Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассическа€ римское право. Ќаправлени€ римской юриспруденции. ѕерсоналии.




»стори€ классической римской юриспруденции. »стори€ римского права доказывает, что само право и юриспруденци€ Ц это относительно самосто€тельные социальные €влени€ и их истори€ необ€зательно синхронна развитию самого государства. II-I вв. до н.э. Ц римска€ республика переживала глубокий кризис, который завершилс€ установлением в –име империи в виде принципата, но при этом римска€ юриспруденци€ продолжала развиватьс€, и более того, в услови€х монархии ей был придан новый импульс в развитии.

ѕринципат как форма монархии характеризовалс€ сохранением многих институтов периода республики. ƒл€ повышени€ своего авторитета император приближает к себе известных юристов и назначает их на важные должности. ѕо€вл€етс€ така€ магистратура, как префект претори€, и формируетс€ нова€ система права Ц jus publice respondendi Ц право официального толковани€. “аким образом, римска€ юриспруденци€ приобрела официальный характер, толкование осуществл€лось от имени императора и могло быть выражено в письменной форме. ѕостепенно все высказывани€ и произведени€ юриста, занимающего указанную должность, приобрели официальный характер и на них можно было ссылатьс€ в суде (т.е. сформировалась вполне определенна€ правова€ доктрина). ћнение таких юристов приобрело значение, статус закона. ќдновременно с этим известные юристы также продолжали неофициальное толкование, и в результате сформировалась система юридического образовани€, состо€ща€ из двух стадий. Ќа первой стадии ученики осваивают элементарные учебники Ц основы римского права. ќсобое внимание удел€лось усвоению общих пон€тий римского права. Ќа втором этапе учащиес€ учились комментировать законы и участвовали в качестве ассистента того или иного известного юриста.

—оперничество различных юристов и их сторонников привело к возникновению двух основных школ права. ќснователем первой был знаменитый аристократ и республиканец Ћабеон. ѕоэтому император јвгуст не позволил сделать ему карьеру официального юриста. ќднако, написал он около 400 книг. —тиль мышлени€ характеризуетс€ гибкостью, склонностью к новаци€м, широкому использованию философских пон€тий. »м€ школе дал его не менее известный ученик Ц ѕрокул (прокуль€нцы).

ќснователь другой школы Ц  апитон, сторонник монархии, происходил из незнатного рода. ¬ праве он был консерватором и скорее формалистом. Ќазвание школе (сабинианцы) произошло от имени наиболее известного ученика  апитона Ц —абина. ƒругим учеником  апитона был √ай.

ћетодологической основой школы прокуль€нцев выступил идеализм, они €вл€лись поклонниками јристотел€, который признавал большую ценность не материи, а формы. Ѕольшинство сабинианцев симпатизировали школе стоиков, которые делали акцент не на форме, а на субстанции (на материи).

Ќесмотр€ на то, что римска€ юриспруденци€ в этот период приобрела официальный характер, она сохранила статус особой корпорации, положение которой определ€етс€ особым неформальным авторитетом. Ёто €рко про€вилось в де€тельности и судьбе самого уважаемого римского юриста Ц ѕапиниана, который жил на рубеже 2-3 вв. н.э. и прославилс€ виртуозным решением сложных юридических казусов. ¬ его творчестве наиболее €рко про€вилась така€ черта римской юриспруденции, как казуистичность мышлени€. ¬ период своего расцвета сам стиль мышлени€ римских юристов и их произведений оставалс€ казуистическим.

¬ своих работах ѕапиниан в начале анализировал сложные юридические казусы, и лишь после этого давал общее решение (формулировал общий подход). ¬о времена ѕапиниана система юридического образовани€ усложнилась и весь третий год обучени€ студенты учились решать казусы в стиле ѕапиниана. —удьба этого выдающегос€ римского юриста, однако, весьма печальна, но подтверждает выше выдвинутый тезис о внутренней независимости правоведов и о их строгом этическом правосознании. ¬ 212 году н.э. на престол вступил император  аракалла, убив при этом своего родного брата. ќн приказал ѕапиниану написать работу, в которой обосновать законность этого убийства. ѕапиниан за€вил в ответ, что легче совершить братоубийство, чем его оправдать, и был казнен. », тем не менее, он возглавл€ет Ђзолотую п€теркуї римских юристов.

