Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности представлений о праве в китайской правовой культуре.




 итай Ц дальневосточна€ цивилизаци€. Ќасчитывает более 5 тыс. лет. Ќесмотр€ на сложную историю и частую смену династий, китайска€ цивилизаци€ показывает удивительную способность к органичному развитию и сохранению своей цивилизационной идентичности. ќбъ€сн€етс€ это, прежде всего, идеократичностью данной цивилизации. ќб этом пишет ј. ѕанарин.

ќсобенно сложный период традиционный  итай пережил в эпоху воюющих царств („жаньго) Ц 7-3 вв. до н. э. »стори€  ита€ подтверждает следующую закономерность, что наиболее глубокие религиозно-этические учени€ возникают в период кризиса. ¬ это врем€ как раз и сложилась определенна€ система ценностей, котора€ до сих пор определ€ет особенности китайской и €понской правовых культур.

»звестный компаративист –ене ƒавид утверждает, кто китайское право носило космогонический характер, т.е. представлени€ о законе непосредственно определ€лись представлением о строении вселенной. ÷ентральна€ категори€ Ц Ђƒаої - мировой закон, который определ€ет гармонию не только вселенной, но и общества, и внутреннего мира каждого человека.

—оциальный мир Ц органична€ часть окружающего мира. —оциальна€ жизнь соответствует ƒао, если в ней преобладают принципы Ђ∆еньї и Ђƒеї - человеколюби€ и добродетели.

“риада регул€торов человеческого поведени€ Ђзакон-справедливость-милостьї нашла свое отражение и в китайской правовой культуре:

1) Ђ„ингї - чувства.

2) ЂЋиї - рассудок. ѕредполагает соблюдение по своему внутреннему убеждению определенных внешних правил поведени€;

3) Ђ‘аї - закон, самый примитивный, нежелательный регул€тор поведени€.

¬ целом, в дальневосточной правовой культуре закон рассматриваетс€ и выступает как крайнее средство воздействи€. — помощью закона невозможно достичь социального мира. «акон необходим лишь в отношении €вно порочных и невоспитанных людей. Ћао-÷зы, основателю даосизма, принадлежат фразы: Ђ„ем больше законов, тем больше воров и разбойниковї. ћежду прочим, созвучные мотивы мы можем стретить в творчестве ‘.ћ. ƒостоевского: Ђя хотел бы жить в обществе, где люди могут совершать преступлени€, но не совершают ихї.

¬ообще, китайска€ традиционна€ культура с недоверием относитс€ к юристам. ≈сли в обществе расшир€етс€ применение закона, то это €вный признак болезни этого общества. ≈сли, например, примен€етс€ возмещение вреда, то оно не должно приводить к разорению семьи. «акон должен иметь возможность его широкого толковани€. ≈сли возник социальный конфликт Ц прежде всего обвини себ€.  итайска€ пословица гласит: Ђ¬ыигранный судебный процесс Ц потер€нные деньгиї.

ѕри идеократичности китайской правовой культуры она в целом носила рациональный характер и предполагала значительную формализацию общественных отношений.  роме того, в  итае не сложилось особого сослови€ жречества, функции религии выполн€ли философско-этические учени€, а роль религиозно-интеллектуальной элиты играли чиновники. ”становка на некоторую рационализацию и формализацию общественной жизни не приобрела юридической формы, а про€вилась в культе ЂЋиї - ритуал. —клонность китайской культуры к ритуалу про€вилась в выделении п€ти видов отношений между людьми: отец-сын, правитель-подданный, муж-жена, брат-брат, друг-друг, исход€ из которых и сформировались п€ть образцов поведени€, п€ть ритуалов. –итуал об€зательно должен быть искренним.

ѕри этом в своей истории  итай предприн€л эксперимент Ц построить общественные отношени€ на началах Ђфаї. –одоначальником такого движени€ выступила школа Ђфа цз€ї - законники, легисты. ќснователь Ц Ўан ян, 4 век до н.э. ’арактерна€ черта Ц строгие законы, суровые наказани€. Ќа основании его учени€ в 3 в. было организовано устройство кн€жества ÷инь, которое затем огнем и мечом объединила все другие кн€жества на территории  ита€ в империю ÷инь Ц единое централизованное государство. ѕервый император Ц ÷инь Ўи ’уан-ди.

ѕримечательно, что эта импери€ ÷инь, основанна€ на принципах легизма, просуществовала лишь несколько дес€тилетий, и после очередной гражданской войны утвердилась нова€ династи€ Ц ’ань, в которой официальной идеологией было признано конфуцианство.

 итайска€ культура оказала огромное вли€ние на японию. ѕраво в японии также развивалось традиционно. 8 век Ц сборник права Ђ–итцу-–иої (запреты и правила поведени€). Ётот акт был синкретичным, носил религиозный характер и преследовал цель просвещени€ народа.

¬ —редние века (к 15-му веку) наблюдаетс€ ослабление центральной власти, и в социальной жизни стало преобладать среднее и мелкое двор€нство Ц самураи, которые составили свой кодекс Ц ЂЅюниЄ-’ої (пам€тник корпоративного права), который затем пробрел общегосударственное значение.  онтакты с европейцами. ѕортугальцы и голландцы. Ќемала€ часть €понцев прин€ла христианство, хот€ дл€ японии было характерна собственна€ религи€ Ц синтоизм. 17 век Ц восстание христиан, было подавлено. япони€ закрылась.

ѕод вли€нием  ита€ в японии развилс€ культ ритуала Ц Ђ√ириї.

1867 Ц революци€ ћэйц-зи. ¬озвращение к власти императора. ¬озобновл€ютс€ контакты с западом.  онституци€ 1879, кодексы, образ жизни, индустриализаци€, вестернизаци€. »зменени€ носили внешний характер, Ђначинка была собственна€ї. Ќапример, индустриализаци€ осуществл€лась через корпорации (цзай-пацу), которые основывались на началах конфуцианской и самурайской этики. ѕредпринимательство Ц не прибыль, а обретение довери€ своей корпорации. ѕравила чести и престижа. ƒисциплина требовалась от всех.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3911 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2178 - | 2035 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.