Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изучение музейной аудитории за рубежом




Интерес к проблеме “обратной связи” во многих странах обостряется по мере того, как музей признает высшей целью коммуникацию с публикой и развивает свою деятельность в рамках теории маркетинга, предполагающего вовлечение музея в рыночные, т.е. ориентированные на посетителя отношения. Наиболее успешным, с точки зрения теории маргетинга, будет музей, который ориентируется на интересы аудитории. При этом речь, конечно, идет не том, “чтобы любой ценой приспособиться к запросам той или иной категории публики, а о том, чтобы иметь возможность предложить посетителям то, что учитывало бы реальную сущность широкой публики” (Готтесдинер Х., Миронер Л., Давилон Ж., 1993, с. 14).

Итак, музейный маргенинг, в конечном итоге, направлен на аудиторию. Его цель заключается в повышения общественного престижа музея, а значит - в максимальном вовлечении посетителей в его деятельность с тем, чтобы “неинформированные посетители становились потенциальными посетителями, потенциальные посетители становились посетителями одного раза, посетители одного раза становились регулярными посетителями и регулярные посетители становились друзьями музея...” (Пеш Д., 1993, с.67).

Под влиянием названной тенденции формируется новое направление научных исследований, которое получает название изучение посетителей.

Наибольший размах деятельность по изучению посетителя приобрела в США (где лидером направления стал д-р С.Г. Скривен, позднее - руководитель Международной лаборатории изучения посетителей) и в Канаде (где первые исследования были проведены еще в 1959-1961 гг. Д. Камероном - автором коммуникативной концепции музея), а также в Великобритании, Франции и Германии.

Непосредственным стимулом для изучения посетителей в этих странах стали, во-первых, экономические соображения: музеи не считали возможным вкладывать средства в проекты, которые не сулили отдачи ни с материальной, ни с гуманитарной точек зрения. Поэтому, как это ни парадоксально, за рубежом к проблеме изучения посетителей с особым вниманием относятся в государствах, переживающих экономический кризис. Как отмечают авторы статьи об исследованиях музейной аудитории в Великобритании, начало которых приходится здесь на период экономического спада 1980-ых гг., "нельзя позволить себе быть скучными или безразличными, нельзя ошибиться в определении целей и ожиданий посетителей. В результате рыночного подхода к планированию и организации экспозиций увеличилась потребность в предварительном изучении мнений посетителей относительно содержания и тематики новых экспозиций" (Посетители, 1993, с. 27). Отметим еще раз поразительное отличие от позиции отечественных музеев, поскольку у нас экономический кризис привел к ослаблению интереса к проблеме обратной связи.

Во-вторых, проведение исследований обусловило усиливающиеся беспокойство музейных работников по поводу адекватности восприятия музейной информации. "Полезно сравнить смысл, который хотел передать создатель концепции экспозиции, - заявляют французские специалисты, - с тем, который в действительности воспринимает посетитель. На основе анализа того, что говорят об экспозиции создатель ее концепции и посетители, на основе семиотического анализа экспозиции, а также наблюдения за посетителями выявляется, достигнуты ли поставленные музеем цели" (там же, с. 15).

Исходя из названных соображений, связанных с экономическим и познавательным эффектом музейной коммуникации, складывается многоуровневая структура исследований по оцениванию воздействия музея на аудиторию. Эта методика позволяет, в частности, следить за реакцией аудитории на всех этапах создания экспозиций.

Сначала (предварительное оценивание) собирается информация о потенциальной аудитории, а также задачах и целях будущей экспозиции, затем (формативное оценивание) анализируются реакции на первоначальный замысел, а вслед за этим (суммативное оценивание) - на уже созданную экспозицию, после чего (исправляющее оценивание) в экспозицию вносятся коррективы. Причем, как отмечают канадские специалисты, постепенно "акцент был перенесен с суммативного оценивания существующих экспозиций на предварительный анализ и формативное оценивание на ранних стадиях подготовки экспозиции" (там же, с. 22). Это означает, что усиливается внимание к этапу принятия предварительных решений.

Постепенно исследования по изучению посетителей приобретают все более планомерный и систематический характер. К примеру, в 1991 г. во Франции по решению Управления музеев осуществляется проект постоянного изучения посетителей в сорока музеях. В Канаде правительство (!) ставит вопрос о проведении анкетирования посетителей музеев и национальном опросе граждан об их отношении к музеям. В Германии Институтом музеологии осуществляется двухгодичный проект изучения посетителей четырех музеев местной истории Берлина. Наряду с долгосрочными опросами музеи продолжают проводить разовые исследования по отдельным проблемам.

Наконец, создаются структуры, которые специально занимаются проблемой изучения аудитории. На музейном уровне - это отделы маркетинга и связей с общественностью, отделы изучения посетителей, на государственном - Комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных Ассоциациях музеев (как, например, в США), Ассоциации изучения посетителей (Канада), а на межгосударственном - Международная лаборатория изучения посетителей в Висконском университете (США). Знаком внимания к проблеме аудитории стал также выход специальных периодических изданий, каким, в частности, является журнал "Publics et musees" (Франция).

Однако самым лучшим подтверждением того, что к изучению аудитории перестали относиться как к второстепенной деятельности, стал подход к проблеме специалиста. Все больше музеев осознает необходимость в специалисте по образовательной коммуникации и оцениванию, его самого непосредственного участия в разработке музейных проектов, потому что это обеспечивает донесение первоначальных замыслов и концепций до посетителей. В кодексе, подготовленном Ассоциацией музеев Великобритании, говорится, что музейный работник "должен быть готов принять участие в оценивании своей работы и учитывать его результаты в будущей деятельности" (там же, с.27).

Способность учитывать мнение тех, кто может встать на точку зрения посетителя, профессиональная готовность включиться в работу по изучению аудитории - вот то основное, что должно быть воспринято отечественными специалистами, если их всерьез интересует конечный результат собственного труда. И если они готовы, вслед за мировым музейным сообществом, признать, что музеи "поставили сегодня в центр внимания не собрание, а посетителя, нынешний музей строится вокруг посетителя" (Вестник Ассоциации ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ, 1999, с. 4).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1422 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2491 - | 2306 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.