Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экскурсионисты прошлого о сущности




Экскурсионного метода

 

Сторонником "биографического" способа изучения явления был, в частности, один из самых ярких представителей этой школы.

 

Иван Михайлович Гревс (1860-1941) был специалистом по истории Средних веков и Возрождения. Его деятельность как преподавателя истории началась в Тенишевском училище, которое, как мы помним, одним из первых стало на путь осуществления экскурсионного метода. Затем И.М. Гревс преподавал на Высших (Бестужевских) курсах, в Санкт-Петербургском университете, профессором которого он был до конца своей жизни. (Дважды его преподавательская деятельность в этом университете прерывалась: в 1899 году его арестовывают "за неблагонадежность", в 1930 - "за идеализм").

Гревсом были заложены основы экскурсионного метода обучения истории, а также городского краеведения, который он применял в своей преподавательской практике. Так, в 1908 и 1912 гг. он организует для участников своих семинаров экскурсии по Италии, которым предшествовала серьезная подготовка их участников. (Первая экскурсия была описана самим Гревсом в его брошюре "К теории и практике "экскурсий" как орудия научного изучения истории в университетах", а вторая - в книге его ученика Н.П. Анциферова "Из дум о былом”). Начав деятельность экскурсиониста еще до революции, Гревс активно включился в экскурсионное движение послереволюционной России. Его отношение к новой власти соответствовало девизу Студенческого научно-литературного общества, членом которого Гревс был: "Добросовестно готовить себя и друг друга к будущей деятельности в русском обществе путем серьезной работы над наукой и внимательного изучения жизни, но отказаться от участия... в политической борьбе настоящего дня". (Отметим, что членом этого Общества был и Александр Ульянов). Последовательно выдерживая заложенную еще в юности установку на служение людям и науке, а не власти, Гревс продолжает трудиться на экскурсионном поприще. Именно он становится автором проекта Петроградского экскурсионного института, гуманитарную секцию которого позднее возглавляет, привлекая к его деятельности видных ученых и экскурсионистов. Одновременно Гревс работает в Центральном бюро краеведения, всячески содействуя развитию "родиноведения" (термин Гревса) и поддерживая "подвижников", как он называл местных краеведов ("Это подвижники: в старину спасали душу в монастырях, а теперь поддерживают живую душу краеведением").

 

Обратимся к рассмотрению взглядов И.М. Гревса на природу экскурсионности. Они изложены в его первой статье на эту тему "Несколько теоретических замечаний об общеобразовательном значении экскурсий" (1902), которая вошла в сборник Тенишевского училища, а затем развиты в статьях “Дальние гуманитарные экскурсии и их образовательно-воспитательный смысл” (1922), "Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру" (1925). (Последняя открывает сборник "Экскурсии в культуру" - единственный коллективный труд сотрудников гуманитарной секции Экскурсионного института в Петрограде, упраздненного уже в 1924 г).

Концепция И.М. Гревса основывалась на философии путешественности. "Слово это, - пишет современный исследователь, - введенное в культурный оборот самим Гревсом, можно считать своеобразным символом целого пласта русской культуры начала века (Гениссаретский О.И., 1988, с.221).

Гревс наделял путешествие значением самоценного явления культуры и фактором ее, культуры, развития, а в психологии путешественности видел важный источник для разработки экскурсионного метода. "Человек,- пишет он, - вместе с культурою перестает быть бродячим, но остается путешествующим, рвущимся в мир и к другим людям всеми силами своего существования... "Экскурсии" занимают скромнейшее место в необъятной сфере "путешествий", но они родственны им по природе: в них повторяется однородный с теми процесс. В них, как и в тех, расширяется личность, так как происходит слияние ее с широким миром, завоевание его умом и волею, но и развитие себя его правдою и красотою" (Гревс И.М., 1902, с.112).

Во время экскурсии происходит процесс взаимообогащения. Человек получает импульс для "развития себя", но одновременно - обогащает мир, потому что наделяет мертвые подчас предметы ценностным смыслом. Это происходит вследствие того, что в момент путешествия, на экскурсии возникает особый подъем, состояние внутренней готовности к перемене, к духовно-творческой деятельности. Гревс об этом писал так: "главная и великая сила экскурсии кроется в том, что в "путешественности" разгорается особенно богатая и дружная работа, высокое вдохновение и напряжение всех свойственных человеку психических сил.., все сопровождается выдающимся подъемом темпа и ритма душевной жизни, высоким наслаждением творческого открытия" (там же).

