Римское право в эпоху Возрождения. Выходом из кризиса правовой науки этого времени стало развитие гуманистического направления в изучении римского права. Возрождение предполагает восприятие всех достижений античной цивилизации, в т.ч. и права. Стали развиваться филологический и исторический подходы к римскому праву. В это время юристы вновь обратились к первоисточникам, и стремились освободить их от искажений. Правоведов этого времени стала интересовать сама история римского права. Наиболее видный представитель – Куяций. Тяжеловесное комментирование отдельных отрывков Куяций стал преподавать в связи с конкретной живой жизнью самих римлян. Начинает преодолеваться отношение к римскому праву как к идеальной, вневременной форме права вообще. В это же время продолжает развиваться тенденция к приспособлению римского права к нуждам юридической практики. С 17-го века историко-филологическое направление вытесняется практическим, на этом этапе свою роль в рецепции сыграла Германия, в которой и возникло само понятие «современное римское право». Не будучи романской страной, в Германии интенсивно рецепировалось римское право по той причине, что в 10-м веке Германия приобрела форму Священной Римской империи германской нации и считалась преемницей империи римлян.
Формально Свод Юстиниана считался для германцев отечественным актом. Поэтому в крупных университетах Германии римское право изучалось как национальное государственное право. 1495 – общеимперский суд. В деятельности этого суда было выработано правило – в начале судить по римскому праву, а уже затем – по доброму немецкому праву. К концу 16 – началу 17 в. римское право было рецепировано полностью, но при этом стало повышаться значение собственного германского права, возникла тенденция к субсидиарному применению римского права. Возникает подозрение к практике непосредственного обращения к источникам римского права. Поэтому было сформулировано требование: что не признает глосса, то не признает суд. Таким образом, процесс рецепции римского права завершился. В соответствии с этим в университетах стали преподавать два разных предмета: догма римского права (классическое) и пандектное римское право (переработанное, приспособленное), а также и собственно история римского права. Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что так называемая Священная Римская империя считалась продолжением прежней Римской империи, а императоры первой непосредственными преемниками императоров последней. Вследствие этого Юстиниановский Свод склонны были считать как бы отечественным кодексом, а с другой стороны, законы императоров Священной Римской империи прибавляли к юстиниановскому кодексу, как его непосредственное продолжение. Фикция эта значительно облегчала дорогу римскому праву в Германии; если везде королевская власть в своей борьбе с феодализмом старалась опереться на римское право и легистов, то германские императоры оказывали ему особое покровительство: выше было упомянуто о привилегиях, данных Фридрихом I Болонскому университету. В значительной степени в этом тяготении к римскому праву играла роль и идея единого общеимперского права, идея национального объединения Германии, осуществившаяся лишь в XIX столетии.
Германские императоры в высокой степени содействовали распространению юридического преподавания; покровительство Болонье сменилось впоследствии учреждением собственных университетов. Так, начиная с XIV столетия, возникает целый ряд немецких университетов — в Праге (1348), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т. д. И в Германии образованные юристы занимают все более и более влиятельные места в администрации и судах. В частности, в судах мало — помалу они вытесняют неученых народных судей — шеффенов. Первоначально юристы фигурируют в судах шеффенов лишь в качестве секретарей и протоколистов, которые, однако, мало — помалу начинают не только записывать состоявшиеся решения шеффенов, но и подготовлять их, причем, разумеется, при подготовке решения они широко пользуются своими знаниями римского права. Но затем ученые юристы проникают в суды уже в качестве судей, вытесняя шеффенов.
Большое значение в этом направлении имело учреждение в 1495 году общеимперского суда — Reichskammergericht. При самом его учреждении было установлено, что из общего числа его членов (16) половина должна состоять из ученых юристов, а впоследствии было предписано, чтобы и другая половина избиралась также из лиц, знакомых с римским правом. При решении дел общеимперский суд должен был судить прежде всего «nach des Reichs gemeinen Rechten» («на основании общего права Империи» нем.), то есть на основании римского права, и лишь во второй линии он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право («redliche, ehrbare und leidliche Ordnungen, Statuten und Gewohnheiten» («честные, почтенные и хорошие правила, установления и обычаи» нем.), на которые сошлются стороны («die für sie bracht werden»). Таким образом, действие римского права было санкционировано прямым законом.
