Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Урок 8. Этические учения Даосизма и Конфуцианства. Этика в Исламе.




Даосизм – традиционная религия Китая. Как религиозное течение организационно оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше. Во всяком случае в V–III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основные принципы первых даосских мыслителей – «естественность» и «недеяние», означающие отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству. Его цель – полное самоотождествление с господствующим в мире беспричинным и нецеленаправленным Путем-дао. Из такого отношения следовало размывание традиционных нравственных ценностей. Добро и зло, жизнь и смерть получали одинаковую оценку в даосизме. Разум рассматривался как такое начало в человеке, которое противоречит его природе. Изгнание разума из сферы нравственной жизни привел даосизм к этике безразличия. Первые даосские мудрецы считали, что сознание человека является принципом его индивидуализации, то есть обособления от природы, и видели в нем причину разрушения изначальной гармонии присущей всему миру, в которой отражалось Дао. Они идеализировали докультурное состояние человека и писали: «Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти; не радовался своему появлению на свет и не противился уходу из жизни; безразлично покидал этот мир и безразлично приходил в него, и это все. Он не забывал того, что было для него началом, и не доискивался до того, в чем заключался его конец. Получая жизнь, радовался ей; забывая о смерти, возвращался в небытие. Это означает, что он не прибегал к разуму, чтобы противиться Дао, не прибегал к человеческому, чтобы помогать небесному». Однако в ходе эволюции даосизма этот релятивизм был преодолен в пользу жизни, которая стала высшей ценностью, однако это привело не созданию этического учения, а к возникновению магической алхимии, целью которой было достижение вечной жизни тела. На этом этапе этические идеи даосизма испытывали значительные влияния буддизма и конфуцианства.

Весь мир рассматривался даосскими мудрецами как проявление, развертывание Дао. Это Путь, по которому двигается и развивается все сущее. Но это же и начало, источник всего сущего. Каждая вещь, доходит до предела своего созревания и вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Главная книга даосизма – «Дао-Дэ цзин» призывает возвратиться к изначальной природе, к упрощению и естественности. И выражен этот призыв прежде всего в понятии «недеяния» (у вэй). Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного покоя. Под «у вэй» имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от несообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и вообще отказ от какой-либо субъективности, изолированной от мирового целого во имя включенности в единый поток бытия. Важно отметить, что в средние века призыв возвращения к естественности нередко становился лозунгом мощных крестьянских восстаний, руководимых той или иной даосской сектой: природа не знает неравенства и угнетения, равно как и государственных институтов.

Конфуцианство – это религия, возникшая на основе учения Конфуция (551–479 до н.э.). Его учение не имело религиозного содержания и было сосредоточено на вопросах этики и политики, которые увязывались друг с другом. Очень большое влияние на эти идеи оказали традиционные представления о религии и нравственности характерные для Китая того времени. Опираясь на них Конфуций и его последователи проповедовали свои этические идеи для того, чтобы облагородить общество. В древнем Китае было несколько распространенных культов: культ владыки неба (Шанди, первый предок царствующей династии), который был связан с культом императора, и культ предков. Еще одной очень важной религиозной идеей была идея Дао, о которой было сказано выше. При помощи этой категории описывалось существование всего в этом мире. Любая вещь движется по предначертанному для него пути, подобно тому как двигаются небесные светила. Дао можно понимать и как закон. Все эти идеи и понятия нашли свое отражение в конфуцианстве.

Учение Конфуция по преимуществу этическое. Оно стоит на трех основных идеях: человечность, благородный муж и ритуал. Эти слова понятны для европейца, однако их подлинный смысл отличается от этого понимания. Этика Конфуция была практическим учением и была направлена на воспитание подданных императора. Образ идеального гражданина китайский философ видел в идеале благородного мужа. Из этого можно сделать вывод, что конфуцианство обладает весьма развитым социальным аспектом, и его этика имеет по преимуществу социальный характер. Однако это не вполне так и разобраться в этом поможет главное свойство «благородного мужа» – человечность (кит. – жень). Уже то, что Конфуций выделяет эту характеристику как фундаментальную, имеет чрезвычайно важное этическое значение. По его мысли, недостаточно быть человеком, кроме этого нужно обладать еще и человечностью.

В чем же состоит это свойство? Оно состоит в преодолении себя, то есть своих желаний, ради того, чтобы жить согласно ритуалу. Ритуал понимается не только как этикет, но гораздо шире – как обычаи (нравственные, политические, бытовые и т.д.). Через следование ритуалу человек поднимается над своим природным состоянием. Обычаи в любом обществе играют очень важную роль. Благодаря им интересы общества и потребности отдельного человека приходят в согласие. Это способ установления равновесия между ними. Цель ритуалов и суть человечности по Конфуцию состоят в том, что человек полностью подчиняет свои желания и стремления в пользу общественно значимой деятельности. Благородный муж должен настолько проникнуться взаимностью с каждым человеком и с обществом в целом, чтобы отождествиться с ними, воспринять их потребности как свои. Человечность не просто нравственный идеал, обусловленный социальными целями. В понимании Конфуция это и есть Дао (путь, нравственный закон) человека, на котором он становится человеком.