Основа экскурсии, которая рассматривается Гревсом как духовно-творческий акт, - это "путешествующий дух", "всеобщий подъем цельной личности". И отсюда следует вывод-афориз, который повторяется в ряде работ ученого: "путешественность - душа экскурсионности". Слово путешествие и самые различные его синонимы стали основой определения экскурсии, данного И.М.Гревсом:

" Экскурсия /лат. excursio, excursus/ - это значит выход, выезд (специально - вылазка); в нашем случае - выступление... из места обычного пребывания (школы или дома), путешествие к определенной цели; это образовательная поездка, совершаемая подготовленною и объединенную группою ищущих знаний под руководство м одного (или нескольких) из тех, кто призван им организованно помогать; это - погружение их в широкий мир для непосредственного изучения самостоятельным трудом, личными и кол ле ктивными силами подлинных объектов, которые намечены избранною темою, в их естественной обстановке, среди природ ы, человеческой культуры или обоих вместе" (там же, с.102).

Гревс специально говорил и о музейных экскурсиях, отмечая, что в них уже зарождается "брожение путешественности": "идешь в такое место, где еще не был или куда попадаешь редко, - такой дом, который сам по себе, независимо от хранимых в нем сокровищ, интересен и замечателен, красив и целен, как особое грандиозное существо (Эрмитаж, Румянцевский музей - это своеобразные содержательные миры). Туда надо много ходить, погружаться, исследовать, чтобы понять, охватить, духовно соединить их с собою. Как же это не путешествие?" (Гревс И.М., 1921, с.19).

Центральным объектом экскурсий-путешествий Гревса были города - "и лаборатории и приемники, хранители культуры, и высшие показатели цивилизованности... Город - центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города - прекраснейший путеводитель ее хода и судеб" (там же). По мнению Д.С. Лихачева, именно Гревсом были заложены основы городского краеведения - "градоведения". Принципиально новым в его концепции был целостный подход к изучению городской среды, а потому центральными здесь становятся такое понятие, как образ города, или, более эмоционально, душа города.

Образ города, его неповторимость, его обаяние складываются из планировки, взятой в ее историческом аспекте (как она складывалась): рельефа местности, связи с окружающей природой, окрестностями. Для постижения этого образа чрезвычайно существенно его наблюдение сверху, т.е. виды панорамы города (вид Москвы с Воробьевых гор, Калуги с возвышенности за Окой), знакомство с наиболее интересными памятниками (в этом случае можно говорить, например, о Петербурге Трезини, Растрелли, Росси) и с типовой застройкой (изучение внутренности храмов и дворцов, библиотек, канцелярий, мастерских). Частью образа города является содержимое его музеев.

Очень важен был для Гревса подход литературный, т.е. отражение города в разные моменты его жизни в творчестве писателей и художников, изучение его природы по толкованию великих поэтов. И в этом смысле можно, согласно его концепции, говорить не только о Петербурге Растрелли или России, но и о Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского. Это был совершенно новый аспект осознания возможностей экскурсионного метода, но развит он был уже учеником Гревса, о котором наше дальнейшее повествование.

 

Николай Павлович Анциферов (1889-1958) получил образование на историко-филологическом отделении Петроградского университета, где занимался в семинаре И.М. Гревса по истории Средних веков. Как экскурсионист и краевед, он разделял воззрения своего учителя и осуществлял их на практике. При участии Анциферова, тогда еще студента, в 1910 г. при Эрмитаже организуется студенческий экскурсионный кружок, который стал серьезным фактором развития музейного экскурсоведения (деятельность кружка описана в уже упоминавшейся книге Н.П. Анциферова "Из дум о былом"). Он и его товарищи "считали своим радостным долгом помочь Советской власти в области культурной революции" (Анциферов Н.П., 1992, с. 407). С возникновением в Петрограде Экскурсионного института он становится сотрудником Гуманитарного отдела. Вместе с Гревсом работает также в Центральном бюро краеведения. Он возглавляет семинарий по экскурсионному изучению города при обществе "Старый Петербург", выступает с докладами и лекциями, разрабатывает и водит экскурсии по городу.

