Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




В 1970-ые гг. в музееведческой литературе широкое распространение получил тезис о том, что арсенале советских музеев около ста форм научно-просветительной деятельности. 100 форм - это реальность или иллюзия?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Вероятно, здесь будет уместно провести аналогию с модой, где есть базовые модели: платье, пальто, брюки и пр., на основе которых создаются самые разнообразные виды одежды, подчиняющиеся требованиям времени - моде. Нечто похожее происходит и с формами культурно-образовательной деятельности, некоторые из которых имеют базовый характер.

Базовые формы появились преимущественно в период становления культурно-образовательной деятельности музея и служат основанием для создания тех, которые возникают под влиянием времени, социального заказа. Создание действительно новой формы явление редкое. Это происходит тогда, когда меняется образовательная модель музея, а, следовательно, и требования, предъявляемые к работе с аудиторией.

Итак, предметом рассмотрения станут главным образом базовые формы культурно-образовательной деятельности музея и их характеристики. Мы проследим также, какие модификации возникают на основе этих базовых форм.

К числу базовых форм отнесем десять. Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых будем считать основными, затрагивающими их сущность, а часть - дополнительными.

 

Основные характеристики

Базовых форм

 

Таковыми являются следующие альтернативные характеристики:

традиционные - новые

динамичные - статичные

групповые - индивидуальные

удовлетворяющие потребность в познании - в рекреации

предполагающие пассивное - активное поведение аудитории

Опишем, пользуясь этими характеристиками, такую хорошо известную нам форму, как экскурсия.

Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример группой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение, которое только подтверждает правило. Правда, в последние годы в наших музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения "глаза в глаза", вне коллективного переживания, а потому в чем-то неполноценна. Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

Теперь рассмотрим другие формы культурно-образовательной деятельности. Начнем с лекции.

Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции начали использоваться как форма общения с аудиторией раньше, чем экскурсия.

Вскоре после открытия Исторического музея здесь стала с 1889 г. действовать аудитория на 700 человек, где ведущие ученые читали публичные лекции по русской истории (вспомним, что регулярные экскурсии начали проводиться в этом музее значительно позднее). Средством популяризации научных знаний были лекции в Политехническом музее, которые устраиваются в самые первые годы его основания. Они сопровождаются демонстрацией коллекций, приборов и опытов.

Музейные лекции, удовлетворяющие потребности в познании в музеях были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа. Это объяснялось прежде всего тем, что читались они выдающимися учеными, светилами науки.

Так, лекции по биологии в Политехническом читал К. А. Тимирязев, по физике - А.Г. Столетов и П.П. Лазарев, по воздухоплаванию - Н.Е. Жуковский. Как свидетельствует исследователь, "деятельность многих дореволюционных музеев во второй половине ХIХ - начале ХХ в. была направлена на то, чтобы привлечь к своим... публичным лекциям, экспериментальным демонстрациям и народным чтениям возможно большее число выходцев собственно из народа" (Пархоменко Т.А., 1991, с. 36). Это характеризует практику и Политехнического музея, куда на лекции рабочие приходили целыми артелями, и многих других музеев России.

Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющий столь широкий общественный резонанс. Они стали читаться главным образом сотрудниками музея, но вследствие этого, быть может, выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейного предмета в качестве атрибута (даже если они присутствует "незримо", становясь главным героем повествования) стало важным требованием, предъявляемым к лекции. Оно формулируется 1960-ые гг. - время становления информативной модели музея, когда лекции вновь приобретают актуальность в связи с ориентацией музеев на просветительство. Лекции становятся основой "воскресных чтений", "устных журналов", "университетов культуры" и подобных чрезвычайно распространенных в эти годы форм, которые практически ушли из жизни современного музея. Однако лекция как базовая форма культурно-образовательной деятельности продолжает оставаться основой его репертуара. Во многих музеях работают постоянные лектории.

Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода. Но, к сожалению, пока консультант в залах отечественного музея - достаточно редкое явление, тогда как во многих зарубежных с таким специалистом (главным образом - волонтером) посетитель встречается часто.

Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных, форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством "публикации" и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Подобные заседания являются традиционными для многих крупных, да и не очень больших музеев. Обычно они проводятся в одно и то же время, часто приурочиваются к юбилейным датам, посвящаются памяти той или иной личности, а иногда - итогам деятельности за год. Примечательно, что на этих сессиях все чаще заслушиваются сообщения об исследованиях в области культурно-образовательной деятельности музея, что еще раз свидетельствует о том, что музейная педагогика обретает научный статус. Литературные мемориальные музеи проводят Пушкинские, Толстовские, Чеховские, Герценовские чтения, которые собирают крупнейших специалистов, изучающих творчество писателей. Многие историко-краеведческие музеи организуют краеведческие чтения, в которых принимают участие исследователи края. Подобные научные собрания не только удовлетворяют познавательные интересы общественности, но и очень повышают престиж музея как научно-исследовательского учреждения.

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации. Деятельностью его руководит, как правило, избранный членами клуба Совет, в который входят научные сотрудники музея. На общих собраниях обсуждаются планы, отчеты приклубных секций и кружков. По тематике и содержанию деятельности клубы очень разнообразны (как разнообразны интересы, которые может инспирировать музей). Наиболее часто встречаются клубы любителей старины, краеведов, знатоков Отечественной войны 1812 года, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров (нумизматов, филателистов, фалеристов). Работа клубов базируется на музейной тематике, в ней широко используются музейные коллекции, наконец, часто она значительно обогащает музейную деятельность.

Примером может служить клубная деятельность Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева, на базе которого многие годы работают Клуб любителей кактусов, Клуб любителей камня и Клуб “Биофитум”. Ежегодно клубы устраивают выставки, где не только выставляются коллекции членов клуба, но каждый посетитель может получить профессиональную консультацию или приобрести предметы из коллекций. Нередко на основе выставок организуются семинары.

В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографию деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих - готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов.

Связь содержания работы подобных объединений со спецификой музея рассмотрим на примере кружка “Юный патриот” в Музее-панораме “Бородинская битва” (существует с 1964 г., а с 1979 г. получил статус университета культуры для школьников). Члены кружка, школьники 5-8 классов, в течение двух лет досконально изучают события Отечественной войны 1812 года, участвуют в творческих конкурсах, “разыгрывают” Бородинское сражение, изготавливают солдатиков из пластилина или пластика, а перед получением диплома - готовят рефераты, например, по темам: “Письмо молодого офицера с поля битвы”, “Воспоминание о Бородине очевидца” (мнимое письмо Пьера Безухова), “Послепожарная Москва глазами современницы” (Воточникова А.П., 1997).

Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

К примеру, на базе Вологодского музея существует студия “Роспись по дереву”, где под руководством опытных специалистов, разработавших свою методику обучения, члены студии расписывают доски для резания овощей, ложки, туески.

Музейные кружки существовали с дореволюционных времен (вспомним студенческий Эрмитажный кружок, с которого началась экскурсионная работа музея - см. вторую главу), но наибольшее развитие получают, начиная с 1930-ых гг. Первый кружок этого периода в том же Эрмитаже, например, появился в 1932 г., а в 1940 г. их насчитывалось уже 40. Клубы и студии возникли позднее, в 1960-ые гг. Все эти формы доказали свою актуальность фактом многолетнего существования, стали оптимальным средством формирования музейного актива и одновременно подготовки будущих специалистов. Во многих музеях страны работают люди, которые прошли школу музейного кружка или клуба. Вот одно из свидетельств. "В 1932 г. среди юных друзей, - пишет сотрудник Эрмитажа - был застенчивый голубоглазый мальчик, интересовавшийся иероглифами. Ныне это научный сотрудник отдела Востока Б.Б. Пиотровский" (Антонова М., 1940, с.32). Впоследствии это знаменитый директор Эрмитажа, добавим мы.

Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. Жюри оценивает умение участников доказать свою точку зрения и вести дискуссию. Обычно подобные соревнования устраиваются для молодежной аудитории, являясь частью работы со школой. Однако возможности подобных форм этим далеко не исчерпываются.

В качестве доказательства можно привести пример организации городского конкурса "Знакомьтесь с музеями и достопримечательностями", проведенного Ассоциацией музеев Пекина (Цзисян Ци, 1990). Целью этого конкурса было поднять престиж пекинских музеев, увеличить их посещаемость.

