Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.




ѕотенциал соединить модернизацию с фундаментом своей культуры. Ќедопущение различи€ сакрального и профанного, светского и духовного. Ќесмотр€ на синкретизм именно мусульманска€ правова€ культура может претендовать, нар€ду с римской, на создание собственной системы правовых норм. Ђ‘икхї - шариат Ц совокупность всех норм. Ц в литературе трактуют как Ђюриспруденци€ї. Ђ«нание о правеї - не само право. Ђ‘акихиї - юристы (знатоки права).

ќсоба€ юридическа€ наука, но при этом фикх тесно св€зан с богословием Ђха€мї, а факихи, как правило, выступали знатоками исламского богослови€. ќтличие заключалось в том, что факихи решают практические вопросы, ссыла€сь на религиозные положени€.

»сточники Ц  оран (откровени€), сунны (предани€ о ћухаммеде, тоже откровени€, но косвенно, через пророка). »слам - религи€ закона и воли.

»сход€ из признани€ божественности авторства  орана и —унны в мусульманском праве сложилс€ особый своеобразный способ определени€ аутентичности тех или иных предписаний Ц Ђ»схадї. ƒл€ признани€ того или иного  адиса достоверным необходимо воспроизвести всю цепочку передатчиков этого  адиса, вплоть до асхаба Ц сподвижника ћухаммеда.

Ќе все правовые вопросы разрешались в этих двух источниках. ¬озникала необходимость в толковании  орана и —унн. ћусульманска€ юриспруденци€ Ц юриспруденци€ иджтихада, т.е. толковани€. ƒл€ обосновани€ возможности толковани€  орана и —унн ссылаютс€ на указани€ ћухаммеда, что в актах необходимо различать €вный и скрытый смысл. ”читыва€, что  оран и —унны написаны конкретным €зыком, разработан способ вы€влени€ правовых предписани€ Ц Ђ и€сї - решение дела по аналогии.

¬ыдел€ют также и ещЄ один источник мусульманского права Ц »джму. ѕервоначально Ц это решение всей общины мусульман (уммы) Ц на сегодн€шний день около 500 млн.чел. «атем трансформировалось в согласованное общее мнение богословов.

»ногда говор€т и о других источниках.

”же с 7-8 веков начинают формироватьс€ различные школы толковани€  орана и сунн Ц масхабы, характеризуютс€ различными стил€ми правовой интерпретации.  аждый масхаб характеризовалс€ особым стилем муджтахида. ”ловка как способ толковани€. Ќесмотр€ на религиозный характер эта правова€ система довльно гибка€.

¬ качестве ещЄ одного источника можно выделить адаты Ц обычаи.

“ак, в шариате различают 6 типов правовых предписаний, и, соответственно, способов правового регулировани€:

- об€зательное, при этом мусульманское право учитывает ситуации крайней необходимости, например, здоровье, имущественное положение и т.д.;

- дозволенное (например, возможность иметь 4 жен);

- желательное, но не об€зательное;

- нейтральное, например, использование техники, изменени€ в одежде и др.;

- нежелательное Ц роскошь, скупость, брак с малолетней;

- запретное; в рамках запретного различали

а) абсолютно запретное;

б) запретное но поправимое;

в) правильное по форме, но запретное по сути (например, продажа ворованного); под эту категорию подпадало и злоупотребление правом. ѕри решении такого рода ситуации судь€ имел право на усмотрение.

ѕосле возникновени€ мусульманского государства соответственно сформировалась и судебна€ система, котора€ воплощалась в назначаемых халифом судь€х Ц кад€х. ѕодобное государство можно назвать теократическим. √оворить о независимости этих судей нельз€, т.к. они подчин€лись центральной власти. ќдновременно с этим мусульманска€ правова€ культура характеризуетс€ независимостью юридической науки. Ќосител€ми этой науки выступали богословы Ц как правило, имеющие неформальный авторитет знатоков фикха. ћногие известные исламские юристы избегали официальных должностей и терпели за это наказани€.

¬округ наиболее известных исламских правоведов возникли школы толковани€  орана и сунн, - масхабы (в переводе Ц пути, образы действи€, мышлени€). —уществовали особые учебные заведени€ Ц медресе. ќсновател€ми школ €вл€лись, как правило, люди небедные. “акже эти школы, как правило, соперничали друг с другом, т.к. все они признавали св€щенность  орана и сунн. ѕлюралистичный характер мусульманской правовой культуры в этом отношении про€вл€лс€ наиболее €рко. ¬ различных част€х мусульманского мира получили преобладание те или иные масхабы. “акого рода распределение школ не носило официального характера и в принципе судь€ (кади), жив€ территориально в сфере распространени€ того или иного масхаба, был свободен в выборе школы.

  14-му веку сформировались 4 основных масхаба. —тили этих школ прежде всего отличались акцентом или на предание, или на иджтихад. ¬ыдел€ют следующие масхабы:

1. ’анафибский Ц толерантность; признают не противоречащие св€щенным текстам обычаи;

2. ћалихибский (–осси€) Ц интуитивный; эмоции, совесть;

3. Ўафиибский Ц однозначный, упрощенный; отрицает местные обычаи;

4. ’аибалибтский Ц традиционализм, однозначность, недоверие к спекул€тивному богословию, стремление к простоте.

16. ќпыт соединени€ модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в €понской правовой культуре.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4156 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1652 - | 1476 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.