Исследователь жизни и творчества Анциферова А.И. Добкин отмечает, что Николай Павлович принадлежал к появившемуся после революции социальному типу "последнего русского интеллигента" (что, впрочем, можно сказать о И.М. Гревсе), на долю которого выпали чрезвычайно горькие испытания. Для Анциферова они начались в 1928-1930 гг., когда по всей стране прошла волна арестов интеллигенции в связи с ликвидацией различного рода кружков. В 1929 г. Анциферова арестовывают за участие в религиозно-философском кружке "Воскресение", но вскоре это дело присоединяется к "делу Академии наук" (заговор историков). В частности, краеведческие организации, руководимые ЦБК, обвинялись в монархической пропаганде и подготовке восстановления царизма. Но, как пишет сам Анциферов, "представители "гнилой интеллигенции", в большинстве устояли. Не писали "романов" (ложных признаний - М.Ю.), а собранные следствием романы были настолько жалки, что не дали материала для постановки "шахтинского" дела научной интеллигенции" (там же, с.374). Однако краеведческое и экскурсионное движение оказались полностью задавленными начавшимися репрессиями.

Н.П. Анциферов - он признал себя "виновным" в том, что всюду, куда бы его ни посылало ЦБК, настаивал на необходимости изучать прошлое края, выступал против уничтожения памятников старины, в частности церквей - вплоть до 1933 г. отбывал наказание в Соловках и на Беломор-Балтийском канале. После возвращения из ссылки работает в Коммунальном музее (ныне Музей истории города Москвы), но в 1937 г. - новый арест: Бутырская и Таганская тюрьмы, этап на Дальний Восток. После освобождения из уссурийского лагеря по пересмотру дела в 1939 г. он поступает на работу в Государственный Литературный музей. В 1944 г. Н.П. Анциферов защищает диссертацию "Проблема урбанизма в художественной литературе" - формулировка, которая точно отражает направление его интересов как ученого и экскурсиониста.

 

Н.П. Анциферов был лучшим теоретиком и практиком особого типа экскурсий, основанных на приложении литературного материала к изучению городской среды, и по существу - создателем нового жанра на стыке литературоведения и культурологии. Этот жанр раскрывается в названиях его книг: "Петербург Достоевского" (1923), "Быль и миф Петербурга" (1924), "Пушкин в Царском Селе" (1946), "Петербург Пушкина" (1950), где обнаруживается неразрывность предметной исторической среды и событий литературной жизни, творчества писателя и его окружения, бытия и быта. Однако наиболее ярко это проявилось в первой и "главной" его книге - "Душа Петербурга" (издана в 1922 году, переиздана в 1990), о которой его учитель писал так: "Впервые сплетен около истории Петербурга такой яркий венок из тех образов, в какие преломлялось лицо создания Петра... в творчестве писателей русской земли, ее талантливых поэтов и романистов" (Анциферов Н.П., 1990, с. 236). В этих словах - замысел книги: развитие образа города с момента его зарождения до дней великих потрясений 1917-1918 гг. и отражение этого образа в творчестве русских писателей, от Сумарокова до Блока.

Ключевым для концепции Н.П. Анцифрова является понятие образ города: genius loci. Оно становится главным и в определении содержания экскурсии. Анциферов отрицает экскурсию как показ достопримечательностей, независимо от того, проводится ли она невежественным гидом или подготовленным специалистом, и так формулирует ее цель:

"Экскурсия должна быть постепенным покорением города познанию экскурсантов. Она должна раскрыть душу города и душу, меняющуюся в историческом процессе, освободить ее из материальной оболочки города, в недрах которой она сокрыта, провести, таким образом, процесс спиритуализации города. Тогда явится возможность вызвать беседу с душой города и, быть может, почувствовать некоторое подобие дружбы с ним, войти с ним в любовное общение..." (там же, с.11).

В этом определении экскурсии Н.П. Анциферов предстает не только как оригинальный мыслитель, но и как блестящий стилист - качества, роднившие его с И.М. Гревсом и свойственные, очевидно, многим "последним русским интеллигентам". К ним можно отнести и следующего представителя отечественной экскурсионной школы.

