Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дополнительные характеристики




Базовых форм

Эти характеристики не затрагивают существа форм, но являются основой для их модификации и, в конечном итоге, определяют разнообразие и актуальность репертуара культурно-образовательной деятельности, который складывается в музее на разных этапах. К дополнительным характеристикам форм культурно-образовательной деятельности музея отнесем:

простые - комплексные

разовые - цикловые

для однородной - разнородной аудитории

внутримузейные - внемузейные

коммерческие - некоммерческие

Большинство базовых форм, за исключением праздника и исторической игры, относятся к категории простых. Но различные их сочетания и комбинации открывают возможность для создания комплексных форм. К таковым, например, относится чрезвычайно распространенная форма, получившая наименование тематическое мероприятие. Это, как правило, разовая акция, посвященная какой-либо конкретной теме, событию, лицу, которое может включать экскурсию и встречу с интересным человеком, лекцию и концерт.

Сейчас музеи обычно стремятся обозначить это мероприятие через привлекательные для посетителей названия (взамен прежним, идеологически выдержанным, типа "Мы выполняем заветы революционеров", "Наше социалистическое Отечество", "Два мира - две системы" и пр.).

Обычным явлением в последние десятилетия стало преимущественное использование цикловых форм, которые гораздо более эффективны, т.к. дают возможность ориентироваться на постоянную аудиторию. Причем в музейной практике наметилась тенденция строить циклы не только на основе какой-либо одной формы (экскурсионный абонемент или лекторий), но и объединять в них разные жанры. Так, абонемент для посетителей Дома-музея В.М. Васнецова включает экскурсию "В гостях у В.М. Васнецова", лекцию со слайдами "Родина В.М. Васнецова", встречу с потомками художника, а также знатоками и почитателями его творчества, серию концертов.

Сейчас в музейную терминологию внедряется такое понятие, как программа, которое наиболее часто используется нашими зарубежными коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную протяженность (до нескольких лет) и осуществляется через различные формы музейной коммуникации. Все более активное употребление этого слова отечественными специалистами фиксирует тенденцию закрепления подобных сложных форм в отечественном музее. И у нас появляются досуговые программы, типа “Воскресный день в музее”, которые предусматривают проведение системы мероприятий для посетителей разного возраста, а также комплексные программы взаимодействия со школой, основанные на идее использования потенциала музея в учебном процессе (об этом - в специальном разделе).

Формы культурно-образовательной деятельности могут быть адресованы разнородной аудитории, какой, к примеру, является семья. В последние годы наметилось явное движение музеев навстречу этой категории посетителей. Вот несколько примеров из деятельности московских музеев: программа “Семья в музее” в Политехническом, циклы лекций для семьи и клуб "Дети и родители" в Третьяковской галерее, экскурсии для семейных посетителей с прослушиванием звукозаписей записей в Театральном музее им. А.А. Бахрушина, программа “Семейный лабиринт” в Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева.

А это интереснейший опыт Санкт-Петербурга. Для Государственного музея истории Санкт-Петербурга работа с семьей стала приоритетной с конца 1980 гг., когда обозначилась ее роль в структуре аудитории и музейные педагоги увидели, что взрослые стремятся к образованию вместе с детьми. В рамках проекта “Музей и семья” здесь проводится трехгодичный цикл занятий для детей и родителей “Воскресные встречи”. Младшие школьники, их папы и мамы изучают историю родного города на лекциях и экскурсиях, а также, что очень важно, занимаясь самостоятельными исследованиями. Стержнем реализации программы цикла стали домашние задания, которые образовали целую книгу, получившую название “Записки архивариуса. Семейные исследования”. “Маленький человек в мантии - архивариус шагает по страницам этой еще не заполненной сведениями “книги” и ставит перед детьми и взрослыми вопросы, которые усложняются с каждой новой темой и требуют участия всей семьи в подготовке ответов” (Т.А. Чумак, 1996, с.23). Одно из заданий касалось истории семьи. Надо было найти и описать самый интересный предмет из домашней коллекции и составить его легенду. Эти домашние реликвии и сочинения-аннотации, дополненные творческими работами детей, стали основой уникальной выставки “История глазами детей”, которая была открыта в залах музея.

На рубеже 1980-1990 гг. начинают появляться музеи, все формы деятельности которых ориентированы преимущественно семью. Таков Музей ремесла, архитектуры и быта в Калуге, созданный семейной парой Л.И. Федоровой и В.А. Ткаченко и их детьми и работающий главным образом с семьями. Посетители овладевают здесь утраченной и вновь возрожденной создателями музея технологией изготовления традиционной для Калужской области глиняной игрушки, очень популярной в прошлом столетии. Возрождение промысла идет рука об руку с укреплением семейных отношений, “связи взрослых и детей, когда вся семья трудится вместе, приобщаясь к своим национальным истокам” (Коссова И.М., 1997, с. 48).

