Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”рок 15. Ќравственное учение евангельских притч: учение о вере




¬ евангельских притчах раскрываютс€ очень важные составл€ющие христианского учени€ о нравственности. ѕритча Ц это особа€ литературна€ форма, котора€ наиболее подходит дл€ того, чтобы сделать €сным и пон€тным этическое учение ’риста. Ётим способом √осподь пользовалс€ не меньше, чем пр€мыми заповед€ми и наставлени€ми. ”добство притчи обусловлено тем, что это очень Ємка€ форма. «аповедь, по сути, представл€ет собой абстрактный принцип, отдельную моральную норму. ≈Є правильное толкование возможно лишь в контексте ≈вангели€. —ама из себ€, вне св€зи с Ќовым «аветом, она не может быть пон€та. “аким образом, дл€ тех, кто плохо знает или вовсе незнаком с ≈вангелием, (а таковых было большинство среди слушателей ’риста) заповеди или не €сны, или таковые понимают их по-своему. ѕритча представл€ет собой историю, картину или даже образ. ≈Є характеризует определенна€ проблематичность. ” слушател€ или читател€ возникает ощущение, что за поверхностным смыслом кроетс€ более глубокий. ѕритча требует объ€снени€, толковани€, при котором еЄ нравственный смысл станет очевидным. ¬ притче нравственное содержание даетс€ не абстрактно (отвлеченно), как в заповеди, а конкретно. ¬ ней описываетс€ жива€ ситуаци€ внутри которой даетс€ образ морального поведени€. ¬месте с нравственным знанием притча содержит и контекст, который делает знание не только €сным, но даже и нагл€дным. Ёто очень доступна€ форма.

ќднако последовательность притч в ≈вангелии, так же как и заповедей, подчинена историческому ходу событий земной жизни √оспода »исуса. ¬ курсе уже шла речь о том, что заповеди ≈вангели€ не собраны в единую систему и, соответственно, притчи не могут быть рассмотрены как систематический комментарий к ним. “ем не менее нравственное учение ≈вангельских притч следует излагать в той последовательности, котора€ соответствует евангельскому учению о системе нравственной жизни. «десь, конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что не каждому пункту учени€ соответствует сво€ притча. ’ристос использовал их дл€ того, чтобы углубить в —воих слушател€х понимание и способствовать личному усвоению наиболее значимых смыслов ≈го учени€.

ƒалее будут рассмотрены притчи, относ€щиес€ к основам нравственной жизни, в той последовательности, в какой человек встречаетс€ с ними в процессе духовного роста. –анее неоднократно упоминалось о том, что духовна€ жизнь представл€ет собой ступенчатую лестницу. ѕор€док рассмотрени€ притч будет св€зан с еЄ ступен€ми. ќднако перед этим следует рассмотреть еще один вопрос, касающийс€ хронологической классификации притч. ¬ажное место в ≈вангелии занимает откровение о границах человеческой жизни. —паситель открывает, что кроме жизни земной есть еще и жизнь вечна€ и что будет кончина мира, после которой этот мир изменитс€ и станет иным. –€д притч могут быть одновременно отнесены как к земной жизни человека, так и к жизни вечной, как к смерти конкретного человека, так и к кончине мира (т.е. эсхатологическим событи€м).

¬ыше рассмотрение евангельских заповедей начиналось с пока€ни€, однако в притчах ему удел€етс€ меньшее внимание. ¬ большей мере притчи раскрывают нравственные аспекты такой основы духовной жизни как вера. ¬ притчах она рассматриваетс€ не отвлеченно (абстрактно), но напротив в св€зи с другими сторонами жизни. ѕерва€ часть притч, посв€щенных этой тематике, раскрывают значение веры в жизни человека. »х главное содержание Ц обращение к Ѕогу, сущность обращени€, его услови€ и преп€тстви€ дл€ него. Ёто прежде всего притчи ќ се€теле (ћф.13:3, ћк.4:3, Ћк.8:5), ќ брачном пире (ћф.22:2) и притча ќ званных на вечерю (Ћк.14:16). ƒруга€ часть притч о вере объ€сн€ет значение веры в жизни, а также дает образ истинной веры, предупрежда€ о возможности еЄ подмены. Ёто притчи ќ доме построенном на камн€х (ћф.17:24, Ћк.6:47); ќ двух сыновь€х (ћф.21:28); ќ бесполезной смоковнице (Ћк.13:6); ќ рабах ничего не сто€щих (Ћк.17:7); ќ злых виноградар€х (ћф.21:33, ћк.12:1, Ћк.20:9).