 

Борис Евгеньевич Райков (1880-1966) - историк естествознания и педагог, который теоретически обосновал, а главное, ввел в практику новую методику преподавания естественнонаучных дисциплин. (Его предшественниками на этом поприще были профессора Д.Н. Кайгородов, который утверждал, что "без широкого развития системы экскурсий нельзя как следует научиться видеть природу", и В.В. Половцев. Последнему благодарный Б.Е. Райков впоследствии посвятит свою книгу). Б.Е. Райков закончил естественное отделение физико-математического отделения Санкт-Петербургского университета, где специализировался в области зоологии. Здесь, во время учения, проявился общественный темперамент Бориса Евгеньевича: он дважды исключался из университета за участие в студенческом движении (в целом на 5 лет). Получив звание "бывшего студента", он впоследствии сдал экстерном экзамены за весь курс. Райков был преподавателем уже известного нам широкой постановкой экскурсий Коммерческого училища в Лесном, где разрабатывал методику экскурсий в природу. Именно Райков стал редактором и автором вступительной статьи к сборнику "Школьные экскурсии, их значение и организация", который составил веху в истории экскурсионного движения. После революции Райков со свойственными ему темпераментом и безусловным организационным талантом продолжает свою деятельность экскурсиониста. Он возглавил Общество распространения естественнонаучного образования, которое очень широко пропагандировало идею экскурсий, организовал Инструкторскую экскурсионную станцию в Павловске, где учителя осваивали экскурсионную методику. (Продолжая дореволюционные традиции, здесь работали крупнейшие ученые того времени: А.Е. Ферсман, Г.Н. Боч, М.Н. Римский-Корсаков и др.). Под руководством и при деятельном участии Райкова прошла самая крупная в России конференция по экскурсионному делу, итоги которой обобщены в сборнике "Вопросы экскурсионного дела" (1923). Вместе со своими коллегами Райков работал в Петроградском экскурсионном институте, входя в естественно-историческую секцию.

Его деятельность прервалась после того, как он (здесь мы можем наблюдать качества "последнего русского интеллигента") выступил против так называемых комплексных программ обучения, которые противопоставлялись программам систематического образования, начав дискуссию с А.В. Луначарским. Ее результатом стали обвинение "в срыве педагогических мероприятий Наркомпроса" и отстранение от всех должностей. В 1930 г. Райков был репрессирован и, как сказано в книге о нем, изданной в “доперестроечный” период (Лукина Т.А., 1970), "десять лет работал на Севере": Соловки, Беломор-Балтийский канал, Медвежьегорье. После возвращения из ссылки в 1945 г. в 65-летнем возрасте продолжил научно-педагогическую деятельность, став профессором Педагогического института им. А.И. Герцена. Посвятил себя изучению истории естествознания (ему принадлежит 4-томная монография "Русские биологи-эволюционисты до Дарвина"). В институте читал для студентов спецкурс по экскурсионному делу.

 

Основные идеи Б.Е. Райкова-экскурсиониста изложены в его книге "Методика и техника ведения экскурсий" (1922), в основе которой лежат лекции, прочитанные слушателям Инструкторской экскурсионной станции в Павловске. Б.Е. Райков рассматривал экскурсию как один из наиболее эффективных методов активно-двигательного усвоения знаний, считая основным ее свойством - моторность. Различные двигательные ощущения (от ходьбы, бега, лазания) во время передвижения в пространстве придают, по его мнению, совершенно особый характер интеллектуальным и эмоциональным переживанием экскурсанта. Формуле И.М. Гревса "путешественность - душа экскурсионности" он противопоставлял: "моторность - душа экскурсионности" (рассматривая, впрочем, это ведущее ее свойство вместе с такими, как конкретность и предметность, локальность и эмоциональность). Все же определение экскурсии у Б.Е. Райкова звучит так:

"Экскурсия есть вид моторного завоевания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве. Это и составляет специфические признаки экскурсионного метода. Где нет этого признака, там нет и экскурсии" (Райков Б.Е., 1922, с.8).