Наряду с этим многие формы ориентируются на однородную аудиторию. Классическим примером являются школьники, для которых разрабатываются экскурсии и лектории, организуются кружки и конкурсы, проводятся "Дни школьника", декады "Музей и дети".

Одновременно очень перспективны, хотя в очень малой степени освоены нашими музеями, в отличие от зарубежных, формы, адресованные инвалидам и другим группам, нуждающимся в реабилитации. Однако отечественные музеи начинают обращаться к этим людям.

Музей-гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского целенаправленно работает с инвалидами, которые пытаются преодолеть свои недуги и встать над ними. Здесь устаиваются выставки творчества инвалидов, экскурсии и лекции для глухих и слепоглухонемых. Экскурсии для слепых, слабо видящих и глухих освоены в филиале Государственного исторического музея - Церкви Троицы в Никитниках. Центр музейных инициатив “Кунцево” ежемесячно устраивает для инвалидов своего района встречи по выходным дням, создавая при этом атмосферу, которая определяется тезисом: “инвалиды не ущербные, а просто другие люди” (Кутя В.В., 1997, с. 122).

Художественные музеи развивает подобные формы в русле традиций арттерапии как метода психологической работы, использующей возможности искусства для положительных изменений в структуре личности. Безусловным лидером здесь стал Русский музей, где благодаря деятельности Н.Ю. Жвитиашвили и О.В. Платоновой, а также их коллег это направление не только получило значительное развитие, но и оказало огромное влияние на его становление в других музеи. Основную задачу арттерапевта названные авторы видят в том, чтобы "возбудить у человека активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.., создать условия, при которых сознание человека стало бы максимально адекватным его природе" (Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю., 2000, с. 17). Особенно нуждаются в этом инвалиды, которые ограничены в социальных контактах и дезадаптированы. Поэтому в 1992 г. в Русском музее начата реализация программы “Шаг навстречу” для детей-инвалидов и детей “с проблемами”. Ее авторы исходят из того, что творческий процесс у таких детей следует рассматривать “не столько как отражение степени их дефекта, а скорее как проявление позитивных способностей личности, опираясь на которые можно способствовать социальной адаптации и коррекции ребенка” (Жвитиашвили Н.Ю., 1995, с.92).

Работающая на основе этой программы арттерапевтическая студия проводит занятия со слабовидящими, с детьми с последствиями церебрального паралича, в аутичными детьми, помогая им открыть красоту окружающего мира и лучше понять самого себя.

Одной из первых акций студии стала выставка "Детские сны" (1993), участие в которой приняли дети из больниц, специализированных школ и интернатов, ассоциаций детей-инвалидов. Автор, страдающий особо тяжелым недугом, получил специальный приз "Самому мужественному участнику выставки". В 1998-1999 гг. арттерапевтическая студия приняла участие в международном социально-культурном форуме "От монолога к диалогу", который проводился в Санкт-Петербурге. В творческих мастерских, где вместе работали взрослые и дети, больные и здоровые, удалось создать атмосферу, которая способствовала коллективному творчеству и в то же время давала возможность каждому заявить о себе как о творческой личности.

В последние годы активно заявляют о себе и другие общности, которые актуализируют новые формы работы для однородной аудитории. К числу таких общностей можно отнести, например, различные землячества, которые благодаря музею могут ощутить свое культурное и социальное единство, предъявить обществу свои ценности и тем самым в какой-то степени способствовать разрешению национальных конфликтов.

Большой простор для разнообразия открывают внемузейные формы, или, как их еще называют, передвижные. Например, начиная с 1930-ых гг., когда перед музеями была поставлена задача обслуживания сельских жителей, весьма распространено было заключение договоров с колхозами, совхозами, сельскими школами на организацию лекций, тематических мероприятий, праздников специально для этой категории населения. Эти формы, безусловно, имели значение для жителей удаленных от крупных культурных центров мест. Сейчас связь с сельскими жителями в силу главным образом экономических причин нарушилась. Но внемузейные формы не потеряли своего значения. И они могут существовать не только в виде лекций. Например, очень актуальна для школ идея передвижного музея ("музея в чемодане"), подобные которым существовали в России, а также достаточно интенсивно используются за рубежом. Получив на время копии и дубликаты музейных предметов, подобранных по определенной теме и снабженных необходимыми методическими разработками для учителя, школы могут очень эффективно разворачивать процесс предметного обучения.

Наконец, в последние годы все большее значение начинает приобретать деление форм на коммерческие и некоммерческие. Наибольший коммерческий эффект дают программы для иностранцев, которые создаются во многих музеях.

Обзор форм помог нам представить общую картину культурно-образовательной деятельности музея. В дальнейшем эта схема насытится более конкретным содержанием.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 859 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2650 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.