В евангельских притчах раскрываются очень важные составляющие христианского учения о нравственности. Притча – это особая литературная форма, которая наиболее подходит для того, чтобы сделать ясным и понятным этическое учение Христа. Этим способом Господь пользовался не меньше, чем прямыми заповедями и наставлениями. Удобство притчи обусловлено тем, что это очень ёмкая форма. Заповедь, по сути, представляет собой абстрактный принцип, отдельную моральную норму. Её правильное толкование возможно лишь в контексте Евангелия. Сама из себя, вне связи с Новым Заветом, она не может быть понята. Таким образом, для тех, кто плохо знает или вовсе незнаком с Евангелием, (а таковых было большинство среди слушателей Христа) заповеди или не ясны, или таковые понимают их по-своему. Притча представляет собой историю, картину или даже образ. Её характеризует определенная проблематичность. У слушателя или читателя возникает ощущение, что за поверхностным смыслом кроется более глубокий. Притча требует объяснения, толкования, при котором её нравственный смысл станет очевидным. В притче нравственное содержание дается не абстрактно (отвлеченно), как в заповеди, а конкретно. В ней описывается живая ситуация внутри которой дается образ морального поведения. Вместе с нравственным знанием притча содержит и контекст, который делает знание не только ясным, но даже и наглядным. Это очень доступная форма.
Однако последовательность притч в Евангелии, так же как и заповедей, подчинена историческому ходу событий земной жизни Господа Иисуса. В курсе уже шла речь о том, что заповеди Евангелия не собраны в единую систему и, соответственно, притчи не могут быть рассмотрены как систематический комментарий к ним. Тем не менее нравственное учение Евангельских притч следует излагать в той последовательности, которая соответствует евангельскому учению о системе нравственной жизни. Здесь, конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что не каждому пункту учения соответствует своя притча. Христос использовал их для того, чтобы углубить в Своих слушателях понимание и способствовать личному усвоению наиболее значимых смыслов Его учения.
Далее будут рассмотрены притчи, относящиеся к основам нравственной жизни, в той последовательности, в какой человек встречается с ними в процессе духовного роста. Ранее неоднократно упоминалось о том, что духовная жизнь представляет собой ступенчатую лестницу. Порядок рассмотрения притч будет связан с её ступенями. Однако перед этим следует рассмотреть еще один вопрос, касающийся хронологической классификации притч. Важное место в Евангелии занимает откровение о границах человеческой жизни. Спаситель открывает, что кроме жизни земной есть еще и жизнь вечная и что будет кончина мира, после которой этот мир изменится и станет иным. Ряд притч могут быть одновременно отнесены как к земной жизни человека, так и к жизни вечной, как к смерти конкретного человека, так и к кончине мира (т.е. эсхатологическим событиям).
Выше рассмотрение евангельских заповедей начиналось с покаяния, однако в притчах ему уделяется меньшее внимание. В большей мере притчи раскрывают нравственные аспекты такой основы духовной жизни как вера. В притчах она рассматривается не отвлеченно (абстрактно), но напротив в связи с другими сторонами жизни. Первая часть притч, посвященных этой тематике, раскрывают значение веры в жизни человека. Их главное содержание – обращение к Богу, сущность обращения, его условия и препятствия для него. Это прежде всего притчи О сеятеле (Мф.13:3, Мк.4:3, Лк.8:5), О брачном пире (Мф.22:2) и притча О званных на вечерю (Лк.14:16). Другая часть притч о вере объясняет значение веры в жизни, а также дает образ истинной веры, предупреждая о возможности её подмены. Это притчи О доме построенном на камнях (Мф.17:24, Лк.6:47); О двух сыновьях (Мф.21:28); О бесполезной смоковнице (Лк.13:6); О рабах ничего не стоящих (Лк.17:7); О злых виноградарях (Мф.21:33, Мк.12:1, Лк.20:9).