Первым шагом проведения конкурса было распространение среди населения подробной информации о каждом музее, для которых местные газеты еженедельно отводили по целой полосе. В музеях открылись временные пункты по продаже этих газет, которые обслуживали специально выделенные сотрудники. Кроме того в период объявления конкурса среди населения распространялись билеты по гораздо более низким, чем обычно, ценам. После этих акций в музей стали приходить люди, которые собирались принять участие в конкурсе. Сам конкурс проходил в три этапа.

На первом этапе участники должны были ответить на сто вопросов, которые также были опубликованы в газетах, типа: сколько музеев в Китае? Сколько их в Пекине? Как определяются цели музеев в уставе ИКОМа. После получения почти десяти тысяч ответов были отобраны шестьдесят участников следующего этапа. Им были заданы более конкретные вопросы по музейным экспозициям, например: какой комплект почтовых марок является самым ценным в экспозиции Национального музея филателии? Что представляет собой самый большой динозавр из коллекции Пекинского музея естественной истории?

Во время проведения конкурса резко возросло количество посетителей, которые бродили по залам с вопросниками в руках. Для этих людей некоторые музеи организовали специальный "день консультаций", когда на вопросы посетителей отвечали специалисты. Дополнительным стимулом для посещения музеев стала отмена в эти дни платы за вход. События "дня консультаций" широко освещались по радио и телевидению. Шестеро победителей второго тура вышли в финал, который проходил в торжественной обстановке и транслировался по телевидению. Победители получили разнообразные и весьма ценные призы, часть которых была подарена правительством, а другие - различными предприятиями. Эффект подобного конкурса очевиден, а пример пекинских коллег может быть стимулом для всех музеев, переживающих кризис посещаемости.

Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком. Актуализации этой формы приходится на 1960-1970-ые гг., когда начался процесс высвобождения музея от оков политизации, а одновременно и увеличения посещаемости музеев. Посетителей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью - участником события, знатоком темы, коллекционером. Это зафиксировано социологическими исследованиями, в частности исследованием "Музей и посетитель", проводившимся в начале 1970-ых гг. в краеведческих музеях России. На вопрос анкеты: "Какие мероприятия нашего музея (кроме экскурсии) Вы хотели бы посетить?" 73% опрошенных ответили: "Встречи с интересными людьми". Быть может, этот ответ подсказан деятельностью самих музеев, преобладанием данной формы. Действительно, в этот период музеи начинают обретать новое качество, становясь своеобразным клубом интересных встреч, местом интеллектуального отдыха.

Яркий пример тому - Музей А.С. Пушкина в Москве, который собирает переполненные залы на встречи с С.М. Бонди и Н.К. Гудзием, И.Л. Фейнбергом и Д.Д. Благим, В.С. Непомнящим и Н.Я. Эйдельманом, И.Л. Андронниковым и Д.Н. Журавлевым, Ю.Л. Керцелли и И.С. Зильберштейном.

Стремление к подобным публичным формам общения постепенно ослабевало, хотя названная форма - встреча с интересным человеком - остается в арсенале культурно-образовательной деятельности музеев и по-прежнему привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью.

Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства.

Последовательное воплощение идея синтеза получила в деятельности Эрмитажного театра (1932-1935), созданного известным музыковедом С.Л. Гинзбургом. Здесь была реализована его концепция "звучащего музея", регулярно устраивались представления, на которых предметная историко-культурная среда представала во взаимодействии с музыкой, танцем, литературой. Это давало возможность передать образ эпохи, погрузить зрителей в ее атмосферу.

Традиции Эрмитажного театра нашли продолжение в 1970-1980- ые гг., когда названные формы вновь обрели свою актуальность, прежде всего в деятельности музеев театра, музыки и кино, но не только в них. Свидетельством тому стали "Декабрьские вечера" в ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые организуются начиная с 1981 г. по инициативе Святослава Рихтера, поддержанной директором музея И.А. Антоновой. Специально для каждого цикла (например, "Образы Англии - традиции и фантазии", "Мир романтизма", "Чайковский и Левитан", "Художник рисует Библию") на основе единой эстетической идеи разрабатывается программа, где изобразительный ряд входит во взаимодействие с музыкальными образами. "Декабрьские вечера" обозначили путь, по которому пошли многие художественные музеи, находя собственные решения для воплощения идеи синтетического музейного действа.