ѕритча о се€теле раскрывает судьбу —лова Ѕожи€ в человеке, как в ответ на ќткровение в человеке возникает вера и жизнь по вере. ’оть в этой притче и не говоритс€ о вере пр€мо, то, что она именно об этом, удостовер€ют слова ап. ѕавла: Ђвера от слышани€, а слышание от слова Ѕожи€ї (–им. 10:17). —мысл этой притчи в том, что вера должна произрасти в сердце человека из семени новозаветного благовести€. ќднако люди по разному воспринимают —лово Ѕожие. »зложение данного обсто€тельства назидает нас правильному отношению к Ѕожественному ќткровению, которое ведет к вере. »з этой притчи следуют еще два важных вывода. ¬о-первых, вера не есть что-либо раз и навсегда данное. ≈вангелие Ц не таблица умножени€, которую можно заучить и считать себ€ верующим. ¬ера прорастает в нас настолько, насколько мы стараемс€ исполнить ≈вангелие в своей жизни (приносим плод). ¬ера может слабеть, укрепл€тьс€, возрастать. ѕосто€нной и неизменной она становитс€ лишь тогда, когда умирает. ≈сли человек достигает духовного совершенства, то крепнет и его вера. Ќо св€тые, вслед за апостолом ѕавлом, говорили, что истинное совершенство состоит в том, чтобы не считать себ€ достигшим совершенства и всегда стремитьс€ к большему. ≈сли христианин оставит духовную жизнь, то со временем он потер€ет и веру. ¬о-вторых, это пон€тно из уже сказанного, вера зависит от произволени€ самого человека. ¬ера —лову Ѕожию созидает в человеке решимость следовать заповед€м ’риста, а послушное следование за —пасителем созидает в человеке веру. ¬ера это не просто согласие со —в€щенным ѕисанием, это особое состо€ние человека в котором он всеми силами души устремлен к Ѕогу. »стинно верующий человек разумом знает о существовании Ѕога (убежден в этом), в своих чувствах желает единства с Ѕогом и своей волей направл€ет свою де€тельность к этой цели. ¬ера есть особый способ жизни. —обственно вера и есть насто€ща€ жизнь, к которой всех призывает ’ристос.

¬озникает вопрос: если все так просто, то почему большинство людей не принимают ≈вангелие должным образом, или вовсе отвергают его? ѕритча о се€теле и есть ответ на него. —лушатели (читатели) —лова Ѕожи€ не принимают его по следующим причинам. ¬ ≈вангелии читаем: Ђко вс€кому, слушающему слово о ÷арствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посе€нное в сердце его Ц вот кого означает посе€нное при дорогеї (ћф. 13:19). “о есть —лово Ѕожие нужно разуметь (понимать), а дл€ этого следует относитьс€ к нему серьезно. ≈сли видеть в нем не Ѕожественное ќткровение, а христианскую мифологию или культурно-исторический пам€тник, то его невозможно будет правильно пон€ть. ѕодобное предубеждение, основанное на отношении к ќткровению без веры, даже напротив, с подозрением, и есть та ловушка, которой лукавый похищает —лово Ѕожие у человека. Ѕез веры оно не может в нем прорасти.

 о второй категории не прин€вших —лова относитс€ вс€кий Ђкто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корн€ и непосто€нен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазн€етс€ї (ћф. 13:20-21). «десь говоритс€ о том, что причиной невери€ дл€ непосто€нных людей может быть скорбь или гонение за слово. “от, кто избрал познание Ѕога целью своей жизни, неизбежно встретитс€ с преп€тстви€ми в достижени€ этой цели. ¬едь все желани€ и устремлени€ нужно подчинить именно ей. ќднако у любого человека есть привычки и пристрасти€, которые дл€ этого следует преодолеть. » вот здесь у непосто€нного человека начинаютс€ скорби: ведь нужно выбирать между прежней жизнью и жизнью по Ѕогу. –ешимость должна быть не однократной, а посто€нной и абсолютной, вплоть до решимости пожертвовать жизнью за веру. ѕосто€нным человеком здесь назван тот, кто в любых обсто€тельствах, которые очень часто измен€ютс€, не измен€ет своего ранее прин€того решени€ следовать ≈вангелию. Ёта решимость одна из важнейших опор веры.

ѕоследним, в числе основных преп€тствий возрастанию веры и плодоношению, €вл€ютс€ житейские попечени€: Ђј посе€нное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодної (ћф. 13:22). «десь говоритс€ о той ситуации, когда духовна€ жизнь, как сама€ главна€ составл€юща€ человеческого быти€, выноситс€ на периферию, а врем€ и силы ей удел€ютс€ по остаточному принципу. ѕричиной этого искажени€ €вл€етс€ то, что те задачи, которые встают перед нами каждый день, вместо средства достижени€ духовного совершенства (познани€ Ѕога), сами станов€тс€ цел€ми. ѕри этом нередко вера и духовна€ жизнь станов€тс€ средствами обеспечени€ психологического комфорта (например, чтобы справитьс€ со страхом перед смертью, или преодолеть трудные жизненные ситуации).