¬торым после ѕапиниана в этой п€терке идет ѕавел, трудившийс€ на рубеже 2-го Ц 3-го вв. н.э. Ц его можно назвать самым плодовитым юристом. ќчень образованный, тонкий, но при этом несколько т€желовесный по стилю. ќсновное произведение Ц —ентенции ѕавла, которые он написал своему сыну.

“ретий Ц ”льпиан (умер в 228 г.) Ц помощник и ученик ѕапиниана. ≈му благоволил император —евер, но ненавидели преторианцы (преторианска€ гварди€ Ц особое придворное войско империи). ќн погиб. ”льпиан Ц полиглот юриспруденции, знал все и написал обо всем, стиль Ц €сный, простой, однако по глубине и самобытности мышлени€ уступал ѕавлу и ѕапиниану. “ем не менее, 1/3 ƒигест ёстиниана Ц его мысли.

—ледующий в золотой п€терке Ц ћодестин (переходна€ фигура). ”ченик ”льпиана. ∆ил в середине 3-го века н.э. Ц ѕоследний юрист классической эпохи. √рек по происхождению. ¬ его произведени€х ощущаетс€ дух 4-го этапа в истории римского права. ѕроизведени€ посв€щены обучению и комментированию предшественников. Ѕлагоговел перед учител€ми.

5-м в золотой п€терке называетс€ римский юрист √ай (самый старший). ∆ил во 2-м веке. ѕровинциальный, второстепенный юрист. ѕисал очень €сно и просто. —тал попул€рен только к 5-му веку н.э. ѕоэтому попал в золотую п€терку. », кроме того, самый попул€рный юрист в период рецепции римского права. —труктура основной работы √а€ Ц Ђ»нституцийї (элементарного учебника по римскому праву) легла в основу одной из классических систем построени€ частного права Ц институциональной. ¬ самой этой системе про€вл€етс€ алгоритм мышлени€ юриста. Ђ¬се право, которым мы пользуемс€, относитс€ или к лицам, или к вещам, или к искамї. —оответственно, указанна€ работа состо€ла из 4-х книг Ц учение о лицах, вещи, об€зательственное право, иски.

ќбщеприн€той €вл€етс€ точка зрени€, что римска€ юриспруденци€, еЄ пон€ти€ и конструкции составл€ют основу современной правовой науки, и поэтому вполне допустимой считаетс€ постановка вопроса об отражении римского права в новом √  –‘. ќб этом пишет, к примеру, ≈.ј. —уханов. (Ђ¬ли€ние римского права на новый √  –‘ї // ƒревнее право, є 1, 1999). ќднако, необходимо иметь в виду, что в основу современных гражданских кодексов положено не столько классическое римское частное право, сколько римское право, переработанное и обобщенное во времена его рецепции. —уществует также проблема преодолени€ модернизированного воспри€ти€ римского права.

Ќа рубеже XVIII-XIX вв. —авиньи в своих работах, посв€щенных истории римского права, поставил вопрос о том, что римска€ правова€ культура носит не универсальный, а особенный исторический характер.

ћодернизаци€ про€вл€етс€ в самом переводе определени€ права, данного ÷ельсом. (Jus est ars boni et equity). ¬ этом определении слово ars точнее переводить как Ђмастерство, искусствої. ѕоэтому римское право, несмотр€ на свой высокий уровень развити€, сохранило многие черты права традиционного.  ак уже неоднократно говорилось, стиль изложени€ римских юристов оставалс€ казуистичным.

ќ.—. »оффе писал, что творчество римских юристов не содержит теоретического обосновани€ законодательства и практики, оно осуществл€етс€ преимущественно в форме обсуждени€ конкретных споров. ¬.ј. “омсинов отмечает не только казуистичность, но и отсутствие строгой классификации и гармоничной системы римского права. ƒействительно, римские юристы не были склонны давать общие определени€ и относились к ним настороженно. –имский юрист яволен писал: Ђследует избегать общих пон€тий, т.к. существует опасность их искажени€ї.

¬ действительности, догма римского права Ц это не система абстрактных пон€тий и классификаций, а особый стиль мышлени€. ќбобщени€ римских юристов никогда не были самоцелью, а делались в контексте юридической практики.