Б.Е. Райков считал себя оппонентом И.М. Гревса (недаром последний довольно сдержанно оценил книгу Райкова, заявляя, она построена элементарно, не углубляется в вопросы теории и служить пособием для гуманитариев не может). Конечно, Гревс подходил к определению сущности экскурсии более широко, с философских позиций, но расхождение его с Райковым в значительной степени определялось материалом, с которым они имели дело: путешественность - душа гуманитарной экскурсии, моторность - экскурсии в природу.

И.М. Гревс, его ученик и сподвижник А.П. Анциферов, а также оппонент Б.Е. Райков принадлежали в петроградской ветви экскурсионной школы. Существовала еще и московская, ярким представителем которой был человек, имя которого упоминалось в начале этого раздела.

 

Николай Александрович Гейнике (1876-1955) - краевед, знаток Москвы. В 1918 г. под его руководством выходит справочник-путеводитель "По Москве" (переиздан в 1991 г.), который считается своеобразным итогом изучения города в дореволюционный период. Гейнике был членом Комиссии "Экскурсии по России", организовывавшей, как помнит читатель, экскурсии для учителей. Подобно другим экскурсионистам, он активно содействует развитию экскурсионного дела в первые послереволюционные годы. В 1919 г. создает московский семинар по культурно-историческим экскурсиям при Обществе "Культура и Свобода" (основан А.М. Горьким), в задачи которого входила подготовка экскурсоводов и разработка теоретических вопросов экскурсоведения и краеведения. В 1920-начале 1930 гг. руководит экскурсионным сектором Института методов внешкольной работы, очень много преподает, читая курсы по истории Москвы, краеведению и экскурсоведению для студентов МГУ и других вузов, а также слушателей многочисленных курсов и семинаров. Преподавательскую работу Гейнике вел до конца своей жизни.

 

Итогом деятельности организованного им семинара по экскурсионному изучению Москвы стал сборник "Культурно-исторические экскурсии" (1923) для которого Н.А. Гейнике написал большую вводную статью. В ней он излагает свой взгляд на экскурсионное движение в России и свое понимание экскурсионного метода.

В основе его подхода к сущности экскурсии - зрительное восприятие, умение "видеть", которое, как он совершенно точно отмечает, дается человеку с большим трудом. Во времена становления экскурсионной школы это объяснялось книжным, по преимуществу, характером образования ("Узнать что-либо, - пишет Гейнике, - это прежде всего прочитать в книге") (Гейнике А.Н., 1923, с.6), а сейчас - чрезмерностью визуальной информации, вследствие чего мы теряем способность к сосредоточенному рассматриванию. Экскурсия призвана компенсировать односторонность развития человека, его "слепоту", формируя умение "видеть", т.е. не только подмечать значимые детали, но и воспринимать монументальный или музейный памятник в определенном историко-культурном контексте.

Гейнике не настаивал на выделении какого-либо одного признака экскурсии, более того, считал, что "сущность экскурсионного метода определяется не одним только признаком, а рядом характерных особенностей" (там же, с. 5). Вторым, после зрительного восприятия, признаком он считал моторность, ибо обостряется зрительное восприятие в процессе движения: "Необходимо несколько раз подойти к... памятнику и притом с разных пунктов, обойти церковь кругом по земле, подняться по ее бегущим крыльцам, обойти ее вторично, но уже по гульбищу второго этажа, словом очень много походить, и только в этом процессе движения выясняются с полной отчетливостью для экскурсантов поставленные руководителем задачи" (там же, с. 9).

Далее, экскурсионный метод более чем какой-либо другой, дает возможность исходить из творческой активности экскурсанта, служит для "проявления его индивидуальных интересов, вкусов, наклонностей” (там же, с. 11).

Важное качество экскурсии - ее коллективность: "Моменты высшего эмоционального подъема бывают именно в процессе коллективного восприятия, когда все экскурсанты сливаются в единый организм безмерно более тонкий и чуткий, чем каждый член экскурсии в отдельности" (там же, с. 12).

Наконец, экскурсию характеризует ее тематичность, т.е. объединение "вокруг одного познавательного или эмоционального стержня".