»з притчи о се€теле можно сделать следующие выводы. —лышание —лова Ѕожи€ должно порождать духовные плоды. —обственно дл€ этого оно и дано нам. ѕлодоношение требует выполнени€ р€да условий. ƒл€ него необходимы вера, свободное произволение следовать ≈вангелию, решимость противосто€ть соблазнам (которые действуют на человека в силу неизжитости прежних привычек и страстей) и подчинение своей жизни главной цели Ц познанию Ѕога. »з этого видно, что вера есть основание христианской нравственности. ќна задает цель человеческой жизни и, одновременно, формирует мотивационную систему еЄ достижени€.

ѕритчи о брачном пире и о званных на вечерю говор€т приблизительно о том же, но в них имеютс€ свои акценты. Ёти притчи рассказывают о тех, кто был позван на торжество, но не пришел, ссыла€сь на Ђобъективныеї причины. ¬ ≈вангелии от Ћуки один купил землю, другой волов, третий женилс€. ” ћатфе€ говоритс€, что пренебрегшие пошли Ђкто на поле свое, а кто на торговлю своюї (ћф. 22:5). ” других же в ответ на призыв возникла просто ненависть, так что они даже оскорбили и убили посланных рабов. ѕризыв на пир или вечерю и есть призыв —лова Ѕожи€ к духовному плодоношению.  то встает на путь веры, приходит на это духовное торжество. ќтвернувшиес€ предпочитают ÷арствию Ѕожию торговлю, волов и т.п. »з этих притч следует, что вера Ц это путь, ведущий на брачный пир ÷арства Ќебесного. ¬ притчах его удостоились избранные, но это те, которых избрал Ѕог, а те, кто сами избрали этот путь избрав Ѕога.

ƒругие притчи о вере большее внимание удел€ют еЄ св€зи с жизнью, то есть оп€ть же говор€т о том, что она должна приносить плоды исполнени€ евангельских заповедей. Ёта тема св€зана еще и с возда€нием за жизнь после смерти. ¬ таком смысле можно понимать притчи ќ бесполезной смоковнице (Ћк.13:6), ќ доме построенном на камн€х (ћф.7:24, Ћк.6:47), ќ злых виноградар€х (ћф.21:33, ћк.12:1, Ћк.20:9), ќ рабах ничего не сто€щих (Ћк.17:7).

¬ притче о смоковнице господин три года ждал от неЄ плода и, не дождавшись, решил еЄ срубить, сказав Ђна что она и землю занимает?ї (Ћк. 13:7). ¬иноградарь же просил дать врем€, чтобы удобрить еЄ, подождать еще год и если вновь не принесет плода, то тогда уже рубить. Ётой притчей ’ристос говорит: если человек не живет по вере и не приносит плода, то какой смысл в этой жизни? «ачем он Ђземлю занимаетї. ∆изнь такого человека подобна дому, построенному на песке. ќн потер€ет все при таком испытании как смерть. ј строение того, кто слушает слова ’ристовы и исполн€ет их, пребудет вечно.

ѕритча о злых виноградар€х рассказывает о том, как господин, насадивший виноградник, дал его в пользование виноградар€м, а те, вместо того, чтобы воздать ему плоды, били и убивали слуг, которых он посылал. ¬ конце еЄ ’ристос ставит вопрос: Ђкогда придет хоз€ин виноградника, что сделает он с этими виноградар€ми?ї, Ц и получает ответ: Ђзлодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградар€м, которые будут отдавать ему плоды во времена своиї (ћф. 21:40-41). «десь оп€ть идет речь о плодоношении. ¬ личном плане эту притчу можно понимать еще и так, что наша жизнь Ц это не наш виноградник. ќн дан нам не напрасно. —ледовательно за то, как мы воспользуемс€ им, мы будем отвечать перед Ѕогом.

≈сли жизнь дана нам от Ѕога, то и не стоит гордитьс€ тем, что мы исполн€ем то, что должны были исполнить. ѕритча о рабах ничего не сто€щих рассказана —пасителем в ответ на просьбу апостолов умножить в них веру: Ђ то из вас, име€ раба пашущего или пасущего, по возвращении его с пол€, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Ќапротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпо€савшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? —танет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Ќе думаю. “ак и вы, когда исполните всЄ повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не сто€щие, потому что сделали, что должны были сделатьї (Ћк. 17:7-10). јпостолы думали, что веру можно получить от ’риста как дар, которым можно совершать чудеса. ¬ этой притче ќн наставл€ет их, что чудеса не €вл€ютс€ целью веры, она сама по себе есть высший дар поскольку возводит человека в ÷арствие Ќебесное. Ётот дар не может быть нав€зан, но должен приобретатьс€ трудом исполнени€ заповедей, трудом жизни по вере.

¬опросы дл€ самосто€тельного повторени€ материала.

1. ѕочему притча €вл€етс€ наиболее емкой формой подачи учени€ о нравственности?

2. »зложите нравственный смысл притч о се€теле, о брачном пире и званных на вечерю.

3. —формулируйте учение о вере (дайте ответ на вопрос: что такое вера?) по оставшимс€ притчам.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1768 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1587 - | 1445 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.