Повсеместное использование таких форм, как встречи, концерты, театрализация, киносеансы и пр. стало вызывать упреки в утрате музеем своей специфики. Думается, что это несправедливо и неверно по существу. Скорее всего речь должна идти о более широком и подходе к толкованию понятия культурное наследие. Интерес публики и самих музеев к этим формам свидетельствовал о признании значимости непредметных форм бытования культурного наследия, к которому можно отнести и духовный опыт человека, и звучащее слово, и музыку, и кинофильм.

Подтверждением этому явилось появление таких новых форм, которые преимущественно опирались на непредметные формы бытования культурного наследия. Одновременно эти формы, возникшие как результат смены образовательных моделей музея, утверждения коммуникативной модели, учитывали потребность людей в рекреации - общении, в культурно насыщенном отдыхе, реализации творческой энергии, а также утверждали приоритет эмоционального воздействия музея на человека. К таким формам прежде всего относится праздник.

Внедрение музейного праздника в сферу культурно-образовательной деятельности музея обычно относят в 1980-ым гг., что позволяет считать ее новой. Но у этой формы были предшественники. Это чрезвычайно распространенные еще 1950-ых гг., ритуалы: прием в пионеры и комсомол, вручение паспортов, посвящения в рабочие и студенты, которые проходили в залах музея и сопровождались торжественным выносом знамен и других музейных реликвий. Это и получившие большое распространение профессиональные торжества - "День химика", "День радио", "День Советской Армии", "День Военно-морского флота" и пр. Однако изменилось время, а вместе с ним и характер торжеств. Отказ от официоза и признание значимости не только боевых и трудовых, но и иных традиций привели к значительному обогащению тематики и содержания подобных мероприятий, которые действительно обретали характер праздника.

С начала 1980-ых гг. начинают проводиться первые фольклорные праздники (первоначально в музеях-заповедниках "Кижи" и "Коломенское"), праздники ремесел (например, в Костромском музее-заповеднике), календарные ("Русская зима" в Владиморо-Суздальском музее-заповеднике и новогодняя елка в музее-заповеднике "Поленово"), литературные (поэтические праздники: Пушкинский в Михайловском, Цветаевский в музее г. Александрова и Ахматовский в с. Гродницы Калининской обл., Блоковский в Шахматово, а также праздник в мемориальном музее В.М. Шукшина в селе Сростки), военно-исторические (празднование годовщины Бородинского сражения в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике). Только за этими действами утверждается термин праздник, который ранее не употреблялся. Причем речь идет о весьма разнородных явлениях, отличающихся друг от друга не только сюжетом, но и методами организации.

Так, в центре праздника, посвященного Мусе Джалилю в Музее истории Татарстана, - церемония выноса рукописи "Маобитских тетрадей" под музыкальное сопровождение и дробь барабана, чтение стихов, выступление родных, а также исследователей творчества поэта. Основой праздника на Бородинском поле является театрализованное представление, в котором воспроизводится картина сражения между русским и французским войсками. Фольклорный праздник в "Кижах" включает выступления фольклорных ансамблей, демонстрацию работы народных умельцев и продажу их изделий.

Вместе с тем новый термин праздник закреплял нечто общее, что стало присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности (что отличало эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с "персонажами" праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению. Наконец, "сам факт проведения праздника... уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека" (Опыт организации музейных праздников, 1988, с.5). И в этом заключается, быть может, самая большая привлекательность музейного праздника для людей, которые пытаются обрести утраченные традиции проведения праздников - без демонстраций и трибун, с одной стороны, или телевизора и застолья, с другой. Иными словами, благодаря музейному празднику вообще возрождается традиция праздника как одной из форм бытования культурного наследия.

Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между "зрительным залом" и "сценой". Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях. Им предшествует большая и дружная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам.