Притча о сеятеле раскрывает судьбу Слова Божия в человеке, как в ответ на Откровение в человеке возникает вера и жизнь по вере. Хоть в этой притче и не говорится о вере прямо, то, что она именно об этом, удостоверяют слова ап. Павла: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Смысл этой притчи в том, что вера должна произрасти в сердце человека из семени новозаветного благовестия. Однако люди по разному воспринимают Слово Божие. Изложение данного обстоятельства назидает нас правильному отношению к Божественному Откровению, которое ведет к вере. Из этой притчи следуют еще два важных вывода. Во-первых, вера не есть что-либо раз и навсегда данное. Евангелие – не таблица умножения, которую можно заучить и считать себя верующим. Вера прорастает в нас настолько, насколько мы стараемся исполнить Евангелие в своей жизни (приносим плод). Вера может слабеть, укрепляться, возрастать. Постоянной и неизменной она становится лишь тогда, когда умирает. Если человек достигает духовного совершенства, то крепнет и его вера. Но святые, вслед за апостолом Павлом, говорили, что истинное совершенство состоит в том, чтобы не считать себя достигшим совершенства и всегда стремиться к большему. Если христианин оставит духовную жизнь, то со временем он потеряет и веру. Во-вторых, это понятно из уже сказанного, вера зависит от произволения самого человека. Вера Слову Божию созидает в человеке решимость следовать заповедям Христа, а послушное следование за Спасителем созидает в человеке веру. Вера это не просто согласие со Священным Писанием, это особое состояние человека в котором он всеми силами души устремлен к Богу. Истинно верующий человек разумом знает о существовании Бога (убежден в этом), в своих чувствах желает единства с Богом и своей волей направляет свою деятельность к этой цели. Вера есть особый способ жизни. Собственно вера и есть настоящая жизнь, к которой всех призывает Христос.
Возникает вопрос: если все так просто, то почему большинство людей не принимают Евангелие должным образом, или вовсе отвергают его? Притча о сеятеле и есть ответ на него. Слушатели (читатели) Слова Божия не принимают его по следующим причинам. В Евангелии читаем: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге» (Мф. 13:19). То есть Слово Божие нужно разуметь (понимать), а для этого следует относиться к нему серьезно. Если видеть в нем не Божественное Откровение, а христианскую мифологию или культурно-исторический памятник, то его невозможно будет правильно понять. Подобное предубеждение, основанное на отношении к Откровению без веры, даже напротив, с подозрением, и есть та ловушка, которой лукавый похищает Слово Божие у человека. Без веры оно не может в нем прорасти.
Ко второй категории не принявших Слова относится всякий «кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21). Здесь говорится о том, что причиной неверия для непостоянных людей может быть скорбь или гонение за слово. Тот, кто избрал познание Бога целью своей жизни, неизбежно встретится с препятствиями в достижения этой цели. Ведь все желания и устремления нужно подчинить именно ей. Однако у любого человека есть привычки и пристрастия, которые для этого следует преодолеть. И вот здесь у непостоянного человека начинаются скорби: ведь нужно выбирать между прежней жизнью и жизнью по Богу. Решимость должна быть не однократной, а постоянной и абсолютной, вплоть до решимости пожертвовать жизнью за веру. Постоянным человеком здесь назван тот, кто в любых обстоятельствах, которые очень часто изменяются, не изменяет своего ранее принятого решения следовать Евангелию. Эта решимость одна из важнейших опор веры.
Последним, в числе основных препятствий возрастанию веры и плодоношению, являются житейские попечения: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22). Здесь говорится о той ситуации, когда духовная жизнь, как самая главная составляющая человеческого бытия, выносится на периферию, а время и силы ей уделяются по остаточному принципу. Причиной этого искажения является то, что те задачи, которые встают перед нами каждый день, вместо средства достижения духовного совершенства (познания Бога), сами становятся целями. При этом нередко вера и духовная жизнь становятся средствами обеспечения психологического комфорта (например, чтобы справиться со страхом перед смертью, или преодолеть трудные жизненные ситуации).