Вслед за Reichskammergericht подобным же образом реформируются другие суды, и для римского права была открыта широкая дорога.
Влияние ученой, университетской юриспруденции на практику поддерживается и институтом Aktenversendung: в сомнительных случаях суды пересылали спорное дело со всеми актами тому или другому юридическому факультету, который и постановлял свое заключение.
В результате всех этих причин к концу XVI–XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно. «Corpus Juris Civilis» Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны, которым мотивировали свои решения суды. Римское право было реципировано при этом не в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены путем практики, а все целиком — in complexu. Правда, оно реципировано в принципе in subsidium («в помощь») — лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права («Landsrecht bricht Reichsrecht»), но практически римское право играет роль более чем субсидарную: римское право должен знать суд; кто ссылается на римское право, тот «habet fundatam intentionem» («имеет обоснованную претензию»), местное же право (Landrecht) должно быть суду еще доказано, что по отношению к обычному праву представляет часто значительные затруднения.
Но реципировано было римское право в таком виде, в каком оно преподавалось с кафедры глоссаторами и комментаторами. Вследствие этого все то, что было выброшено ими, не имеет значения и для судов — «quod non agnoscit glossa, non agnoscit curia» («что не признаёт глосса, не признаёт и суд»); в частности, нельзя ссылаться на греческие тексты — «graeca non leguntur».
Уже в учениях глоссаторов и комментаторов римское право подверглось значительным изменениям; будучи реципировано и став непосредственным законом, оно продолжало модифицироваться далее. Воскреснув для жизни среди новых народов, оно приспособляется в практике судов к этой новой жизни. Так мало — помалу создается обновленное римское право — то, которое носит название usus modernus Pandectarum или «современное римское право» («heutiges römisches Recht»).
Это право и действовало в Германии вплоть до самого последнего времени, хотя, начиная с XIII века, территория его формального действия постепенно стала сокращаться. Мало — помалу в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права в целях переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. издается в Баварии «Codex Maximilianeus Bavaricus» («Баварский кодекс Максимилиана»), в 1794 г. в Пруссии — Прусское Земское Уложение (Preussisches Landsrecht), в 1811 г. в Австрии — Общее Гражданское Уложение, в 1863 г. — Саксонское Уложение. Все эти национальные кодексы устраняли на территории данных государств формальное применение римского права, но оно оставалось в силе в остальных княжествах. После объединения Германии в 1871 г. стала настойчиво проводиться мысль о необходимости единого гражданского права для всей империи. С целью выработки такого общеимперского гражданского кодекса в 1874 г. была назначена комиссия, которая в 1888 г. представила проект уложения. Этот (первый) проект подвергся весьма оживленному обсуждению в литературе и разных обществах, причем его упрекали главным образом в том, что он излишне романистичен («der kleine Windscheid» («маленький Виндшейд»), то есть переложение учебника римского права, составленного Виндшейдом). Ввиду этого проект был пересмотрен и в 1896 г. был принят законодательными палатами, а с 1 января 1900 г. вступил в действие.
Только с этого момента римское право утратило свое формальное действие окончательно. Но все самое ценное из него, все то, что составляло его подлинное универсальное ядро, продолжает по существу жить и теперь в новых кодексах Западной Европы, комбинируясь с началами нового права.
32. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
При характеристике двух современных западных правовых систем (англо-саксонской и романо-германской) обычно выделяют и признак влияния римского права. Так, романо-германская правовая система основана на рецепции римского права, что предопределило такие её черты, как деление права на публичное и частное; признание возможности существования административной юстиции; сама методика рецепции римского права предопределила строение романо-германского права и систематизацию в её наивысшей форме – кодификации, а также дедуктивный стиль мышления юристов континентального права – во Франции и в Германии.
Английское же феодальное и буржуазное право в целом носит автономный (самобытный) характер, но, при этом, в Англии хорошо знали и постоянно изучали римское право. В этой стране были даже свои глоссаторы (например, Вакарий), а, кроме того, в ранних английских произведениях по праву заметно влияние римского права.
Юридические трактаты Ранульфа Глэнвилла (12 в.) и Генри Брэктона (13 в.). Брэктон – «О традиционном праве и законах королевства». – более 2-х тыс. прецедентов, систематизированных в соответствии со структурой Институций Гая. Поэтому доводы о географической изолированности Англии и о незнании римского права не являются убедительными. Так почему же Англия пошла по пути самобытного развития своего права? Р.В. Насыров предлагает выделить 2 причины:
1) Культурно-психологическая;
2) Политическая.
