Этапы подготовки экскурсии могут быть представлены следующим образом.
Первый соотносится со сферой деятельности музейного педагога как научного работника, который, готовя экскурсию, должен сформулировать ее название и определить целевую направленность, изучить источники и литературу, сделать необходимые выписки, составить библиографию и картотеку.
На втором этапе выявляется музейная специфика труда специалиста, которому необходимо изучить экспозицию и отобрать объекты показа (как основные, так и дополнительные), познакомиться с научными описаниями и паспортами на отобранные экспонаты, наметить маршрут (с учетом времени показа каждого объекта), определить оптимальные приемы показа, продумать логические переходы от одного объекта к другому.
Проделанная работа находит выражение в тексте экскурсии (его называют индивидуальным, тезисным и пр.). Но помимо него рекомендуется составить еще два методических документа. Первый - это план экскурсии (чаще всего он называется развернутым), в котором в сжатом виде фиксируются цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, демонстрируемые экспонаты, время их показа. Этот план отрабатывается на практике в процессе общения с аудиторией, после чего составляется второй итоговый документ, который получил название методическая разработка экскурсии. Она строится в основном по той же графической схеме, что и первый документ, но уже с подробным перечнем используемых методических приемов.
В последние годы музеи, однако, все чаще отказываются от жесткого способа фиксации результата труда экскурсовода, например, в методической разработке, заменяя ее более свободным способом изложения содержания экскурсии и методики ее проведения. Но так или иначе обычно составляется некий итоговый документ, который утверждается методическим советом. Он становится основой индивидуального творчества для тех, кто занимается проведением экскурсий.
Кто же занимается в музее экскурсионной деятельностью? Кто берет на себя функцию экскурсовода?
В роли экскурсовода, особенно в небольших по штату музеях, часто выступают все сотрудники. Долгие годы в отечественных музеях существовали так называемые нормы экскурсионной нагрузки для хранителей фонда, научных сотрудников различных отделов, методистов и экскурсоводов. Постепенно практика нормирования изжила себя, но экскурсоведение осталось функцией самых разных музейных специалистов.
В крупных музеях одновременно с этим проведением экскурсий занимаются сотрудники экскурсионных отделов (или бюро), для которых эта работа является главной. Таким образом, для определенного круга музейных работников экскурсоведение является основной специальностью.
Наряду с экскурсоводом профессионально занимается экскурсионной деятельностью методист, на должность которого назначается человек, обладающий, как правило, значительным опытом экскурсионной работы. В функции такого специалиста входит определение экскурсионной тематики с учетом специфики музея и запросов аудитории, разработка экскурсий и проведение самых различных мероприятий по их освоению другими сотрудниками: консультации, прослушивания, обмен опытом. Методист собирает и систематизирует всю документацию, связанную с подготовкой экскурсий. Методист, таким образом, - это своеобразный арбитр в области экскурсоведения. А вот А.З. Крейн хотел бы видеть в нем еще и "музейного режиссера", который помогает экскурсоводу в освоении им своей роли - "вести экскурсию так, чтобы выявить себя в ней" (Крейн А.З., 1979, с.171).
Итак, существуют по крайней мере два специалиста по экскурсионной работе - экскурсовод и методист. В будущем, возможно, это разделение, равно как и соответствующая ему терминология, перестанет быть актуальным. Скорее всего, речь будем идти о единой профессии - музейного педагога, который в числе других своих функций будет заниматься экскурсоведением.
Мы рассмотрели проблематику, связанную с экскурсией как с ведущей формой культурно-образовательной деятельности музея. Однако будучи основной, она является далеко не единственной.
ДРУГИЕ БАЗОВЫЕ ФОРМЫ