Итак, сущность экскурсионного метода Н.А. Гейнике определяет следующим образом: "В основе экскурсионной работы идут зрительные впечатления, почти всегда сопровождаемые и осложняемые восприятиями моторного характера; работа экскурсанта носит активный и творческий характер; особая углубленность этой работы является следствием ее коллективности; образовательные цели экскурсии достигаются ее тематичностью" (там же, с. 13).

Это емкое, хотя и несколько сухое, определение мы имеем возможность проиллюстрировать непосредственным впечатлениями тех, кто на себе испытал обаяние мастерства Н.А. Гейнике и мог проникнуть в сущность его метода. Обратимся к воспоминаниям его ученицы - А.Б. Закс, впоследствии видному отечественному музееведу. Анна Борисовна вспоминает об экскурсии Н.А. Гейнике "Вокруг стен Кремля": "Вместе с боем курантов экскурсия началась. Это было какое-то волшебное действо, чудо. Слепые становились зрячими. Заговорили не только зубчатые стены и островерхие башни, каждая из которых имела свою историю, особый смысл; свое слово сказал буквально каждый кирпич, каждый зубец Кремлевской стены. Издали мы любовались изяществом произведения талантливых архитекторов и строителей; стоя непосредственного под башней и поднимая голову, ощущали ее тяжесть и мощь... Мы смотрели, слушали, передвигались, вертели головами, движениями рук обрисовывали контуры архитектурных деталей, отвечали на вопросы руководителя, задавали ему вопросы. Очень разные люди почувствовали себя единым коллективом" (Закс А.Б., 1991, с. 250).

Итак, в основе метода Н.А. Гейнике - формирование культуры зрительного восприятия. Это же является существенной частью экскурсионного метода другого представителя экскурсионной школы, имя которого, конечно, хорошо известно читателю.

 

Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939) провел детство и юность в традиционных центрах иконописи - селах Холуй и Палех. Мечтал стать художником, но стал искусствоведом и педагогом, создавшем стройную систему художественного воспитания. Историю искусства изучал в Юрьевском (Тартусском) университете, а педагогическое образование получил в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина. С 1917 г. преподавал теорию и историю искусство во многих высших учебных заведениях Москвы (Шелапутинский институт, Университет Шанявского, Высшие государственные художественные мастерские, 1-ый Московский государственный университет и др.). Одновременно работал в художественных музеях: в 1917-1926 гг. - хранитель Цветковской галереи, где он создал специальный экскурсионный семинар, а в 1927-1939 гг. - зав. отделом графики Третьяковской галереи. Бакушинский публикует статьи и монографии о традиционном народном искусстве и по истории классического искусства, о творчестве русских художников. В 1936 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствознания. Похоронен, в знак признания его заслуг перед страной, на Новодевичьем кладбище.

 

Итак, перед нами наиболее благополучная, в сравнении с другими экскурсионистами, судьба. К этому можно добавить лишь то, что после 1940 г., т.е. сразу после смерти, труды ученого не переиздаются. И только в 1981 г. выходит сборник “Исследования и статьи”, где, в частности, опубликованы работы, раскрывающие сущность его экскурсионного метода: "Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного курса", "Как смотреть картины", "Музейно-эстетические экскурсии", "Художественная организация школьной жизни", "Экскурсия для изучения статуи Афродиты Милосской". Дополнением к ним служит работа "Художественные экскурсии систематического типа” (1925), где концепция Бакушинского изложена в наиболее завершенном виде.

А.В. Бакушинский нередко сравнивал свою систему с системой К.С. Станиславского, и это сравнение, разумеется, не случайно. Если И.М. Гревс олицетворяет философское начало экскурсионной школы, а Н.П. Анциферов - поэтическое, то А.В. Бакушинский - артистическое. Недаром он первым среди экскурсионистов столь значительное место стал уделять проблеме мастерства экскурсовода, который выступает в роли интерпретатора художественного произведения.

Экскурсовод, по мнению Бакушинского, - это "режиссер, незаметно формирующий общность впечатлений и выводов из них" (Бакушинский А.В., 1981, с.119). Для его экскурсионного метода, так же как и в сценическом искусстве, большое значение имеет умение "держать паузу", молчание: "Подходя к картине, - пишет в своих воспоминаниях А.Б. Закс, - Бакушинский давал возможность неторопливо и внимательно рассмотреть ее. Потом начинал анализ ее компонентов - композиция, свет, цвет, фактура, технические приемы. Картина как бы распадалась на части, а потом вновь возникала, но уже на новом уровне" (Закс А.Б., 1991, с. 251).

