ быти€ природы, т.е. она от природы неотделима. ѕрирода, наделенна€ личностным способом существовани€, отличаетс€ от просто природы (живой и неживой) такой характеристикой как свобода. ѕоследн€€ состоит в том, что личностна€ природа (человек) может функционировать не только по законам, которые даны ей извне, но и по тем законам, которые выбирает сама. ќднако человеческа€ личность, не будучи абсолютной, не обладает абсолютной свободой по отношению к своей природе. „еловек может устанавливать дл€ себ€ законы в ограниченных сферах своего существовани€, в первую очередь в нравственной области отношений с другими людьми. ќн не может обходитьс€ без воздуха, пищи, отдыха. —уществует р€д других ограничений физического пор€дка, которые дл€ человека безусловны. Ѕожественные Ћичности абсолютны и обладают полной свободой в отношении Ѕожественной природы. ≈динство природы “рех Ѕожественных Ћиц Ц следствие их абсолютной свободы. ќтец, —ын и —в€той ƒух свободно раздел€ют одну Ѕожественную природу. Ђ“ри Ѕожественные ипостаси (Ћичности) обладают одна другой естественно, целиком, вечно и неисходно, но также и без смешени€ и несли€нно, и взаимопроникают одна в другую, так что и обладают одной энергией (действием). “айна “роицы состоит в соединении трех ипостасей, реальным образом сохран€ющих кажда€ свое личностное тождество, но не €вл€ющихс€ Участ€миФ Ѕога, ибо Ѕожество живет в каждой из них во всей —воей полнотеї. ѕо учению св€тых отцов Ћица ѕресв€той “роицы объедин€ет взаимна€ любовь. ≈сли вспомнить, что человек создан по образу и подобию Ѕожию, то становитс€ €сно, что человек уподобл€етс€ Ѕогу в немалой степени через любовь.

 аким же образом Ѕог стал человеком? ¬оплощение состо€ло в том, что ¬торое Ћицо ѕресв€той “роицы, —ын Ѕожий, восприн€л человеческую природу (тело, душу, разум). — этого момента ќн начал жить и действовать не только посредством Ѕожественной природы, которую он раздел€л с ќтцом и ƒухом —в€тым, но и посредством природы человеческой, котора€ была у него такой же, как у всех людей. Ћичность ’риста Ц Ћичность —ына Ѕожи€. ¬ Ётой Ћичности объединились Ѕожественна€ и человеческа€ природы. ¬ Ќем от рождени€ осуществилось то, к чему был призван јдам и все человечество. ¬о ’ристе Ѕог €вил себ€ люд€м. „ерез Ќего нам дана полнота ќткровени€. Ѕог стал человеком, чтобы войти в сотворенный им мир. — момента ¬оплощени€ он стал доступным дл€ своего творени€ (не только видимого, но и невидимого, т.е. дл€ мира ангельского). ¬ ≈вангелии от »оанна говоритс€: ЂЅога не видел никто никогда; ≈динородный —ын, сущий в недре ќтчем, ќн €вилї (»н. 1:18).

— ¬оплощени€ —ына Ѕожи€ началось »скупление, то есть создание тех условий, в которых человечество вновь обрело утраченную возможность единени€ с Ѕогом. ѕод »скуплением понимаютс€ объективные услови€, необходимые дл€ спасени€. ≈сли человек употребит духовные усили€ и воспользуетс€ ими, то обретет жизнь вечную через единение с Ѕогом. ќбразцы такой жизни €вл€ют нам жити€ св€тых. ќтветив, в общих чертах, на вопрос Ђв чем состо€ло »скупление?ї, мы сможем осознать, что дл€ нас сделал ’ристос и как мы должны воспользоватьс€ плодами ≈го искупительного подвига, чтобы стать ≈го насто€щими учениками (христианами) и войти в жизнь вечную.

¬о-первых, »скупление состо€ло в том, что —паситель сохранил в —ебе единство человеческой и Ѕожественной природы.  онечно, оно было дано ≈му от рождени€, но это не значит, что возможность расторжени€ этого единства отсутствовала. ¬о ’ристе было две природы, а значит и две воли. Ќа прот€жении всей ≈го земной жизни человеческа€ вол€ находилась в послушании воле Ѕожественной, несмотр€ на все испытани€, которые ќн пережил. ѕобедив грех, —паситель победил в —ебе смерть, поскольку, несмотр€ на все усили€ диавола, единство Ѕожественной и человеческой природ во ’ристе осталось нерушимым. Ёто единство и стало основанием ¬оскресени€ ’риста, т.е. его победы над смертью.