Из притчи о сеятеле можно сделать следующие выводы. Слышание Слова Божия должно порождать духовные плоды. Собственно для этого оно и дано нам. Плодоношение требует выполнения ряда условий. Для него необходимы вера, свободное произволение следовать Евангелию, решимость противостоять соблазнам (которые действуют на человека в силу неизжитости прежних привычек и страстей) и подчинение своей жизни главной цели – познанию Бога. Из этого видно, что вера есть основание христианской нравственности. Она задает цель человеческой жизни и, одновременно, формирует мотивационную систему её достижения.
Притчи о брачном пире и о званных на вечерю говорят приблизительно о том же, но в них имеются свои акценты. Эти притчи рассказывают о тех, кто был позван на торжество, но не пришел, ссылаясь на «объективные» причины. В Евангелии от Луки один купил землю, другой волов, третий женился. У Матфея говорится, что пренебрегшие пошли «кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:5). У других же в ответ на призыв возникла просто ненависть, так что они даже оскорбили и убили посланных рабов. Призыв на пир или вечерю и есть призыв Слова Божия к духовному плодоношению. Кто встает на путь веры, приходит на это духовное торжество. Отвернувшиеся предпочитают Царствию Божию торговлю, волов и т.п. Из этих притч следует, что вера – это путь, ведущий на брачный пир Царства Небесного. В притчах его удостоились избранные, но это те, которых избрал Бог, а те, кто сами избрали этот путь избрав Бога.
Другие притчи о вере большее внимание уделяют её связи с жизнью, то есть опять же говорят о том, что она должна приносить плоды исполнения евангельских заповедей. Эта тема связана еще и с воздаянием за жизнь после смерти. В таком смысле можно понимать притчи О бесполезной смоковнице (Лк.13:6), О доме построенном на камнях (Мф.7:24, Лк.6:47), О злых виноградарях (Мф.21:33, Мк.12:1, Лк.20:9), О рабах ничего не стоящих (Лк.17:7).
В притче о смоковнице господин три года ждал от неё плода и, не дождавшись, решил её срубить, сказав «на что она и землю занимает?» (Лк. 13:7). Виноградарь же просил дать время, чтобы удобрить её, подождать еще год и если вновь не принесет плода, то тогда уже рубить. Этой притчей Христос говорит: если человек не живет по вере и не приносит плода, то какой смысл в этой жизни? Зачем он «землю занимает». Жизнь такого человека подобна дому, построенному на песке. Он потеряет все при таком испытании как смерть. А строение того, кто слушает слова Христовы и исполняет их, пребудет вечно.
Притча о злых виноградарях рассказывает о том, как господин, насадивший виноградник, дал его в пользование виноградарям, а те, вместо того, чтобы воздать ему плоды, били и убивали слуг, которых он посылал. В конце её Христос ставит вопрос: «когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?», – и получает ответ: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:40-41). Здесь опять идет речь о плодоношении. В личном плане эту притчу можно понимать еще и так, что наша жизнь – это не наш виноградник. Он дан нам не напрасно. Следовательно за то, как мы воспользуемся им, мы будем отвечать перед Богом.
Если жизнь дана нам от Бога, то и не стоит гордиться тем, что мы исполняем то, что должны были исполнить. Притча о рабах ничего не стоящих рассказана Спасителем в ответ на просьбу апостолов умножить в них веру: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:7-10). Апостолы думали, что веру можно получить от Христа как дар, которым можно совершать чудеса. В этой притче Он наставляет их, что чудеса не являются целью веры, она сама по себе есть высший дар поскольку возводит человека в Царствие Небесное. Этот дар не может быть навязан, но должен приобретаться трудом исполнения заповедей, трудом жизни по вере.
Вопросы для самостоятельного повторения материала.
1. Почему притча является наиболее емкой формой подачи учения о нравственности?
2. Изложите нравственный смысл притч о сеятеле, о брачном пире и званных на вечерю.
3. Сформулируйте учение о вере (дайте ответ на вопрос: что такое вера?) по оставшимся притчам.