В современных гуманитарных исследованиях часто используются достижения психоанализа. Например, в психоанализе важное место занимает понятие невроза и комплекса. Клод Леви-Стросс ввел понятие «мифологическое время» - это короткий период в ранней истории страны, народа, который формирует особый национальный характер. Можно предположить, что такое время Англия пережила в несколько десятилетий после нормандского завоевания 1066 года. В результате этого завоевания почти вся англосаксонская знать была перебита. Английское общество переживало реальный страх утраты собственной культурной идентичности. Эти события предопределили такую черту английского характера, как традиционализм, консерватизм. Также сформировался культ «старинных англосаксонских обычаев и вольностей», отсюда и стремление к сохранению прежних институтов исходя из довода «они - наши».
Ещё с 13-го в. у английской аристократии возникло недоверие к римскому праву. В период централизации и усиления королевской власти сформировались две системы судов. В 12 в. Генрих II провел судебную реформу и ввел институт королевских разъездных судей. При этом, нормативной основой разрешения споров и привлечения к ответственности были местные обычаи. Затем возникла практика записи решений в свитках тяжб, а позже и в ежегодниках, постепенно складывается практика ссылаться на прежние решения при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, судебный прецедент становится основным источником английского права. Коллегия разъездных судей разделилась на три вида судебных органов – суд общих тяжб, суд королевской скамьи (по уголовным делам) и суд казначейства. Эти три суда и их прецеденты получили название common law – общее право. При этом, указанное прецедентное общее право своими истоками уходило в обычное англосаксонское право.
Первый русский профессор права С.Е. Десницкий (2 пол. XVIII в.) утверждал, что нелюбовь британцев к римскому праву объясняется ещё и стремлением английской церкви расширить свою юрисдикцию за счет закрепления обязательности ссылок на римское право. Но эти претензии церкви на широкую юрисдикцию на основе римского права были окончательно отвергнуты в XVI в. в результате Реформации.
Таким образом, ещё в средние века в Англии сложился особый путь развития права через судебные прецеденты. Этот источник права предопределил особый стиль юридического мышления – индуктивный, т.е. решение конкретного правового вопроса основывается на таком же аналогичном случае, произошедшем в прошлом, и лишь в результате соотнесения этих двух частных случаев вырабатывается принцип решения. Соответственно, изучение права, прежде всего, предполагает знакомство и систематизацию конкретных судебных казусов – прецедентов. Поэтому в англо-саксонском праве как таковой юридической науки как особого социального института не возникло. Так же как и римские юристы, английские правоведы «не любят» давать общие определения и строить общие классификации. По сути дела, юридическое образование непосредственно связано с практикой.
Другая черта – единство материального и процессуального права: реально норма права возникает не в результате принятия закона, а появления конкретных судебных решений по данному вопросу. Английские юристы говорили так: «Прежде чем закон начнет действовать, он должен обрасти прецедентами».
Ещё одна черта английского стиля юридического мышления – специалисты в английском прецедентном праве, глубоко его изучив, приходят к выводу, что это форма «неписанного права» (об этом пишет, например, Богдановская). По представлениям английских юристов право не создается, а лишь проявляется в прецедентах. Право существует изначально и воплощается в принципах, свободах и т.д. Поэтому в английском праве допускается возможность обратного действия прецедента. То же восприятие права проявляется и в понятиях «спящего прецедента» и «убежденного прецедента». Прецеденты, по общему правилу, не отменяются, если перестают использоваться, а как бы «засыпают». Лишь в XX веке Палата Лордов в порядке исключения получила право отменять прецеденты.
Убежденный (убедительный) прецедент – прецедент, созданный в другой стране, но в силу своей убедительности применяется в данной стране. Поэтому бывшие английские колонии (ныне – самостоятельные государства) используют прецеденты, созданные английскими судами. В целом английское право характеризуется сохранением значения такого способа институционализации права, как «корпорация экспертов». Определенность прецедентного права обеспечивается не столько их записью в определенных книгах (судебных ежегодниках), сколько существующей в течение нескольких веков особой замкнутой профессии и независимой корпорации судей.