На календарных праздниках в "Коломенском" детские фольклорные ансамбли не только исполняют обрядовые песни и знакомят собравшихся с народными обычаями, но и вовлекают аудиторию, прежде всего детей, в традиционные игры и развлечения. Другой пример - костюмированный бал для детей, занимающихся в кружках Эрмитажа, во время подготовки к которому дети получают определенные роли, мастерят костюмы, а затем разыгрывают сценки из египетской или греческой мифологии.

Заметным явлением в жизни Карелии стали детские праздники "Кижи - мастерская детства", которые с 1994 года проводит Республиканский детский музейный центр при музее-заповеднике “Кижи”. Праздник 1996 года был посвящен теме “Встреча культуры” (вепсы, карелы, русские). В нем участвовали более 350 детей из близлежащих сел и деревень, детские фольклорно-этнографические коллективы, а также специально приглашенные на праздник семьи, представляющие разные народы. Семейные коллективы непосредственно на музейных объектах (дом русского, карела, вепса) устраивали своеобразные спектакли, показывая обычаи своих народов. Дети демонстрировали образцы народного искусства и участвовали в конкурсах: “Сшей мне, матушка, красный сарафан”, “Рецепты моей бабушки”, “Я и традиции моего народа” (конкурс на лучшее стихотворение на родном языке).

К празднику как форме, удовлетворяющей потребность людей в рекреации и предполагающей активное включение аудитории в действие, очень близка музейная игра. Она еще в большей степени, чем праздник, является новой для музея формой, ибо ее появление всецело связано с утверждением коммуникативной модели.

Недаром становление этой формы за рубежом относится к 1970-ым гг. Отнюдь не случайно, она быстро приобретает популярность.

Так, М.Б. Гнедовский приводит ряд примеров распространения музейной игры в музеях Дании, ссылаясь на статьи, опубликованные еще в 1980-ые гг. Мы узнаем, что Музей кораблей викингов в Роскильде организует плавание на судах трех типов, участие в расстановке сетей и ночном лове рыбы по методу, который использовался в прошлом столетии. А музей под открытым небом "Фунен Вилледж", где воспроизводится облик старой датской деревни, проводит для школьников занятия в школе, построенной в 1827 г. "В классе разыгрывается своеобразный спектакль - урок прошлого, в котором участвуют современные школьники и который в тоже время является для них настоящим уроком истории" (Гнедовский М.Б., 1986, с.31).

Уроки в старой школе стали одной из самых распространенных сюжетов исторической игры. Участником подобной стала Е. Г.Ванслова, посетившая Музей образования в Шотландии, расположенном в здании школы начала ХХ века. Она наблюдала, как детей привезли на урок в музей: "У девочек темные платьица и большие белые фартуки... Мальчики - в строгих темных костюмчиках, в жакетиках. Дети по двое входят в класс, начинается молитва. Затем - урок. Его ведет м-с Джемайма Фрейзер - сотрудник музея. Она говорит с детьми решительно и жестко, как тогда было принято в школе... Дети сидят за партами, полностью копирующими парты 80-ых гг., в них вделаны чернильницы-"непроливайки", в углублении - стальные ручки с пером типа N 86, грифельные доски для письма, в - парте кусок "старой" бумаги, заляпанная чернилами промокашка, кусок материи для протирания пера. Все строго документировано, взято со старых фотографий вплоть до самых мелких деталей" (Ванслова Е.Г., 1987, с. 77).

Историческую игру ни в коей мере нельзя назвать экскурсией (или занятием) с использованием игровой методики, подобные которым проводились и проводятся в наших музеях, где дети не перестают ощущать себя современными школьниками. Особенность исторической игры в том, что она вся построена на ролевом поведении ее участников, дает возможность погружения в прошлое, опыт непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Это делает историческую игру не похожий ни на какую-либо другую форму, что служит основанием для выделения ее в качестве самостоятельной. Она столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует многих компонентов: специальное пространство, атрибуты (включая костюмы), хорошо подготовленный, обладающий актерскими способностями руководитель, наконец, желание и способность аудитории включиться в игру, принять ее условия. (Недаром историческая игра активно и с большим эффектом используется зарубежными музеями главным образом в работе с детской аудиторией). И все же есть основания полагать, что утверждение ее относится к близкому будущему наших музеев.

Наряду с основными характеристиками базовых форм могут быть выделены дополнительные.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2650 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.