¬о-вторых, во ’ристе нам открылс€ Ѕог и потому ќткровение, которое ќн дал люд€м, €вл€етс€ полным и завершенным. ¬ ≈вангелии содержатс€ необходимые дл€ спасени€ учени€ о Ѕоге, о человеке и о том, как он должен жить. ќткрыты истина и путь, ведущие к жизни. —паситель не только дал эти учени€, но научил апостолов жить в соответствии с ними. √осподь наставл€л и воспитывал —воих учеников в течении трех с половиной лет пребывани€ с ними. ѕосле ≈го ¬ознесени€ на небо, апостолы, распростран€€ христианство, передавали тот опыт жизни, который они получили от —пасител€. »менно дл€ этих целей они писали ≈вангели€ и послани€ Ц те книги, которые вошли в —в€щенное ѕисание Ќового «авета.

¬-третьих, одним из следствий »скуплени€ было создание ÷еркви. ¬ новозаветную эпоху человечеству открылась возможность единства с Ѕогом и это единство может осуществитьс€ только во ’ристе. ≈динство со ’ристом и есть единство с Ѕогом, открывшеес€ после пришестви€ на землю —пасител€. ’ристос стал главой ÷еркви, а церковь ≈го телом. јпостол ѕавел пишет, что Ѕог Ђпоставил ≈го выше всего, главою ÷еркви, котора€ есть “ело ≈гої (≈ф. 1:22-23). ¬ день ѕ€тидес€тницы на верующих сошел ƒух —в€той,  оторый и по сей день своими благодатными действи€ми соедин€ет верующих со ’ристом, делает их част€ми ≈го “ела, т.е. част€ми ÷еркви. ¬ богословии ÷ерковь иногда называют богочеловеческим организмом. ¬ Ќей происходит единение Ѕога с человеком, поскольку такое единение уже совершилось в ≈Є √лаве Ц ’ристе. ≈ще говор€т, что ÷ерковь оживотвор€етс€ ƒухом —в€тым, благодар€ чему верные члены ÷еркви (“ела ’ристова) приобщаютс€ Ѕожественной жизни.

—о ’ристом верующие соедин€ютс€ прежде всего через “аинства, которые »м же —амим и установлены.  рещение, ћиропомазание и ≈вхаристи€ делают человека частью “ела ’ристова, частью ÷еркви. «десь возникает два вопроса. ѕочему мы, после крещени€ и причасти€ не чувствуем своего единства с Ѕогом? » дл€ чего существуют другие таинства (исповедь, елеопомазывание, брак и св€щенство)? ќтвеча€ на вопрос Ђпочему мы не чувствуем Ѕога?ї следует сказать, что любое “аинство вызывает перемену (а ощущаем в себе мы именно некоторые изменени€) в человеке только в том случае, если он сам к ней стремитс€. Ѕог приобщает к —ебе тех, кто не только покрестилс€ или причастилс€, но тех, кто искренне стремитс€ к Ќему, по любви исполн€€ ≈го заповеди. ≈сли человек €вл€етс€ непослушным членом “ела ’ристова, то в нем не будет жизни Ѕожией, котора€ сообщаетс€ ƒухом —в€тым. ќдних внешних условий дл€ спасени€ недостаточно. Ќаоборот, чтобы ими воспользоватьс€ нужно понести немалый труд. —в€тые отцы учили, что кроме крещени€ водного, нужно креститьс€ слезами пока€ни€. »ными словами, требуетс€ исправить свою жизнь, стать послушным членом “ела ’ристова и только тогда человек станет един со ’ристом. ƒл€ всего этого и даны нам другие “аинства, которые помогают в этом.  ак видим, свобода человека не отмен€етс€ и в новозаветное врем€. ≈сли в ветхозаветные времена исполнение заповедей давало лишь надежду, то теперь это реально приобщает верных христиан к Ѕогу.

¬опросы дл€ самосто€тельного повторени€ материала.

1. „ем по своей сути отличались эпохи ¬етхого и Ќового «аветов?

2. ќбъ€сните, почему Ѕог одновременно €вл€етс€ и единым и троичным?

3. ќбъ€сните, почему »исус ’ристос есть одновременно Ѕог и человек?

4. ¬ чем состо€ло »скупление?

5. ѕочему некоторые люди принима€ участие в крещении, миропомазании и причастии не чувствуют в себе перемены? ƒл€ чего нужны другие таинства?

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 547 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2302 - | 1920 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.