–имское право сохранило такую черту традиционного права, как синкретизм, хот€ римские юристы сделали правовые вопросы предметом отдельного обсуждени€, но при этом саму сущность права они воспринимали в контексте неких абсолютных онтологических ценностей (справедливость, нравственность, Ђбожественное правої и др.), т.е. римские юристы не осуществили полную секул€ризацию правовой сферы. ¬ св€зи с этим на регулирование имущественных отношений вли€ли нравственные, религиозные нормы. “ак, ”льпиан сформулировал три основных требовани€ права: Ђживи честно, не вреди другому, воздавай каждому своеї.  роме того, как и в исламе с христианством, в римском праве договор займа сам по себе не предполагал уплаты процентов. ѕоэтому римское право предполагало заключение отдельного абстрактного договора о процентах Ц стипул€ции. ѕо сути это Ц юридическа€ уловка. –имское частное право было гражданским, а не коммерческим.

¬ римском частном праве поощр€лись про€влени€ альтруизма, взаимопомощи. ќграниченное значение имели договоры Ђдружеской услугиї, например, квазидоговор ведени€ чужих дел без поручени€.

—оциальный характер римского права про€вилс€, например, в большом значении публичных исков. ћодернизированный характер носит утверждение, что римские юристы делили право на публичное и частное. «натоки римского права утверждают, что в действительности римские юристы имели в виду отдельные правоотношени€ и нормы, а не два самосто€тельных сегмента права.

ќдним из про€влений синкретизма римского права выступает единство процессуального и материального права.  роме того, римское право не допускает Ђрасщеплени€ї социального и правового статуса гражданина, т.е. независимо от того, вступает ли он в публичные или частные правоотношени€, к нему предъ€вл€ютс€ одинаково высокие требовани€ по критери€м добросовестности, честности и др. ≈сли гражданин допустил бесчестный поступок в частноправовой сфере, он лишаетс€ права избиратьс€ на государственные должности. »звестный современный западный правовед √арольд ƒжон Ѕерман пишет, сравнива€ классическое римское право и западное право, что Ђодинаковые формулы несли весьма различное содержаниеї.

¬ современных исследовани€х при определении истоков современной концепции естественных прав как правило указываетс€, что зачатки этой теории существовали в античной философии, римском праве и христианском богословии. Ќо в действительности существует глубокое различие в понимании естественного права римскими юристами и мыслител€ми эпохи просвещени€. –имские юристы сохран€ли в целом традиционное представление о естественном праве как о законе, который определ€ет гармонию не только общества, но и природы. —амо пон€тие естественного права римские юристы восприн€ли из греческой философии и, прежде всего, из учений ѕлатона и стоиков.

“ак, ”льпиан пишет: Ђ≈стественное право Ц это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и животнымї. ‘лорентин: Ђ–абство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природеї. Ёто утверждение предполагало закрепление определенных юридических правил. Ќапример, раб имел право быть членом религиозных организаций и совершать обр€ды, поэтому любой раб в момент своей смерти становилс€ свободным.

¬ воспри€тии естественного права про€вилось воспри€тие материального и процессуального права. ≈стественное право дл€ римских юристов естественно по форме и по способу реализации. ÷ицерон, говор€ об об€занност€х, разъ€сн€ет, что люди стро€т свои отношени€ естественно, если они бескорыстно подчин€ютс€ началам дружбы, любви, сочувстви€ и т.д. ѕоведение, которое обеспечиваетс€ иском, уже не €вл€етс€ естественным. Ќаиболее €рко своеобразие трактовки естественного права римскими юристами про€вл€етс€ на примере obligatio naturalis (натуральное об€зательство). Ёто об€зательство, которое не обеспечено исковой защитой, но его исполнение имеет правовое значение. Ќатуральные (естественные) об€зательства могут быть реализованы по внутреннему убеждению должника, т.е. естественно.

22. —истема преподавани€ римского права.

23. ќбща€ характеристика римской юриспруденции и еЄ стил€ - ЂЌаука или искусство?ї

24. ќбщее представление о праве. “рактовка римскими юристами естественного права.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5453 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1278 - | 1246 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.