Во внутреннем мире человека жэнь (человечность) проявляется в таких врожденных, с точки зрения конфуцианства, свойствах человеческой природы, как ум, доброта, беспристрастие, сдержанность, скромность, чувство справедливости. По отношению к другим людям жэнь означает человеколюбие, выражающееся в том, что «благородный муж» не делает другим того, что не желает себе, за добро воздает добром, а за зло – справедливостью.

Ритуалы Конфуций также считал отпечатком Дао в общественной жизни. Они существуют абсолютно независимо от человека, и даны от природы, как всякий естественный закон. Таким образом, следовать ритуалу означает следовать Дао. Следование этим нормам поведения должно привести и государство, и отдельного человека к процветанию, а игнорирование Ритуала лишь ускорит их погибель. Подчиненность Ритуалу, правилам поведения, культурному началу – вот смысл жизни человека. Ритуал – это магическая связь с Небом и духами.

«Благородный муж» всегда следует ритуалу, правилам (кит. – ли). В области культа ли – это собственно ритуал, в государственной сфере – придворный церемониал и дипломатический протокол, в межчеловеческих отношениях – этикет. «Благородный муж» должен обладать чжи – «знанием», понимаемым и как классическая образованность, и как знание людей. Конфуций говорил: «Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей».

Все эти принципы должны быть подчинены мере. Праздничная песня не должна быть разнузданной, печальная – не должна слишком ранить душу. «Золотая середина» – наивысший принцип. Даже в образовании должно придерживаться срединного Пути, который и есть Дао.

Политическое значение этики конфуцианства. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Таким образом, жизнь государства по мысли Конфуция основывалась на исполнении долга правителем и подданными. Государство он рассматривал как большую семью. Долг и человеколюбие соединяются в почитании императора, родителей и вообще старших.

Этика Ислама. Ислам возник в начале 7-го века. Этика этой религии опирается на Коран и его толкования, авторитетными авторами. Она очень тесно переплетена с правовыми (юридическими), религиозными и политическими идеями Ислама. Основной особенностью исламской этики является то, что она не обосновывает нравственное поведение, а предписывает его. Это, впрочем, типичное свойство религиозной этики. Однако многие этические нормы Ислама приобретают правовой (юридический) политический статус.

Ключевыми понятиями, которые описывают содержание исламской этики являются «грех» и «благодеяние». Наибольшим грехом, который не может быть прощен Богом, согласно Корану, является неверие и многобожие, выводящее человека за рамки Ислама и расторгающее его отношения с Богом. При сохранении верыв единого Бога меньшие грехи могут быть прощены Всевышним при условии покаяния и отказа от их совершения в дальнейшем. Наилучшим из благодеяний является соблюдение того, что предписано Богом, поощрение других к соблюдению этого, воздержание и удержание других от запретного и порицаемого. Важнейшими внутренними благодеяниями для мусульманина является упование на Бога и терпение. В Исламе существует представление о том, что все испытания происходят от Бога, они от рождения предопределены человеку и их невозможно избежать. В этом его судьба. Вместе с тем терпение понимается не только как нечто пассивное, но подразумевает и стойкость в перенесении житейских невзгод, не исключающую попыток их активного преодоления. К большим грехам, требующим покаяния, относятся убийство, воровство, пьянство, прелюбодеяние, отказ от совершения молитвыи соблюдения поста и т. п.

Важнейшей добродетелью в Исламе является соблюдение религиозных предписаний в области поклонения Богу, выраженных прежде всего в «пяти столпах ислама» (единобожие, молитва, пост, милостыня и паломничество в Мекку), и взаимоотношений с другими людьми. Важнейшим принципом общественной этики является представление о братстве всех мусульман независимо от происхождения, социального статуса и т. д. Этим принципом запрещается всякая дискриминация и притеснения мусульманина мусульманином. Напротив мусульманин должен оказывать помощь и не причинять вреда мусульманам и немусульманам, не находящимся с мусульманами в состоянии вражды. Ислам категорически запрещает лишение человека жизни, в т. ч. и по религиозным мотивам.

 

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Почему «недеяние» было главным принципом даосской этики.

2. Раскройте основные определения конфуцианской этики. Каким образом они были связаны в единое учение?

3. Перечислите основные грехи и благодеяния в этике Ислама.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.