Историки называют рецепцию римского права третьим завоеванием мира римлянами. “Receptio” означает «заимствование». Юристы употребляют этот термин в широком значении как признание обязательности иностранного права на территории данного государства. В узком смысле рецепция означает восприятие римского права в средние века законодательством и правовой наукой стран континентальной Европы.
В литературе нет единства в хронологических рамках рецепции римского права. Отечественные историки права (З.М. Черниловский, Скрипелёв) распространяют процесс рецепции римского права вплоть до принятия в 19-м веке классических гражданских кодексов (Французский 1804, ГГУ 1900).
В западно-европейской правовой науке считается, что рецепция происходила с 9-го по 16 век. Рецепция завершается возникновением так называемого пандектного римского права, т.е. римского права, приспособленного к новым условиям. Возникает закономерный вопрос: каким образом право совершенно иной цивилизации, культуры и исторической эпохи могло быть приспособлено к новым условиям – для регулирования зарождающихся буржуазных отношений? Это объясняется тем, что римское право имеет двуединую природу. С одной стороны, римское право по своему историческому типу – право рабовладельческое (раб есть вещь – типичный постулат римского права). С другой стороны, большинство норм римского права регулирует отношения между свободными людьми, и рецепции подверглось прежде всего римское частное право – это наиболее простая и ясная правовая форма выражения универсальных отношений простого товарного производства.
После исчезновения римского государства право сохранилось. Оно сохранилось в следующих трех основных формах (тремя способами):
1. Население больших римских провинций при регулировании брачно-семейных отношений продолжало следовать нормам римского права;
2. Римская католическая церковь сыграла значительную роль – официальным языком католицизма выступала латынь; кроме того, при создании канонического права активно использовались нормы римского права; афоризм того времени: «Церковь живет по римским законам»;
3. Римское право сохранилось также в университетах. Оно стало изучаться на юридических факультетах как универсальная, идеальная форма права вообще; римское право – писаный разум (ratio scripta).
Рецепция римского права происходила именно в Западной Европе, при этом в Византии оно оставалось действующим. Однако, такой широкой рецепции римского права в Византии не происходило, что, по выражению И.А. Покровского, византийское римское право – увядшая ветвь римской правовой культуры. Это объясняется тем, что Византия по своему культурно-цивилизационному облику относится к совершенно иному типу цивилизации – цивилизация-держава. Византийская культура носила идеократический, религиозный характер, что предопределило сужение сферы формально-юридического воздействия на общественные отношения. Несмотря на кодификацию Юстиниана в Византии римское право стало подвергаться значительному влиянию церковного права. Важное место в источниках византийского права заняли номоканоны – церковно-правовые сборники. Формально прежние источники римского права сохранились, но они стали подвергаться церковному толкованию, сокращению и упрощению. Например, стали издаваться т.н. схолии – толкования кодексов, стали издаваться очень краткие выдержки из Свода Юстиниана – прохироны, наконец, были составлены краткие и переработанные части Свода Юстиниана – базилики.
27. Римское право в Византии.
28. Римское право в Средневековье: местное население, римского католическая церковь, университеты.
29. Преподавание права в Средние века.