Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности традиционных представлений о праве.




“радиционное право и стиль юридического мышлени€ носили синкретический (слитный) характер, т.е. право и представлени€ о праве не были дифференцированы от иных социальных регул€торов и форм общественного сознани€. ѕраво не было отделено от религии и морали, нарушение правовых норм считалось религиозным грехом. —амо происхождение права трактуетс€ теологически. –елигиозный характер права подтверждаетс€ ордали€ми (ЂЅожий судї).

“радиционное право носило €рко выраженный охранительно-репрессивный характер. Ѕольшинство норм традиционного права были направлены на разрешение социальных конфликтов и привлечение к ответственности за правонарушени€. ѕраво было направлено не столько на обеспечение социального мира, сколько дл€ предотвращени€ социальных конфликтов как про€влени€ €вного зла.

ƒействительно, традиционное право носило охранительный характер. ѕри этом сама сфера про€влени€ этого репрессивного права была узкой, т.к. в нормативной системе общества сохранилось значение иных, неюридических регул€торов социальной жизни. ѕрогресс в праве св€зывалс€ с расширением сферы регул€тивного правового воздействи€, а не охранительного, репрессивного. “акже расширилась сфера правового регулировани€ в целом. –ечь идет не об уменьшении количества охранительных норм в современном праве в абсолютном значении, а лишь об изменении соотношени€ регул€тивных и охранительных норм.

“радиционное право воздействовало на общественную жизнь ретроспективно, т.е. реагировало на уже состо€вшийс€ конфликт. ¬ современном праве значительно расширена сфера перспективного воздействи€ права, т.е. государство, принима€ законы, как бы забегает вперед, непосредственно регулирует общественные отношени€ с целью преодолени€ социального конфликта в будущем. Ќапример, в традиционном обществе судебный процесс носил обвинительно-сост€зательный характер, т.е. активные стороны в процессе Ц истец (потерпевший) и ответчик (преступник). —уд Ц пассивна€ позици€, заслушивает стороны и принимает решение.

“радиционное право характеризуетс€ низким уровнем юридической техники. ќбъ€сн€етс€ это отсутствием необходимости в такой технике. ѕраво было также комплексным, т.е. не было известно деление права на отрасли и институты. ѕравовой материал в законодательных текстах закрепл€лс€ по методу ассоциаций, или нормы права располагались в зависимости от т€жести предполагаемых наказаний.

Ќормы права, как правило, излагались в казуистичном стиле. Ќе было стремлени€ использовать общие, абстрактные пон€ти€.  азуистичность объ€сн€етс€ не только неспособностью людей того времени к абстрактному мышлению, ни и тем, что право не претендовало на регулирование всех общественных отношений, а лишь реагировало на конкретные ситуации.

ѕраво также было формалистичным и символичным, формализм предполагает совершение сложных юридических обр€дов. ¬ обр€дах традиционного права про€вилась его универсальна€ черта в целом: право формально по своей сути, измен€ютс€ лишь сами обр€ды.

“радиционное право не знало пон€ти€ общей правоспособности и открыто закрепл€ло принцип сословности, т.е. различный правовой статус отдельных категорий населени€, который передавалс€ по наследству.

ѕраво развивалось ретроспективно, т.е. не создавало новых социальных отношений и структур, а фиксировало уже возникшие в общественных отношени€х социальные статусы. ќбща€ правосубъектность имела скорее религиозное содержание, например, в античном праве любой в момент смерти становилс€ свободным.

ƒл€ всех традиционных правовых культур характерно наличие концепта Ђестественное правої. ѕредставлени€ о праве непосредственно вытекали из общих мировоззренческих установок той или иной культуры.

¬ литературе, как правило, признаетс€ наличие в традиционной культуре примитивных, зачаточных представлений о естественном праве. ¬озникновение развитой формы этой теории св€зываетс€ с эпохой ѕросвещени€. ¬ действительности в эпоху модерна произошло сужение мировоззренческого горизонта воспри€ти€ естественного права. ѕредставление о естественном праве в восточной, античной и христианской культурах значительно ближе друг к другу, чем воспри€тие естественного права в христианском богословии и философии ѕросвещени€.

–азличные культуры и цивилизации с помощью пон€ти€ Ђестественное правої или Ђестественный законї определ€ют св€зь с неким абсолютом. —уществуют универсальные ценности и установки: справедливость, милосердие, гуманизм и т.д. ѕри этом кажда€ культура и цивилизаци€ имеет право на собственное оформление универсальных концептов.

Ќапример, в западной цивилизации одним из центральных выступает концепт Ђсвободаї. ¬ противовес утверждаетс€, что восточна€ цивилизаци€ основана в большей степени на подчинении и обезличивании.  арл √устав ёнг в свое врем€ указывал, что у свободы есть две стороны Ц внешн€€ и внутренн€€. ѕри этом в западной культуре акцент делаетс€ именно на внешнюю свободу, восточна€ же культура основываетс€ на признании первичности внутренней свободы. »сход€ из этого дл€ представителей восточной культуры характерна терпимость к внешним ограничени€м.

 итайска€ культура определ€ет свою св€зь с абсолютом через глубоко и сосредоточенно переживаемый ритуал. »ндийска€ цивилизаци€ св€зь с абсолютом осуществл€ет через бескорыстное растворение в абсолюте и отказе от себ€ (нирвана). »слам определ€ет свою св€зь с абсолютом через непреклонную веру в единого Ѕога, христианство Ц через искупление, через милосердие и бескорыстную Ѕожию Ћюбовь. ƒл€ античности характерен культ красоты и гармонии, в иудаизме св€зь с абсолютом осуществл€етс€ почти юридически Ц с помощью завета, т.е. договора с Ѕогом.

12. ѕроблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регул€тора) и развитой юридической науки. ѕринцип цивилизационного плюрализма в праве.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6014 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1966 - | 1818 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.