Сильными выразительными средствами в его системе предстают жест: Бакушиский молча показывал отдельные фрагменты, мазки, только жестом выражая то, что хотел передать аудитории, - а также мизансцена: нередко показ картины начинался издалека, через анфиладу залов. Так он режиссировал ситуацию восприятия-приближения.

Эти чисто внешние приемы, конечно, отражали суть метода. Он был направлен против чуждого искусству пассивного восприятия и, напротив, содействовал пробуждению творческой активности как "драгоценнейшего свойства человеческой личности". Этому и служили применяемые экскурсоводом приемы.

Бакушинский считал, что в основе творческого переживания, которое должен испытать зритель, воспринимая произведение искусства, лежит так называемый повторный творческий акт. Человек проходит путь обратный тому, который проделывает художник, воплощающий творческое напряжение в определенную творческую форму. Зритель идет от формы, но итогом ее восприятия должно стать творческое (эстетическое, художественное) переживание, которое позволяет воспринять с той или иной степенью адекватности замысел творца. Познавательный момент в акте творческого восприятия, несомненно, присутствует, но он играет подчиненную роль. (Вспомним: "неведение не может служить основой ценностного переживания", - утверждает М.Б. Гнедовский. Так что позиция Бакушинского, настаивающего на приоритете отношения, а не знания, представляется весьма современной).

Итак, суть экскурсии, ее первая задача, согласно концепции А.В. Бакушинского, состоит в пробуждении творчества зрителя. На экскурсии тайна искусства должна быть "пережита с наибольшей душевной непосредственностью, силой и глубиной, создавая в психике зрителя ряд изменений, мощно возбуждая в нем творческую активность". Но поскольку эстетическое переживание обусловлено "способностью восприятия произведения искусства,... воспитать умение видеть, ощущать - вторая, сопутствующая первой, задача эстетико-экскурсионной практики" (Бакушинский А.В., 1981, с. 114).

А.В. Бакушинский и Н.А. Гейнике, а также их ученики и последователи, формировали московский экскурсионный стиль, который отличался от петербургского. Вот что пишет по этому поводу Н.П. Анциферов: "При наличии большого единомыслия москвичи и петроградцы различались в уклонах. У москвичей превалирует анализ зрительных впечатлений (вопросно-ответная система, злоупотребление ею). Опыты молчаливых экскурсий, "медленное смотрение" Бакушинского (экскурсия в художественную галерею с осмотром З картин), как "медленное чтение" Гершензона. У ленинградцев - преобладание лекционных моментов. Больше мыслей, шире постановка тем" (Анциферов Н.П., 1992, с. 409). Несмотря на различия в стилях, москвичи и петроградцы не испытывали по отношению друг к другу никакого антагонизма и являли пример самого дружеского сотрудничества.

Личности, о которых было рассказано в этом разделе, все вместе создавали концептуальную основу отечественной экскурсионной школы. И одновременно, закладывая ее основания, они предпринимали важнейшие практические шаги. За каждым из них - воплощенные в жизнь проекты: от первых экскурсионных кружков до исследовательских институтов и инструкторских станций. Но даже среди этих людей с их даром "строителей" выделялась фигура человека, которого Гревс характеризовал как "выдающегося насадителя и двигателя у нас экскурсионных традиций и неутомимо энергичного их организатора".

 

Арт Яковлевич Закс (1878 - 1938) начал свою педагогическую деятельность в Тенишевском училище (вместе с И.М. Гревсом), а затем вся его жизнь была связана с внешкольным образованием, в частности с экскурсионным делом. Не будучи теоретиком движения, А.Я.Закс в очень значительной степени способствовал популяризации и практическому использованию идей экскурсионистов. Он был основателем и руководителем двух учреждений, сыгравших выдающуюся роль в музейном и экскурсионном деле 1920 -1930 гг.: Института методов внешкольной работы и Центральной опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса. Оба учреждения были созданы в 1923 г. - время расцвета экскурсионного движения. После закрытия первого и реорганизации (фактически уничтожения) второго Закс, страдавший хроническим недугом - периодически повторяющимися микроинсультами - вскоре умирает.

 

Ранее мы рассматривали главным образом труды представителей экскурсионной школы, в которых излагалось их понимание сущности экскурсии. Говоря о А.Я. Заксе, остановимся на его "детище" - Экскурсионной базе, которая отразила его подход к экскурсионной работе. Он был автором ее концепции, которая воплощалась в жизнь его же трудами. Кроме того, судьба этого учреждения - это в значительной степени судьба отечественного экскурсионного движения, анализ которого мы завершаем.

В задачу Опытно-показательной экскурсионной базы входила, во-первых, непосредственная работа со школьниками, главным образом группами из "медвежьих углов" (вспомним о дореволюционных традициях), для которых проводились экскурсии преимущественно культурно-просветительного характера. Кадры экскурсоводов в значительное степени пополнялись учениками Гейнике. Во-вторых, ее работники занимались теоретическим и методическим обобщением экскурсионной практики. В частности, ими под руководством самого Закса была разработана методика включения экскурсий в учебную программу городской и сельской школы первой ступени. В-третьих, здесь разрабатывались модели для организации подобных баз на местах, благодаря чему аналогичные учреждения вскоре появились в Воронеже, Волгограде, Харькове, Тбилиси, Одессе, в городах Сибири и Урала. Плодотворной деятельности экскурсионной базы способствовали созданные усилиями директора специализированная библиотека, научный архив и кабинет наглядных пособий с художественной мастерской.

Однако 1928 год, как свидетельствует в своих воспоминаниях Анна Борисовна Закс, стал переломным в жизни экскурсионной базы. Возобладавшая тенденция политизации не соответствовала ее деятельности, которая была ориентирована на культуру, а не на политическое просвещение. Против руководства базы были выдвинуты обвинения в отсутствии политической направленности и чрезмерном количестве экскурсии (!), а главное - "засорении кадров "представителями эксплуататорских классов" (Закс А.Б., 1991, с. 267). Началась "чистка" коллектива, основой которого была интеллигенция. В состав базы ввели выдвиженцев, один из которых, став заместителем директора, постепенно забирал власть в свои руки. Одновременно резко уменьшилось количество экскурсий, которые стали не нужны новой школе, севшей за изучение "Краткого курса". Как пишет А.Б. Закс, "работа краеведческого профиля не поощрялась. Уменьшились возможности выездов в Москву... Приветствовались туристические походы с включением общественной работы в колхозах, пионерских организациях" (там же, с. 268).

В 1935 г. базу слили с Центральной детской экскурсионно-туристической станцией в Сокольниках. Экскурсионное движение начало вырождаться в политическое просвещение и туризм. Это, впрочем, относится не только к деятельности Центральной опытно-показательной экскурсионной базы, но и ко всему движению в целом.

Мы рассмотрели несколько ключевых фигур, которые определяли облик отечественной экскурсионной школы, несколько судеб, каждая из которых - свидетельство краха экскурсионного и краеведческого движения в конце 1920 гг. (Он сопровождался репрессиями и чисткой кадров, закрытием практически всех экскурсионных организаций, включая петроградский и московский экскурсионные институты, ориентацией на производственные экскурсии и политическое просвещение). Но кроме лидеров направления были и "рядовые" его участники, которые также отдавали экскурсионному движению свои жизни, а теперь могли наблюдать крушение возведенного ими здания.

Однако традиции не умирают. Не исчезли, а сегодня стали особенно актуальными традиции отечественной экскурсионной школы, которые были заложены нашими предшественниками. Высокий уровень экскурсионной деятельности отечественных музеев - одно из серьезных подтверждений тому, что в 1880-1920 гг. в России сформировалась именно школа со своим подходом к экскурсии как явлению культуры, при всех нюансах в позициях отдельных ее представителей и их последователей. Современное понимание экскурсии, безусловно, основывается на идеях российских эксурсионистов, каждый их которых обогатил представление о ней мощью своего дарования. Высоко подняв уровень экскурсии как таковой, они дали импульс для развития музейной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3938 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2441 - | 2258 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.